Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА
Т.А. ОРНАЦКАЯ, С.С. ЦУКАНОВ
В период Гражданской войны и интервенции в европейской части России руководством Советской России ЦК РКП(б) было принято решение об образовании военно-революционных комитетов, которые фактически становились властью на местах, а после окончательной ликвидации белогвардейских режимов они передавали власть выборным Советам. Это предусматривалось Инструкцией о правах и обязанностях Советов, опубликованной Народным комиссариатом внутренних дел <1>. Организация ревкомов в Советской Республике являлась особенностью советского строительства в этот период и объяснялась чрезвычайным положением, создавшимся в 1918 - 1922 гг. Исследование деятельности революционных комитетов в масштабах всей Советской России занимает значительное место как в общих работах по истории Гражданской войны, так и в специальных работах по истории революционных комитетов <2>. Однако Дальний Восток с его спецификой и иным хронологическим периодом окончания Гражданской войны и интервенции выпадает из внимания исследователей.
--------------------------------
<1> Вестник отдела местного управления Комиссариата внутренних дел. 1918. N 1. С. 3.
<2> Актуальные проблемы национально-государственного строительства в СССР. Душанбе, 1970; Бугай Н.Ф. Историография ревкомов Северного Кавказа // Ученые записки Кабардино-Балкарского государственного университета. Вып. 43. Нальчик, 1971; Лепешкин А.И. Местные органы власти Советского государства (1917 - 1920). М., 1957; Советы - власть трудящихся. М., 1966; Гимпельсон Е.Г. Советы в годы интервенции и Гражданской войны. М., 1968; Флеров В.С. Строительство советской власти и борьба с иностранной экспансией на Камчатке (1922 - 1926 гг.) Томск, 1964; и др.
Освобождением 15 ноября 1922 г. Приморья был положен конец Гражданской войне на Дальнем Востоке. Разгром интервентов и белогвардейцев и создавшаяся благоприятная обстановка позволили осуществить воссоединение Дальнего Востока, где существовала Дальневосточная Республика (ДВР) с Советской Россией <3>. Дальневосточная партийная организация приступила к формированию органов власти, способных справиться с трудностями восстановления народного хозяйства. Борьба с представителями Белого движения, которые находились в эмиграции, разгул бандитизма, откровенно враждебная деятельность представителей эсеро-меньшевистских партий вызывали необходимость принятия чрезвычайных мер по укреплению советской власти на Дальнем Востоке. Советы в силу сложности своего аппарата, громоздкости и слабости отдельных звеньев не могли достаточно оперативно решать новые задачи. В связи с этим задачи по установлению советской власти в регионе могли осуществить только чрезвычайные органы власти - революционные комитеты <4>.
--------------------------------
<3> Отметим, что в ноябре 1922 г. интервенция завершилась не на всей части Дальнего Востока, под властью японцев оставался Северный Сахалин, что существенно осложняло обстановку. См.: Дальневосточная республика: Становление. Борьба с интервенцией: Док. и материалы. Ч. I. С. 28 - 39, 225 - 232; Ч. II. С. 202 - 209. Владивосток, 1993; Фудзимото В. Дальневосточная Республика и Япония // Дальний Восток России в контексте мировой истории: от прошлого к будущему: Материалы междунар. науч. конф. Владивосток, 1997. С. 141; Корейцы на российском Дальнем Востоке (II пол. XIX - нач. XX в.): Документы и материалы: В 2 кн. Кн. 2. Владивосток, 2004. С. 103 - 104; Левкин Г.Г. Было, но быльем не поросло. Хабаровск, 2006; и др.
<4> См: Растригин А.Ф. Революционные комитеты в борьбе с экономической контрреволюцией // Вопросы истории КПСС. 1967. N 5. С. 18 - 19.
На Дальнем Востоке таким органом стал Дальневосточный революционный комитет. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 15 ноября 1922 г. вся ДВР, включая и оккупированные еще иностранными войсками территории, была объявлена неотъемлемой частью РСФСР и преобразована в Дальневосточную область Российской Федерации. Этим же Постановлением был утвержден состав Дальревкома. Председателем его стал П.А. Кобозев, членами - Н.А. Кубяк, Г.Н. Корнеев, Н.М. Матвеев, П.П. Постышев, И.П. Уборевич, Я.Д. Янсон <5>. В Постановлении "О Дальневосточном революционном комитете", принятом 25 июля 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР, подчеркивалось, что в своей деятельности Дальревком подчиняется ВЦИК и СНК РСФСР.
--------------------------------
<5> Собрание узаконений. 1923. N 1. Ст. 2.
На заседании Дальревкома 21 ноября 1922 г. был принят проект Положения о Дальревкоме, позднее, после необходимых исправлений, утвержденный постановлением ВЦИК и СНК РСФСР <6>. Этот документ определял подчиненность Дальревкома центральным органам советской власти, сферу законодательной деятельности, организацию отделов и их соподчиненность Дальревкому и народным комиссариатам, устанавливало права Дальревкома и т.д.
--------------------------------
<6> Дальревком. Первый этап советского строительства на Дальнем Востоке. 1922 - 1926 гг. Хабаровск, 1957. С. 43 - 46; Известия. 1923. 1 августа.
ВЦИК и СНК РСФСР возлагали на Дальревком следующие задачи:
1. Принятие всех необходимых мер для поддержания революционного порядка на Дальнем Востоке.
2. Разрешение вопросов текущей правительственной деятельности на Дальнем Востоке в соответствии с общегосударственными хозяйственными планами и заседаниями, постановлениями и распоряжениями ВЦИК, СНК, СТО, а также указаниями отдельных народных комиссариатов РСФСР и СССР по предметам их ведения.
3. Объединение деятельности и руководство всеми государственными органами как административными, так и хозяйственными на территории Дальнего Востока.
Первой задачей, вставшей перед Дальревкомом, была организация своего собственного аппарата. Еще 16 ноября 1922 г. Дальревком утвердил план своей работы и систему реорганизации аппарата ДВР "Сравнить действующую структуру учреждений ДВР с организационными формами РСФСР и путем соответствующих переименований, ликвидаций и переформирований осуществить во всем объеме советизацию государственного аппарата ДВР" <7>. За период с 15 по 18 ноября 1922 г. правительственный аппарат ДВР был полностью ликвидирован.
--------------------------------
<7> РГИАДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 19. Л. 10; Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. Томск, 1965. С. 146.
С вхождением Дальнего Востока в состав РСФСР была создана структура госаппарата, представленная отделами, подотделами и координирующими органами, осуществляющими руководство несколькими отделами. 25 ноября 1922 г. Дальревком принял специальное решение о запрещении отделам увеличивать свои штаты <8>.
--------------------------------
<8> РГИАДВ. Ф. 2422. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.
Еще 8 ноября 1922 г. Дальревком упразднил министерство иностранных дел и министерство по национальным делам ДВР, а их компетенции были переданы в отдел управления Дальревкома. Приграничное положение требовало тесной связи работы Дальревкома с представителями СССР за границей, прежде всего с Китаем, Японией, Кореей. Для этого на основе постановлений ВЦИК при Дальревкоме находился уполномоченный народного комиссариата по иностранным делам по Дальневосточной области.
Перед руководством РСФСР стояла задача создать органы руководства народным хозяйством, которые должны были развертывать свою деятельность в обстановке только что закончившейся Гражданской войны и интервенции. Основополагающим для организации и руководства хозяйственным строительством имел составленный В.И. Лениным "Наказ от Совета Труда и Обороны (СТО) местным советским учреждениям", утвержденный ВЦИК 30 июня 1921 г., в котором В.И. Ленин предложил ряд организационно-политических мер по образованию, а также расширению прав местных органов руководства народным хозяйством и в том числе указал на необходимость ввести повсюду экономические совещания для согласования работы местных органов всех экономических наркоматов <9>.
--------------------------------
<9> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 266 - 291.
Серьезное и большое внимание Дальбюро ЦК РКП (б) и Дальревком уделяли работе Дальневосточного промышленного бюро (Дальпромбюро), которое было образовано 15 ноября 1922 г. Формирование Дальпромбюро произошло путем преобразования Министерства народного хозяйства ДВР, председателем Дальпромбюро стал С.Ф. Суховий <10>. Структура аппарата Дальпромбюро была оформлена в строгом соответствии с утвержденным Президиумом ВСНХ 15 ноября 1922 г. Положением об основных органах ВСНХ. Число членов Дальпромбюро устанавливалось Президиумом ВСНХ в зависимости от условий и объема работы. Председатель Дальпромбюро являлся одновременно и уполномоченным ВСНХ на Дальнем Востоке и утверждался СТО РСФСР.
--------------------------------
<10> РГИАДВ. Ф. Р-2422. Оп. 1. Д. 87. Л. 2.
Дальпромбюро существовало на правах отдела Дальревкома и направляло работу всей добывающей промышленности, в нем было сконцентрировано управление всеми главными предприятиями обрабатывающей промышленности. Одновременно Дальпромбюро регулировало и частный сектор, осуществляя мероприятия в целях укрепления экономики и восстановления народного хозяйства.
В задачу Дальпромбюро входило составление общего бюджета предприятия, учет всех материальных ресурсов, постановка отчетности, а также вовлечение экономики Дальнего Востока в сферу влияния и тесного взаимодействия с РСФСР. На Дальпромбюро возлагались организация и руководство промышленностью ДВО, распределение производственных заданий между предприятиями, осуществление контроля за деятельностью частных и концессионных предприятий, организация снабжения и финансирования промышленности области сырьем, топливом, материалами. Кроме того, оно осуществляло надзор за снабжением промышленных и торговых предприятий, сданных в аренду.
На заседаниях ДРК выслушивались доклады представителей Дальпромбюро, делались замечания сотрудникам, не исполняющим своих обязанностей <11>. Показательным является и то, что Дальбюро ЦК РКП(б) за четыре месяца работы с ноября 1922 г. по март 1923 г. разрешило 272 вопроса, из них по советскому и хозяйственному строительству - 152 <12>.
--------------------------------
<11> Протоколы и постановления V Дальневосточной конференции РКП(б). Чита, 1923. С. 11.
<12> Там же. С. 12.
V Дальневосточная партийная конференция в резолюции о промышленности наметила специальные мероприятия в работе Дальпромбюро:
1) борьба с бюрократизмом и волокитой;
2) установление тесной связи с местами;
3) усиление партийного влияния в органах хозяйственного управления путем переброски туда на работу коммунистов <13>.
--------------------------------
<13> Протоколы и постановления... С. 76.
Партийные и советские органы при создании и дальнейшем укреплении системы управления промышленностью Дальнего Востока руководствовались Резолюцией IX съезда РКП(б) "Об очередных задачах хозяйственного строительства" <14>.
--------------------------------
<14> КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1983. С. 246.
В ведении Дальпромбюро находились Дальлес, Дальторг и Дальспирт. Эксплуатационное управление руководило промышленными предприятиями, рассматривало производственные программы и финансовые сметы предприятий, определяло предприятия, подлежавшие консервации или сдаче в аренду. Дальбюро ЦК РКП(б) подбирало и направляло в Дальпромбюро коммунистов, что содействовало улучшению его работы <15>. Дальпромбюро провело обследование всех предприятий, перешедших в собственность государства, и выяснило степень возможности целесообразного их использования в интересах укрепления экономики Дальневосточной области. Выявленные бездоходные и бесперспективные предприятия подвергались консервированию или закрытию. Выявлялись бездействующие частные фабрики и заводы, имевшие народнохозяйственное значение. Дальпромбюро поставило вопрос о возобновлении работы таких предприятий. В специальной инструкции местным органам предписывалось предложить всем владельцам бездействующих предприятий в определенный срок в зависимости от местных условий пустить их в ход <16>.
--------------------------------
<15> РГИАДВ. Ф. 2422. Оп. 2. Д. 102. Л. 10.
<16> Дальневосточный путь. 1923. 4 января.
Большое значение в налаживании деятельности промышленных предприятий Дальнего Востока имел перевод их на хозрасчет. При Дальпромбюро была создана специальная комиссия, выявлявшая их финансовое состояние и определявшая объем необходимого пополнения оборотных средств. Экономическое управление Дальпромбюро выработало положение и инструкции для перевода предприятий на хозрасчет. Особое внимание Дальпромбюро уделяло осуществлению мероприятий по снижению себестоимости промышленной продукции <17>.
--------------------------------
<17> ГАХК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 363. Л. 107 - 109. Отчет о деятельности Дальпромбюро за второй квартал 1923 г.
При Дальревкоме было образовано областное экономическое совещание (Дальэкосо) и Дальневосточная плановая комиссия (Дальплан) <18>. Дальэкосо было создано 4 декабря 1922 г. для координирования и общего направления деятельности органов народного хозяйства на Дальнем Востоке. В.И. Ленин придавал большое значение созданию экосо на местах <19>.
--------------------------------
<18> Собрание узаконений. 1923. N 69. Ст. 670.
<19> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 271; Дальревком...
Для оперативного решения хозяйственных вопросов при Дальэкосо создавались постоянные и временные комиссии - Дальплан, арбитражная комиссия, комиссия по реализации и учету госфондов, концессионная, топливная и т.д.
Дальэкосо было ответственно перед Дальревкомом в исполнении постановлений и распоряжений центральной власти, в то же время оно являлось исполнительным органом СТО. Председатель Дальревкома одновременно являлся председателем Дальэкосо, в состав которого входили уполномоченные ВСНХ, Наркомфина, Наркомзема, Наркомтруда, Наркомпочтеля, Наркомата путей сообщения, Рабоче-крестьянской инспекции, представители Дальбюро, ВЦСПС, Главрыбпрома и др. наркоматов и ведомств. Все вопросы административного характера решались Дальревкомом, а непосредственно хозяйственные, финансово-экономические - Дальэкосо и только в случае необходимости выносились на утверждение Дальревкома. На объединенных заседаниях Дальревкома и Дальэкосо рассматривались наиболее важные вопросы, ставились отчетные доклады уполномоченных наркоматов, отдельных учреждений и предприятий.
Дальэкосо согласовывало основные направления восстановления народного хозяйства, деятельность ревкомов и органов руководства народным хозяйством Дальнего Востока с общегосударственными интересами и задачами хозяйственного строительства.
В начале апреля 1923 г. была создана Дальневосточная плановая комиссия (Дальплан) <20>, а затем во всех губерниях образовались губернские плановые комиссии. Дальплан охватывал все отрасли народного хозяйства Дальнего Востока и имел секции: финансово-экономическую, сельскохозяйственную, торгово-промышленную, экономики и труда, путей и средств сообщения.
--------------------------------
<20> РГИАДВ. Ф. 2478. Оп. 1. Д. 150. Л. 16.
Дальплан осуществлял согласование программ деятельности хозяйственных органов Дальневосточной области, проводил обследование экономики, выяснял ресурсы, разрабатывал текущие и перспективные хозяйственные планы. Были выработаны областной экспортно-импортный план, твердый бюджет, план работы транспорта и т.д. <21>.
--------------------------------
<21> Отчет Дальэкосо экономическому совещанию РСФСР. Чита, 1924. С. 11 - 14.
Постановлением Дальэкосо от 15 января 1923 г. была создана Арбитражная комиссия, работа которой была санкционирована Постановлением СТО от 14 апреля 1923 г. Комиссия занималась разрешением имущественных споров между государственными учреждениями, а также государственными частными предприятиями. Председателем Арбитражной комиссии был И.А. Гвоздев, одновременно занимавший должность юрисконсульта при Дальревкоме.
После освобождения Дальнего Востока от иностранных интервентов перед руководством страны встала проблема охраны природных богатств от разграбления. Интервенция привела к резкому усилению использования иностранного капитала в экономике Дальнего Востока. Бесконтрольная вырубка леса, вылов рыбы, истребление пушного зверя причиняли огромные убытки. В связи с этим 17 марта 1923 г. была образована Дальневосточная концессионная комиссия (Дальконцесском). В состав Комиссии входили - председатель Я. Гамарник, члены - М. Брискин (Дальбюро ВЦСПС), А. Альпов (уполномоченный ОГПУ), Н. Стариков (Дальпромбюро). К ее ведению относилось обеспечение контроля за заключением концессионных договоров, вопросы общего руководства по делам участия иностранного капитала в предприятиях, действующих на территории края, заключение концессий, рассмотрение проектов концессионных договоров, уставов акционерных обществ. Дальконцесском обеспечивал государственный контроль при рассмотрении заявок и подготовке концессионных договоров с иностранными предпринимателями, соблюдая при этом не только интересы народного хозяйства Дальнего Востока, но и общегосударственные. Всего за 1923 - 1924 гг. в Дальконцесском было подано около 100 заявок, а действовало порядка 11 концессионных предприятий <22>.
--------------------------------
<22> Немцева А.К. Деятельность дальневосточной партийной организации по осуществлению концессионной политики в восстановительный период // Материалы 11 дальневосточной научной конференции. Хабаровск, 1967; Присягина Н.А. Концессионная политика Коммунистической партии и советского правительства на Дальнем Востоке // Сборник трудов Хабаровского политехнического института. Вып. 23. Хабаровск, 1970; и др.
Одним из крупных отделов Дальревкома был отдел управления. В нем сосредоточивался весь административно-исполнительный аппарат. К его ведению относились организация местных органов власти, наблюдение за проведением в жизнь всех постановлений центральных местных органов советской власти, надзор за законодательством и целесообразностью подведомственных ревкому учреждений <23>. Для ориентировки органов власти в вопросах советского законодательства был издан "Сборник важнейших декретов и положений РСФСР по делам управления". Вместе с тем работа отдела управления осложнялась недостаточностью нормативных актов, отсутствием указаний в действующем законодательстве наркомата внутренних дел по целому ряду вопросов, связанных с особенностями Дальнего Востока.
--------------------------------
<23> Сибирь и Дальний Восток в период восстановления народного хозяйства. Томск, 1965. С. 149.
К ведущим отделам Дальревкома относилась и Рабоче-крестьянская инспекция. РКИ выполняла следующие задачи: наблюдение за исполнением всех декретов и постановлений советской власти, целесообразностью их применения, контроль за расходованием государственных средств, представлением на рассмотрение центральных и местных органов власти конкретных предложений по упрощению и улучшению госаппарата, вела борьбу с бесхозяйственностью, волокитой, бюрократизмом в деятельности хозяйственных и государственных организаций, кроме того, они обладали целым рядом административных полномочий <24>.
--------------------------------
<24> Сонин В.В. Народный контроль и Рабоче-крестьянская инспекция на Дальнем Востоке, 1920 - март 1923 г.: Автореф. канд. дис. Томск, 1968. С. 17.
На Дальнем Востоке путь к Советам лежал через демократический "буфер" (ДВР), который потребовал от ЦК РКП(б) тактики лавирования, обусловленной интервенцией и сложной международной обстановкой. Создание системы ревкомов на территории бывшей ДВР подготовило базу для установления советской системы управления. Переход от органов управления ДВР к ревкомам был проведен постепенно, не нарушая нормального функционирования органов власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.