Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ КАК ПРИЗНАК ФЕДЕРАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА
А.А. КОЖЕМЯКИН
Федерализацией именуется фактический переход от унитарной формы государственного устройства к федеративной посредством закрепления соответствующих положений в основном законе государства - Конституции.
Часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления и закрепляет тем самым принцип федерализма как один из основных принципов построения государства.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Для федеративного типа государственного устройства характерна двухуровневая система законодательства, состоящая из федеральных законов и законов субъектов Федерации, которые формируются с учетом разграничения полномочий и компетенций между федерацией и субъектами. Данные положения установлены в ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ, где прописаны предметы исключительного ведения Российской Федерации, совместного ведения и не находящиеся в ведении федерального центра.
По мнению автора, основной опорой в формировании и развитии законотворчества субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ) является ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, наделяющая республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономный округ правом иметь свои уставы, конституции и законодательство.
Третья часть ст. 5 Основного Закона РФ провозглашает основы федерализма в Российской Федерации: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти, а также равноправие и самоопределение народов.
Под государственной целостностью следует понимать то, что Российская Федерация является единым, целостным государством, включающим в свой состав государственные образования, имеющие равные статус и права.
Говоря о единстве системы органов государственной власти, следует отметить, что федеративная форма устройства государства подразумевает возможность создания в субъектах РФ различных моделей организации государственной власти, руководствуясь Конституцией РФ и федеральным законодательством. Система государственной власти являет собой разветвленную систему органов различного уровня, которые могут находиться в соподчинении друг другу (в качестве примера можно привести территориальные органы федеральных министерств), а могут и не иметь прямой зависимости друг от друга (например, Государственная Дума и парламенты субъектов РФ). При этом законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ руководствуются в своих действиях общими принципами законодательства федерального уровня.
К одной из основ федеративного устройства России можно отнести разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов. В данном случае уместно говорить о том, что Конституция РФ гарантирует разделение властей по вертикали и обеспечивает структуру, полноту власти и самостоятельность деятельности в установленных законодательством границах.
Согласно части 1 ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти и носителем суверенитета государства является многонациональный народ. Принцип самоопределения и равноправия народов, исходя из этого, означает, что, несмотря на численность и иные характеристики, все народы Российской Федерации имеют равные права на самоопределение в рамках, предусмотренных Основным Законом государства, а именно: использование земель, иных природных ресурсов как основы их жизни и реализации национальной культуры, сохранения родного языка и других условий жизни.
В Конституции РФ федеративному устройству посвящена третья глава, где перечислены субъекты Федерации, их статусы и территория.
Начало развитию современных федеративных отношений в Российской Федерации было положено закреплением равноправия субъектов в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Одновременно государственная власть разделена по вертикали на федеральную и власть субъектов на основе верховенства Конституции и федеральных законов. Стоит отметить, что Конституцией РФ установлены основные положения действующей модели федерализма, к которым относятся принципы федеративного устройства, статус субъектов РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального центра и субъектов. Вследствие этого основная нагрузка по выстраиванию федеративных отношений ложится на федеральное и региональное законодательство.
Федерализацию можно назвать определяющим процессом в системе устройства государства, где огромная роль отводится составляющим ее субъектам посредством включения их в единую систему политико-правовых отношений через территориальное распределение государственной власти и взаимоотношение регионов с федеральным центром согласно разделению предметов ведения. Субъектом Федерации именуется территориальная единица государства, обладающая совокупностью природно-климатических, географических, экономических, политических, этнических и ряда других характеристик. Согласно части 1 ст. 77 Конституции РФ, субъекты самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти, руководствуясь общими принципами формирования органов государственной власти, которые утверждаются законодательством. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <2> устанавливает особенности функционирования представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах. Наряду с этим в упомянутом акте закреплены правовые основы функционирования всех региональных парламентов и устанавливаются основы их законодательного процесса. Данный Закон закрепляет за региональными парламентами право законодательной инициативы и порядок принятия, обнародования и вступления в силу законодательных актов.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
В Конституции РФ не упоминается термин "законотворчество субъекта Федерации". Однако сам факт наделения основным документом государства субъектов РФ правом иметь свои конституции, уставы и законодательство подразумевает законотворческую деятельность представительных органов власти регионов согласно принципу разделения властей. В данном случае уместно говорить о законотворчестве как о процессуальной деятельности, результатом которой выступают как отдельно взятые законы, так и законодательство субъекта в целом.
Правотворчество <3> является специальной деятельностью уполномоченных лиц и органов, направленной на создание, изменение или преобразование нормативных правовых актов. Таким образом, компетентными органами и лицами создаются нормативные правовые акты, придающие правовую форму регулируемым правоотношениям, т.е. происходит их формальное закрепление. Окончательным итогом правотворчества является придание юридической силы актам государственных органов.
--------------------------------
<3> Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 564 с.
Кодификацией именуется форма систематизации, при которой нормативный материал подвергается масштабной переработке и объединению их в единые, внутренне систематизированные, нормативные правовые акты.
Процесс кодификации являет собой не только объединение и систематизацию актуальных действующих норм, но и переработку их содержания для последующего изложения нормативных предписаний структурированно и согласованно с целью обеспечения максимально возможной полноты регулирования соответствующих правоотношений. Одними из основных задач кодификации являются критический анализ и переосмысление действующих норм, устранение коллизий, ликвидация повторов и пробелов, которые периодически могут возникать в правовой системе ввиду появления новых общественных отношений и утери актуальности ряда действовавших ранее правоотношений.
Кодификацию законодательства можно охарактеризовать как один из признаков динамики правовой системы. Основную целью кодификации можно обозначить как структурное оформление регулируемой правовой отрасли, подотраслей или отдельных правовых институтов. Кодификация, являя собой особую форму правотворчества, завершается путем издания нормативного правового акта, обладающего качествами внутренней согласованности и целостности и отражающего собой новый правовой порядок <4>.
--------------------------------
<4> Арсеньева Г.В., Савельева Е.В., Шафигулина С.Р. Этапы развития гражданского законодательства в России. Кодификации гражданского права // Общество и исследования гуманитарных и педагогических наук (история, тенденции, технологии и инновации): моногр. / под общ. ред. О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ; М.: Наука, 2015. Кн. 9. С. 22 - 40.
Потребность в создании того или иного кодекса, как правило, возникает в случае необходимости внесения корректировок в соответствующей сфере общественных отношений или же когда в той или иной сфере общественных отношений накоплен достаточно обширный материал правовых актов, который необходимо упорядочить. Немаловажными составляющими кодификации являются внесение единообразия в регулируемые общественные отношения, а также устранение противоречащих друг другу положений и последующее издание единого акта вместо ряда действовавших ранее. Следует согласиться с Л.А. Морозовой в том, что форма кодекса является наиболее оптимальной для отраслевого правового регулирования и выступает своего рода ориентиром для подзаконных актов соответствующей отрасли <5>. При этом кодексы не обладают более высокой юридической силой по отношению к законам аналогичного уровня.
--------------------------------
<5> Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. М.: Проспект, 2012. 568 с.
По мнению автора, кодификацию можно отнести к важнейшим типам правотворчества, в результате которого создается единый, цельный с логической и юридической точек зрения нормативный правовой акт - кодекс, обладающий четкой и согласованной внутренней структурой. Целью создания кодифицированного акта является обеспечение максимально обобщенного и полного урегулирования отдельно взятой области общественных отношений.
Согласно проведенным исследованиям путем направления запросов в представительные (законодательные) органы власти субъектов Российской Федерации и работы с правовой системой "Консультант+", было установлено, что действующие кодифицированные законодательные акты регионального уровня имеются в 35 субъектах Федерации, а их общее количество составляет 60 актов. Наибольшее количество кодексов на данный момент действует в Республике Татарстан - семь, в Республике Башкортостан действует шесть кодексов, среди них особо выделяется Кодекс Республики Башкортостан о безопасности дорожного движения <6>, на данный момент не имеющий аналогов в других субъектах Федерации.
--------------------------------
<6> Кодекс Республики Башкортостан о безопасности дорожного движения от 23 июля 1998 г. N 176-з // СПС "КонсультантПлюс".
Исходя из этого, можно предположить, что увеличение числа регионов, прибегнувших к принятию кодифицированных законов, напрямую указывает на большую направленность законотворчества субъектов РФ на систематизацию и развитие своего законодательства, которое будет в дальнейшем развиваться и совершенствоваться в социально-политической, экономической и других сферах.
Считаем, что формирование законодательной системы субъектов РФ находится в немалой зависимости от ряда факторов, таких как: географическое положение субъекта, уровень его экономического развития, демографическая ситуация, социальная политика, особенности процесса правотворчества уполномоченных органов и лиц. Говоря иными словами, речь идет о различиях в наполнении структур системы законодательства субъектов Российской Федерации. То есть они самостоятельно определяют пути построения своего законодательства и формы выражения законотворческой деятельности. Это, по нашему мнению, указывает на возможность выбора в пределах федерального законодательства представительными органами регионов направлений в законотворческой деятельности. Большую часть кодексов, принятых в субъектах Федерации, занимают кодифицированные законы об административных правонарушениях - их на текущий момент 17, и это не считая еще два самостоятельных кодекса об административной ответственности, которые действуют в Тюменской и Волгоградской областях.
Немалая часть кодифицированных законодательных актов в отдельных субъектах Федерации относится также к сфере избирательного права. Это кодифицированные законы, регламентирующие избирательный процесс в целом или же отдельно выборы и референдумы. Это говорит о важности урегулирования избирательного процесса в субъектах Федерации. В настоящее время подобные кодифицированные законы действуют в 16 субъектах страны.
Конституция РФ однозначно не указывает, находится ли избирательное право в исключительном ведении Российской Федерации или же в совместном ведении. Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в стране имеет двухуровневую систему: федеральная и субъекта Федерации. Можно предположить, что в данном случае, исходя из принципа федерализации, регулирование формирования региональных органов власти должно происходить согласно законодательству субъекта Федерации, основываясь на положениях Конституции федерального законодательства. Считаем, что законодателю на региональном уровне необходимо более смело обращаться к вопросам кодификации норм избирательного права, что является одной из форм проявления федерализации и конституционного принципа самоопределения народов.
Далее по количеству идут кодифицированные акты, затрагивающие социальную сферу - пять, градостроительных кодексов действует четыре, кодифицированных законов в сфере землепользования и экологии действует по три в различных субъектах РФ, на остальные сферы приходится по два или одному кодексу.
Стоит заметить, что в Республике Татарстан действует свой Бюджетный кодекс <7>, регламентирующий бюджетные взаимоотношения на уровне республики. Остальные 84 субъекта РФ считают достаточным действующее федеральное законодательство и обычные (некодифицированные) законы в данной сфере.
--------------------------------
<7> Бюджетный кодекс Республики Татарстан от 29 мая 2004 г. N 35-ЗРТ // СПС "КонсультантПлюс".
Самостоятельность в определении законотворческих приоритетов дает возможность субъектам Федерации делать упор на те или иные сферы правоотношений, которые являются наиболее важными для региона, учитывая его особенности в различных областях жизнедеятельности. Вследствие чего система законодательства регионов отличается друг от друга и дает возможность обращать внимание на наиболее важные и актуальные сферы общественных отношений. Именно указанный факт является ярким отражением самостоятельности субъектов Федерации в пределах федерального законодательства, что является одним из основополагающих признаков федерализации, поскольку, помимо расчистки действующего массива законодательных актов, которые могут дублировать друг друга, а отдельные нормы даже взаимоисключать, происходит сосредоточие в едином правовом акте рассредоточенных по другим законам правовых норм.
К положительному моменту кодификации правовых норм можно также отнести эффективную правореализацию содержащихся в кодексе положений за счет их сосредоточения в едином документе.
Например, в процессе создания Кодекса об административных правонарушениях города Москвы (далее - КоАП) была проведена масштабная работа сотрудников аппарата Московской городской думы, депутатов и их помощников на предмет анализа действующего законодательства столицы с целью выявления и устранения коллизий, пробелов, противоречащих друг другу или же устаревших норм. Результатом этого стало принятие вступившего в силу 1 января 2008 г. КоАП города Москвы. При этом утратили юридическую силу 27 ранее действовавших законов города, предметом которых выступало регулирование административной ответственности. Еще в 21 закон был внесен ряд изменений, устранявших в них расхождения с вступившим в силу Кодексом <8>.
--------------------------------
<8> Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 (ред. от 23.11.2016) "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" // Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 12. Ст. 251.
Вопросами юридического и юридико-лингвистического анализа проекта КоАП города Москвы занималось Государственно-правовое управление Московской городской Думы. В его задачи входит подготовка заключений о соответствии вносимого на рассмотрение нормативно-правового акта действующему законодательству как на первоначальном этапе, так и в процессе прохождения им чтений. В процессе разработки проекта КоАП города Москвы профильными комиссиями и государственно-правовым управлением был проведен мониторинг действовавшего на тот момент законодательства на предмет выявления в нем законов, имеющих в себе положения об административной ответственности. После чего они были проанализированы на актуальность по действующему законодательству и последующую возможность сведения отдельных их положений в единый кодифицированный акт.
В целом проект КоАП города Москвы прошел три чтения на протяжении полутора лет, поскольку был необходим анализ поправок, замечаний и пожеланий от депутатов всех фракций, органов власти различного уровня и прокуратуры на предмет актуальности вносимых предложений и их соответствия действующему законодательству.
В ходе кодификации административного законодательства было дано три заключения Государственно-правового управления Московской городской Думы. Столько же раз проект получал заключения прокуратуры города Москвы, куда он направлялся для анализа его на предмет соответствия действующему законодательству, на документ также было дано заключение полномочного представителя мэра в Мосгордуме. Таким образом, КоАП города Москвы был одобрен законодательным органом города с учетом мнения всех участвовавших в его разработке сторон и рассредоточенных ранее по различным законам и подзаконным актам положений об административной ответственности.
Наличие собственного кодифицированного законодательства в 41 субъекте РФ говорит о том, что процесс федерализации в Российской Федерации еще не завершен и представительным (законодательным) органам власти субъектов РФ необходимо сделать упор на кодификацию действующих правовых норм в процессе законотворчества с целью придания большей упорядоченности их правовой системы, поскольку в процессе кодификации происходят также масштабная переработка действующего законодательства субъектов Федерации, анализ актуальности его отдельных положений и выявление имеющихся пробелов. Результатом указанных процессов являются стабильность правовой системы и ее устойчивое функционирование в рамках субъекта Федерации, что влечет за собой стабильность правовой системы государства в целом.
Говоря иными словами, действуя в рамках федерального законодательства, субъекты Федерации формируют свою правовую систему исходя из региональных особенностей, текущих экономической, социальной и политической ситуаций, а также иных актуальных вопросов, стоящих перед (законодательными) представительными органами власти. Можно предположить, что по ряду основных для того или иного региона направлений законотворческой деятельности необходимо издание кодифицированных законодательных актов с целью упорядочения правовых норм и конкретизации федерального законодательства. Результатом сказанного выше выступает формирование правовой системы согласно региональным особенностям, что является показателем самостоятельности субъекта Федерации в правотворческой сфере.
Двухуровневая система законодательства подразумевает соответствие законодательства субъектов Федерации законам федерального уровня. В силу того, что законодательные (представительные) органы власти регионов Российской Федерации более приближены к населению, им в процессе законотворчества на своем уровне значительно проще учитывать местные особенности. Есть основания полагать, что региональное законодательство можно охарактеризовать как инструмент осуществления субъектами Федерации своих полномочий, которыми их наделяет федеральное законодательство.
По мнению автора, субъектам Федерации надлежит сделать упор на переработку своего законодательства, его систематизацию и кодификацию основных отраслей права с целью его актуализации. Сосуществование в регионах отличных друг от друга правовых систем, действующих в рамках Конституции РФ и федеральных законов, говорит о формировании права на уровне субъекта Федерации и о его самостоятельности в рамках предметов их исключительного и совместного с федеральным центром ведения. В то же время следует отметить, что федерализация в Российской Федерации не завершена в полной мере в силу того, что на региональном уровне процессом кодификации охвачены правовые системы законодательства далеко не всех субъектов Федерации.
Литература
1. Арсеньева Г.В. Этапы развития гражданского законодательства в России. Кодификации гражданского права / Г.В. Арсеньева, Е.В. Савельева, С.Р. Шафигулина // Общество и исследования гуманитарных и педагогических наук (история, тенденции, технологии и инновации): монография / под общей редакцией О.И. Кирикова. Воронеж: ВГПУ; М.: Наука, 2015. Кн. 9. С. 22 - 40.
2. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. М.: Проспект, 2014. 564 с.
3. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. М.: Проспект, 2012. 568 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных