Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.И. АБРАМОВА
Проблема классификации правовых актов, их системного построения всегда имела большое значение. Сегодня в условиях нарастания процессов цифровизации разных сфер жизни российского общества и трансформации под воздействием этих процессов существующей правовой реальности названная проблема актуализируется, приобретая новое звучание. Призванная отражать весь массив издаваемых в стране правовых актов в их динамике юридическая классификация традиционно признается необходимым элементом формирования единого информационно-правового пространства <1>. Выступая в качестве методологического приема изучения права, она позволяет делать научно обоснованные прогнозы относительно последствий принятия правовых актов любого уровня, что служит правильному выбору пределов их воздействия на общественные отношения, обеспечению согласованности и непротиворечивости принимаемых правовых решений, способствует совершенствованию выработанных наукой юридических конструкций, повышению их эффективности в правовой сфере.
--------------------------------
<1> См.: Маковский А.Л., Новиков Д.Б., Силкина А.В., Симбирцев А.Н. Принципы построения системы классификации правовых актов // Правовой классификатор и правовой тезаурус в законотворчестве и юридической практике. М., 1998. С. 5.
Современный этап развития российской правовой системы характеризуется возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий построения различных систем правовой классификации. Использование информационных возможностей глобальных компьютерных сетей позволяет на основе системы классификации правовых актов осуществлять максимально полный и достоверный учет аккумулируемой в актах правовой информации, выйти на качественно новый уровень организации работы, связанной с ее упорядочением. В научной литературе и правосистематизирующей практике последних лет такая форма упорядочения правовой информации вполне обоснованно рассматривается в качестве систематической (официальной, неофициальной) инкорпорации, выполняемой при помощи автоматизированных средств <2>. Речь идет об объединении и фиксации правового материала в виде определенного информационного ресурса на электронном носителе при сохранении его прежнего содержания.
--------------------------------
<2> Подробнее см.: Липень С.В. Законы о нормативных правовых актах стран СНГ - индикаторы процессов информатизации и цифровизации системы законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 8.
Реализация идеи о том, что в основу электронной инкорпорации должна быть положена система классификации правовых актов, предполагает наличие тщательно разработанного классификатора, помогающего унифицировать банки данных правовой информации и обеспечивать точность в ее автоматизированном подборе. Задачи, решаемые с помощью классификатора, состоят в формировании как универсальных (предназначенных для использования любым заинтересованным субъектом), так и специализированных банков данных правовой информации. В отличие от универсальных специализированные банки данных создаются для накопления правовой информации по отдельным темам, отраслям законодательства и, как правило, ориентированы на определенные группы пользователей. Характерной для таких банков данных признается особая детализация механизмов тематического поиска, удовлетворяющих потребности в оперативном получении и анализе необходимой информации, одним из которых является классификатор <3>.
--------------------------------
<3> См.: Цховребова М.К., Бетеева М.М. К вопросу классификации правовых актов в Российской Федерации // Вестник науки и образования. 2015. N 2. С. 68 - 70.
Цели инкорпорации правовых актов, для достижения которых создается классификатор, весьма разнообразны. Они могут состоять в обеспечении функционирования информационной системы при официальном опубликовании актов, пересмотре действующего законодательства и устранении фактически утративших силу актов, выявлении противоречий и коллизий в законодательстве, восполнении его пробелов. Решаются вопросы повышения качества нормативного правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере, в том числе "упреждающего" регулирования, направленного на предотвращение рисков наступления тех или иных негативных событий.
Проводимая в настоящее время работа по инкорпорированию правового материала с использованием компьютерных правовых систем сталкивается с рядом проблем. Одна из них - невозможность удовлетворения потребностей всех категорий пользователей при помощи единого для всех пользователей классификатора, которым служит Классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 <4>. На сегодняшний день он является фактически единственным официальным источником, используемым при формировании банков данных правовой информации. Дополнительные сложности создают интенсивный рост числа принимаемых правовых актов, разрозненность правовых норм, касающихся одного или нескольких взаимосвязанных вопросов, их быстрое устаревание и неспособность учитывать потребности реальной общественной жизни, несогласованность с ранее принятыми актами. Кроме того, наблюдается заметное отставание правового регулирования от темпов развития информационно-коммуникационных технологий, снижающее эффект их восприятия и системного видения правом, подчас неспособного предложить необходимый правовой инструментарий, регламентирующий изменения в данной сфере.
--------------------------------
<4> В свое время данная проблема широко обсуждалась представителями юридической науки, участниками заседаний Экспертно-консультативного совета по проблемам систематизации и кодификации законодательства при Председателе Государственной Думы (см. об этом: Васильева Ю.В. Цели кодификации российского законодательства // Государство и право. 2012. N 11. С. 121).
Складывающаяся в последние годы практика идет по пути создания министерствами, ведомствами собственных классификаторов правовых актов, приспособленных для удовлетворения их внутренних потребностей в систематизации правовой информации. Каждый из таких классификаторов имеет самостоятельное значение и может быть использован либо в отдельности, "адресно" удовлетворяя потребности той или иной категории пользователей, либо в совокупности с другими классификаторами. Предусмотрена возможность быстрого перехода от одного классификатора к другому в необходимых для информационного обмена вариантах.
Согласимся с высказанным в литературе мнением о том, что принцип множественности классификаторов, применяемых различными государственными органами, должен стать основополагающим для развития системы официальной классификации правового материала <5>, задавая новые параметры в процессе его инкорпорирования. Вместе с тем сохраняется необходимость в наличии общегосударственного классификатора, отражающего информацию обо всех издаваемых в стране правовых актах. Объединение его с другими классификаторами в единую систему классификации, установление между ними определенного соответствия способствуют эффективному решению проблем полного охвата правовых актов и создания на этой основе интегрированных баз данных правовой информации. Обеспечивается возможность обработки больших объемов правовой информации ("большие данные"), владения ею в разных сферах общественной жизни.
--------------------------------
<5> См.: Цховребова М.К., Бетеева М.М. Указ. соч. С. 68 - 70.
Отвечая своему основному предназначению, которое состоит в поддержании системы права в упорядоченном состоянии, и способствуя сближению права с другими социальными инструментами и регуляторами, юридическая классификация призвана воспринять и отразить происходящие в обществе процессы, органично учитывая изменения права, которые оно претерпевает в настоящее время. Весьма важно показать роль и функции классификации в правотворческой и правореализационной деятельности применительно к меняющимся реалиям и с учетом функционирования новых правовых институтов, иных элементов системы права, обеспечивая их адаптацию к особенностям современной государственной и правовой систем. Существенное влияние на классификацию в этом отношении могут оказать положения, закрепленные в поправках к Конституции РФ, предопределившие дальнейшие направления развития правовой сферы.
Важным является раскрытие нарастающего социального аспекта права, который в условиях новой цифровой реальности приобретает особую значимость. Исследуя трансформационные процессы современности, российские ученые именно в праве видят наиболее эффективное средство достижения социальных идеалов <6>. Способное обеспечить и функциональную, и структурную связь внутри всей социальной системы, право активно содействует органической интеграции деятельности разных социальных институтов. В качестве общесоциального регулятора оно отражает объективно складывающиеся общественные отношения, нередко выступая основанием развития этих отношений. В свою очередь, изменения в социальной среде, общественном сознании и поведении людей, порождаемые современными процессами, оказывают влияние на правовую сферу, расширение границ правового пространства. Появляются новые факторы, воздействующие в той или иной форме на право извне, определяя потребности в правовом регламентировании и побуждая право меняться, приспосабливаясь к новой модели отношений, решению новых правовых задач.
--------------------------------
<6> Подробнее см.: Иванов А.Ю., Войниканис Е.А. Право четвертой промышленной революции в России: поиск точки опоры // Закон. 2018. N 5. С. 42 - 53.
Построение любого вида классификации осуществляется путем деления объектов классификации на отдельные группы по признаку, который принимается за основной в процессе деления и признается в связи с этим основанием классификации. Существуют разные критерии юридической классификации: хронологический; алфавитный; по органу, принявшему правовой акт; по типам и видам актов. Предназначение классификации для целей электронной инкорпорации организуемых в систему правовых актов свидетельствует о целесообразности ее построения преимущественно по предметному признаку, что предполагает упорядочение актов по отраслям права, их институтам, сферам правового регулирования. Такой подход дает возможность обеспечить универсальный охват инкорпорируемого правового материала. К тому же избрание предметного критерия классификации в качестве основного в сегодняшней парадигме права позволяет отразить конкретные реалии и проблемы, связанные с образованием в системе права массива актов, опосредующих процессы цифровизации, которыми, как справедливо отмечают некоторые авторы, привносятся очевидные перемены в различные отрасли права, определяются перспективы их дальнейшего развития <7>.
--------------------------------
<7> Подробнее см.: Талапина Э.В. Право и цифровизация: новые вызовы и перспективы // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 5 - 17.
Непосредственное формирование данного массива, исходя из складывающегося научного представления о нем, осуществляется путем системного формулирования и внедрения в устоявшиеся элементы системы права конкретных правовых норм, направленных на "детерминацию их содержания, функционирования, а также вектора и темпов дальнейших трансформаций" <8>. В этом качестве указанные нормы приобретают специфические черты, выступая альтернативой действующим правовым нормам и играя особую роль в реализации регулятивной функции уже существующего нормативного правового образования (отрасли, института права). Происходит своего рода дифференциация норм, обеспечивающая их внутреннее единство.
--------------------------------
<8> Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 1.
Углубление дифференциации под воздействием закономерно меняющихся условий объективной действительности, ее расширение в рамках соответствующей отрасли, института за счет увеличения числа норм указанной целевой направленности, последовательное интегрирование этих норм в правовые общности, гарантированно обеспечивающее их содержательную "сцепляемость", ведут к формированию в системе права нового структурного образования. В научной доктрине образования такого рода, к числу которых помимо правового массива, охватывающего совокупность законодательных и подзаконных актов в рассматриваемой сфере, отнесены массивы, образующие содержание "антикоррупционного законодательства", законодательства о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма, получили наименование "циклические правовые массивы" <9>.
--------------------------------
<9> Об обосновании категории "циклический правовой массив" подробнее см.: Хабриева Т.Я. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в условиях цифровизации экономики: стратегические задачи и правовые решения // Всероссийский криминологический журнал. 2018. N 4. С. 462 - 463; Хабриева Т.Я. Законодательство о противодействии коррупции: феномен, эволюция и современные тренды. Доклад на Восьмом Евразийском антикоррупционном форуме (20 марта 2019 г., Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ). URL: https://inlnk.ru/oee2w; Хабриева Т.Я. Проекции технологической революции в правовой доктрине. Доклад на VI Московском юридическом форуме "Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции" (4 апреля 2019 г., Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина). URL: https://clck.ru/XAHAZ.
Появление в праве "циклических" правовых массивов можно объяснить необходимостью обеспечения адекватного правового реагирования на нынешние запросы экономического, социального, политического развития, выработки новых способов правового воздействия, применительно к достижению намеченных стратегических целей, способствующих решению сложных социально-экономических задач, удовлетворению общественных потребностей. Включение таких массивов в классификационную схему, основывающуюся на предметном признаке классификации (по предмету правового регулирования), позволяет представить составляющие соответствующий массив правовые акты в систематизированном обозримом виде, обеспечивая возможность их использования в различных автоматизированных системах.
Одним из непременных условий классификации правовых актов, основанной на особенностях их предметного содержания, является решение вопроса о выборе "единицы" классификации, ее первичного составного элемента. Интерес в связи с этим вызывает современная научная трактовка категории "содержание права". Среди ученых, исследующих данную проблематику, преобладает мнение о том, что основным содержательным компонентом права следует считать правовую норму <10>. В действительности классификация по такому признаку позволяет определить место каждой нормы в системе права, ее отраслевую, межотраслевую принадлежность, взаимосвязь правовых норм друг с другом, исключающую проявление любого рода противоречий между ними. Играя ведущую роль в механизме правового регулирования, правовые нормы не только устанавливают правила поведения, но и отражают состояние общественных отношений, которыми детерминируется содержание необходимой в этом случае правовой нормативности, воплощающей регулятивную силу права <11>, наполняют сущность права "живой, многообразной информацией" <12>.
--------------------------------
<10> Наиболее обстоятельный анализ и обоснование данная позиция получила в работах М.И. Байтина (см., например: Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 64).
<11> См.: Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. N 6. С. 14.
<12> См.: Давыдова М.Л. О сущности, содержании и форме права // Теория государства и права в науке, образовании, практике: монография / пред. ред. совета Т.Я. Хабриева. М., 2016. С. 210 - 211.
Ориентируемый исключительно на нормативный уровень правовой системы, предлагаемый подход к раскрытию содержательного аспекта права затрудняет решение проблемы классификации ненормативных правовых средств, устанавливающих правила поведения индивидуального характера, что может отрицательно влиять на цифровое технологическое обеспечение взаимосвязи нормативного и индивидуального правового регулирования. Можно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что общей формой, объективирующей содержание права, в данном случае выступает правовой акт (нормативный правовой и индивидуально-правовой) <13>. В связи с этим именно акт в целом либо та или иная его структурная единица <14> являются объектом предметной правовой классификации, представляющей собой систему юридических понятий, которыми отражается содержание актов, объединенных общим предметом правового регулирования. Это позволяет полностью сохранить содержательную часть текста правового акта. Выполняется одно из основных требований, которому должна отвечать разрабатываемая система классификации, - обеспечение полноты охвата правового материала в его содержательной части, что означает такое построение классификационной схемы, при котором каждому правовому акту в ней отведено свое место, а каждая рубрика выражает юридическое понятие, не противоречащее другим понятиям, используемым в классификаторе.
--------------------------------
<13> См.: Давыдова М.Л. Указ. соч. С. 213.
<14> Классификация не только акта в целом, но и по частям, из которых акт состоит, является необходимой в отношении комплексных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права.
В основных параметрах система классификации правовых актов призвана соответствовать реально существующей структуре права с учетом перспектив развития каждого из структурных элементов, входящих в правовую систему, обеспечивая их единство. В этом смысле она выражает определенную модель, восприимчивую к развитию права и законодательства в последующие годы и способствующую их совершенствованию, а в необходимых случаях - преобразованию. На основе применения системной классификации раскрывается "перечень сторон и соотношений в праве, которые остаются невидимыми законодателю", обеспечивается возможность "в систематической форме изложить наиболее существенные признаки тех или иных правовых явлений, отражаемых в правовых категориях" <15>.
--------------------------------
<15> Болдырев С.Н. Классификация как прием юридической техники // Юристъ-Правоведъ. 2014. N 3.
Принципиальное значение имеет ориентированность классификатора на структуру основополагающих правовых актов. Являясь системообразующими актами, материал в которых упорядочен, выражен в определенной логической системе, отражающей внутреннюю структуру соответствующей отрасли и охватывающей ее нормативный правовой массив, данные акты выступают организующим и стабилизирующим фактором для вновь формируемых правовых образований, системы права в целом. Вместе с тем следует учитывать, что классификатор имеет специфические цели, поэтому его структура не должна слепо копировать структуру отрасли. Критерием выделения той или иной рубрики (подрубрики) в классификаторе должно служить наличие определенного, достаточно развитого массива правовых предписаний. Кроме того, рубрикацию классификатора не следует привязывать исключительно к структуре системообразующего акта в ситуации, когда в отрасли имеются другие базовые законы, необходимо охватывать по возможности отрасль (правовой массив) в целом.
В современных условиях динамично развивающейся правовой сферы классификатор призван быть особенно восприимчивым ко всем изменениям, происходящим в жизни общества, способствуя усилению эффективности правового воздействия на быстро меняющиеся экономические, политические реалии. В то же время должна быть сохранена стабильность в отношении апробированных и ныне успешно действующих приемов и способов упорядочения правового материала. Одной из основных характеристик классификатора в связи с этим следует признать сочетание восприимчивости и стабильности как двух необходимых его составляющих. В литературе высказывается вполне обоснованное мнение о возможном разделении норм права на "стабильные" и "изменяемые", с тем чтобы нормы, направленные на регулирование динамично развивающихся процессов и нуждающиеся по причине этого в оперативном изменении, не попадали в закон <16>. Возможным вариантом реализации такой идеи может служить введение так называемой принципиальной структуры предметного классификатора, выражающейся в его двух либо трех верхних базовых уровнях рубрик и остающейся в течение достаточно продолжительного времени неизменной. Стабильность системы классификации становится необходимым организующим фактором прежде всего для законотворческой деятельности.
--------------------------------
<16> См.: Голоскоков Л.В. Кодификация и иные способы упорядочения нормативных правовых актов: информационный подход // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 25 - 26 сентября 2008 г.) / под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н. Новгород, 2009. С. 271.
Порядок распространения правовой информации в электронной форме предполагает юридическую обработку правовых актов, которая сопровождается введением их полнотекстового индексирования, т.е. присвоением акту (его части) соответствующего индекса (цифрового обозначения). Индексирование, представляющее собой выборку ключевых слов из текста правового акта и проставление соответствующих рубрик классификатора, выступает в роли инкорпорации актов в электронном виде, объединяя их по характеру регулируемых отношений. Процесс обработки правовых актов, их индексирование с использованием классификатора выходят за рамки реализации поисковой функции автоматизированных систем, оказывая непосредственное влияние на систематизацию законодательства <17>, выступая ее предпосылкой.
--------------------------------
<17> Подробнее см.: Скоробогатая М.К. Некоторые аспекты юридической обработки правовой информации // Актуальные вопросы совершенствования правовой системы на современном этапе: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию профессора С.Г. Дрязко. Минск, 11 октября 2012 г. Минск, 2012. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/29401.
В целях соблюдения принципа необходимой полноты индексирования рубриками классификатора представляется целесообразным введение определенных стандартов, устанавливающих общие требования, касающиеся уровней рубрицирования правового материала, степени детальности его разбивки на первом, втором и последующих уровнях. При этом следует исходить из соразмерности выделения в классификаторе необходимых рубрик, их оптимального количества, возможности развития. В процессе рубрицирования должна быть обеспечена одинаковая глубина проработки рубрик, выдержан единый принцип их деления на каждом этапе градации. Необходимо четко представлять, на каком основании производится выделение соответствующих рубрик и их расположение в структуре классификатора. Недооценка данного фактора может вести к неоправданному пересечению их предметов и осложнить процесс рубрицирования правовых актов. Важно минимизировать дублирование рубрик, что технологически можно обеспечить за счет введения аппарата взаимных отсылок между различными рубриками. Как свидетельствует практика, именно множественность дублирующих рубрик в классификаторе не только увеличивает его объем, но и значительно затрудняет процесс индексирования правовых актов.
В классификаторе следует выдерживать принцип соразмерности внутреннего деления рубрик разных уровней. Одинаковые по значимости рубрики должны быть равновесными по наполнению на соотносимых уровнях. Особое значение это имеет для базовых разделов классификатора. При выделении обособленного раздела представляется целесообразным исходить из общеметодологической установки формирования современной системы классификации, в соответствии с которой раздел классификатора может отражать либо сложившуюся отрасль, либо регулирование соответствующего предмета, осуществляемое комплексом норм из различных отраслей. В случае если речь идет о правовых массивах, которые только формируются, но совершенно очевидно, что получат дальнейшее развитие (циклические правовые массивы), для них целесообразным представляется предусмотреть в структуре классификатора так называемые резервные ниши, что позволит совершенствовать классификатор в связи с изменениями, происходящими в общественной жизни. В качестве объекта рубрицирования возможно введение новых понятий, отражающих перспективные направления правового развития.
Таким образом, юридическая классификация может быть рассмотрена как одно из необходимых средств упорядочения права. Сегодня оно состоит не только в применении традиционных методов юридической техники, часть из которых остаются востребованными на перспективу, но и в дальнейшей информатизации права, его цифровизации, нацеленной на решение многих современных проблем.
Список литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных