Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Н.В. АНТОНОВА, О.Ю. ЕРЕМИНА
Тема социальной функции государства является одной из самых популярных за последнее десятилетие. Она доминирует в выступлениях Президента РФ и представителей Правительства РФ, депутатов Государственной Думы и других политических деятелей.
Постоянной доминантой общественного обсуждения признаются вопросы эффективности реализации социальных обязательств государства на всех иерархических уровнях государственного управления.
В Российской Федерации продолжается формирование демократического, правового и социального государства. При этом процессы формирования "правового социального государства" и реализации его социальных функций в современных научно-технологических условиях являются первостепенными. Это следует из содержания Указов Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. <1>, Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организаций труда (МОТ) на 2017 - 2020 гг. (Москва, 21 ноября 2016 г.) (далее - Программа сотрудничества РФ и МОТ на 2017 - 2020 гг.), Плана деятельности Минтруда России на 2019 г. и плановый период до 2024 г. <2>.
--------------------------------
<1> Утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г. N 8028п-П13.
<2> Утв. Минтрудом России 29 января 2019 г.
Так, среди наиболее значимых научно-технологических вызовов современности можно выделить: демографический переход, обусловленный ростом продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что способствует появлению новых социальных и медицинских проблем мировых масштабов (исчезнувшие инфекции, пандемии и др.); исчерпание возможностей для экономического роста России на фоне формирования цифровой экономики и появления стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов <3>.
--------------------------------
<3> См. подп. "б" п. 15 Указа Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642; см. также Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
При этом для России вызовы современности нельзя сводить только к технологическим или научно-технологическим. Сегодня по-прежнему актуальны вопросы: преодоления бедности и роста реальных доходов граждан, особенно семей с детьми, а также лиц, вышедших на заслуженный отдых, - пенсионеров <4>; повышения качества жизни населения и ожидаемой ее продолжительности (до 78 лет к 2030 г. <5>); демографии и повышения рождаемости <6>.
--------------------------------
<4> См. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204.
<5> См. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474.
<6> См. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351.
Не сходят с повестки дня и вопросы реализации принципов достойного труда. Программой сотрудничества РФ и МОТ на 2017 - 2020 гг., построенной с учетом новых социально-экономических реалий, было предусмотрено объединение усилий в области расширения занятости и социальной защиты, включая социальное обеспечение, охраны труда, международных норм и принципов в сфере труда, социального диалога. План деятельности Минтруда России на 2019 г. и плановый период до 2024 г. предусматривает следующие приоритетные направления развития в избранной сфере: достойный труд и справедливую заработную плату; достойную пенсию за продолжительный добросовестный труд; улучшение демографической ситуации (получение семьями с детьми государственной поддержки); повышение адресности социальной поддержки (приближение социальной защиты к человеку).
Только в правовом социальном государстве могут быть созданы условия для достойной жизни и свободного развития, благодаря которым охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантии развития системы социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных мер социальной защиты и социального обеспечения, включая его дополнительные формы. Это отражено в ст. ст. 7, 39 и 75 Конституции РФ и соответствует основополагающим принципам и нормам международного права: Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; ч. 1 ст. 26 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. и др. Без перечисленных гарантий и решения первостепенных вопросов по достижению соответствующего уровня социально-экономического благосостояния граждан не представляется возможным в том числе воссоздание гармоничной технологической и научно-технологической среды <7>.
--------------------------------
<7> См.: Юридическая концепция роботизации: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, С.Б. Нанба. М., 2019. 240 с.
Достойная жизнь и свободное развитие в правовом социальном государстве гарантируются каждому. Такие гарантии не могут быть поставлены в зависимость от способности индивида участвовать в общественном производстве, иметь возможность трудиться и обеспечивать себя и свою семью минимальным для жизни доходом. Иными словами, незащищенные лица (дети, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, безработные, многодетные и др.) вправе рассчитывать на получение от государства соответствующей помощи и материальной поддержки, которая может оказываться в денежной (пенсии, пособия, компенсации и др.) и натуральной (социальное обслуживание, государственная социальная помощь и др.) формах.
Таким образом, содержание социальных функций правового социального государства раскрывается преимущественно через государственную систему социальной защиты и социального обеспечения - предоставление человеку достаточных средств к существованию, обеспечение надлежащих условий жизнедеятельности <8>. Из этих позиций исходит и высшая судебная практика <9>.
--------------------------------
<8> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. Л.А. Окуньков. 2-е изд. М., 1996. С. 111 - 113; Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 15 - 25.
<9> См. Постановление КС РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П по делу о проверке конституционности положения абзаца шестого п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 20 апреля 1996 г.).
Известно, что социальные права, включая право на социальную защиту и социальное обеспечение, менее универсальны, чем права гражданские и политические, особенно в отношении сферы их действия и по кругу обеспечиваемых лиц <10>. Социальные права еще называют правами-привилегиями, которые законодатель предоставляет находящимся в экономически невыгодном положении членам общества. Они же - "октроированные" права, формально гарантируемые каждому, но полностью реализуемые только при благоприятной экономической ситуации и социально ориентированном политическом векторе <11>. Получается, что реализация индивидом социальных прав всегда будет зависеть от возможности государства обеспечить требуемый объем социальных благ в его количественном и качественном измерении, что объективно и закономерно с точки зрения имеющихся на эти цели резервов государственного бюджета. В данном случае только закрепление на самом высоком уровне экономических гарантий социальных прав позволит обеспечить их должную реализацию со стороны как государства в лице органов социальной защиты и социального обеспечения, так и граждан - получателей социальных благ.
--------------------------------
<10> См.: Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 23 - 27.
<11> См.: Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 160.
В юридической литературе нередко отмечается, что между принципами правового и социального государства имеется противоречие: господство права при формальном равенстве достаточно сложно сочетается с произвольным перераспределением национального дохода в пользу социально уязвимых членов общества <12>. Между тем в постиндустриальных странах такое противоречие трансформировалось в социальное правовое государство - во взаимную связь и взаимную обусловленность данных принципов. При господстве права "в материальном смысле" вполне возможны гарантии минимума социальных благ для свободного развития личности и обеспечения человеческого существования на достаточном и достойном уровне.
--------------------------------
<12> Там же. С. 162.
С этой позиции Россию пока еще нельзя в полной мере назвать страной постиндустриальной: бедность и недостаточность социального обеспечения по-прежнему остаются главными вызовами социально-экономической политики и опосредуют стратегические задачи современной российской действительности <13>. В отличие от большинства стран ОЭСР (например, Австрия, Дания, Германия, Норвегия, Швейцария и др.) в России до настоящего времени не утверждены социальные ориентиры (нормативы, стандарты) для определения качественных показателей видов социального предоставления (пенсий, пособий, компенсаций и др.) или объема материального обеспечения нуждающихся. Так, оценивая российский уровень обеспечения пенсиями с точки зрения Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации <14>, можно констатировать, что в качестве социального ориентира применяется "приемлемый уровень пенсий", значение которого в Стратегии не раскрывается. Российские ученые предположили, что в данном случае речь идет о социальном ориентире "приемлемого уровня жизни", который неидентичен базовому конституционно-правовому ориентиру "достойного уровня жизни" и международно-правовому ориентиру "достаточного уровня жизни" <15>.
--------------------------------
<13> См.: Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 5 - 15; Пашенцев Д.А., Залоило М.В. Преодоление бедности в России: исторический опыт и современные тенденции правового регулирования // Образование и право. 2018. N 9. С. 317 - 323.
<14> Утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р.
<15> См.: Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. С. 20 - 30.
Достойный уровень жизни признается конституционно-правовым ориентиром согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, что позволяет считать его ключевым ориентиром социальной политики, а следовательно, и вектором реализации функций социального правового государства. Именно данный ориентир должен лежать в основе решений, направленных на фундаментальные преобразования в социальной сфере. Однако, по верному замечанию Н.В. Путило, достойный уровень жизни еще не получил содержательного раскрытия на нормативно-правовом уровне: достаточно сложно сделать вывод о том, какие критерии оценки результатов деятельности государства могут однозначно свидетельствовать о создании "условий достойной жизни и свободного развития человека" <16>. Вероятно, по мнению Н.В. Путило, речь идет о факторах и механизмах доступности для всех определенных социальных благ (жилища, медицины, качественного питания и др.).
--------------------------------
<16> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. Л.А. Окуньков. С. 72.
Международно-правовой ориентир достаточного уровня жизни является классическим для большинства развитых стран и согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах объединяет собой трехкомпонентный критерий достаточности для человека и его семьи следующих благ: питания, одежды и жилища. Оценка данного критерия по перечню социальных благ возможна только при их совокупности.
Соотношение перечисленных социальных ориентиров наглядно можно продемонстрировать на примере их взаимосвязи с известными социальными стандартами (нормативами) обеспечения: бюджетом прожиточного физиологического минимума (прожиточный минимум (далее - ПМ)), минимальным потребительским бюджетом (далее - МПБ) и рациональным потребительским бюджетом (далее - РПБ) <17>. Каждый из стандартов (нормативов) по аналогии включает объем материальных благ в различном их сочетании.
--------------------------------
<17> Об этом еще в советские годы писали известные советские специалисты в области экономики социального обеспечения (см.: Якушев Л.П. Усиление связи норм пенсионного обеспечения с трудовым вкладом // Социалистический труд. 1988. N 10. С. 81 - 86).
Категория прожиточного минимума была разработана еще в советские годы для жителей блокадного Ленинграда с целью поддержания физиологических потребностей человека "на уровне возможности существования" <18>. Перечень потребляемых товаров в объеме ПМ фактически является индикатором границы жизни и смерти: индивид не может восстанавливать свое здоровье, заниматься легким трудом, содержать иждивенцев (детей, инвалидов, престарелых и др.).
--------------------------------
<18> См.: Петрусенко С. Уровень вымирания // Социальная защита. 2004. N 11. С. 3.
В постсоветский период применение ПМ было нормативно закреплено Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации". Положения Указа актуальны и в настоящее время: ПМ устанавливается Правительством РФ дифференцированно по основным социальным группам и определяет "минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги)". Данный Указ четко разграничил между собой понятия ПМ и МПБ: норматив МПБ был установлен для формирования перспективной социально-экономической политики, в то время как ПМ - норматив промежуточный, "используемый для преодоления кризисного состояния экономики".
Социальный норматив МПБ в отличие от ПМ охватывает более широкий перечень социальных благ: включая содержательно блага ПМ, он дополнительно предусматривает гарантии для занятия трудовой деятельностью, для исполнения семейных обязанностей. В некоторых субъектах РФ действуют свои МПБ с более широким перечнем социальных гарантий (включая, например, гарантии поддержания жилья в удовлетворительном состоянии) <19>. На этом основании российские ученые полагают, что МПБ следует считать социальным стандартом "достаточного уровня жизни", и предлагают применять его в отношении пенсий и всех других видов гарантированных социальных выплат <20>.
--------------------------------
<19> См., например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 января 2020 г. N 58 "Об утверждении стоимостной величины минимального потребительского бюджета в целом по Республике Татарстан за IV квартал 2019 года".
<20> См.: Социальное обеспечение: настоящее и будущее / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. С. 20 - 30; Антонова Н.В. Роль социальных ориентиров в определении уровня обеспечения российских граждан пособиями из государственного бюджета с учетом опыта Белоруссии и Казахстана // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. N 3 (70). С. 179 - 186.
В России согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Закон о ПМ) для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, стипендий, пособий и других социальных выплат применяется ПМ. На уровне субъектов РФ могут устанавливаться свои минимумы.
Как социальный стандарт (норматив) ПМ представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Общее стоимостное выражение потребительской корзины складывается из стоимости минимально необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг. При этом стоимость непродовольственной части потребительской корзины определяется ее соотношением к стоимости необходимых продуктов питания, что не может считаться достаточным для нормальной жизни и развития индивида, не говоря о его семье и нетрудоспособных лицах, находящихся на иждивении.
ПМ применяется в ходе оценки уровня жизни населения, при установлении государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и осуществлении других мер социальной защиты. Но даже этот норматив нельзя считать универсальным, признаваемым российским законодателем относительно всех видов социального предоставления. Во-первых, по видам социального обеспечения могут устанавливаться иные нормативы, обусловленные конкретной спецификой материального блага, например, для пенсий это еще и "коэффициент замещения", а для социальных услуг (с точки зрения объема и своевременности предоставления) ПМ и вовсе неприменим. Во-вторых, в России до сих пор отсутствует единая система определения размеров социальных выплат, что обусловлено различием организационно-правовых форм социального обеспечения и невозможностью выработать единые стандарты (нормативы), основанные как на социально-страховых, так и на бюджетных (социально-обеспечительных) принципах.
Это явно прослеживается на примере пенсионного обеспечения. Так, Конституционный Суд РФ подтвердил нормативный характер социального стандарта "прожиточный минимум пенсионера" для пенсий по обязательному пенсионному страхованию - трудовых (страховых) пенсий <21>. Однако норматив ПМ сегодня может быть применим только в отношении социальных пенсий, которые призваны обеспечить незастрахованным лицам, не выработавшим необходимого страхового стажа, источник средств к существованию <22>.
--------------------------------
<21> См. Определение КС РФ от 15 февраля 2005 г. N 17-О по жалобе гражданки П.Ф. Енборисовой на нарушение ее конституционных прав п. 8 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
<22> См.: Социальное обеспечение: настоящее и будущее / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. С. 27.
Страховая пенсия представляет собой компенсацию застрахованным лицам заработной платы, иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением старости, инвалидности, а для членов семьи застрахованных лиц - заработной платы, иного дохода кормильца в связи с его смертью. Поэтому целесообразно руководствоваться общепризнанным международным стандартом (нормативом) - "коэффициентом замещения". Такой стандарт имеет свою специфику - признается социальным нормативом именно в системе пенсионного обеспечения в отношении оценки утраченного застрахованным лицом заработка (трудового дохода) и обладает статусом минимального стандарта (норматива) обеспечения для всех государств, присоединившихся к Конвенции Международной организации труда N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. (далее - Конвенция МОТ N 102).
С 1 января 2019 г. Россия приняла обязательства в отношении нескольких разделов Конвенции МОТ N 102, среди которых "Обеспечение по старости" (разд. V), "Обеспечение по инвалидности" (разд. IX) и "Обеспечение по случаю потери кормильца" (разд. X) <23>, тем самым установив гарантии, согласно которым трудовые (страховые) пенсии не могут быть менее 40% заработка застрахованного лица перед его выходом на пенсию. Применение ПМ в данном случае будет оправданно только в дополнение к "коэффициенту замещения" с целью защиты потенциального получателя пенсии от необоснованно низких показателей уровня его заработной платы <24>. ПМ может также использоваться и для определения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку такая выплата представляет собой солидарный компонент пенсионной системы и предоставляется всем застрахованным в одном размере по аналогии с социальными пенсиями <25>.
--------------------------------
<23> См. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 349-ФЗ "О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции N 102)".
<24> См.: Социальное обеспечение: настоящее и будущее / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. С. 27.
<25> См.: Антонова Н.В. О роли фиксированной выплаты к страховой пенсии в установлении работающим гражданам достаточного уровня пенсионного обеспечения // Российское и международное право: общее и особенное: матер. Всерос. науч.-практ. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. М., 2019. С. 380 - 386; Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв. ред. Э.Г. Тучкова, Ю.В. Васильева. М., 2013. С. 200.
Помимо разделов о пенсиях Россией также были ратифицированы разделы Конвенции МОТ N 102 в отношении социальных пособий и других выплат страхового и социально-обеспечительного характера: "Обеспечение по болезни" (III), "Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием" (VI), "Обеспечение по материнству" (VIII). Это обязывает законодателя определять размеры таких выплат в соответствии с их целевым назначением - поддержанием прежнего материального положения лица (возмещением временно утраченного заработка либо иных дополнительных расходов). Достичь этого непросто, так как размеры многих социальных пособий в России, преимущественно бюджетных, были установлены еще в 2001 г. в зависимости от величины МРОТ - в твердой денежной сумме 100 руб. <26>. Указанная базовая величина актуальна и по сей день, например для пособий беженцам и минимального социального пособия на ребенка, выплачиваемого в отдельных регионах <27>. Можно согласиться с российскими учеными в том, что целевое назначение социальных пособий, как и пенсий и других социальных выплат, может быть оправдано только благодаря их исчислению из МПБ или минимального потребительского бюджета семьи (как разновидности МПБ для оценки уровня обеспечения пособиями на детей) <28>. При этом ПМ по аналогии с пенсионным обеспечением может быть задействован для обозначения нижней границы выплат и обеспечения гражданам хотя бы приемлемого уровня жизни.
--------------------------------
<26> См. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".
<27> См., например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах", ст. 7 Закона Нижегородской области 24 ноября 2004 г. N 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей", ст. 2 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 10-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" и др.
<28> См.: Антонова Н.В. Социальное пособие на ребенка: некоторые проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2018. N 3 (255). С. 66 - 75; Хромова Н.М. Социальные пособия на детей: вопросы теории и практики // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2020. N 1. С. 56 - 58.
В идеале для исчисления всех социальных выплат и других мер государственной поддержки за основу следовало бы принять социальный стандарт (норматив) - РПБ, поскольку удовлетворению подлежат уже не минимальные, а оптимальные или рациональные потребности человека, и это более всего соответствует конституционно-правовому ориентиру достойного уровня жизни <29>. Однако любые реформы невозможны без промежуточного перехода.
--------------------------------
<29> См.: Социальное обеспечение: настоящее и будущее / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. С. 20 - 30; Антонова Н.В. О роли фиксированной выплаты к страховой пенсии в установлении работающим гражданам достаточного уровня пенсионного обеспечения. С. 380 - 386.
В последние годы в России были предприняты шаги по уравниванию МРОТ и ПМ на федеральном уровне. Соотношение этих величин было выравнено с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения". МРОТ стал устанавливаться в размере величины ПМ. Окончательное сближение рассматриваемых величин произошло благодаря Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Теперь с 1 января 2019 г. и далее ежегодно МРОТ устанавливается в размере не ниже величины федерального ПМ.
Эти меры позволяют предотвратить риски социальной необеспеченности в отношении пенсий и социальных пособий, включая страховые пособия для лиц, не обладающих необходимым страховым стажем (например, для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - менее шести месяцев), и ряда других социальных выплат, преимущественно бюджетных.
Так, ввиду объявления Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии коронавируса 11 марта 2020 г. и необходимости реализации на территории России с 20 марта до 1 июля 2020 г. мер по изоляции населения, направленных на компенсацию последствий эпидемии (последующего кризиса и малообеспеченности населения), было принято Постановление Правительства РФ от 27 марта 2020 г. N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год", согласно которому максимальная величина пособия была увеличена до размера МРОТ (с 8 000 руб. до 12 130 руб.). Тем не менее, на наш взгляд, ПМ должен очерчивать нижнюю границу пособия, которая сейчас составляет - 1 500 руб.
С положительной стороны также следует оценить дополнительные меры государства в связи с пандемией, направленные на поддержку семей, имеющих детей. В апреле - июне 2020 г. были предусмотрены ежемесячные выплаты в размере 5 000 руб. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г. <30> Данные меры не лишены недостатков, поскольку распространяются на узкий круг граждан и не охватывают, например, семьи с детьми четырех и пяти лет, которые нуждаются в поддержке государства не меньше, чем семьи, подпадающие под действие норм названного Закона.
--------------------------------
<30> См. Указ Президента РФ от 7 апреля 2020 г. N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей".
Отметим и Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Указ Президента РФ N 199), утвержденный до пандемии, но все же включенный в число мер по борьбе с распространением коронавируса <31>. Данным актом установлено право на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, назначаемую с 1 января 2020 г. Реализация этого права отнесена к компетенции субъектов РФ, и выплата будет предоставляться в порядке и на условиях, которые предусмотрены региональным законодательством.
--------------------------------
<31> См.: Указания Президента РФ, которые были даны на совещании с главами регионов по борьбе с распространением коронавируса в России, от 8 апреля 2020 г. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 15.04.2020).
В научной литературе уже неоднократно отмечалось, что региональное регулятивное воздействие демонстрирует вариативность и разнообразие подходов при назначении детских пособий в субъектах РФ <32>, что обусловлено объективными особенностями их социально-экономического развития. Поэтому нормативно установленный размер пособий значительно отличается между разными субъектами РФ, что не соответствует конституционному принципу равенства, воплощающему гарантии о равных правах для всех лиц, относящихся к одной категории.
--------------------------------
<32> Подробнее см.: Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / под ред. О.Н. Петюковой. М., 2015. 176 с. (автор - О.Ю. Еремина); Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журнал российского права. 2018. N 5 (257). С. 125 - 138.
В России главным препятствием для реализации функций социального государства в новых условиях выступает устоявшееся ошибочное отношение к нормам российского и международного права, регулирующим социальные права. В большинстве случаев они рассматриваются не как юридические нормы, а как принципы, цели и нормативы, к которым постепенно должна стремиться Россия <33>. Прямое подтверждение этому - акты Конституционного Суда РФ <34>.
--------------------------------
<33> См.: Путило Н.В. Социальные права граждан: история и современность. М., 2007. С. 22; Концепции развития российского законодательства / под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. 3-е изд. М., 1998. С. 21 - 22 (автор - Ю.А. Тихомиров); Miroshnichenko O.I., Samusenko T.M., Gaivoronskaya Ya.V., Frolova E.E. Doctrine in the modern world: legal traditions and modern potential // The Social Sciences. 2018. Vol. 13. No. 2. P. 235 - 240.
<34> См. Определения КС РФ от 10 октября 2002 г. N 258-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М.Д. Рамалданова на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абз. 4 и 8 ст. 1 и п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 27 января 2011 г. N 179-О-П по жалобе гражданки Н.М. Сыроегиной на нарушение ее конституционных прав абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственных пособиях граждан, имеющих детей".
Например, Конституционный Суд РФ обращал внимание, что Конституция РФ, признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление различных социальных выплат, предполагает лишь создание для соответствующих получателей условий для достойной жизни и выполнения семейных функций, включая материнство и детство. Однако конституционный статус обязанности государства по защите материнства, детства и семьи не подразумевает права этих граждан на получение определенных денежных сумм. "Вопрос о конкретных размерах пособий и других выплат, вытекающих из конституционного права на социальное обеспечение, решается, как следует из ст. 39 (ч. 2), 71 (п. п. "в", "е"), 72 (п. п. "б", "ж" ч. 1) и 76 (ч. 1 и 2), законодателем" <35>.
--------------------------------
<35> Определение КС РФ от 2 октября 2003 г. N 382-О о проверке конституционности положений ст. ст. 8, 15 и 17 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Отметим, что усиление экономических гарантий социальных прав посредством придания им конституционного статуса позволит несколько смягчить устоявшиеся подходы. Среди приоритетных конституционных новелл, касающихся социальных прав, наиболее действенными представляются следующие: обязательная индексация пенсий, социальных пособий, иных социальных выплат с установленной Конституцией РФ строгой периодичностью; гарантированный МРОТ (не менее величины ПМ трудоспособного населения в целом по РФ); адресная социальная поддержка и обязательное социальное страхование; признание детей важнейшим приоритетом государственной политики России и самостоятельности их правового статуса <36>.
--------------------------------
<36> См. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (начало действия документа - 14 марта 2020 г. (в части отдельных положений)).
Однако кардинальные перемены возможны только через смену устаревших подходов перед лицом новых вызовов <37>. Нельзя решить проблему низкого пенсионного обеспечения через снижение обязательств государства перед гражданами - повышение пенсионного возраста, ликвидацию обязательного накопительного компонента пенсионной системы, частичный пересмотр условий получения страховой пенсии (отказ в выплате пенсий работающим пенсионерам или пенсионерам, заработок (доход) которых выше установленного нормативного предела), проблему обеспечения пособиями и другими социальными выплатами - повышением их количественных показателей взамен качественной составляющей.
--------------------------------
<37> См.: Социальное обеспечение: настоящее и будущее / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. С. 40.
Лишь посредством реализации традиционных подходов, основанных на правах человека (система социальной защиты Совета Европы), возможно структурное выравнивание социальных ориентиров (нормативов) в правовом социальном государстве, к которому стремится Россия.
Совет Европы располагает двумя достаточно уникальными мониторинговыми инструментами: Европейской социальной хартией <38> и Европейским кодексом социального обеспечения <39>.
--------------------------------
<38> Принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.
<39> Принят в г. Страсбурге 16 апреля 1964 г.
Европейская социальная хартия дополняет Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., устанавливая действенный механизм социальной защиты, включающий все грани: социальное обеспечение, медицинскую помощь, социальные услуги и социальное обслуживание, защиту от бедности и социальной отчужденности.
Европейский кодекс социального обеспечения, в свою очередь, обозначил минимальный уровень защиты в девяти традиционных сферах социального обеспечения. Основываясь на нормах Конвенции МОТ N 102, он предоставляет еще более льготные условия (например, "коэффициент замещения" пенсией утраченного заработка для страховых пенсий по старости и по случаю потери кормильца составляет 45%, в отношении страховых пенсий по инвалидности - 50% заработка, который имел работник перед выходом на пенсию. Конвенцией МОТ N 102 во всех случаях "коэффициент замещения" обеспечивается - 40%).
Реализация социальных функций Российского государства сообразно перечисленным международным документам будет способствовать достижению реального, а не декларируемого уровня достойной жизни, раскрытию творческого потенциала каждого в современных условиях научно-технологического развития. Возможность применения норм международного права в национальной правовой системе наравне с другими формально-юридическими критериями социального государства <40> в данном случае выступает одним из необходимых принципов должной реализации социальных функций.
--------------------------------
<40> См.: Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 5.
Деятельность по реализации социальных функций - это деятельность всех иерархических уровней государства при наибольшей нагрузке на территориальные (местные) органы, непосредственно взаимодействующие с населением по направлениям социальной защиты и социального обеспечения. Только посредством установления и последующего воплощения в федеральном законодательстве конституционного принципа равенства всех категорий нуждающихся в государственной поддержке и при соблюдении действующих льгот, преимуществ и иных социальных гарантий возможно гармоничное развитие России как правового социального государства.
Библиографический список
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных