Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЯЗЫК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
А.А. КИРИКОВА
Связь языка и процесса формирования правосознания отмечалась многими зарубежными и отечественными исследователями. И те и другие сходятся во мнении, что язык является формой выражения правосознания, а равно сознания в целом <1>. Я.М. Брукман указывал, что "значения юридических понятий наиболее уязвимы на уровне их соблюдения и повиновения им" <2> и что правосознание и язык взаимообусловлены <3>. О.Н. Мигущенко отмечалось, что язык правовых актов и процесс формирования правосознания граждан опосредуются через правоприменительную практику <4>. На наш взгляд, использование в рамках диалектического материализма семиотического подхода к изучению права <5> позволяет оценить значение языка как фактора формирования правосознания государственных и муниципальных служащих в системе других факторов в виде "способа конструирования социальной реальности с помощью значений" <6>. Проблема формирования правосознания исследуемой профессиональной группы привлекает внимание, потому что от ее разрешения зависит уровень правопорядка в обществе, обеспечение которого находится в руках именно публичных служащих. Целесообразно оценивать степень развития их правосознания посредством анализа языка профессионального общения. Под воздействием такого языка может сформироваться как позитивное, так и деформированное правосознание.
--------------------------------
<1> Бородин Е.А. Язык глобального правового сознания // Ноосферные исследования. 2016. N 1-2(13-14). С. 173; Мосенкис Ю.Л. Язык как отражение архаического правосознания // Происхождение языка и культуры: древняя история человечества. 2007. Т. 1. N 2. С. 32; Сковронська I.Ю., Юськiв Б.М. Лексико-граматичнi варiацii правовоi концептосфери // Вiсник Нацiонального унiверситету "Львiвська полiтехнiка". Серiя: Юридичнi науки. 2016. N 837 (9). С. 326; Янушкевич И.Ф. Концептосфера англосаксонского права периода раннего Средневековья // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. N 2-2. С. 104.
<2> Broekman J.M. Rethinking Law and Language. Cheltenham, 2019. P. 11.
<3> Ibid. P. 5.
<4> Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8.
<5> Калинин С.А. Методология общей теории права (лекция) // Право.by. 2011. N 2. С. 12.
<6> Русакова О.Ф., Максимов Д.А. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса // Полис. Политические исследования. 2006. N 4. С. 29.
По устной речи, употребляемой государственными и муниципальными служащими в процессе профессиональной деятельности и вне ее, можно судить об их уровне правосознания и правовой культуры. Участниками служебной коммуникации выступают и население, и сослуживцы. Только в последнем случае язык выступает как фактор формирования правосознания государственных и муниципальных служащих, потому что является неотъемлемым элементом их профессиональной деятельности, построения карьеры и межличностного взаимодействия в коллективе. По мнению О.В. Котляровой, для современного языка профессионального общения государственных и муниципальных служащих характерны две основные черты:
1) дуализм (с одной стороны, закрытость речевой культуры, наличие узкопрофессиональных речевых штампов, с другой стороны, система публичного управления открыта, доступна и функционирует для обеспечения взаимодействия между властью и народом, представляет собой речевой образец для россиян) <7>;
2) жаргонизация (вульгаризация), вызванная "криминализацией правовой системы, сменой идеологий и... парадигм, переоценкой гуманистических ценностей российского общества" <8>.
--------------------------------
<7> Котлярова О.В. Новые тенденции в лексике административно-политического дискурса // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. N 2. С. 90.
<8> Там же. С. 91.
Требования к языку профессионального общения государственных и муниципальных служащих, который должен формировать позитивное правосознание, сформулированы в федеральном законодательстве в виде запрещения совершения конкретных деяний и действуют только в ситуациях общения с населением, но не с сослуживцами, что является пробелом в праве. В языке профессионального общения государственных и муниципальных служащих запрещены <9>: высказывания дискриминационного характера по определенным признакам (например, по признакам пола, возраста, языка); грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые высказывания, неправомерные, незаслуженные обвинения; оскорбительные высказывания, угрозы, а равно высказывания, препятствующие нормальному общению и провоцирующие противоправное поведение. Однако в практике встречаются отступления от указанных требований, свидетельствующие о деформации правосознания отдельных публичных служащих. Профессионально-коммуникативная деформация как частный случай деформации правосознания проявляется в использовании государственными и муниципальными служащими нелитературного языка в процессе профессиональной деятельности, в частности ненормативной лексики, обсценных слов и выражений, уголовного жаргона. Профессионально-коммуникативная деформация ведет к снижению эффективности служебной деятельности <10>, потере профессиональной бдительности и правовых ценностей, криминализации мышления <11>, падению уровня культуры общения данной профессиональной группы в целом. Существует множество примеров ситуаций, свидетельствующих о профессионально-коммуникативной деформации отдельных лиц, занимавших и занимающих должности государственной и муниципальной службы. Так, Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики 5 июня 2018 г. вынес решение по делу государственного гражданского служащего Министерства финансов республики, которая проявляла некорректное и неадекватное поведение в отношении работников своего отдела, оскорбление их чести и достоинства, употребляя в их адрес ненормативную лексику, угрожая им и провоцируя скандалы <12>. Такое поведение не только разрушает межличностные отношения в коллективе и создает в нем нездоровую атмосферу, но и дестабилизирует работу одного из элементов механизма государства, тем самым нарушая устоявшийся правопорядок. Действия служащего являются следствием его деформированного правосознания, сложившегося на фоне искажения культуры речи. В другом деле Новосибирский областной суд вынес решение от 8 июня 2017 г. в отношении федерального государственного служащего Следственного комитета Российской Федерации, который разместил в социальной сети изображения, содержавшие нецензурную и похабную лексику, а также свою фотографию с текстовым комментарием к ней, сопровождавшимся негативной оценкой профессионального праздника (Дня работника следственных органов России). Страницы с указанными изображениями находились в открытом доступе. Их мог просматривать неограниченный круг лиц, в том числе и сослуживцы сотрудника, которые проставили к ним отметки о просмотре "нравится" <13>. Тем самым работник не только нарушил правила профессиональной этики, но и дискредитировал облик Следственного комитета в общественном сознании и в сознании других публичных служащих. То обстоятельство, что его действия получили одобрение у части сослуживцев и были восприняты ими как социально приемлемые <14>, свидетельствует о деформации их правосознания. Другое дело, рассмотренное 23 марта 2015 г. в Свердловской области, касалось служебного общения главы администрации муниципального образования. Во время исполнения должностных обязанностей он на своем рабочем месте в присутствии двух подчиненных "высказал в адрес... [общественного инспектора рыбоохраны, являющегося депутатом районной думы] слова ненормативной лексики, выраженные в неприличной форме" <15>. Судья указал, что на территории Свердловской области на муниципальных служащих распространяются нормы этики гражданских служащих области, в речи которых не должны употребляться "неуместные слова... резкие и циничные выражения оскорбительного характера" <16>. Показания двух подчиненных, присутствовавших при совершении проступка и свидетельствовавших в пользу главы администрации, не были учтены судом при вынесении решения на том основании, что они были противоречивыми и непоследовательными <17>. Глава муниципального образования использовал свой авторитет для влияния на муниципальных служащих. Представляется верным, на наш взгляд, рассматривать поведение подчиненных в данном деле как направленное на сокрытие факта совершения проступка начальником, что свидетельствует о деформации их правосознания. Неэтичный поступок руководителя, сопровождавшийся использованием ненормативной лексики, повлиял на их собственное мировоззрение и поведение в суде. В таких условиях у населения создается впечатление о невозможности удовлетворения своих требований к органам публичного управления.
--------------------------------
<9> См., например: Приказ Генпрокуратуры России от 25 марта 2011 г. N 79 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации" // Законность. 2011. N 5. С. 66 - 70; решение Президиума Совета при Президенте России по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21) "Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" // Официальные документы в образовании. 2011. N 36 (428).
<10> Воронцова Ю.А. Сквернословие как средство вербального общения в служебном коллективе // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. N 2 (16). С. 63 и др.
<11> Липина Е.А. Влияние уголовного жаргона на профессиональную компетентность сотрудников полиции // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. Т. 13. URL: http://e-koncept.ru/2015/85349.htm (дата обращения: 25.04.2020).
<12> Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 5 июня 2018 г. по делу N 2-1439/18 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/S5tTeTj8xOUl (дата обращения: 25.04.2020).
<13> Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 8 июня 2017 г. по делу N 33-5329/2017 // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Там же.
<15> Решение мирового судьи судебного участка N 1 Нижнесергинского судебного района Свердловской области от 23 марта 2015 г. по делу N 5-119/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/29WAmkNvKKWE/ (дата обращения: 25.04.2020).
<16> Там же.
<17> Там же.
Итак, язык оказывает большое влияние на формирование правосознания государственных и муниципальных служащих. Именно они чаще всего контактируют с текстами правовых актов, составляют различные официальные документы, общаются с населением по правовым вопросам. Если язык не отвечает действующим литературным требованиям, абстрактен, неточен и вульгарен, то деятельность служащих, их отношение к праву будет формальным, а знание правовых норм - неполным. Низкий уровень речевой культуры влечет за собой низкий уровень правовой культуры и правосознания. Нарушение требований в отношении языка профессионального общения свидетельствуют о подверженности публичных служащих профессионально-коммуникативной деформации, которая влечет дестабилизацию работы органов публичного управления. Такое нарушение может быть вызвано пренебрежением к нормам, закрепляющим служебное общение, а равно несовершенством языка правовых актов, регулирующих деятельность публичных служащих. В российских правовых актах не всегда последовательно реализуются правила юридической техники, в том числе языковые правила и правила юридической логики <18>, что отражается на правоприменителе, который вынужден ориентироваться на сформированные законодателем формулировки. Позитивное правосознание формируется в случае восприятия служащими языка "точного, четкого, понятного, исключающего противоречивые толкования" <19>. Напротив, при отсутствии хотя бы одного из перечисленных свойств языка язык правовых актов может быть истолкован и исполнен правоприменителем вразрез с волей законодателя. Об этом свидетельствуют данные о проведенных правовых и антикоррупционных экспертизах нормативных правовых актов в сфере публичного управления, указывающие на различные формы искажения смысла правового акта, приводящие или способные привести к их неправильному применению и возникновению коррупциогенных факторов <20>. Искажение языковых норм закладывает в правосознание публичных служащих идеи о вседозволенности, произвольно широком толковании норм права, которые вступают в конфликт с идеологией буржуазного правового государства. В качестве оптимальных способов повышения эффективности языка как фактора формирования правосознания государственных и муниципальных служащих могут выступить как систематически проводимые мероприятия по повышению их речевой культуры и навыков делового письма (от мастер-классов до курсов по повышению квалификации, в том числе дисциплин в образовательных организациях, готовящих кадры для публичной службы), так и уже апробированные и зарекомендовавшие себя экспертные практики.
--------------------------------
<18> См.: Мигущенко О.Н. Тенденции развития системы юридического образования в постсоветской России // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. N 3; Мигущенко О.Н. Противодействие религиозному экстремизму: постановка проблемы // Юридический мир. 2015. N 11.
<19> Хабибулина Н.И. Язык закона и его постижение в процессе языкового толкования права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. 7 с.
<20> См.: Казанцева О.Л., Трущелев Д.В. Об антикоррупционной экспертизе, проводимой органами юстиции (на примере Алтайского края): актуальные вопросы практики // Юрислингвистика. 2018. N 7-8. С. 45 - 55; Шаломенцева Е.Г. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, применяемых в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2013. N 12. С. 36 - 39 и др.
Литература
1. Бородин Е.А. Язык глобального правового сознания / Е.А. Бородин // Ноосферные исследования. 2016. N 1-2(13-14). С. 173 - 190.
2. Воронцова Ю.А. Сквернословие как средство вербального общения в служебном коллективе / Ю.А. Воронцова // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. N 2(16). С. 62 - 64.
3. Казанцева О.Л. Об антикоррупционной экспертизе, проводимой органами юстиции (на примере Алтайского края): актуальные вопросы практики / О.Л. Казанцева, Д.В. Трущелев // Юрислингвистика. 2018. N 7-8. С. 45 - 55.
4. Калинин С.А. Методология общей теории права (лекция) / С.А. Калинин // Право.by. 2011. N 2. С. 7 - 17.
5. Котлярова О.В. Новые тенденции в лексике административно-политического дискурса / О.В. Котлярова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. N 2. С. 87 - 97.
6. Липина Е.А. Влияние уголовного жаргона на профессиональную компетентность сотрудников полиции / Липина Е.А. // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. Т. 13. С. 1741 - 1745.
7. Мигущенко О.Н. Противодействие религиозному экстремизму: постановка проблемы / О.Н. Мигущенко // Юридический мир. 2015. N 11. С. 54 - 59.
8. Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность / О.Н. Мигущенко // Российский следователь. 2017. N 8. С. 45 - 49.
9. Мигущенко О.Н. Тенденции развития системы юридического образования в постсоветской России / О.Н. Мигущенко // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. N 3. С. 52 - 61.
10. Мосенкис Ю.Л. Язык как отражение архаического правосознания / Ю.Л. Мосенкис // Происхождение языка и культуры: древняя история человечества. 2007. Т. 1. N 2. С. 32 - 35.
11. Русакова О.Ф. Политическая дискурсология: предметное поле, теоретические подходы и структурная модель политического дискурса / О.Ф. Русакова, Д.А. Максимов // Полис. Политические исследования. 2006. N 4. С. 26 - 43.
12. Сковронська I.Ю. Лексико-граматичнi варiацii правовоi концептосфери / I.Ю. Сковронська, Б.М. Юськiв // Вiсник Нацiонального унiверситету "Львiвська полiтехнiка". Серiя: Юридичнi науки. 2016. N 837(9). С. 326 - 331.
13. Хабибулина Н.И. Язык закона и его постижение в процессе языкового толкования права: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.И. Хабибулина. Москва, 1996. 20 с.
14. Шаломенцева Е.Г. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, применяемых в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, проблемы правового регулирования / Е.Г. Шаломенцева // Юридический мир. 2013. N 12. С. 36 - 39.
15. Янушкевич И.Ф. Концептосфера англосаксонского права периода раннего Средневековья / И.Ф. Янушкевич // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. N 2-2. С. 104 - 107.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных