Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНСТИТУЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
А.В. МАЛЬКО
--------------------------------
<1> Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект N 09-03-00445а).
В силу своей изначальной противоречивости Конституция РФ 1993 г. на протяжении всего периода действия вызывала и вызывает к себе и соответствующее противоречивое отношение, обусловливала и обусловливает подчас прямо противоположные оценки, предполагала и предполагает самые разные пути ее совершенствования.
С одной стороны, нужно признать, что Конституция РФ 1993 г. внесла определенную стабильность в лихие общественные отношения девяностых годов, утвердив ряд демократических норм, принципов и механизмов. В частности, в ней неплохо в целом установлены права и свободы человека и гражданина (глава 2), что соответствует международным стандартам.
Однако, с другой стороны, данный институт прав и свобод личности не имеет полноценной системы гарантий. Так, в Основном Законе в недостаточно малой степени закреплены главные обеспечивающие средства прав и свобод - юридические обязанности, что оказывает негативное влияние на наше общество. Произошел перекос в правосознании людей - демократию они стали воспринимать только как права и свободы (т.е. как возможности), забывая о том, что демократия - это прежде всего обязанности (необходимость) определенного поведения, в рамках которых, собственно, и возможны свобода и народовластие. Подобных обязанностей практически нет в отношении социально-экономических и иных прав и свобод. Вместе с тем, как известно, подлинное правовое регулирование состоит не только из субъективных прав, но и из юридических обязанностей. Одного без другого не бывает. Иначе это не правовое регулирование, а нечто иное. Пока речь можно вести лишь о декларациях, которые нужно перевести в плоскость правового регулирования.
В системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина важнейшее место должны занимать меры юридической ответственности в отношении органов публичной власти и должностных лиц. Речь идет о "клетке для власти", с помощью которой статус чиновников должен трансформироваться из "привилегированного" в действительно "обслуживающий" гражданское общество и личность. Необходимо установить реальную ответственность как для высших органов государственной власти и соответствующих должностных лиц (начиная с полноценных импичмента для Президента, вотума недоверия Правительству и т.д.), так и для всего остального "служивого люда".
И хотя Конституция РФ 1993 г. изначально позиционировалась как "переходная", это не снимает вопрос о требовательной оценке к ее качеству и соответствию времени. На наш взгляд, в современных условиях (в том числе и в силу вышесказанного) Конституция уже сама затягивает переходный период развития российского общества, тормозит процесс формирования в нем правовой государственности, не позволяет создать систему обеспечения провозглашенных прав и свобод.
Отсюда напрашивается вывод о необходимости подготовки проекта новой Конституции РФ - Конституции преимущественно для гражданского общества, а не для власти, к тому же освобожденной от вышеназванных и иных недостатков. Конечно, замена Конституции - не сиюминутная задача. Однако ученые, как наиболее активные представители гражданского общества, должны озаботиться этой проблемой и не ждать команд от чиновников по поводу написания проекта нового Основного Закона. Предлагать концепцию конституционно-правового развития страны - долг юридической науки.
Вместе с тем ряд юристов призывают хранить верность Конституции 1993 г. (в основном, правда, те, кто, собственно, приложил к ней, образно говоря, "свою руку"). Роль ученых заключается не в выражении клятв в верности Конституции, а в ее объективном научном анализе, со всеми ее достоинствами и недостатками. Уход от рассмотрения "болевых точек" Конституции считаю неоправданным.
Думаю, что здесь вполне уместно сравнение данной ситуации с медицинской. Врач, обследуя пациента, должен объективно выявлять имеющиеся у него болезни, предотвращать появление новых, а не призывать его к заклинаниям, настаивать на том, что он здоров, вопреки объективным данным. Так и ученые-юристы призваны давать непредвзятый научный анализ принятым законам, в том числе и основным, выявлять их сильные и слабые стороны, ставить "диагноз" тем имеющимся у них "недугам", которыми они страдают, предлагать пути и средства "выздоровления".
Авторы ельцинского проекта Конституции РФ 1993 г., на словах радея о народовластии, правовом государстве и гражданском обществе в России, не рискнули вынести свой проект на всенародное обсуждение, а пошли "по более демократическому пути": обратились за помощью к так называемым авторитетным демократиям - в Комиссию Совета Европы "За демократию через право", более известную под названием Венецианской комиссии, которая была создана в 1991 г. <2>.
--------------------------------
<2> См.: Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2008. С. 45.
Западные эксперты, виртуозно владея двойными стандартами (что еще раз наглядно проявилось в южноосетинских событиях), естественно, ничего недемократичного в данном проекте не обнаружили.
Само по себе обращение к Западу говорит о многом. В частности, прежде всего о том, для кого в конечном счете принималась данная Конституция. Скорее всего - для Совета Европы (так же как в последующем выносился мораторий на применение смертной казни и т.п.). Там проект проверили на соответствие "общечеловеческим" (западным) интересам. Игнорирование же всенародного обсуждения свидетельствует о недоверии власти к своим гражданам, к народу, проживающему в нашей стране и мнение которого нужно было знать в такую переломную эпоху. Интересы российского общества явно не были учтены, не было даже желания этого делать.
Далеко не случайно в этой связи, как пишет Н.В. Витрук, "Венецианская комиссия с удовлетворением отметила (выделено мной. - А.М.), что в Конституции РФ вошли положения о международном праве и международных договорах РФ как составной части правовой системы, что "является вызовом и главным нововведением", позволяющим международному праву оказывать прямое воздействие на внутреннее законодательство" <3>. Вот для чего эксперты Совета Европы и старались.
--------------------------------
<3> Там же. С. 48.
Не в том ли кроется разгадка активных призывов к верности именно этой Конституции, что Н.В. Витрук, как он сам подчеркивает, "автор этих строк представил для экспертизы президентский проект Конституции Российской Федерации" <4> на очередном пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся в мае 1993 г. в Варшаве? Может быть, поэтому и появляются столь категоричные высказывания, что "в содержании Конституции РФ нет пробелов и нет противоречий" <5>, нет и все.
--------------------------------
<4> Там же. С. 46.
<5> Там же. С. 34.
Непонятно, почему на странице 17 слова "недостатки", "пробелы" и "противоречия" Конституции РФ 1993 г. Н.В. Витрук берет в кавычки, делая вид, что их нет на самом деле. Это не очень согласуется с тем, о чем пишет Н.В. Витрук чуть позже на странице 49. Он, в частности, отмечает, что эксперты Венецианской комиссии "высказали предложения по улучшению содержания некоторых статей, ставили проблемные и обсуждали дискуссионные вопросы. Большинство из них заслуживает внимания и может быть учтено в последующем правовом регулировании, в самой практике осуществления прав и свобод человека и гражданина в России". Или же на странице 53 подмечает, что "все экспертные критические замечания рациональны в своей основе и заслуживали внимания (об основаниях и процедуре импичмента Президента и др.)". Например, вопрос о разногласиях между Президентом и Государственной Думой так до конца и не урегулирован, в силу этого не исключена опасность того, что баланс властей может сместиться в сторону неограниченного президентского правления, что, собственно, и произошло затем в реальности.
Таким образом, наука должна заниматься не "конституционным убаюкиванием", а реальными конструктивными делами.
Здесь как раз и может сказать свое веское слово конституционная (конституционно-правовая) политика, которая ориентирована на совершенствование механизма конституционно-правового регулирования, а значит, и на совершенствование самой Конституции и иного конституционного законодательства. Она требует постоянной, последовательной и системной работы в данном направлении. Это может проявляться в разработке проектов новой Конституции РФ, в открытом и детальном обсуждении будущих конституционных поправок и т.д.
Конституционная политика выступает особой разновидностью правовой политики, проект концепции которой разрабатывается сейчас в юридической науке <6>. Думаю, что опубликованный проект может служить определенной основой и для формирования проекта Концепции российской конституционно-правовой политики. В целом ученые-юристы в долгу перед обществом за явный недостаток концептуальных разработок.
--------------------------------
<6> См.: Малько А.В., Матузов Н.И., Шундиков К.В. Проект концепции правовой политики современной России до 2020 года. М., 2008.
В период реформирования "реформ", восстановления вертикали исполнительной власти и полноценных функций государства, интеграции России с Республикой Беларусь конституционная политика по степени своей злободневности все больше и больше выдвигается на первый план среди всех иных разновидностей правовой политики. У конституционной политики особый статус, весьма важная роль в жизни общества. Ценность ее ныне резко возрастает еще и потому, что назревает необходимость конституционно-правовой модернизации России, требуются существенные изменения в содержании и основных направлениях данного вида политики.
К сожалению, категория конституционной политики в конституционном праве России практически не исследована, не изучена ее природа, не дано соотношения с иными значимыми категориями и понятиями названной науки.
Что же такое конституционная политика?
На мой взгляд, конституционная политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны.
Конституционная политика во многом состоит в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, в принятии, совершенствовании и реализации конституции и конституционного законодательства. Конституционная политика представляет собой систему приоритетов в конституционно-правовой сфере, основывается на общепризнанных нормах международного права. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и оптимизацию ее конституционно-правового регулирования. Она необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы общества, ибо стержнем этой системы выступает именно конституция.
Конституционная доктрина - важнейшая составная часть конституционно-правовой политики, так как именно учеными разрабатываются идеология конституционного права, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые подотрасли, институты, нормы, юридические конструкции, инструменты. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели конституционно-правового регулирования, для совершенствования конституционного законодательства, для оптимизации методологии толкования конституционных норм, для правореализационного процесса.
К сожалению, современная конституционная доктрина развивается весьма противоречиво. С одной стороны, определенный прорыв наметился в деятельности Конституционного Суда РФ, который в своих документах и особых мнениях судей пытается придать некоторое движение науке конституционного права.
С другой стороны, ученые-конституционалисты оказались не готовы к тем интеграционным изменениям, которые происходят в российском обществе. Наука существенно отстает от потребностей конституционно-правовой политики и юридических реалий, которые "идут" во многом на ощупь, двигаются методом "проб и ошибок". Отсюда подчас и механические заимствования тех или иных юридических институтов, конструкций и средств из иностранного конституционного законодательства, что делается во многом не от "хорошей доктрины". Отсюда и шараханье из стороны в сторону властных структур, которые не имеют в своей основе надежных конституционно-правовых ориентиров, прогрессивной юридической идеологии, базирующейся на общецивилизационных ценностях и особенностях российской конституционно-правовой жизни.
Конституционно-правовая политика призвана организовать процесс конституционного строительства России, так как он не может протекать в стихийном ключе, и в конституционно-правовой сфере тоже нужны своя стратегия, логика и система действий.
Отсутствие четкой конституционной политики приводит к негативным результатам. Конституционные институты и нормы принимаются в этом случае без определенной системы, в "безгарантийно-маниловском" режиме, в расчете на некие идеальные ситуации.
Конституционная политика, по мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, может проявляться "в соотношении системности, в том, куда все это движется и как должно двигаться и что предложить практикующим политикам, чтобы они наиболее оптимально использовали Конституцию для того, чтобы государство и общество сохранялись правовыми, а человек был защищен... Юриспруденция должна искать правильные решения не вослед, а упреждая определенные трудности, она должна помогать обходить "пороги" и "мины", которые могут подстерегать Россию в правовом движении - будь то, скажем, единство правового пространства, внешние связи или вертикаль власти" <7>.
--------------------------------
<7> Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007. С. 103 - 104.
Данный вид политики связан и с предупреждением пробелов в конституционном законодательстве, со своевременным устранением и восполнением появляющихся юридических прорех и пустот.
Специфика конституционной политики заключается в том, что это такой вид правовой политики, который ближе всех "располагается" к политике вообще. Ведь конституция представляет собой важнейший политико-юридический документ, в котором политика и право должны быть представлены в органически целостном виде, "сбалансированы во внутренне согласованное единство" <8>.
--------------------------------
<8> Степанов И.М. Конституция и политика. М., 1984. С. 38.
Политическая направленность конституции - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особое социальное значение в обществе. Поэтому конституция создается государством для достижения преимущественно определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого качествами <9>.
--------------------------------
<9> См.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 34.
О приоритете конституционной политики говорит и тот факт, что именно в рамках ее устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность социальных субъектов на ее достижение. В этой связи правильно отмечает В.О. Лучин, что "программно-целевые положения конституции (конституционные провозглашения) дают нормативный прогноз и осуществляют как бы опережающее регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений" <10>. Конституционная политика должна вырабатывать юридические алгоритмы решения конституционных проблем, коллизий, кризисов, призвана упреждать подобные отрицательные ситуации, предлагать механизмы, "работающие" на опережение, связанные с четким юридическим планированием.
--------------------------------
<10> Там же. С. 32.
Следовательно, сущность конституционной политики во многом состоит в содействии обеспечения на своем уровне и своими средствами прав и свобод личности, поддержании баланса между областью государственно-политических отношений и сферой гражданского общества.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных