Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИННОВАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Д.М. СТЕПАНЕНКО
Инновационная функция государства представляет собой основное направление деятельности государства, обусловленное объективно существующими потребностями общественной жизни, выражающее в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе, имеющее соответствующую законодательную регламентацию и предполагающее целенаправленное воздействие со стороны государства на общественную жизнь с целью качественного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов <1>.
--------------------------------
<1> Степаненко Д.М. Инновационная функция государства: методология исследования и практика реализации (на материалах Республики Беларусь). Смоленск: Маджента, 2019; Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства // Российская юстиция. 2018. N 4. С. 2 - 5.
Важным аспектом исследования инновационной функции государства является ее исследование в контексте соответствующей юридической техники, которая выступает в качестве одной из составляющих содержания указанной функции государства как системного образования.
По справедливому выражению В.М. Баранова, юридическая техника является той почвой, на которой могут вырасти необходимые преобразования, ведущие к оптимальной модернизации существующих общественных отношений. Именно с помощью эффективных технико-юридических средств можно обеспечить потребность страны в качественных нормативных правовых актах <2>.
--------------------------------
<2> Баранов В.М. "Юридическая техника": актуальное теоретико-прикладное и дидактическое издание // Юридическая техника. 2009. N 3. С. 560 - 567.
По мнению Е.С. Шугриной, юридическая техника представляет собой совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности <3>.
--------------------------------
<3> Шугрина Е.С. Текст юридического письма. М.: Дело, 2001.
С точки зрения Г.И. Денисова, Н.А. Лазаревой и В.А. Саляева, под юридической техникой следует подразумевать совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов и других юридических документов <4>.
--------------------------------
<4> Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. 2005. N 8. С. 86 - 96; Лазарева Н.А., Саляев В.А. Технико-юридические аспекты правотворчества // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. N 3-1. С. 76 - 83.
Таким образом, в юридической литературе в качестве важнейших средств юридической техники обозначаются различные правовые акты, основное место среди которых занимают нормативные правовые акты. Применительно к инновационной функции государства в данном случае речь будет идти о нормативных правовых актах, регламентирующих общественные отношения, обусловленные воздействием научно-технического прогресса, а также об иных (ненормативных) правовых актах, принимаемых в ходе разрешения и урегулирования разнообразных ситуаций, обусловленных осуществлением инновационной деятельности.
Правотворческая форма реализации инновационной функции государства репрезентирует собой деятельность государства, направленную на создание или санкционирование правовых норм, регламентирующих осуществление инновационной деятельности на его территории, путем принятия (издания) соответствующих нормативных правовых актов. В частности, речь в данном случае идет о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок реализации в стране инновационных проектов, отношения интеллектуальной собственности на ее территории, функционирование национальной инновационной инфраструктуры, устанавливающих порядок и условия применения субъектами хозяйствования ускоренной амортизации, налоговые льготы в отношении инновационно активных предприятий <5>.
--------------------------------
<5> Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства // Российская юстиция. 2018. N 4. С. 2 - 5.
Правотворческая форма реализации инновационной функции государства объективным образом обусловливает необходимость использования соответствующих технико-юридических правотворческих средств. К числу такого рода технико-юридических средств, способствующих достижению цели инновационной функции государства, следует отнести ориентированные на это правовые нормы и индивидуально-правовые предписания, нормативные правовые и правоприменительные, распорядительные и интерпретационные, контрольно-надзорные и иные правовые акты. При этом центральное место в системе технико-юридических правотворческих средств реализации инновационной функции государства, безусловно, будут занимать нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление инновационной деятельности на территории государства.
Правотворчество призвано создавать условия для того, чтобы законодательство государства было качественным. В то же время общественная потребность в обеспечении должного качества инновационного законодательства предполагает необходимость не только установления новых правовых норм, регламентирующих осуществление инновационной деятельности, но и изменения или отмены действующих норм инновационного законодательства. Как следствие этого, технико-юридические правотворческие средства инновационной функции государства призваны постоянно эволюционировать. В рамках данного процесса во многих случаях одни элементы соответствующей юридической техники призваны уступать место другим, обеспечивая в конечном итоге более полное и эффективное достижение цели инновационной функции государства.
Ключевым фактором эволюции технико-юридических правотворческих средств реализации инновационной функции государства будет являться динамика общественных отношений на том или ином конкретном временном отрезке. При этом юридическая техника, используемая в правотворчестве, ориентированном на обеспечение развития общества на инновационной основе, способна предопределять расширение или сужение сферы правового регулирования протекающих в обществе инновационных процессов, формирование и совершенствование нормативно-правовой основы тех аспектов жизнедеятельности общества, которые обусловлены развитием научно-технического прогресса.
В наиболее общем виде могут быть выделены следующие требования к использованию правотворческих средств юридической техники в рамках реализации инновационной функции государства:
1) четкое определение тех конкретных целей и задач, которые необходимо решить государству в рамках реализации его инновационной функции при помощи того или иного технико-правотворческого средства;
2) установление круга реальных и потенциальных объектов государственно-правового воздействия в рамках использования соответствующих технико-правотворческих средств реализации инновационной функции государства;
3) обеспечение реальной ресурсной базой всех нормативных правовых актов и иных правовых актов (правоприменительных, распорядительных, интерпретационных), принимаемых в процессе правового регулирования инновационной деятельности;
4) выбор технико-юридических правотворческих средств воздействия на инновационную активность в обществе, наиболее адекватных в той или иной конкретной ситуации соответствующему типу, виду (подвиду) общественных отношений;
5) законодательное закрепление соответствующего набора правотворческих средств юридической техники, используемых в рамках реализации инновационной функции государства.
Кроме того, как верно отмечает Т.В. Кашанина, значимую роль в системе юридической техники (и юридическая техника инновационной функции государства здесь не будет исключением) играет логика права, которая действует в контексте социальных условий, политики государственной власти и групп людей <6>.
--------------------------------
<6> Кашанина Т.В. Логика права как элемент юридической техники // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 25 - 35.
В ходе осуществления государственно-правового воздействия на инновационную активность в обществе недопустимыми представляются хаотичность соответствующего правотворческого процесса, спонтанность принятия нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление инновационной деятельности, неясность и расплывчатость формулировок указанных нормативных правовых актов, бессистемность используемой в их текстах юридической терминологии. Это связано с тем, что естественными следствиями подобного плана явлений будут являться неверное понимание правоприменителями и иными субъектами норм инновационного законодательства, затруднение процессов поиска и применения на практике норм инновационного законодательства, необходимых для разрешения тех или иных конкретных ситуаций, отсутствие стройной и непротиворечивой системы регулирования общественных отношений в сфере инноваций и инновационной деятельности.
Формирование текстуального содержания нормативных правовых актов, регулирующих осуществление новаторской деятельности, объективным образом требует использования таких языковых и стилистических средств, которые корректно и наиболее точно выражали бы соответствующую мысль законодателя. Ясность и четкость изложения норм инновационного законодательства является важнейшим фактором, предопределяющим возможности и желания субъектов применять их положения на практике, что в конечном итоге будет предопределять масштабы процессов создания и внедрения инноваций на территории государства как результат такого правоприменения.
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление новаторской деятельности, должны предполагать однозначность понимания их текстов, отсутствие разночтений в трактовке смыслового содержания используемых терминов и словосочетаний. Как справедливо отмечают в данном отношении Н.А. Лазарева и В.А. Саляев, при изложении правовых предписаний недопустимы расплывчатость, двусмысленность формулировок, создающие возможность извлечения из текста иного смысла, отличного от заложенного законодателем <7>.
--------------------------------
<7> Лазарева Н.А., Саляев В.А. Технико-юридические аспекты правотворчества // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. N 3-1. С. 76 - 83.
Анализируя процесс реализации инновационной функции государства в контексте использования соответствующей юридической техники, необходимо обратить особое внимание на оптимальность формулировок основополагающих понятий инновационного законодательства. Прежде всего это касается использования таких терминов, как "инновация" и "инновационная деятельность", поскольку огромное количество иных терминов инновационного законодательства представляют собой понятия, производные от двух указанных терминов.
Логика реализации инновационной функции государства, необходимость достижения ее цели (качественное совершенствование различных сторон общественной жизни посредством всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов) предполагают целесообразность такого определения на законодательном уровне терминов "инновация" и "инновационная деятельность", которое максимально широко охватывало бы их содержание. Это необходимо для того, чтобы обеспечить поддержку инновационным процессам во всех сферах и областях жизнедеятельности общества без исключения (а не только в сфере техники, как это зачастую практикуется).
В ходе подготовки текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление инновационной деятельности, важная роль должна отводиться тщательному подбору конкретных терминов инновационного законодательства с учетом их лексического значения, в точности соответствующего характеру регулируемых отношений, стилистической и семантической окраски указанных понятий, их сочетаемости с другими терминами, четкого различения в необходимых случаях слов-паронимов. При этом базисный понятийный аппарат обозначенных нормативных правовых актов как технико-юридических правотворческих средств реализации инновационной функции государства предполагает также четкое определение того, как отдельные понятия, входящие в его состав, соотносятся между собой, и формулирование правовых норм, способствующих созданию и внедрению инноваций, с учетом соответствующих смысловых соотношений между всеми используемыми терминами инновационного законодательства.
В наиболее общем виде могут быть выделены следующие логические правила подготовки текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление инновационной деятельности:
1) обоснование мотивов принятия каждого нормативного правового акта, регламентирующего осуществление новаторской деятельности;
2) обеспечение единства терминологии в рамках всего действующего в стране инновационного законодательства;
3) обеспечение согласованности различных частей каждого нормативного правового акта, регламентирующего осуществление инновационной деятельности;
4) обеспечение согласованности между собой всех нормативных правовых актов, составляющих в своей совокупности инновационное законодательство государства;
5) отсутствие коллизий (противоречий) между положениями нормативных правовых актов, составляющих в своей совокупности инновационное законодательство государства;
6) обеспечение в необходимых случаях нормативных предписаний санкциями.
Правотворческая форма реализации инновационной функции государства предполагает сочетание принципов полноты и лаконичности в процессе формирования текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление новаторской деятельности. С одной стороны, важны полнота каждой конкретной мысли законодателя, закладываемой в текст того или иного нормативного правового акта, соблюдение логической последовательности изложения соответствующего текста, отсутствие не законченных по смыслу фраз, а также каких-либо пропусков грамматически и семантически необходимых элементов каждой используемой фразы. Вместе с тем, с другой стороны, следует избегать многословия, частого повторения одних и тех же громоздких фраз и выражений, излишнего употребления длинных синтаксических конструкций с большим количеством причастных и деепричастных оборотов, высокой степени абстрактности правовых предписаний <8>.
--------------------------------
<8> Там же.
Сочетание принципов полноты и лаконичности в процессе формирования текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление инновационной деятельности, объективным образом предполагает одновременную ориентацию на минимизацию текста каждого такого нормативного правового акта и на максимизацию его нормативного содержания.
Все технико-юридические правотворческие средства реализации инновационной функции государства должны обеспечивать использование специальной терминологии в области инноваций и инновационной деятельности таким образом, чтобы все без исключения используемые термины были понятны тем субъектам, кому они адресуются. Оптимальным вариантом представляется тот, при котором дефиниции всех основополагающих понятий, используемых в инновационном законодательстве, даются в базисном (желательно кодифицированном) нормативном правовом акте, выступающем в качестве ядра указанного законодательства. При этом во всех остальных нормативных правовых актах инновационного законодательства все соответствующие основополагающие понятия должны употребляться исключительно в том значении, в котором они определены в базисном нормативном правовом акте, регулирующем общественные отношения в сфере инноваций и инновационной деятельности. С позиции юридической техники то же самое должно относиться и к использованию данных понятий в правоприменительных, распорядительных, интерпретационных, контрольно-надзорных и иных правовых актах, принимаемых в ходе разрешения и урегулирования разнообразных ситуаций, обусловленных осуществлением новаторской деятельности.
Четкое соблюдение принципа единства терминологии в рамках всего действующего в стране инновационного законодательства призвано исключить использование разных трактовок (прежде всего со стороны правоприменителей) смыслового содержания одних и тех же терминов.
В современных условиях необходимо также обратить внимание на возрастание роли и значимости техники систематизации и учета нормативных правовых актов, регулирующих осуществление инновационной деятельности. Во многом это связано с массовым распространением информационных правовых систем, что, как справедливо отмечает Р.Б. Гюльвердиев, требует строгой классификации и унификации законодательства, более четкой его рубрикации <9>.
--------------------------------
<9> Гюльвердиев Р.Б. Юридическая техника и техника реализации юридической конвергенции: вопросы этимологии // Право и государство: теория и практика. 2017. N 10. С. 29 - 33.
В целом в качестве общего вывода может быть обозначено положение о том, что соответствующие технико-юридические правотворческие средства играют значимую роль в системе реализации инновационной функции государства, являются важным звеном комплексного механизма ее реализации. Их грамотное и адекватное использование является залогом как качества действующего в стране инновационного законодательства, так и качества правотворчества и правоприменения в инновационной сфере.
Литература
1. Баранов В.М. "Юридическая техника": актуальное теоретико-прикладное и дидактическое издание / В.М. Баранов // Юридическая техника. 2009. N 3.
2. Гюльвердиев Р.Б. Юридическая техника и техника реализации юридической конвергенции: вопросы этимологии / Р.Б. Гюльвердиев // Право и государство: теория и практика. 2017. N 10.
3. Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика / Г.И. Денисов // Журнал российского права. 2005. N 8.
4. Кашанина Т.В. Логика права как элемент юридической техники / Т.В. Кашанина // Журнал российского права. 2008. N 2.
5. Лазарева Н.А. Технико-юридические аспекты правотворчества / Н.А. Лазарева, В.А. Саляев // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. N 3-1.
6. Степаненко Д.М. Инновационная функция государства: методология исследования и практика реализации (на материалах Республики Беларусь) / Д.М. Степаненко. Смоленск: Маджента, 2019.
7. Степаненко Д.М. Правотворческая форма реализации инновационной функции государства / Д.М. Степаненко // Российская юстиция. 2018. N 4.
8. Шугрина Е.С. Текст юридического письма / Е.С. Шугрина. Москва: Дело, 2001.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных