Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ДИНАМИЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ: НОВЫЙ ПОДХОД К КОНЦЕПЦИИ
ВУ ДЫК ЗУНГ
I. Научные подходы к характеристике правового государства
С древних времен появилась идея правового государства, суть которой состояла в необходимости закона, защиты людей. Солон (638 559), один из семи мудрецов Древней Греции, утверждал, что "государство нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица - наибольшее зло, порядок и закон - самое большое добро для общества" <1>. Однако теория правового государства по-настоящему сформировалась только тогда, когда в начале XIX в. в недрах буржуазного государства появился термин "правовое государство" <2>.
--------------------------------
<1> Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1977. С. 40.
<2> Воронцов С.Г., Мингалева Ж.А. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского университета. 2013. Вып. 4 (22). С. 30; Кутько В.В., Батова О.В., Городнова О.Н. Правовое государство как явление социально-правовой действительности // Вестник Российского университета кооперации. 2020. N 4 (42). С. 129.
Начиная с Новейшего времени, т.е. с начала XX в., используется термин "современное правовое государство" <3>. К настоящему времени в юридической литературе нет единого понимания правового государства. Существует несколько основных подходов.
--------------------------------
<3> Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909. С. 338 - 428.
1. Правовое государство как тип государства
Профессор Ф.М. Раянов утверждает, что правовое государство представляет собой "самостоятельный тип государства", сформировавшийся в результате развития общества в новый и новейший период <4>. Существование правового государства обособлено от неправового и характеризуется гражданским обществом и другими отличительными чертами. Автор считает, что только правовое государство может обеспечить оптимальную справедливость для людей в мире после буржуазного или социалистического типов государства <5>.
--------------------------------
<4> Раянов Ф.М. Правовое государство и современный мир. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. С. 78.
<5> Раянов Ф.М. Указ. соч. С. 47.
М.И. Пастухов считает, что правовое государство - это "новый тип государственности с характерными признаками, в том числе верховенством конституции и законов, разделением властей, признанием и соблюдением прав и свобод граждан" <6>.
--------------------------------
<6> Пастухов М.И., Женарь Д.М. Правовое государство как новый тип государства: пути его построения в Беларуси // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаваннi. 2021. N 3 (65). С. 50.
При таком подходе авторы стремятся представить правовое государство как новое эволюционное состояние человека. Обладая превосходными организационными и управленческими возможностями, этот тип государства является общим знаменателем для всех стран.
На самом деле правовое государство еще не существовало в полной мере ни в одной стране мира. Правовое государство как идеальный тип, к которому можно лишь в большей или меньшей степени приближаться. Однако принято считать, что тип государства - это его экономическая характеристика, основанная на господствующем способе производства. В соответствии с этим выделяют аграрное, индустриальное и информационное государство <7>.
--------------------------------
<7> Кашанина Т.В. Государство как показатель человеческого развития (в контексте нейробиологии) // Lex russica. 2022. Т. 75. N 10. С. 130 - 133.
2. Правовое государство как специфическое явление
Профессор М.Н. Марченко определяет, что "правовое государство оставалось и остается государством" <8>. Однако правовое государство содержит специфические особенности, оно не тождественно обществу или общественно-политическим организациям.
--------------------------------
<8> Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 433.
По мнению профессора Т.Н. Радько, тогда правовое государство - это прежде всего демократическое государство с фундаментом прав и свобод граждан <9>. И в этом правовом государстве должен содержаться ряд признаков: господство права, верховенство закона, взаимная ответственность государства и гражданина, разделение властей, многообразие форм собственности, многопартийность, плюрализм <10>.
--------------------------------
<9> Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2015. С. 470 - 471.
<10> Радько Т.Н. Указ. соч. С. 471 - 476.
К правовому государству подходят с позиции описания всех его отличительных черт по сравнению с другими государствами, однако оба автора не рассматривают правовое государство как тип государства. Статья 1 Конституции РФ 1993 г. определяет, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления <11>. Наряду с демократическими и федеративными элементами, правовое государство является лишь одним из компонентов целостного государства.
--------------------------------
<11> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/b57f514e606ee66a6f97d072551b16a416610dfc/ (дата обращения: 02.03.2023).
3. Правовое государство как форма организации политической власти
Профессор А.В. Малько полагает, что правовое государство - это "организация политической власти", которая создает условия для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, недопущения злоупотребления властью <12>.
--------------------------------
<12> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 5-е изд. М.: Дело, 2020. С. 130.
Суть этого подхода состоит в том, что правовое государство есть особая организационная форма политической власти. Политическая власть является ключевым элементом модели правового государства. Именно она устанавливает объем прав и свобод человека и гражданина.
4. Правовое государство как синтез многих аспектов
Правовое государство можно рассматривать синтетически в трех аспектах: формальном, материальном и техническом <13>. В формальном смысле правовое государство - это государство, в котором вся деятельность основывается на праве, а законы механически реализуются единообразно для всех органов и людей. В материальном смысле оно характеризуется защитой личности, защитой прав и свобод человека и гражданина. В техническом смысле правовое государство - инструмент и система искусственных правовых приемов, способствующих защите прав и свобод человека и гражданина.
--------------------------------
<13> Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. Калининград: Янтарный сказ, 2002. С. 12 - 15.
Приведенные выше подходы показывают, что представления о правовом государстве включают в себя сочетание двух основных его сторон. Первая характеризует правовую основу правового государства как государства. С этим утверждением согласно большинство авторов. Вторая касается всеобъемлющего представления общества, государства и личности. Каждый подход опирается на определенную научную базу, поэтому их правильность нельзя отрицать. Однако трансформация модели правового государства в соответствии с развитием общества вызывает противоречия между теорией и практикой.
Человеческая цивилизация формируется и совершенствуется с течением времени, и правовое государство не является исключением, "идея правового государства есть идея общечеловеческая" <14>. Зачатки формирования правового государства появились в древние времена, отразившись в мыслях многих известных исследователей, таких как Сократ <15>, Платон <16>, Аристотель <17>.
--------------------------------
<14> Корнев А.В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 1995. С. 6.
<15> Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 47 - 48.
<16> Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. С. 130.
<17> Аристотель. Политика / пер. с др.-греч. С.М. Роговина. М.: Рипол Классик, 2010. С. 207.
Если рассматривать правовое государство через призму типа государства, то оно может появиться только в Новое время, связанное с индустриальным государством. Тип государства представляет собой совокупный результат, а не процесс. Это противоречит тому, что идея правового государства восходит к древности и представляет собой развивающийся процесс.
Правовое государство находится в постоянном движении, меняя свое содержание и осваивая новое пространство. В XIX в. задача идеи о правовом государстве заключалась в том, чтобы атаковать феодализм для построения буржуазного общества <18>. Интересы были сосредоточены только на буржуазии, на обеспечении ей свободы торговли и коммерции. Но когда феодальная система была свергнута, новой задачей идеи о правовом государстве стало обеспечение того, чтобы власть принадлежала народу, большинству, а не меньшинству.
--------------------------------
<18> Соколов А.Н. Указ. соч. С. 29.
Вступив во вторую половину XX в., мысль о правовом государстве распространилась по всему миру. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. <19> открыла новую главу в области защиты прав и свобод человека на основе принципа правового государства. Права человека признаются, становятся общим принципом всего мира, никто не имеет права попирать эти ценности.
--------------------------------
<19> Всеобщая декларация прав человека: принята Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 02.03.2023).
Подход к правовому государству как специфическому явлению позволяет создать нейтральную и относительно полную его теоретическую модель, но не отражает характер постоянного движения правового государства. Правовое государство по своей сути является живым существом. Его составные элементы могут быть добавлены по мере необходимости или уничтожены, когда они утратили актуальность. Поэтому указанный выше подход не отражает всех признаков и ценностей, которые правовое государство будет проявлять в будущем.
Правовое государство - это государство, при котором обеспечиваются права и свободы человека, государственная власть огранивается правом. Эти стороны кодифицируются и претворяются в жизнь через правовые и социальные институты. Правовое государство организует государственную власть в тесной связи с гражданским обществом. Гражданское общество создает платформу для социальной критики, защищает права человека, но находится вне контроля государства. Поэтому, если рассматриваем правовое государство только как организацию политической власти, мы невольно недооцениваем роль внегосударственных факторов.
Нельзя отрицать жизнеспособность самого общества, которая поддерживает развитие правового государства, а именно традицию, культуру и правосознание, возникающие в самом сердце общества. Сохранение культурных ценностей и добрых традиций, повышение правосознания людей имеет огромное значение. Используемые социальные инструменты, такие как мораль и традиционные культуры, хотя и находятся вне политической власти, способствуют продвижению к правовому государству.
Подход к правовому государству как синтезу многих аспектов представляется правильным. Однако, если он не указывает на постоянное движение и развитие правового государства, то это также не будет полной характеристикой правового государства. Само правовое государство еще незаконченное социальное явление. Для преодоления недостатков требуется время и опыт.
Итак, указанные выше подходы направлены на отражение свойств правового государства. Однако динамическая природа правового государства не была выражена и описана в этих утверждениях. Движение правового государства - это объективное состояние. И это нельзя изолировать, чтобы определить правильное направление для будущего.
II. Авторская концепция правового государства
Проанализировав плюсы и минусы некоторых подходов к правовому государству, автор считает необходимым предложить свой подход.
К правовому государству я буду подходить комплексно и анализировать два его аспекта. Во-первых, правовое государство - это государство, содержащее в себе специфические признаки. Такое представление имеет консенсус в академическом мире <20>. Во-вторых, правовое государство является формой организации государственной власти и общества. Мой подход основан на предыдущих исследованиях, но будет более полно описывать природу правового государства.
--------------------------------
<20> См.: Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире: сборник статей / отв. ред.: В.Д. Зорькин, П.Д. Баренбойм. М.: ЛУМ; Юстицинформ, 2013. 560 с.
Характеристиками, отражающими сущность правового государства как формы организации государственной власти и общества, являются:
А. Правовое государство всегда находится в движении и развитии. Правовое государство не является статическим. Единого стандарта правового государства не существует. Общепризнанные его принципы и ценности всего лишь теоретические предположения, которые прорабатываются и используются в процессе строительства правового государства.
Правовое государство, реализованное на Западе, пока не имеет безупречной теории и не всегда пригодно для экспорта в другие страны. На Западе и в других странах оно понимается как ограничитель правительства и открывает возможность граждан участвовать в управлении обществом. При этом страны могут учиться друг у друга. Неудачи и отклонения от желаемых постулатов правового государства, такие как коррупция, перегруженность судебной системы, безработица, потеря веры людей в закон и т.д., наблюдаются в Соединенных Штатах, Европе и на всем Западе <21>. Поэтому идеального правового государства не ждать.
--------------------------------
<21> Hager B. The Rule of Law: A Lexicon for Policy Makers. 2000. P. 51.
Б. Правовое государство имеет неограниченное пространство. Практика показывает, что правовое государство может развиваться не только в буржуазном государстве, но и в тех странах, которые вступают в индустриальную эпоху.
Статья 5 Конституции Китайской Народной Республики 2018 г. определяет, что "Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством" <22>. Статья 23 Основного закона Федеративной Республики Германии 1997 г. гарантирует "соблюдение принципов демократии, правового государства" <23>. Статья 2 Конституции Вьетнама 2013 г. определяет, что "Государство Социалистическая Республика Вьетнам есть социалистическое правовое государство, подчиняется народу, создается народом и существует для народа" <24>. Все три страны в той или иной степени добились сильного экономического развития в процессе построения правового государства, как это предусмотрено высшим законом - конституцией.
--------------------------------
<22> URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения: 02.03.2023).
<23> URL: https://legalns.com/download/books/cons/germany.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
<24> URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Bo-may-hanh-chinh/Hien-phap-nam-2013-215627.aspx (дата обращения: 02.03.2023).
Правовое государство выступает продуктом человеческой цивилизации, это своего рода дар всем народам. Ценность правового государства заключается не в присущих ему правилах. Конечной ценностью должно быть улучшение качества жизни людей. Хотя принципы правового государства не воплощаются в равной степени в разных странах, все же можно считать правовое государство благом для народа, если при этом жизнь людей действительно улучшается. Изучение моделей названных стран необходимо, но применение части или всего предыдущего опыта зависит от выбора каждой страны.
В. Правовое государство обладает широким спектром применения. Правовое государство регулирует не только вопросы, входящие в компетенцию государственной власти, оно может влиять и на решение других вопросов. Организация общественного управления выражается через тесную связь правового государства и гражданского общества.
Правовое государство действительно существует только при определенных экономических, политических, социальных, нравственных, исторических, правовых, а также международных условиях <25>. Более конкретно эти условия отражаются на уровне правосознания, обеспечения прав людей, экономических показателях, индексе коррупции, количестве и качестве решения судебных дел и жалоб, качестве правоохранительной системы и т.д. Итак, степень развитости правового государства зависит от этих условий. Однако и оно само прямо или косвенно способствует развитию общества.
--------------------------------
<25> Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу. Саратов, 2008. С. 54.
Г. Правовое государство - это условная организация. Речь идет о том, что модель правового государства, основой которого является право, гармонизирует отношения на трех разных уровнях: общество, государство и личность. Государство и право по своей сути экзистенциальны, о чем свидетельствует их тысячелетняя история. До сих пор изменилось лишь наше понимание их формы и способов действия. Механизм, регулирующий общественные отношения, строится на основе права. И это непреложный принцип. Однако правовое государство, как было сказано выше, имеет всеобъемлющий регулятивный характер, поэтому оно может быть полностью эффективным только тогда, когда связано с внеправовыми платформами.
Правовое государство и верховенство права (the rule of law) - две очень близкие доктрины, играющие все более важную роль в международных связях. По заявлению заместителя Генерального секретаря ООН Яна Элиассона, "верховенство права - краеугольный камень мирного урегулирования международных споров" <26>.
--------------------------------
<26> Meetings Coverage and Press Releases. United Nations // URL: https://press.un.org/en/2013/gal3455.doc.htm (дата обращения: 02.03.2023).
Согласно проекту The World Justice Project верховенство права - это прочная система законов, институтов, норм и принципов общества, которая обеспечивает ответственность правительства, справедливый закон, открытое правительство, доступное и беспристрастное правосудие <27>. В нем правовое государство не рассматривается как государство или тип государства. Подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества сближает эти две доктрины в глобальном мире. Соответственно, страны могут вести переговоры и обмениваться мнениями, чтобы найти общий интерес в определенном диапазоне, тем самым решая проблемы и сохраняя независимость и суверенитет каждой страны.
--------------------------------
<27> What is the Rule of Law? World Justice Project // URL: https://worldjusticeproject.org/about-us/overview/what-rule-law (дата обращения: 02.03.2023).
Заключение
В юридической науке связь между теорией и практикой представляет собой бесконечный круг. Анализ правового государства должен следовать тому же правилу и должен быть направлен на баланс между идеальной теорией и реальностью.
Подход к правовому государству как форме организации государственной власти и общества соответствует его динамической природе. Правовое государство является лишь одним из состояний в процессе развития государства и, безусловно, будет продолжать развиваться вместе с общественными изменениями.
Идея правового государства ориентирована на улучшение общественной жизни, на движение к цивилизованному миру. Правовое государство до настоящего времени во многом остается еще теорией, которая пока не реализована в большом количестве стран мира. Поэтому задача ученых состоит в том, чтобы непрерывно анализировать общественные изменения и давать соответствующие ориентиры для построения правового государства.
Библиография
1. Аристотель. Политика / пер. с др.-греч. С.М. Роговина. М.: Рипол Классик, 2010. 592 с.
2. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. 220 с.
3. Воронцов С.Г., Мингалева Ж.А. Вопросы теории правового государства // Вестник Пермского университета. 2013. Вып. 4 (22). С. 29 - 37.
4. Доктрины правового государства и верховенства права в современном мире: сборник статей / отв. ред.: В.Д. Зорькин, П.Д. Баренбойм. М.: ЛУМ; Юстицинформ, 2013. 560 с.
5. Кашанина Т.В. Государство как показатель человеческого развития (в контексте нейробиологии) // Lex russica. 2022. Т. 75. N 10. С. 123 - 137.
6. Корнев А.В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 1995. 26 с.
7. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909. 430 с.
8. Кутько В.В., Батова О.В., Городнова О.Н. Правовое государство как явление социально-правовой действительности // Вестник Российского университета кооперации. 2020. N 4 (42). С. 128 - 131.
9. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование): учеб. пособие. М.: Проспект, 2015. 648 с.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 640 с.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 5-е изд. М.: Дело, 2020. 528 с.
12. Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. N 2-1. С. 149 - 155.
13. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1977. 151 с.
14. Пастухов М.И., Женарь Д.М. Правовое государство как новый тип государства: пути его построения в Беларуси // Сацыяльна-эканамiчныя i прававыя даследаваннi. 2021. N 3 (65). С. 44 - 50.
15. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2015. 496 с.
16. Раянов Ф.М. Правовое государство и современный мир. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. 175 с.
17. Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. Калининград: Янтарный сказ, 2002. 456 с.
18. Формирование правового государства в России: путь к справедливому обществу. Саратов, 2008. 209 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.