Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОСТУПАТЬ ВО ВСЕМ СООТВЕТСТВЕННО ЗВАНИЮ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ СУДЕЙ В ПОРЕФОРМЕННОЙ ПРОВИНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОКРУЖНЫХ СУДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
Н.Г. ТАРАКАНОВА
В ходе Судебной реформы 1864 г. была сделана ставка на самостоятельную и сильную судебную власть и формирование нового типа судьи-профессионала, не только знающего законы, но и глубоко уважающего права и интересы личности, понимающего истинные цели правосудия. Для реализации этой цели было необходимо создание соответствующих правовых, политических, организационных, экономических, социально-культурных условий, так или иначе оказывающих влияние на ценностные ориентиры служителей правосудия, осознание ими общественных интересов и профессионального долга. Учитывая неоднородность развития центральных и периферийных районов пореформенной России, для получения более объективной картины при анализе этих условий представляется целесообразным сосредоточить внимание на одном из крупных провинциальных районов, которым выступает Среднее Поволжье.
В дореформенном суде, поставленном в зависимость от администрации, вершившем дела в условиях канцелярской тайны и на основе формальных доказательств, судья выступал безликим и пассивным статистом, оглашающим приготовленное секретарем решение. Судебные уставы 1864 г. впервые наделили судью тем положением и правомочиями, которые позволили ему стать независимым и полновластным участником процесса. Закон заложил принципы судопроизводства, которые явились правовой гарантией защиты интересов личности от произвола и беззакония. Как писал П.И. Люблинский, "Уставы подняли судебную деятельность на надлежащую этическую высоту и сделали суд проводником не одного государственного принуждения, но силой, стоящей в солидарности с моральными воззрениями общества" <1>.
--------------------------------
<1> Люблинский П.И. Суд и права личности: Сб. ст. / Под ред. Н.В. Давыдова, Н.Н. Полянского. М., 2005. С. 49.
На смену дореформенному хаосу судебных учреждений пришла стройная судебная система, предусматривающая упрощенный двухинстанционный порядок рассмотрения дел по существу. Общие судебные установления состояли из окружных судов, представлявших первую инстанцию и действовавших, как правило, в пределах губернии, и судебных палат (вторая инстанция), объединявших несколько губерний в судебный округ.
В ст. 202 Учреждения судебных установлений определялось, что должности председателей, товарищей председателя, членов судебных мест замещаются "не иначе как из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, или о выдержании экзамена в сих науках, или же доказавших на службе свои познания по судебной части" <2>.
--------------------------------
<2> Российское законодательство X - XX веков. М., 1988. Т. 8. С. 53.
В ответ на социальный запрос высшие учебные заведения стали больше внимания уделять подготовке юристов. Если в начале 1860-х гг. численность студентов-юристов в стране составляла треть всего российского студенчества, то через 10 лет этот показатель превысил 50% <3>. В этот период происходит преодоление господствовавшего ранее догматизма в преподавании юриспруденции и приближение теории правоведения к отечественной юридической практике. В 1858 г. императорским соизволением предписывалось воспитанникам высших учебных заведений после окончания обучения начинать службу не в губернских присутственных местах, а в столичных министерствах и главных управлениях. Тем самым образованная молодежь вливалась в ряды либеральной бюрократии 1860-х и готовилась стать достойным проводником идей судебной реформы.
--------------------------------
<3> Дудырев Ф.Ф. Российское юридическое образование в эпоху реформ (опыт сравнительно-исторического анализа) // Государство и право. 2005. N 1. С. 88.
Характерно, что при открытии окружных судов в провинции правительство стремилось направить в них лиц, не только с высшим юридическим образованием, но воспитанных на принципах Судебных уставов, обладавших высокими моральными качествами и практическим опытом работы в новых судебных установлениях. Так, первым председателем Самарского окружного суда в 1870 г. был назначен Николай Михайлович Окулов - выпускник Императорского училища правоведения, принимавший активное участие в подготовке судебной реформы. Свою юридическую карьеру он начал в I Департаменте Правительствующего сената, затем, с 1857 г., работал в Вологде в должности товарища председателя, а позже - председателем Вологодской судебной палаты. В 1863 - 1869 гг. служил губернским прокурором в Пензе, Пскове, Харькове. Окулов приобрел репутацию хорошего руководителя и компетентного юриста. Сменивший его на этом посту Карл Карлович Поппе, выпускник Санкт-Петербургского университета, также был уже известный юрист, участвовавший в Комиссии по составлению Судебных уставов 1864 г., ученый с солидной судебной практикой. По отзывам современников, Карл Карлович отличался безукоризненной прямотой и честностью, прекрасно владел пером и был замечательным цивилистом <4>. С июля 1871 г. по апрель 1879 г. на должности товарища председателя, а затем председателя Пензенского окружного суда находился Николай Николаевич Мясоедов. После окончания юридического факультета Императорского Московского университета он уже успел накопить определенный профессиональный опыт, исполняя обязанности судебного следователя Городищенского уезда, а затем члена Калужского окружного суда. Н.Н. Мясоедов прослыл идеальным судьей - не формалистом, с пониманием относящимся к людям, талантливо примиряющим закон с жизнью. Однако в ряде случаев, испытывая недостаток в образованных специалистах, в окружные суды Среднего Поволжья правительство направляло и лиц, не получивших юридического образования, а имеющих лишь опыт работы по ведомству Министерства юстиции.
--------------------------------
<4> Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара, 1877. С. 569.
Кадровый дефицит в первые пореформенные годы предопределил достаточно быстрый карьерный рост многих чиновников судебного ведомства. Так, в Симбирском окружном суде за первые восемь лет деятельности судейский состав обновился на 80%, в Пензенском - с 1871 по 1884 г. - на 84,6%. Но постепенно число вакансий сокращается и вместе с тем утрачивается надежда на быструю карьеру в судебном ведомстве. С 1880-х гг. наблюдается относительная стабильность судейского корпуса окружных судов.
Важным фактором престижа судебной деятельности служит также достойное материальное положение судей. В первые пореформенные годы расходы на содержание судебных чиновников были значительно увеличены по сравнению с дореформенным периодом. Но со временем денежное содержание лиц судебного ведомства не повышалось, и многие судьи, не имеющие собственного состояния, испытывали серьезные финансовые затруднения. Старший председатель Казанской судебной палаты тайный советник Ф.И. Шмелев отмечал в своем докладе, что "постоянно растущие цены на все жизненные потребности создают для чинов, не пользующихся дополнительными окладами, весьма тяжелые материальные условия, а лиц семейных ставят прямо в положение, граничащее с безысходностью и нуждой" <5>.
--------------------------------
<5> Совещание старших представителей и прокуроров судебных палат по некоторым вопросам судебной практики в связи с пересмотром законоположений по судебной части. СПб., 1895. С. 89, 91, 93.
Вместе с тем нагрузка на судей с годами все возрастала. Динамика рассматриваемых дел превзошла все прогнозы, составленные в период подготовки реформы. Новая система судопроизводства позволяла выявлять многие преступления, которые ранее оставались вне поля зрения правосудия. Если в 1871 г. в Самарский окружной суд поступило 455 уголовных дел, то в 1872 г. - уже 812, в 1873 г. - 982, а в 1878 г. эта цифра составила 1277 <6>. В отчете за 1879 г. отмечалось: "Сессии, состоящие обыкновенно из девяти, десяти и даже шестнадцати заседаний, исполняются почти всегда одним составом суда: подобное условие неизбежно для Самарского окружного суда, при крайне скудных силах, тяжело отзывается на деятелях данного учреждения... Вечерние часы посвящаются членами на изготовление решений... Такие занятия длятся далеко за полночь..." <7>.
--------------------------------
<6> НАРТ. Ф. 51. Оп. 1. Д. 32. Л. 94; Д. 56. Л. 24; Д. 73. Л. 55.
<7> НАРТ. Ф. 51. Оп. 1. Д. 105. Л. 24 - 26.
Более благополучно дела обстояли в Симбирском окружном суде, так как поступлений дел здесь было меньше в силу небольших территориальных масштабов. В материалах ревизии окружных судов в 1875 г. отмечалось, что делопроизводство Симбирского окружного суда "найдено в лучшем виде, чем в других", дела рассматриваются без промедления и решаются удовлетворительно <8>. Показательно, что за 1878 г. на решения гражданского отдела Симбирского окружного суда было подано 60 апелляционных жалоб, что составило около 4,7% от общего числа вынесенных решений <9>.
--------------------------------
<8> НАРТ. Ф. 51. Оп. 1. Д. 35. Л. 285.
<9> Календарь Симбирской губернии. Симбирск, 1880. С. 147.
Существенно отличалась от столичной и повседневная судебная практика в поволжских губерниях. Большая часть уголовных дел здесь - это преступления, совершенные под влиянием пьянства, грубости и невежества населения глубинки. Преобладание малограмотного крестьянского населения, чье правосознание сформировалось под воздействием норм обычного права, не отличающихся единообразием и часто противоречащих положениям официального закона, было причиной того, что судьям в аграрной провинции приходилось довольно часто сталкиваться с коллизией закона и жизни и несовершенством отечественной системы права. Примирить закон с действительностью судьям здесь было сложнее еще и вследствие многонациональной и многоконфессиональной специфики региона, неизбежно сопряженной с различием культурно-ценностных ориентиров и поведенческих установок. В таких условиях от судей требовались гибкость правового мышления, житейская мудрость, терпимость и такт. Их работа была ежедневной борьбой с темнотой, невежеством и предрассудками.
Нельзя не принимать во внимание и общественную атмосферу, которая складывалась вокруг деятельности нового суда в провинции. Доверие и публичное внимание, проявляемые к новому суду в первые годы его деятельности, несомненно, внушали чувство ответственности и профессионального достоинства. "Новой деятельности были отданы все силы бескорыстно и не без личных жертв", - писал А.Ф. Кони, назначенный в 1870 г. на должность прокурора Казанского окружного суда <10>. Никто не смотрел на занятие новых должностей как на обыкновенную рядовую службу, это, по словам И.В. Гессена, была "деятельность, задача, призвание" <11>. Однако повседневная реальность постепенно погасила эйфорию первых пореформенных лет. Суду пришлось встретиться и с недоверием той достаточно авторитетной в провинции части общества, которая усматривала в нем не без основания угрозу сложившемуся веками крепостничества произволу и вседозволенности. Консервативные круги использовали любую возможность обрушиться с критикой на новый суд. Провинциальная действительность неизбежно сталкивала суды с местной администрацией. Не желая мириться с потерей прежнего безраздельного влияния на своей территории, губернаторы и полицейские чины пытались оказать давление на судей, пользуясь слабостью общественного и государственного контроля.
--------------------------------
<10> Гессен И.В. Судебная реформа // Судебная реформа в прошлом и настоящем. М., 2007. С. 338.
<11> Там же.
К вышеперечисленным трудностям следует добавить и наметившиеся в правительственном курсе тенденции усиления реакции, расширение сферы чрезвычайных судов, неустойчивость законодательной политики.
Негативные факторы, безусловно, не могли не отразиться на настроениях судей. О том, что энтузиазм и служебное рвение, проявляющиеся в первые пореформенные десятилетия, сменились в 1880-е гг. в провинции некоторым пессимизмом, можно судить по высказыванию члена Пензенского окружного суда В.А. Волжина: "...Дух карьеризма и угодничества пред министерством стал разъедать судебные сферы, ...какое-то разложение и мертвящий жизнь сухой формализм в судебной практике росли не по дням, а по часам. Появились вопросы судебной политики и необходимости соблюдения такта и таких отношений к администрации, своего рода подхалимства, чтобы ни в чем не противоречить губернаторам и другим властям..." <12>.
--------------------------------
<12> Из мемуаров В.А. Волжина // Исторический вестник. 1912. N 8. С. 470.
Вместе с тем нельзя не признать, что именно судьи оставались в провинции той социальной силой, которая сохраняла уважение к праву и понимание подлинных целей правосудия. Так, движимые осознанием важности самостоятельного юридического мышления для успешного решения дел, члены Пензенского окружного суда в 1900 г. ввели практику проведения еженедельных собеседований с кандидатами на судебные должности, участники которых должны были показать свои способности выносить всесторонне обоснованное решение какого-либо спорного юридического дела, не ограничиваясь лишь общими ссылками на подходящее кассационное решение Сената <13>.
--------------------------------
<13> ГАПО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 570. Л. 85 - 86.
Несмотря на трудности материального положения, в царстве Фемиды почти отсутствовали случаи получения взяток и серьезных злоупотреблений. Работая по несколько лет без отпуска, судьи окружных судов находили время для просветительской деятельности, стояли в первых рядах тех, "кто будил провинцию от сна, от вялости преступной..." <14>.
--------------------------------
<14> Берендтс Э.Н. Связь судебной реформы с другими реформами императора Александра II и влияние ее на государственный и общественный быт России. Пг., 1915. С. 179 - 180.
Таким образом, ставка на профессиональную специализацию, повышение образовательного уровня чиновников юстиции, создание независимой судейской корпорации, гуманизацию и демократизацию судебного процесса дала свои результаты, существенно изменив социальный облик служителей Фемиды и повысив уровень их профессионального сознания. Однако брошенное на почти одинокую борьбу с царившими в российской провинции произволом и невежеством, новое поколение судебных чиновников столкнулось со значительными трудностями, неизбежно снизившими накопленный в первые пореформенные годы в системе отечественной юстиции нравственный и профессиональный потенциал.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.