Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО В АСПЕКТЕ СООТНОШЕНИЯ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
А.Д. ЧИЖОВА, Г.Ю. ПОЛЯКОВ
Вопрос о том, является ли определенная совокупность правовых норм и институтов отдельной отраслью права или может рассматриваться только как отрасль законодательства, осложняется процессом, изменяющим границы публичного и частного права. Этот процесс Н.М. Коршунов предлагал называть "конвергенция частного и публичного права" <1>. Под конвергенцией в философии принято понимать процесс сближения двух прежде независимых друг от друга явлений <2>. Применительно к праву этот процесс В.Ф. Яковлев назвал "публицизация" частного права и "приватизация" публичного права <3>. Процесс вторжения публично-правовых элементов в частное право широко обсуждается и в российской, и в зарубежной науке <4>.
--------------------------------
<1> Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 240 с.
<2> Чучин-Русов А.Е. Конвергенция культур. М., 1997. 40 с.
<3> См.: Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики // Журнал российского права. 2012. N 2. С. 11.
<4> См. особенно: Michaels R., Jansen N. Private Law beyond the State? Europeanization, Globalization, Privatization // The American Journal of Comparative Law. 2006. Vol. 54. Iss. 4. P. 843 - 890.
Эти тенденции не обошли стороной и энергетическое право. Отношения в сфере энергетики строятся на несколько иных началах, чем иные имущественные отношения, происходит вмешательство государства в отношения субъектов энергетического права. В каких-то случаях это связано с публичными интересами, в других - с необходимостью обеспечения безопасности объектов критической энергетической инфраструктуры, в-третьих - с реализацией социально значимых целей. Например, большинство организаций, занимающихся снабжением энергией граждан, относятся к субъектам естественных монополий. Законодательство о естественных монополиях запрещает таким субъектам отказывать в заключении договора, самостоятельно регулировать цены и устанавливает множество иных ограничений (см.: Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <5>). Такие отношения не похожи на типичные частноправовые отношения, построенные на принципах равенства. Таким образом, энергетическое право сочетает в себе нормы как частного, так и публичного права.
--------------------------------
<5> СПС "КонсультантПлюс".
В науке, как правило, выделяются два критерия, на основе которых разделяют право на публичное и частное: материальный и формальный <6>.
--------------------------------
<6> Черепахин Б.Б. К вопросу о публичном и частном праве // X сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета. Иркутск, 1926. С. 12.
На основе материального критерия публичное право отделяется от частного в зависимости от того, в чьих интересах устанавливается та или иная норма права. Если правовая норма устанавливается в интересах отдельных (частных) лиц, то эта правовая норма относится к частному праву. Если правовая норма устанавливается в интересах государства, то норма относится к публичному праву. Впервые материальный критерий деления частного и публичного права используется в Институциях Ульпиана, впоследствии этот фрагмент был включен в Дигесты Юстиниана: "Изучение права распадается на два положения: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению Римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц (D. 1.1.1.2)" <7>. Критерий деления права на частное и публичное, предложенный Ульпианом, стал классическим. На основе этого критерия границу между частным и публичным правом проводят Ф.К. фон Савиньи <8>, Е.А. Васьковский <9>, Д.И. Мейер <10>, Г.Ф. Шершеневич <11> и ряд других исследователей.
--------------------------------
<7> См.: Дигесты Юстиниана. В 3 томах. Т. 1: Перевод с латинского / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. 2-е изд., испр. Москва: Стаут; PG&P, 2008. С. 83.
<8> См.: Савиньи Ф.К. фон. Система современного римского права. В 8 томах. Т. 1 / Пер. с нем. Г. Жигулина; Под ред. О. Кутателадзе, В. Зубаря. М.: Статут, 2011. С. 286 - 287.
<9> См.: Васьковский Е.А. Учебник гражданского права: В 2 ч. Ч. 1. Введение и общая часть. СПб.: Н.К. Мартынов, 1894. С. 2 - 3.
<10> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право: Учебник. М.: Статут, 2000. С. 26.
<11> См.: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Введение. Общая часть. Особенная часть. Тула: Автограф, 2001. С. 12 - 14.
Критерий Ульпиана касается права в объективном смысле. Впоследствии, когда в начале XIX в. в немецкой науке были разработаны понятия "субъективное право" и "правоотношение", указанная классификация была распространена в том числе на эти категории <12>. О возможности перенесения этого деления на категорию субъективного права в дореволюционной доктрине, в частности, высказывался С.А. Муромцев <13>.
--------------------------------
<12> См. подробнее: Третьяков С.В. Субъективное право как "последняя абстракция" цивилистики: генезис и структурные компоненты классической волевой теории // Вестник гражданского права. 2020. N 2. С. 18 - 59.
<13> См.: Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. Санкт-Петербург: Типография А.И. Мамонтова и Ко, 1879. С. 184.
В основе формального критерия деления лежит способ регулирования правоотношений. Б.Б. Черепахин сводил исследования в рамках формального критерия к трем основным направлениям.
Во-первых, в качестве критерия рассматривалось, кому предоставлена инициатива защиты права в случае его нарушения. Такой формальный критерий разделения был предложен Р. фон Иерингом; в работе "Дух римского права на различных этапах его развития" он указывает, что основанием деления права на публичное и частное является инициатива защиты и тип правопритязания <14>. Теория Р. фон Иеринга получает развитие в работах А. Тона. А. Тон указывает, что если субъективное право, принадлежащее лицу, защищается на основе частного притязания, т.е. исключительно по требованию лица, чье право было нарушено, то это право относится к частному. Если субъективное право защищается по инициативе государства (ex officio) или по инициативе лица, право которого нарушено, но с участием государства, то это субъективное право относится к публичному праву <15>. В российской дореволюционной юридической доктрине С.А. Муромцев придерживался данного направления формального критерия деления права на публичное и частное <16>.
--------------------------------
<14> Jhering R. Geist des romischen Rechts auf den verschiedenen Stufen seiner Entwicklung. Teil 1. Leipzig, 1852.
<15> См.: Тон А. Правовая норма и субъективное право. Исследования по общей теории права. Часть первая // Вестник гражданского права. 2010. N 4. С. 192 - 241.
<16> См.: Муромцев С.А. Указ. соч. С. 188.
Во-вторых, различие между публичным и частным правом предлагают устанавливать на основании положения субъектов в правоотношении: является ли субъект субъектом права или субъектом обязанности.
В-третьих, существует теория централизации и децентрализации, в рамках которой публичное право - система централизации, частное - децентрализации правового регулирования <17>. Так, И.А. Покровский в качестве основы для критерия разделения предложил рассматривать тип правового регулирования отношений. Для частного права характерна децентрализация, т.е. формальное равенство субъектов и принципиальное отсутствие властного вмешательства в правоотношения. Для публичного права наоборот характерно наличие властного субъекта, при этом частная инициатива в публичном праве имеет заранее определенные пределы <18>. Нормы публичного права носят исключительно принудительный характер, в то время как нормы частного права, как правило, носят характер субсидиарный (дополняющий) <19>.
--------------------------------
<17> Черепахин Б.Б. Указ. соч. С. 14.
<18> См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. Москва: Статут, 1998. С. 38 - 39.
<19> Там же. С. 39.
На основе критерия, предложенного И.А. Покровским, Б.Б. Черепахин предлагает основой деления права считать правовое положение субъектов правоотношения. Если субъекты находятся в отношениях формального равенства, то правоотношения являются частными. Если субъекты находятся в отношениях власти и подчинения, то правоотношение - публичное <20>.
--------------------------------
<20> Черепахин Б.Б. Указ. соч. С. 17.
Описание границы между частным и публичным правом через призму субъективного права (властвующие или равные субъекты) позволяет Б.Б. Черепахину определить свой критерий для разделения в качестве формального. Смещение акцента с объективного права на субъективное позволяет ответить на вопрос, почему отрасль права может одновременно содержать как императивные нормы, указывающие субъектам жесткие границы их поведения, так и диспозитивные нормы.
Тем не менее нельзя игнорировать тот факт, что в частном праве принцип формального равенства в некоторых случаях начинает отступать перед публично-правовыми аргументами, а в публичном праве все чаще появляются институты частноправового регулирования. Весьма явно отмеченные тенденции проявляются в рамках энергетического права.
В.В. Романова и А.А. Устинов определяют предмет энергетического права как отношения, связанные с поиском, добычей энергетических ресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой энергетических ресурсов, проектированием, строительством энергетических объектов, технологическим присоединением к энергетическим системам, инновационной деятельностью, обеспечением энергетической, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности <21>. Из представленного перечисления отношений легко вычленить, во-первых, отношения, связанные с поиском, поставкой, переработкой, хранением, транспортировкой, технологическим присоединением к энергетическим системам, строительством энергетических объектов, которые относятся к частноправовым отношениям. И, во-вторых, связанные с обеспечением энергетической, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности - относятся к публично-правовым. Таким образом, энергетическое право как отрасль законодательства охватывает две группы отношений: частноправовые и публично-правовые.
--------------------------------
<21> Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.В. Романовой. М.: Юрист, 2014. С. 21.
При этом каждая из этих групп построена на собственном методе регулирования. Часть отношений, регулируемых энергетическим правом, строится на принципе формального равенства. Субъекты энергетических отношений выступают в этих отношениях в качестве равных друг другу. Исходя из критерия положения субъекта правоотношения, предложенного Б.Б. Черепахиным, эти отношения относятся к частноправовым отношения, построенным на методе координации. Однако в другой части отношений, регулируемых энергетическим правом, участвует субъект, наделенный властными полномочиями, в лице государства. Эти отношения построены на методе централизации, а не формального равенства, поэтому относятся к публично-правовым отношениям.
В связи с этим даже те ученые, которые рассматривают энергетическое право в качестве самостоятельной комплексной отрасли права, затрудняются определить единый метод правового регулирования для этой самой "отрасли" <22>. В.В. Романова и А.А. Устинов предлагают выделять несколько методов правового регулирования, а именно: метод субординации, характерный для публично-правовых отношений, и метод координации, который характерен для отношений частного права. Также авторы выделяют еще один метод правового регулирования - метод специального корпоративного регулирования, реализуемый саморегулируемыми организациями и специальными субъектами, наделенными законодателем особыми публичными полномочиями (например, Государственной корпорацией по атомной энергетике "Росатом") <23>. По нашему мнению, в данном случае речь идет о публично-правовом методе регулирования (методе субординации), а передача властных полномочий от государства к саморегулируемым организациям или специальным субъектами является примером "приватизации" частного права, о которых мы говорили ранее. Содержательно этот метод не отличается от метода регулирования, основанного на субординации субъектов. Частный субъект, реализующий публично-правовые полномочия, не может в этих отношениях выступать на принципах формального равенства, характерных для частноправового метода. Получается, что энергетическое право не обладает каким-либо собственным методом правового регулирования, объединяя известные методы частного и публичного права.
--------------------------------
<22> См.: Яковлев В.Ф., Лахно П.Г. Энергетическое право как комплексная отрасль права России // Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под ред. Ф.Ю. Зеккер, П.Г. Лахно. М.: Юрист, 2011. С. 63.
<23> См.: Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть. С. 27.
Гражданский кодекс Российской Федерации <24> (далее - ГК РФ) является основным нормативным актом частноправового регулирования. В § 6 гл. 30 ГК РФ установлено специальное регулирование, посвященное договору энергоснабжения. Во всех случаях, когда субъекты энергетических отношений действуют на началах формального равенства, их отношения охватываются категориальным аппаратом ГК РФ. Понятия юридического лица, сделки, объекта, обязательства, договора, гражданской ответственности являются общими для всех участников гражданско-правовых отношений. Энергетическое право в этой части не имеет своего категориального аппарата, заимствуя основные категории из гражданского права. Аналогичное рассуждение будет верным для тех категорий, которые энергетическое право заимствует из административного права.
--------------------------------
<24> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Далее источниками энергетического права являются следующие кодифицированные акты: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ <25>. Многие субъекты отношений в сфере энергетики являются субъектами естественных монополий или субъектами монополистической деятельности, а потому на них распространяются нормы антимонопольного законодательства: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <26>.
--------------------------------
<25> См.: СПС "КонсультантПлюс".
<26> СПС "КонсультантПлюс".
Также в сфере энергетики действует большое число специальных федеральных законов, регулирующих конкретные сферы энергетики: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"; Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие <27>.
--------------------------------
<27> См.: СПС "КонсультантПлюс".
Представляется, что энергетическое право является не отдельной отраслью права, а комплексной отраслью законодательства. Энергетическое право лишено собственного предмета, метода и категориального аппарата, отличного от того, который используют базовые отрасли права. В соответствии с этим подходом энергетическое право представляет собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих отношения, связанные с поиском, добычей энергетических ресурсов, производством, переработкой, поставкой, хранением, транспортировкой энергетических ресурсов, проектированием, строительством энергетических объектов, технологическим присоединением к энергетическим системам, инновационной деятельностью, обеспечением энергетической, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности. Отношения, возникающие в сфере энергетического права, имеют различную правовую природу и могут относиться к отрасли гражданского, административного и даже уголовного права. Метод регулирования отношений в сфере энергетики зависит от конкретного типа правоотношений. Если отношения субъектов, занимающихся деятельностью в сфере энергетики, строятся на принципах формального равенства, то соответствующие отношения регулируются частноправовым методом (методом координации). Если в отношениях субъектов энергетической деятельности один из них наделен публично-властными полномочиями, то это означает, что отношения построены на методе субординации (методе власти и подчинения).
Если использовать критерии, предложенные И.Н. Сенякиным, на основе которых выделяются новые отрасли права: а) степень своеобразия общественных отношений; б) их удельный вес в системе социальных взаимосвязей; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования, то энергетическое право отвечает только двум из четырех указанных критериев <28>. Энергетическое право не соответствует критериям (в) и (г).
--------------------------------
<28> Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. Т. 2. Право / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. С. 574 - 575.
Подход к энергетическому праву как к отрасли законодательства разделяется теми учеными, которые в принципе отрицают возможность комплексных отраслей права. В частности, соответствующая позиция применительно именно к энергетическому праву представлена в работе С.А. Свиркова. Автор говорит о том, что отношения, регулируемые энергетическим правом, носят межотраслевой характер, что позволяет говорить об энергетическом праве как об отдельной комплексной отрасли законодательства, но не отрасли права <29>. В предисловии к работе С.А. Свиркова Е.А. Суханов приводит критические аргументы против существования комплексных отраслей права. Отрасль права характеризуется самостоятельным предметом, методом и категориальным аппаратом, отличным от других отраслей.
--------------------------------
<29> См.: Свирков С.А. Гражданско-правовое регулирование в сфере энергоснабжения: Монография. М.: Инфотропик Медиа, 2019.
Соответствующий вывод нисколько не умаляет значимость отношений в сфере энергетики. Отношения в этой сфере обладают существенной спецификой, и их изучение логично строить в рамках отдельного учебного курса и рассматривать в качестве отдельной области юридических знаний, отличной от административного или гражданского права. В этом случае предметом этой области юридических знаний будут все общественные отношения, касающиеся энергии, и нормы, регулирующие эти отношения.
Таким образом, энергетическое право не является самостоятельной отраслью права. Отрасль права характеризуется спецификой предмета и метода. Энергетическое право не имеет собственного предмета, метода и категориального аппарата, использует методы из других правовых отраслей: гражданского и административного права.
Нормы энергетического права относятся как к частному, так и к публичному праву, что определяет энергетическое право в качестве комплексной отрасли законодательства, т.е. совокупности правовых норм и институтов, объединенных по принципу регулирования схожих общественных отношений. Энергетическое право также может рассматриваться в качестве самостоятельной научной дисциплины. Для более глубокого понимания специфики отношений в сфере энергетики целесообразно изучать все вопросы, связанные с регулированием энергетики, в совокупности, не проводя строгого деления по правовым отраслям.
Литература
1. Васьковский Е.А. Учебник гражданского права. В 2 частях. Ч. 1. Введение и общая часть. Санкт-Петербург: Н.К. Мартынов, 1894. 166 с.
2. Дигесты Юстиниана. В 3 томах. Т 1: Перевод с латинского / Ответственный редактор Л.Л. Кофанов. 2-е изд., испр. Москва: Статут; PG&P, 2008. 584 с.
3. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики / Н.М. Коршунов. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2011. 240 с.
4. Мейер Д.И. Русское гражданское право: Учебник / Д.И. Мейер. Москва: Статут, 2000. 829 с.
5. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права / С.А. Муромцев. Санкт-Петербург: Типография А.И. Мамонтова и Ко, 1879. 240 с.
6. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3 томах. Т. 2. Право / Ответственный редактор М.Н. Марченко. М., 2007. 816 с.
7. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. Москва: Статут, 1998. 351 с.
8. Савиньи Ф.К. фон. Система современного римского права. В 8 томах. Т. 1 / Ф.К. фон. Савиньи; Перевод с немецкого Г. Жигулина; Под редакцией О. Кутателадзе, В. Зубаря. Москва: Статут, 2011. 510 с.
9. Свирков С.А. Гражданско-правовое регулирование в сфере энергоснабжения: Монография / С.А. Свирков. Москва: Инфотропик Медиа, 2019. 412 с.
10. Тон А. Правовая норма и субъективное право. Исследования по общей теории права. Часть первая / А. Тон // Вестник гражданского права. 2010. N 4. С. 252 - 281.
11. Третьяков С.В. Субъективное право как "последняя абстракция" цивилистики: генезис и структурные компоненты классической волевой теории / С.В. Третьяков // Вестник гражданского права. 2020. N 2. С. 18 - 60.
12. Черепахин Б.Б. К вопросу о публичном и частном праве / Б.Б. Черепахин // X сборник трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета. Иркутск, 1926. С. 8 - 35.
13. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Введение. Общая часть. Особенная часть / Г.Ф. Шершеневич. Тула: Автограф, 2001. 719 с.
14. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под редакцией В.В. Романовой. Москва: Юрист, 2014. 656 с.
15. Яковлев В.Ф. Роль публичного и частного права в регулировании экономики / В.Ф. Яковлев, Э.В. Талапина // Журнал российского права 2012. N 2. С. 5 - 15.
16. Яковлев В.Ф. Энергетическое право как комплексная отрасль права России / В.Ф. Яковлев, П.Г. Лахно // Энергетическое право России и Германии: Сравнительно-правовое исследование / Под редакцией Ф.Ю. Зеккер, П.Г. Лахно. Москва: Юрист, 2011. С. 37 - 87 с.
References
1. Michaels R. Private Law beyond the State? Europeanization, Globalization, Privatization / R. Michaels, N. Jansen // The American Journal of Comparative Law. 2006. Vol. 54. Iss. 4. P. 843 - 890.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.