Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ФОРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
С.В. ПОЛЕНИНА, Н.В. СИЛЬЧЕНКО
В позитивном праве существует сложная по составу и весьма значительная в количественном отношении группа формальных источников права, влияние которой на содержание и форму права постоянно возрастает. Речь идет о технических нормативных правовых актах, составляющих в условиях цифровой реальности <1> основу правового регулирования технических отношений. Понятие технических нормативных правовых актов с недавнего времени стало легальным, в ряде государств данным термином обозначаются информационные ресурсы, содержащие огромный массив нормативных технических документов, вместе с тем содержание данного понятия остается до конца не ясным.
--------------------------------
<1> См.: Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. N 9 (253). С. 5 - 16.
Разработка юридической природы технических регламентов <2>, европейских <3>, евразийских <4> и национальных <5> стандартов, локальных актов технического регулирования <6>, других видов технических нормативных правовых актов в некоторой степени восполняет образовавшийся в данной области юридической науки пробел. Но для более полной характеристики данной группы формальных источников права важно: 1) очертить сферу регулируемых техническими нормативными правовыми актами общественных отношений; 2) четко обозначить место технических нормативных правовых актов в системе нормативных технических документов; 3) определить соотношение технических нормативных правовых актов, законодательства о техническом регулировании и технического законодательства.
--------------------------------
<2> См.: Лукьянова В.Ю. К вопросу о юридической природе технического регламента // Журнал российского права. 2007. N 5 (125). С. 11 - 24.
<3> См.: Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты: уроки истории и правоприменительная практика. М., 2012. 335 с.
<4> См.: Андреева Л.В. Общее пространство стандартизации как фактор безопасности технического регулирования Евразийского экономического союза // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. N 4. С. 67 - 76.
<5> См.: Климкин М.А., Напреенко А.А. Правовые аспекты стандартизации в Российской Федерации в условиях реформы технического регулирования // Universum: экономика и юриспруденция. 2017. N 4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-standartizatsii-v-rossiyskoy-federatsii-v-usloviyah-reformy-tehnicheskogo-regulirovaniya/viewer (дата обращения: 02.02.2020).
<6> См.: Баукен А.А., Петров А.В. К вопросу о развитии локального технического регулирования в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Право". 2014. N 3. С. 7 - 13.
Содержание, типы и форма технических отношений. Технические нормативные правовые акты, как это следует из названия данной группы формальных источников права, регулируют технические отношения. В общем плане технические отношения - это общественные отношения, которые складываются под воздействием "технической компоненты". Для понимания данной группы общественных отношений следует сделать некоторые пояснения, имеющие принципиальное значение. Термин "технические" используется для того, чтобы очертить внешние параметры некоторой группы родственных по содержанию и близких по форме общественных отношений. Под "технической компонентой" понимаются самые разные виды техники, технологий и искусственных материалов. Словосочетание "техническая компонента", используемое в определении данной группы общественных отношений, указывает на материальные объекты, по поводу которых люди вступают в общественные отношения и на содержание и форму которых они оказывают воздействие.
По степени связи с обозначенными материальными объектами технические отношения делятся на три типа.
В состав первого типа технических отношений входят следующие общественные отношения, на содержание и форму которых "техническая компонента" оказывает непосредственное воздействие: 1) отношения, возникающие в ходе планирования и прогнозирования технологий, техники и материалов; 2) отношения в сфере создания документов на разработку и использование технологий, создание и эксплуатацию техники, создание и использование материалов; 3) отношения в сфере разработки технологий, производства техники и создания материалов; 4) отношения в сфере использования технологий, эксплуатации техники и использования материалов; 5) отношения в сфере использования отходов, возникающих в ходе разработки технологий, производства техники и разработки материалов (переработка); 6) отношения по поводу утилизации устаревшей техники, отработанных материалов, выбросов и сбросов в окружающую среду; 7) отношения по поводу охраны и восстановления окружающей среды, которая подвергается воздействию в ходе разработки и использования технологий, создания и эксплуатации техники, разработки и использования материалов.
Содержание данного типа отношений образует деятельность участников общественных отношений, непосредственно обусловленная потребностями человека в технике, технологиях и материалах, эти отношения однородны, хотя и разнятся по содержанию. Внешние контуры данного типа отношений просматриваются четко посредством указания на объекты, по поводу которых они возникают <7>.
--------------------------------
<7> См.: Арзамасов Ю.Г. Природа юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2007. N 3 (9). С. 33 - 52.
В состав второго типа технических отношений входят социальные связи, объединяющим началом которых является то, что они осложнены "технической компонентой", оказывающей заметное влияние на их содержание и форму. Сюда входят общественные отношения, возникновение которых было обусловлено удовлетворением потребностей человека, первоначально не связанных с техникой, технологиями, искусственными материалами (первичные потребности человека), а также общественные отношения, на содержание и форму которых "техническая компонента" изначально, т.е. с момента их возникновения, оказывает заметное воздействие.
Деятельность человека по использованию техники, технологий и материалов составляет часть содержания данного типа отношений, в то же время деятельность, которая не связана с техникой, технологиями и материалами, в этих отношениях часто преобладает. Общественные отношения, входящие в данный тип, не имеют общего объекта, вследствие чего именно данный тип технических отношений очень сложно "охватить" некими границами <8>.
--------------------------------
<8> См.: Ковалева Н.В. Государственное управление в сфере технического регулирования // Труды Института государства и права РАН. 2015. N 4. С. 138 - 148.
Третий тип отношений, входящих в сферу технического регулирования, составляют социальные отношения, содержание которых непосредственно или косвенно не связано с техникой, технологиями и материалами, но которые включаются в состав технических отношений по формальным основаниям. Под такими основаниями в данном случае понимаются названия используемых в сфере технического регулирования документов (регламенты, стандарты, технические условия, кодексы установившейся практики) и некоторые особенности содержащихся в них правил поведения (технические требования, правила, нормативы, образцы и т.д.).
Влияние формы на содержание части общественных отношений в современном мире столь велико, что именно с ее помощью происходит "искусственное" расширение сферы технического регулирования. Правилам поведения, которые по своей четкости, строгости и однозначности лишь внешне похожи на "классические" технические правила, вместе с содержащими их документами придается статус юридически обязательных, они включаются в реестр нормативных технических документов и входят в состав соответствующих информационных ресурсов. В состав данной группы нормативных технических документов в отдельных государствах входят, например, образовательные стандарты, стандарты проведения расчетов и т.д.
В каждом типе технических отношений выделяются виды и подвиды технических отношений. Например, отдельным видом технических отношений в первом типе являются отношения, возникающие в ходе планирования и прогнозирования технологий, техники и материалов, а подвидом будут отношения, возникающие в связи с планированием и прогнозированием каждого из объектов в отдельности - технологий, техники и материалов. Во втором типе технических отношений самостоятельным видом будут отношения, возникающие в сфере безопасности, охраны жизни и здоровья человека, а подвидами - отношения в сфере безопасности труда, дорожного движения, в сфере пожарной, санитарной безопасности и т.д. В третьем типе выделяются отношения в сфере отчетности, подвидами которых являются отношения по централизованной и ведомственной отчетности и т.д.
Таким образом, в современном обществе сложилась особая техническая сфера регулирования, основу которой составляют общественные отношения, возникающие под воздействием техники, технологий и искусственных материалов. Форму технических отношений образуют технические документы. Не будет преувеличенным вывод о том, что "техническая компонента" и технические документы оказывают мощное давление на все сферы общества, за исключением моральной <9>, хотя нравственная сторона социальных связей и подвергается воздействию "технической компоненты".
--------------------------------
<9> См.: Сильченко Н.В. Теория верховенства закона. Минск, 2015. 288 с.
Технические нормативные правовые акты как особая группа нормативных правовых актов. По справедливому замечанию Ю.А. Тихомирова, среди источников права, действующих в сфере технического регулирования, существуют разнобой и путаница, отсутствует системность и иерархия <10>. Следовательно, необходимо провести типологию действующих в данной сфере формальных источников права, положив в ее основание самое широкое по объему понятие. В качестве такового следует выбрать понятие "документ", которое используется во всех сферах человеческой деятельности, но в каждой из них имеет "отдельную версию его понимания... в соответствии с их спецификой" <11>. У используемого в сфере технического регулирования общественных отношений понятия "технический документ" мы можем выделить два взаимосвязанных признака: юридическую обязательность и нормативность технических документов.
--------------------------------
<10> См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2008. С. 299.
<11> Куняев Н.Н. Документоведение: учебник / под ред. Н.Н. Куняева. М., 2012. С. 15.
Технические документы, которые являются нормативными и юридически обязательными изначально, а равно те технические документы, которые являются нормативными и потенциально могут стать юридически обязательными, образуют группу технических документов, именуемых общим термином "нормативные технические документы". Понятие нормативных технических документов конкретизирует родовое для технической сферы регулирования понятие "технический документ", оставляя за пределами содержания группу технических документов, которые не являются нормативными техническими документами, хотя и могут иметь юридическую значимость (технический паспорт конкретного жилого помещения, план конкретного земельного участка и т.д.).
Технические нормативные правовые акты - это те нормативные технические документы, которые изначально либо после придания им юридической обязательности стали правовыми. С научной точки зрения в состав понятия технических нормативных правовых актов мы не можем включить, не нарушив сложившийся строй понятийного аппарата юридической науки, те нормативные технические документы, которые не являются юридически обязательными изначально, а также те нормативные технические документы, которые не стали правовыми в последующем.
Использование в отдельных государствах в названии информационных ресурсов словоформы "технические нормативные правовые акты" не влияет на содержание включаемых в состав данных ресурсов технических документов. Название информационных ресурсов не отражает содержащиеся в них формальные источники права и технические документы, которые не являются источниками позитивного права. Название информационных ресурсов можно поменять, но в содержании технических документов, входящих в информационные ресурсы, от такой перемены ничего не изменится.
Белорусский законодатель, используя словоформу "технические нормативные правовые акты" в названии информационного ресурса "Национальный фонд технических нормативных правовых актов", считает технические нормативные правовые акты особой группой нормативных правовых актов. Об этом свидетельствует ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. N 130 "О нормативных правовых актах", согласно которой технические нормативные правовые акты включены в систему законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.
На наш взгляд, это правильное решение, потому что по основным типологическим признакам данная группа формальных источников права соответствует модельным параметрам нормативных правовых актов <12>. Присущие данной группе источников права специфические свойства, связанные с неопределенностью состава и особенностями юридической обязательности <13>, не должны служить препятствием для того, чтобы считать технические нормативные правовые акты особой группой именно нормативных правовых актов. В то же время следует обратить внимание на нарушение логических правил при построении ст. 3 данного Закона. В ней перечисляются отдельные виды нормативных правовых актов по юридической силе, но технические нормативные правовые акты указываются отдельной строкой в самом низу иерархической лестницы без деления на отдельные виды и, следовательно, без определения юридической силы отдельных видов. Но у группы формальных источников права, в состав которой входят технические нормативные правовые акты, издаваемые органами государства и организациями, которые находятся в структуре власти на разных ступенях иерархии, юридическая сила не может быть одинаковой. Можно было бы в ст. 3 выделить отдельную часть, посвятив ее техническим нормативным правовым актам.
--------------------------------
<12> См.: Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. М., 1987. 152 с.
<13> См.: Брославский Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза: монография. М., 2017. 192 с.
Понятие технических нормативных правовых актов является собирательным, поскольку в его содержание входят нормативные технические документы, которые имеют разное название и принимаются разными органами, организациями и юридическими лицами. Данным понятием охватываются источники права, начиная от ратифицированных государствами международных стандартов до нормативных технических документов, которые приняты юридическими лицами и являются составной частью заключаемых ими договоров. Отдельные виды технических нормативных правовых актов, которые входят в состав данной группы нормативных технических документов, изначально являются юридически обязательными (регламенты), в отношении других (внутригосударственные стандарты) это утверждать нельзя. Своеобразие данной группы формальных источников права состоит и в том, что их юридическая сила "привязана" к юридической силе нормативных правовых актов, посредством которых нормативным техническим документам придается юридическая обязательность. Кроме того, в данной группе формальных источников права сильны связи координации, вследствие чего при анализе юридической природы технических нормативных правовых актов на передний план выдвигаются вопросы предметной иерархии <14>.
--------------------------------
<14> См.: Петров А.А., Шафиров В.М. Предметная иерархия нормативных правовых актов. М., 2014.
В связи со сказанным возникает вопрос о природе нормативных технических документов, которые потенциально могут стать юридически обязательными, и о возможной корреляции данных документов с общественными отношениями, которые имеют правовую природу. Выскажем предположение о том, что юридическая обязательность может быть придана техническим документам именно потому, что они созданы для регулирования общественных отношений, имеющих правовую природу <15>. Если технические отношения, о которых шла речь выше, строятся на эквивалентных началах, составляющих сердцевину права, то и нормативные технические документы, созданные для регулирования данных отношений, потенциально являются правовыми. Здесь следует говорить не о противопоставлении права и закона <16>, а о корреляции буквы закона с духом права <17>. Конечно, в условиях техногенной цивилизации возможности законодателя, иных субъектов правотворчества в сфере технического регулирования многократно увеличиваются, но даже с помощью новейших информационных технологий невозможно "сделать" нормативные технические документы правовыми, если для этого нет соответствующих предпосылок.
--------------------------------
<15> См.: Сильченко Н.В. Проблемы верховенства закона: дис. ... д-ра юрид. наук. Минск, 1993.
<16> См.: Аблаева Э.Б. Право и закон: вопросы сопоставления и противопоставления // Пробелы в российском законодательстве. 2018. N 1. С. 104 - 113.
<17> См.: Сорокин В.В. Дух права и буква закона: вопросы понимания, толкования и действия. М., 2019.
Технические нормативные правовые акты, законодательство о техническом регулировании и техническое законодательство. Технические нормативные правовые акты и нормативные технические документы, которые не являются правовыми, составляют нормативную основу технического регулирования общественных отношений, частью которой является правовая основа регулирования технических отношений. Совокупность всех технических нормативных правовых актов образует техническое законодательство, которое сопоставимо с понятиями экономического, социального и другого законодательства.
В техническом законодательстве выделяется законодательство о техническом регулировании, или техническое законодательство в узком смысле слова, и техническое законодательство в широком, традиционном для юридической доктрины понимании. В состав законодательства о техническом регулировании Российской Федерации, помимо Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", входят федеральные законы от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также иные законодательные акты. В Республике Беларусь сложился иной набор актов законодательства о техническом регулировании, основу которого составляют законы Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 262-З "О техническом нормировании и стандартизации", от 5 сентября 1995 г. N 3848-XII "Об обеспечении единства измерений", от 24 октября 2016 г. N 437-З "Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия". В Казахстане законодательство о техническом регулировании составляют законы Республики Казахстан от 9 ноября 2004 г. N 603-II "О техническом регулировании", от 5 октября 2018 г. N 183-VI ЗРК "О стандартизации" и иные акты законодательства.
Сравнительный анализ законодательства о техническом регулировании в государствах ЕАЭС показывает, что его каркас образуют технические нормативные правовые акты, которые объединяются вокруг таких тематических опор, как техническое регулирование, стандартизация, оценка соответствия и обеспечение единства измерений.
Федеральный закон "О техническом регулировании", Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации", Закон Республики Казахстан "О техническом регулировании" выполняют заглавную роль в законодательстве о техническом регулировании, они призваны обеспечить управление всей системой технического законодательства. Возникновение и развитие законодательства о техническом регулировании было обусловлено необходимостью привести огромный массив разных по содержанию и названию нормативных технических документов в легко обозримую и управляемую систему <18>, закрепить правовые основы создания и развития технического законодательства, и в этой части законодательство о техническом регулировании - важнейшая часть системы технического законодательства, которая выполняет в ней ту же роль, что и "законодательство о законодательстве" в системе законодательства в целом <19>.
--------------------------------
<18> См.: Терещенко Л.К., Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю. Законодательство о техническом регулировании: его развитие // Государство и право. 2008. N 2. С. 5 - 12.
<19> См.: Сильченко Н.В. Система формальных источников современного права и проблемы правового регулирования правотворческой деятельности // Журнал российского права. 2017. N 10 (250). С. 13 - 24.
Общественные отношения служат системообразующим фактором формальных источников права <20> и одновременно являются материальным критерием деления всего их множества на некоторые структурные части <21>. Технические отношения, составляя особую группу общественных отношений, упорядочиваются с помощью правовых приемов и средств, которые не образуют самостоятельного метода правового регулирования. Вследствие этого технические отношения входят в состав предмета правового регулирования разных отраслей права и законодательства <22>. Следует согласиться с мнением о том, что "в настоящее время преждевременно говорить об отрасли технического законодательства, однако налицо бурное развитие нормативно-правового массива, в структуре которого все большее место будут занимать законодательные акты, приоритет закона будет все более явственным" <23>.
--------------------------------
<20> См.: Отрасли права и законодательства Российской Федерации: общетеоретический, межотраслевой, отраслевой и историко-правовой аспекты: монография / под общ. ред. Р.Л. Хачатурова. М., 2017. 584 с.
<21> См.: Поленина С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979.
<22> См.: Березина Е.А. Предмет правового регулирования: философские основания // Философия права. 2019. N 3 (90). С. 20 - 26.
<23> Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2006. N 9 (117). С. 4.
Трансформация нормативно-правового массива технического законодательства в отдельную отрасль технического законодательства возможна, но в обозримой исторической перспективе маловероятна. Наметившаяся в законодательстве о техническом регулировании дифференциация на законодательство о стандартизации, об оценке соответствия, о метрологии и единстве измерений проецируется на техническое законодательство в целом, является важным фактором его дифференциации на соответствующие структурные части.
Ускоренными темпами развивается законодательство о стандартизации. Несмотря на то что стандартизация основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации, на национальном уровне наблюдается количественный рост стандартов в форме нормативных правовых актов. Между техническими регламентами и обязательными национальными стандартами складывается некоторая неопределенность по предмету регулирования. Формирование права ЕАЭС подталкивает к усилению связей иерархии и координации между наднациональными и внутригосударственными видами технических нормативных правовых актов. Возможна трансформация Федерального закона "О техническом регулировании" в сводный кодифицированный акт <24> с одновременным расширением сферы его действия и усилением управленческих функций в системе бурно развивающегося нормативно-правового массива технического законодательства.
--------------------------------
<24> См.: Тихомиров Ю.А., Бошно С.В. Теоретические основы классификации законов // Право и современное государство. 2018. N 2 - 3. С. 9 - 19.
Библиографический список
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных