Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОЦЕНКЕ ПРАВОМЕРНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЙ
Е.Д. КОСТЫЛЕВА
Принцип уважения прав человека является универсальным, императивным принципом, выступающим критерием почтительного отношения государственных органов и должностных лиц к правам и свободам граждан, нравственным регулятором общественных отношений. Рассматриваемый принцип тесно соотносится со многими общепризнанными принципами права, и в первую очередь с такими, как уважение достоинства человека и охрана прав человека. Принцип уважения прав человека, несомненно, выполняет доктринальную, инструментальную функцию правового требования к установлению пределов реализации прав и свобод. "Государствам необходим институт ограничения, который по сути определяет общее направление правового регулирования" [1, с. 79].
С точки зрения влияния на формирование критериев ограничения прав и свобод И.А. Умнова-Конюхова относит принцип уважения прав человека к группе принципов, сдерживающих ограничения прав и свобод или конкурирующих с ограничениями [2, с. 129].
Интересно мнение Н.Н. Липкиной, которая считает, что "обязательство уважать права и свободы человека тесно связано с необходимостью соблюдения принципа культурного релятивизма" [3, с. 117 - 118].
Принцип уважения прав человека получил отражение во многих международных договорах в области защиты прав и свобод человека, в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Включение принципа уважения прав человека в качестве универсального принципа-стандарта в основные международные акты вызвано демократизацией современного мира. Однако реальное исполнение принципа уважения прав человека целиком зависит от объема гарантий, которыми он обеспечивается, от фактически функционирующих механизмов, направленных на охрану и защиту основных свобод и прав.
Государство обязано уважать права человека, но это не означает абсолютизации прав человека над интересами общества, возможно и ограничение прав, причем по разным основаниям. А одно и то же основание может иметь различный смысл в зависимости от ситуации, следовательно, невозможно достигнуть абсолютной точности в реализации прав.
На наш взгляд, под принципом уважения прав человека следует понимать основанное на международных, конституционных требованиях и закрепленное в законодательстве всех стран основополагающее правило, подразумевающее нравственное отношение к людям, в котором признается достоинство личности и которым обязаны руководствоваться все субъекты государств.
Принцип уважения прав человека как инструментальное правовое средство состоит из двух взаимосвязанных элементов: 1) обязательства государства уважать права человека; 2) защиты универсальных прав личности. Нормативная конкретизация содержания принципа проявляется в защите определенных прав и свобод человека. Механизм реализации раскрывается в системе норм, закрепляющих разрешенные к применению действия и контроль за ограничением прав личности.
Необходимость поддержания баланса между различными правами и интересами государства допускает соответствующие ограничения. Поэтому были разработаны принципы ограничения абсолютизации права, установившие основания правовых ограничений.
Необоснованные ограничения прав и свобод в целях обеспечения безопасности и правопорядка пресекаются благодаря объективной практике судов, основанной на применении принципа уважения прав человека. Публично-правовая природа этого принципа раскрывается в толкованиях, данных Европейским судом по правам человека (далее ЕСПЧ). Наиболее часто Суд использует рассматриваемый принцип при охране и защите права на частную жизнь, а также в случае их ограничения.
В решении N 60798/10 ЕСПЧ отметил, что "защита персональных данных имеет основополагающее значение для реализации лицом своего права на уважение частной жизни" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Satakunnan Markkinaporssi Oy and Satamedia Oy v. Finland [GC], §§ 136 - 137).
Не менее интересно Постановление ЕСПЧ от 31 октября 2019 г. (N 58955/13) о защите частной жизни в случае неправильной идентификации лица, изображенного на фотографии, в котором рассмотрен вопрос о последствиях для частной жизни, чести и репутации заявителя.
В Постановлении от 22 февраля 2018 г. "Libert против Франции" (N 588/13) в связи с нарушением работодателем права на уважение частной жизни работника ЕСПЧ отметил, что информация, хранящаяся на служебном компьютере и четко обозначенная как частная, при определенных обстоятельствах может подпадать под понятие "частная жизнь".
ЕСПЧ считает, что исходя из основных принципов права на уважение частной жизни государства должны воздерживаться от вмешательства в личную жизнь, а также должны совершать определенные действия по уважению прав человека (Постановление ЕСПЧ по делу "Фон Ганновер против Германии" N 59320/00).
При определении пределов свободы усмотрения, о предполагаемом нарушении уважения прав человека во внимание принимается ряд факторов, определяющих основные критерии. По мнению Суда, уважение не может быть однозначным требованием, вытекающим из самого понятия.
Особо отмечено ЕСПЧ, что СМИ не позволено нарушать пределы, установленные в целях защиты и уважения прав и свобод других лиц, и они должны соблюдать правила, которые могут нарушить право на уважение личной жизни (Постановление ЕСПЧ по делу "Педерсен и Бедсгард против Дании" N 49017/99).
Принцип уважения прав человека проходит внутренней линией и через решения, в которых нарушено право на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии с принципом уважения прав человека ЕСПЧ считает, что лицо с расстройством психики, находящееся в психиатрическом учреждении, имеет право на проверку законности его содержания под стражей (Постановление ЕСПЧ по делу "Мусял против Польши", жалоба N 24557/94).
Принудительный труд и дискриминация не соответствуют принципу уважения прав человека. Дискриминация, по мнению ЕСПЧ, означает различное обращение с лицами, находящимися в относительно аналогичных ситуациях, без объективной и разумной причины (Постановление ЕСПЧ по делу "Уиллис против Соединенного Королевства", жалоба N 36042/97). Различное обращение является дискриминационным, если отсутствует объективная и разумная причина для него. Кроме того, должно не только преследовать законную цель, а также соблюдать соразмерность между средствами и целью.
В решении по делу "Парфентьев против России" от 3 ноября 2020 г. (жалоба N 44376/09) ЕСПЧ обратил внимание на обязанность государства воздерживаться от незаконного вмешательства в частную и семейную жизнь, а также необходимость справедливого баланса, который должен быть достигнут между соответствующими конкурирующими интересами с учетом уважения прав человека.
В решении по делу "Аливердиев против России" от 16 июня 2020 г. (жалоба N 67394/17) ЕСПЧ отмечает, что национальные суды не сопоставляли интересы Астраханской области с правом заявителя на уважение своего жилища. Как только они установили, что право заявителя на проживание в оспариваемой квартире прекратилось после расторжения договора, заключенного между его бывшим работодателем и региональными властями, они не пытались дальше с этим разбираться, тем самым ошиблись в соразмерности вмешательства в право заявителя на уважение своего жилища.
В решении по делу "Сингла против России" от 19 мая 2020 г. (жалоба N 9183/16) по поводу выдворения заявителя из России после осуждения по уголовному делу и нарушения его права на уважение семейной жизни. ЕСПЧ отметил соблюдение критериев, которые должны применяться при определении, является ли вмешательство необходимым. Суд пришел к выводу, что национальное правосудие не провело анализа соразмерности меры, примененной к заявителю, и ее влияния на его семейную жизнь.
На основании анализа практики ЕСПЧ можно сделать вывод о том, что в своих решениях Суд придерживается концепции объемного толкования принципа уважения прав человека.
В конституционной норме закреплена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека. В этом контексте Конституционный Суд РФ (далее КС РФ) нередко квалифицирует принцип уважения прав человека как правовое требование конституционного характера.
Среди решений КС РФ, затрагивающих принцип уважения прав человека, можно выделить две основные группы: первая - тайна информации о частной жизни; вторая - право на частную жизнь семьи.
Рассмотрим наиболее интересные решения первой группы. Аспекты правового регулирования информации о частной жизни КС РФ рассматривает во многих решениях, затрагивающих уважение прав человека.
Вопросам распространения личной информации, содержащей сведения о частной жизни человека, посредством сети Интернет посвящено достаточное количество решений КС РФ. Например, в Постановлении N 18-П <2> от 9 июля 2013 г. отмечено, что реализация права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, обеспеченного свободой массовой информации и запретом цензуры, - в силу принципа недопустимости при осуществлении прав и свобод человека и гражданина нарушений прав и свобод других лиц как основополагающего условия соблюдения баланса общественных и частных интересов - предполагает следование конституционным установлениям, гарантирующим каждому в целях охраны достоинства личности право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
--------------------------------
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности положений п. п. 1, 5, 6 ст. 125 ГК РФ в связи с жалобой Е.В. Крылова".
Приоритет личности и ее прав во всех сферах обязывает государство охранять достоинство личности как основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека.
В Постановлении КС РФ N 1-П от 13 января 2020 г. отмечено "требование соблюдения баланса конституционных ценностей, с одной стороны, и конституционных требований уважения частной жизни - с другой, в аспекте расследования смерти пациента" <3>.
--------------------------------
<3> URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision447466.pdf.
Необходимо отметить, что иногда государство вынуждено установить причины смерти человека с целью привлечения к ответственности виновных лиц, в связи с этим происходит вторжение в частную жизнь.
В сложившейся практике имеют место случаи, когда КС РФ ссылается на принцип уважения прав человека в сочетании с принципом охраны достоинства личности. К примеру, в Постановлении КС РФ от 10 декабря 2019 г. N 39-П отмечено, что "государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба на основе принципа уважения и охраны достоинства личности" <4>. По сути, принцип уважения прав человека исходя из абсолютной императивной силы определяет содержание закона.
--------------------------------
<4> URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision442846.pdf.
Ко второй группе относятся решения, затрагивающие интересы частной жизни семьи, тайну усыновления. КС РФ отводит семье особую роль, отмечая конституционную ценность института семьи для человека, требующую со стороны государства уважения и защиты семейных отношений, а также уважения прав человека. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации, связанные с нарушением прав на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну. КС РФ отмечено, что "право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера" <5>.
--------------------------------
<5> URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-16062015-n/.
Конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, если она относится к сведениям ограниченного доступа. Само же понятие "частная жизнь" включает область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер.
Ограничения права на усыновление сформированы с целью уважения прав детей и в их интересах, с учетом недопущения дискриминации.
При введении каких-либо ограничений законодатель отдает предпочтение приоритету принципа уважения прав человека, что предопределяет комплекс мер по защите естественных прав человека. Вводимые ограничения должны соответствовать балансу интересов семьи, с одной стороны, и интересов усыновляемого ребенка с другой.
Особая роль семьи в развитии детей обусловливает конституционную ценность института семьи, как следует из Постановления КС РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П, требует со стороны государства уважения и защиты семейных отношений.
Публично-правовая природа принципа уважения прав человека подтверждается решениями Верховного Суда РФ (далее ВС РФ). На необходимость решения споров с учетом принципа уважения прав человека указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц". ВС РФ аналогично КС РФ применяет принцип уважения прав человека как критерий нравственного отношения к правам и свободам. Рассматривая судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, ВС РФ, подчеркивая конституционность этих прав, ссылается на тождественность понятий диффамации и распространения не соответствующих действительности порочащих сведений.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления (от 1 октября 2014 г.) ВС РФ отмечено, что "каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Данные положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц" <6>.
--------------------------------
<6> URL: https://www.vsrf.ru/documents/thematics/15142/.
Интересно мнение А.В. Кротова, который считает, что "в настоящее время процесс развития отечественного права на частную жизнь во многом аналогичен вектору эволюционирования права на частную жизнь за рубежом" [4, с. 86]. С этим можно согласиться, так как модернизация рассматриваемого права отражается не только в отечественном законодательстве, но и в мировом.
Конкретные ограничения прав человека взаимодействуют с принципом уважения прав человека, в основе которого заложены нравственно-этические ценности, для достижения правомерности пределов усмотрения умаления прав и свобод. Обладая абсолютной императивной силой, принцип уважения прав человека занимает центральное место в правовом пространстве, и ни один закон не должен ему противоречить.
Основными критериями-требованиями, которые используют суды для оценки правомерности ограничений, являются степень свободы человека, уважение и соблюдение его прав, недопустимость произвольного вмешательства в частную жизнь индивида. Оценивая подходы КС РФ, ВС РФ и ЕСПЧ в оценке ограничений прав и свобод на основе принципа уважения прав человека, можно констатировать в целом значительное совпадение в правовых позициях. Вместе с тем по определенным вопросам объективно просматриваются различия, связанные с особенностями правопонимания общественной нравственности.
В целом можно заключить, что принцип уважения прав человека служит инструментом построения общего мирового правового пространства на глобальном уровне, успешно используется в практике судов для установления баланса между правами человека и их ограничениями. Вместе с тем необходимо отметить недостаточную доктринальную проработанность содержания принципа уважения прав человека, что сказывается и на правовых позициях КС РФ, Верховного Суда РФ, ЕСПЧ, которые уходят от разъяснения конституционного смысла и содержания принципа уважения прав человека, а лишь применяют его для обоснования своих решений, в основном при нарушении права на частную жизнь.
Список источников:
1. Костылева (2020). Костылева Е.Д. Применение Конституционным Судом РФ и Европейским судом по правам человека принципа равноправия при оценке правомерности ограничений конституционных прав и свобод в решениях // Современный юрист. 2020. N 3(32). С. 77 - 89.
2. Умнова-Конюхова (2018). Умнова-Конюхова И.А. Принципы ограничения прав и свобод человека: применение и толкование Конституционным Судом РФ в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Реализация конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации в контексте национальной безопасности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 февраля 2018). Сборник статей / Отв. ред. Т.Н. Матюшева, А.Е. Горбань, С.В. Радаева, И.В. Карданова; СКФ ФГБОУ ВО "Российский государственный университет правосудия". Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2018. С. 128 - 137.
3. Липкина (2014). Липкина Н.Н. Международно-правовое обязательство уважать права человека: основные элементы содержания и пределы // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 112 - 118.
4. Кротов (2014). Кротов А.В. Концепция "широкого" толкования права на частную жизнь в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 5(90). Май. С. 81 - 87.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных