Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ЭПОХУ РАННЕГО ПРИНЦИПАТА НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОВИНЦИИ АХАЙЯ
Е.В. ЛЯХИН
Сколь хорошо ни была бы изучена история Древнего Рима, все же имеется множество белых пятен, исследование которых требует завершения. Особый интерес вызывает административная сторона в управлении римскими провинциями. В чем успех древних римлян в деле управления новыми территориями? Страбон, уже в I в. до н. э. предположил, что залог успеха кроется в управлении новыми территориями "по-граждански" (XVII. 3, 24 / Перевод с древнегреческого языка Г.А. Стратановского).
Вопрос о существовании государственной службы в Древнем Риме остается открытым. Как известно, государственная служба появляется с появлением государства. В Древнем Риме на момент оформления принципата Октавианом Августом государственная служба была оформлена с помощью республиканских институтов власти - проконсульский империй (высшая власть в провинциях), законодательная власть была сконцентрирована в руках сената и его законодательной деятельности - постановления сената (senates consulta), принцепс был главой исполнительной власти со своим кабинетом министров (consilium pricipepis). Государственная служба юридически была оформлена при диктаторе Луции Корнелии Сулле. Диктатор установил очередность прохождения должностей для лиц сенаторского звания (cursus honorum) - эдилитет, квестура, претура, консульство. Увеличил возрастной ценз до 37, 39, 41 и 43 лет. Второе консульство только через 10 лет после предыдущего. Консулы лишились права вести войну вне Италии <1>. Но юридически очередность была оформлена только в IV в. в эпоху реформ Диоклетиана-Константина: Notitia dignitatum omnium tam civilium quam Militarum in partibus Occidentis et Orientis (Список всех гражданских и военных должностей в западных и восточных областях). Вопрос о становлении государственной службы и оформление ее, как видно из этой преамбулы, заняло несколько столетий, в этом особенность функционирования древнеримского государства, стремившегося к публичности и открытости. Но Рим в свое время перерос размеры города, затем области и, наконец, Италии, поэтому понадобился такой институт, как государственная служба, начало которой положил первый римский император Октавиан Август.
--------------------------------
<1> Егоров А.Б. Рим: от республики к империи. СПб.: Наука, 2017. С. 17.
Эллада, покоренная Римом еще в 146 г. до н. э. и ставшая провинцией только в 27 г. до н. э., согласно эдикту Октавиана Августа была не просто очередным регионом под римской калигой, а еще и символом всего греческого мира. Поэтому римское правительство и римские чиновники, бывшие в Греции в качестве наместника, с огромным пиететом относились к Элладе.
Как известно, Римское государство в период принципата управлялось всего 300 - 400 администраторами сенаторского и всаднического происхождения, или вольноотпущенниками. При этом население pax Romana в золотой век Августа составляло около 50 - 60 млн человек. В чем секрет успеха управления? Страбон в самом начале ответил на этот вопрос: благодаря хорошо организованному гражданскому управлению. Как работала эта система? И сразу необходимо подчеркнуть, что упомянутое выше число администраторов 300 - 400 человек - это наиболее талантливые, как сегодня бы их назвали, эффективные менеджеры своего времени.
В административном плане до 27 г. до н. э. Греция состояла из федераций, союзов и союзных Риму полисов, таких как Афины и Спарта, которые подчинялись проконсулу Македонии, а после 27 г. Греция стала римской провинцией Ахайя. В Риме среди нобилитета, то есть элиты Римского государства, избирался путем жребия наместник. Избирался всего на один год. Срок полномочий мог продлить только принцепс и только после успешно сданного отчета в сенате. По сути, отчета перед исполнительной властью. У наместника над провинцией была высшая власть (проконсульский империй), которую сенат делегировал ему в этой провинции.
Назначенный таким способом высший чиновник провинции не получал жалованья из государственной казны, поэтому многие патрицианские семьи быстро беднели и влезали в долги. Самый яркий и фактически единичный пример - это личность Гая Юлия Цезаря, которая хорошо известна; по сути, обладая властью гражданского наместника в Иллирии, Цезарь не получил никаких замечаний от провинциалов по окончании срока наместничества.
Чиновника (praeses) и его свиту должны были содержать провинциалы через институт гостеприимства. С самой древности связывали его происхождение с правом народов (ius gentium) или с традиционным правом (ius naturale). Это отразилось в работах известного немецкого историка-антиковеда Теодора Моммзена <2>, Паоло Каталано <3>, а также отечественных исследователей - С.А. Муромцева <4> и Ю.К. Колосовской <5>.
--------------------------------
<2> Моммзен Т. История Древнего Рима. Т. 1. М.: ФОЛИО, 2007. С. 128 - 212.
<3> Catalano P. Linie del sistema sovrannazionale romano. Torino, 1965. P. 304.
<4> Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима. М.: Изд-во "КонсультантПлюс", 2003. С. 87.
<5> Колосовская Ю.К. Гостеприимство в системе ius gentium Древнего Рима // Древнее право. 1999. N 1(4). С. 86 - 98.
Узы гостеприимства заключали римский народ в лице презида, с одной стороны, и видные представители провинции, с другой. При гостеприимстве общественном вступал в соглашение весь римский народ, от имени которого сенат заключал договорные отношения между другими общинами, входящими в состав провинции. Привилегии гостя, прибывавшего в чужую общину, состояли в бесплатном жилье, бесплатном питании (lautia), гостевом подарке (xeniolum). Эта особенность государственной службы была зафиксирована в Дигестах Юстиниана юристом Ульпианом во II в. н. э. (I. 16. 6, 3).
При гостеприимстве личном права гостя приобретали характер семейных связей. Дом, где останавливался гость, считался священным домом (Plut. Sulla. XXXI). Яркий пример - это город Спарта в Греции, в котором в 30-е гг. I в. до н. э. спасалась от ярости Марка Антония жена Октавиана Августа - Ливия. После победы Октавиана в битве при мысе Акций Спарта стала городом-клиентом императорской династии Юлиев-Клавдиев (Dio Cass. XLVIII. 15, 3 - 4; Suet. Tib. VI, 2). Марк Брут, бежавший из Рима после известных событий 14 марта 44 г. до н. э., нашел убежище в Афинах, которые были клиентами его рода (Plut. Brut. XXIV). В обязанности патрона входили попечительство (tutela) и опека (cura).
Таким образом, провинция Ахайя, вступив в период принципата, в административном плане подчинялась чиновнику пропреторского или проквесторского ранга, то есть бывшему судье и казначею. Презид был связан с провинцией узами гостеприимства и фактически не вмешивался во внутреннюю жизнь региона. Но, по сути, провинция, в нашем случае Греция, управлялась муниципальными чиновниками. Наместник мог вмешаться только по финансовым вопросам, например, недоимки городских общин. Но для опустошенной войной Греции вопрос долгов был всегда болезненным (App. BC. II, 48).
Обладая обширными полномочиями, наместник находился постоянно в искушении. Присвоить часть налогов, собранных с городских общин, выдумать новый налог. Как известно, античный мир не признавал прямых налогов, только лишь косвенные. Но консул и победитель македонского царя Персея Эмилий Павел отменил налоги для своих граждан после 168 г. до н. э. <6>, прямые налоги остались только для провинций. Их было всего два - tributum capitis ("налог на голову") и tributum soli (agri) ("налог на землю"), это основные налоги, которыми облагалось провинциальное население. Статус провинциального населения - dediticii, то есть подданные. Прямые налоги не характерны для эпохи античности, но особенно разорительной была государственная служба для наиболее богатых граждан в полисах. Литургия, или государственная служба, была характерна для греческих полисов, а также для римских муниципиев. Суть литургий очень проста - наиболее обеспеченные граждане должны были ежегодно содержать различные общественные здания, храмы, площади, рынки и дороги. Также за свой счет организовывать праздники, угощения для именитых граждан, религиозные шествия, театральные представления и прочее <7>. Но самым разорительным для всех граждан полиса провинции Ахайя были добровольные пожертвования в казну наместника, в казну войска, стоявшего в провинции, и т.д. Наиболее яркий пример связан с деятельностью триумвира Марка Антония, правой руки Гая Юлия Цезаря, который объявил афинянам о своей женитьбе на Афине и потребовал выдать ему приданое в один миллион драхм (Dio Cass. XLVIII. 39, 2). Такие экстраординарные сборы обычно ложились на все население полиса, за исключением тех, кто не имел имущества на территории полиса.
--------------------------------
<6> Чеканова Н.В. Римская диктатура в последний век Республики. СПб.: Гуманитарная Академия, 2005. С. 21 - 25.
<7> Хабихт Х. Афины: История города в эллинистическую эпоху / Пер. с нем. Ю.В. Виноградова. М.: Ладомир, 1999. С. 178.
Наместник вступал на территорию провинции со свитой или, как говорит Плутарх, со своими сотрапезниками (Quaest. Conv. 708 D; 709 B), также с ним входила и его клиентела, в которой было большое количество дельцов. И вся эпоха римской республики пронизана судебными процессами над наместниками. Данные просопографии по наместникам, служившим в Македонии и Ахайе в эпоху поздней республики и принципата, дают нам следующие данные. Способы профилактики, которые применял сенат над такими магистратами, разные, от открытого судебного процесса (pro tribunali), самый известный из которых - суд над Марком Гибридом, до т.н. суда отца над сыном, как это было с Юнием Силаном Манлианом (Cic. Fin. I, 24; Liv. Oxy. Per. 54; Val. Max. V. 8, 3). Поэтому во время таких открытых судебных заседаний pro tribunali наместник нередко должен был подвергаться разнонаправленному давлению как со стороны своих высокопоставленных местных советников, так и окружающих трибунал остальных граждан. Он должен был проявлять при этом немалый дипломатический такт в отношении жителей провинции.
Административным наказанием в случае доказательства вины служило следующее:
1) "Лишение земли и воды", традиционная формула для изгнания на 20 миль от Рима, чаще всего бывшие магистраты удалялись в свои поместья и ждали смягчения приговора. Но о дальнейшей государственной службе речи не могло идти, за редким исключением;
2) "Суд отца", римское общество и в конце республики, и в начале империи все же оставалась традиционным обществом, где была ярко выражена так называемая власть отца (pater potestas), нам известен пример, суд над Силаном Манлианом в 140 г. до н. э., когда после наместничества в Македонии и Греции Юний был обвинен посланцами из Македонии в притеснении провинциалов. Уже начинается сенаторское расследование, но неожиданно отец Силана Манлиана выступает с предложением передать ему обвиняемого. Торкват признал сына виновным и запретил ему являться на глаза; тогда Силан покончил с собой после 140 г. до н. э. (Cic. Fin. I, 24; Liv. Oxy. Per. 54; Val. Max. V. 8, 3);
3) высокая протекция, но чаще всего в силу особенностей государственных механизмов Римской державы на защиту таких чиновников выступали сенаторские группировки, и процессы не доходили до суда. Как это было с Марком Антонием Гибридой, которого обвинил еще молодой Гай Юлий Цезарь, имея на руках доказательства. Но в его защиту встали нобили сената, и дело о превышении должностных полномочий президом было прекращено. Гибрида был оправдан и продолжил свою государственную карьеру в сенате.
Таким образом, суд pro tribunali был одним из важнейших компонентов "правления по-граждански". В своем виде он проводился в атмосфере, препятствующей произволу, и создавал образ римской власти, осуществляемой с заботой обо всех гражданах и в полном соответствии с законами и обычаями Pax Romana с заложенной традицией административного контроля над наместниками, его, так сказать, аппаратом, что приводило к лояльности Риму в разных частях державы. Сочетание договора, традиции гостеприимства, а также культа богини Ромы, обязательного во всех крупных городах, привело к полуторатысячелетнему существованию римской цивилизации на карте Европы. К опыту древних римлян в области административного права обратилась историческая школа еще в XVIII в. Таким образом, система управления либерального правового государства характеризуется разделением властей, сокращением задач государства (и вместе с этим задач управления), "связыванием" законом административной власти правителей и установлением субъективных правовых позиций каждого индивидуума по отношению к государственной власти; все это позволяет обратиться к опыту древних римлян в государственном управлении.
Литература
1. Галлиган Д. Административное право: история развития и основные современные концепции / Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов. Москва: Юристъ, 2002. 410 с.
2. Колосовская Ю.К. Гостеприимство в системе ius gentium Древнего Рима / Ю.К. Колосовская // Древнее право. 1999. N 1(4). С. 86 - 98.
3. Ливий Т. История Рима от основания города. В 3 томах / Т. Ливий; Перевод с латинского языка В.А. Лебедева. Москва: Ладомир, 2002.
4. Моммзен Т. История Древнего Рима. Т. 1 / Т. Моммзен. Москва: ФОЛИО, 2007. 308 с.
5. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима / С.А. Муромцев. Москва: КонсультантПлюс, 2003. 487 с.
6. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 томах. Т. 2 / Плутарх; Перевод с древнегреческого языка М.В. Ботвинника, И.Д. Перельмутер. Москва: ФОЛИО, 2001. 605 с.
7. Римская История. Книги LXIV - LXXX / Кассий Дион Коккеян; Перевод с древнегреческого языка; под редакцией А.В. Махлаюка. Москва: Ладомир, 2011. 451 с.
8. Страбон. География в 17 книгах / Страбон; Перевод с древнегреческого языка Г.А. Стратановского. Москва: Ладомир, 1994. 741 с.
9. Тацит. История / Тацит; Перевод с латинского языка Г.С. Кнабе. Москва: Наука, 2005. 549 с.
10. Хабихт Х. Афины: История города в эллинистическую эпоху / Х. Хабихт; Перевод с немецкого Ю.В. Виноградова. Москва: ГРАД-М, 1999. 416 с.
11. Чеканова Н.В. Римская диктатура в последний век Республики / Н.В. Чеканова. Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2005. 310 с.
12. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога Historiae Philippicae / Юстин; Перевод с латинского языка А.А. Деконского, М.И. Рижского. Москва: РОССПЭН, 2005. 640 с.
References
13. Catalano P. Linie del sistema sovrannazionale romano / P. Catalano. Torino: G. Giappichelli, 1965. 354 p.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных