Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИПЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.В. ИВАНОВ
Публичная власть в Российской Федерации представлена всей совокупностью органов публичной власти, их должностными лицами и выражается в формах демократии. Подобная власть не сводится только к органам публичной власти и способна реализовываться в институтах представительной и непосредственной демократии. Отличительной особенностью публичной власти является ее способность к принуждению, в этом ее ключевое отличие от общественной, социальной власти.
Публичная власть является центральной институцией в формировании и реализации политической организации всего многонационального народа Российской Федерации, т.е. она представляет Российское государство.
В конституционно-правовом измерении публичная власть является одним из институтов конституционного права, который требует своего теоретического осмысления. Основополагающая роль публичной власти в функционировании Российского государства предопределяет характер и особенности принципов подобной власти.
Устоявшимся является понимание правового принципа как основополагающего начала в праве. Одно из развернутых определений этого понятия дает А.В. Коновалов: "Принципы права - это объективные, универсальные, глобальные идеи о наиболее эффективной организации правового аспекта общественного устройства, отражающие объективные свойства природы людей и объективные закономерности социального взаимодействия" <1>. Общепринятым является разделение принципов на общеправовые, отраслевые, межотраслевые и принципы конкретных правовых институтов.
--------------------------------
<1> Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права // Lex russica. 2018. N 8. С. 87.
Принципы публичной власти соединяют в себе общеправовые, межотраслевые, отраслевые и институциональные принципы. К общеправовым принципам публичной власти можно отнести: демократизм, справедливость, законность; отраслевым: верховенство права, разделение властей, уважение прав и свобод человека и гражданина; институциональным: единство системы публичной власти, самостоятельность местного самоуправления.
Исследование относимости тех или иных принципов к публичной власти основывается на законодательстве и практическом применении их при реализации этой власти. Важную особенность правовых принципов отмечал профессор С.С. Алексеев, согласно которому принципы права реально выражены в самой материи права. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями правосознания, научными выводами, но не принципами права <2>. Диалектика конституционно-правового исследования принципов публичной власти заключается в необходимости их формулирования абстрактным методом, когда из огромного массива законодательства и правоприменительной практики необходимо выделение самых общих черт этой власти, выражающих ее суть и идею, с одной стороны, и определение конкретных норм права, которые демонстрируют подобные принципы, с другой стороны. Это позволяет не сводить принципы публичной власти к юридической фикции, исключительно теоретическим умозаключениям, а основывать их на конкретных нормах, в первую очередь, Конституции Российской Федерации.
--------------------------------
<2> Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций // Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3. М.: Статут, 2010. С. 101.
Выделим основные принципы публичной власти Российской Федерации, определив их конституционно-правовое содержание, применительно к этой власти:
1. Принцип демократизма (народовластия). Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию в качестве демократического государства, носителем суверенитета, единственным источником власти в котором является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3). Публичная власть в этом смысле основывается на власти народа, подчиняется ей и неотделима от нее. Именно многонациональный народ Российской Федерации является единственным учредителем публичной власти. В этом смысле необходимо утверждать, что публичная власть - это не только совокупность органов публичной власти, которые учреждены Конституцией Российской Федерации, закреплены в массиве законодательства федерального, регионального и местного уровней, но это и институты представительной и непосредственной демократии. Совокупность таких институтов прямой демократии, как референдум, выборы, сход граждан, которые являются по своей природе императивными, составляет публичную власть, и эта власть подчиняется непосредственным решениям народа, населения, принятым по итогам реализации этих институтов. Кроме того, принцип демократизма заключается в необходимости учета мнения народа, населения, выявленного при реализации консультативных институтов прямой демократии: общественные обсуждения; гражданская инициатива; правотворческая инициатива. Публичная власть в своей деятельности должна быть пронизана связью с народом и населением, обращать внимание на коллективные обращения граждан; судебные акты, в которых раскрываются недостатки и проблемы в реализации демократических процедур при отправлении подобной власти.
2. Принцип конституционной законности. Само начало в организации публичной власти основывается на нормативных правовых актах, которыми эта власть закрепляется. Применение этого принципа к публичной власти выражает его специфику и позволяет говорить не в общем о законности, а о конституционной законности, которая содержится в нормах Конституции Российской Федерации <3>. Функционирование всей системы публичной власти должно основываться исключительно на Конституции Российской Федерации, нормах международного и национального права, учитывать правовые позиции судебных органов, в первую очередь, содержащиеся в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации. Нарушение конституционной законности ведет к ослаблению публичной власти, росту правового нигилизма и снижению доверия граждан. Конституционная законность в функционировании публичной власти выражается не только в требовании соблюдения, исполнения ею законодательства, но и в возможности восстановления в судебном порядке прав физических лиц и юридических лиц, нарушенных в процессе осуществления этой властью правоприменительной деятельности. Подобная защита закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации, Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Возможно восстановление конституционной законности и во внесудебном административном порядке.
--------------------------------
<3> Иванов И.В. Конституционная законность: понятие, содержание и проблемы обеспечения // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 50 - 54.
В этой связи деятельность публичной власти всегда основана на конституционной законности, а отклонение от нее подлежит восстановлению в судебном и административном (внесудебных) порядках.
3. Принцип справедливости. Термин "справедливость" имеет, прежде всего, философско-историческое, политическое содержание, связан с моралью и нравственностью. В конституционном праве принцип справедливости имеет иное содержание, которое связано с реализацией норм права в интересах человека, общества, народа. Г. Кельзен утверждал, что справедливость в праве условна, противоречива и единственным приближением к ее правовому пониманию является "счастье" - согласие большинства членов общества, законодателя относительно важности гарантированности социальных благ (пищи, жилища) <4>. В самой Конституции Российской Федерации справедливость упоминается в преамбуле и ч. 6 ст. 75, в которой закрепляется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости. Исследование правоприменительной практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации позволяет говорить об употреблении совместно со справедливостью терминов "равенство", "соразмерность", "разумность", "эффективное разбирательство" <5>. Взаимосвязанное употребление этих терминов позволяет выявлять практическое применение принципа справедливости в деятельности органов публичной власти и конкретные критерии этого принципа. Принцип справедливости применительно к публичной власти выражается в закреплении в Российской Федерации социального государства, требовании соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гарантированности этих прав государством, провозглашении социальной солидарности (ч. 1 ст. 7, глава 2, ст. 75.1 Конституции Российской Федерации).
--------------------------------
<4> Кельзен Г. Что такое справедливость? Справедливость, право и политика в зеркале науки / пер. с англ. А.А. Краевского, А.Б. Дидикина, М.В. Антонова. М.: Алеф-Пресс, 2023. С. 8.
<5> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П // СПС "КонсультантПлюс"; Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2022 года // СПС "КонсультантПлюс"; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 декабря 2022 г. // СПС "КонсультантПлюс".
4. Принцип верховенства права. Этот принцип закрепляется в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 125), в нормативных правовых актах, регламентирующих правовой статус конституционных органов государственной власти, является основой деятельности всей системы публичной власти. Верховенство Конституции Российской Федерации и федерального законодательства закрепляется в ст. 3 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее - Закон N 4-ФКЗ); в ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон N 414-ФЗ). Верховенство права гарантируется законодательными положениями и судебными органами, в том числе путем признания Конституционным Судом Российской Федерации законодательных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации. В этом проявляется объем содержания верховенства права, его отличие от верховенства закона, когда законодательные акты могут иметь те или иные недостатки и противоречить Конституции. Верховенство права в деятельности органов публичной власти гарантирует разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; возможность всех субъектов права оперировать напрямую нормами Конституции при обращении в органы публичной власти; недопустимость неправовых методов взаимоотношений между органами публичной власти ("телефонное право"; непроцессуальные способы осуществления полномочий и т.д.).
5. Принцип разделения властей. Принцип разделения властей является конституционным и закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная власть разделяется на законодательную, судебную и исполнительную. В контексте публичной власти разделение властей распространяется и на местное самоуправление как неотъемлемую составляющую публичной власти в Российской Федерации. В ч. 1.1 ст. 131 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления. При этом в силу нормы ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельное и не входит в систему органов государственной власти. Основополагающим началом становится так или иначе выстраивание системы подчинения исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления по отношению к исполнительной власти соответствующего субъекта России, что выражено в ст. 6 Закона N 414-ФЗ. Новеллой указанной статьи является обеспечение со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации гарантий местного самоуправления, их участия в формировании органов местного самоуправления. Перспективным развитием данной нормы может быть совместное осуществление региональными и местными властями публичных полномочий. Полагаем, что консолидированное осуществление этих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления будет способствовать повышению социальных стандартов жизнедеятельности населения на региональном уровне. Принципиально новым началом стало отнесение высшего должностного лица субъекта (далее - ВДЛ) в том числе к федеральной власти, таким образом, произошло фактически сращивание двух уровней властей - федеральной и региональной. Так, согласно п. 6 ст. 20 Закона N 414-ФЗ, ВДЛ замещает одновременно государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации. Справедливо отмечается, что в новой редакции ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации теперь однозначно определено, что Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти <6>.
--------------------------------
<6> Осетров С.А. Российская модель разделения власти: конституционное поправление // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 6. С. 16.
Центральная роль Президента Российской Федерации в функционировании всех ветвей власти обеспечивает баланс их интересов и определяет его особое место в системе разделения властей. Конституционные и законодательные нововведения обогащают конституционно-правовое содержание разделения властей в качестве принципа публичной власти.
6. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Указанный принцип восходит к высшей конституционной ценности - правам, свободам человека и гражданина, закрепленной в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Нормативно-правовое регулирование полномочий органов публичной власти должно осуществляться под призмой соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Индикатором соблюдения публичной властью этого принципа является широкая гарантия защиты прав человека, в том числе в судебном порядке. В ст. 3 Закона N 4-ФКЗ напрямую закреплен этот принцип как основа деятельности Правительства Российской Федерации, и в ст. 23 этого же Закона прописаны реальные механизмы обеспечения исполнительной властью прав и свобод человека и гражданина путем гарантий правопорядка, финансирования судов, исполнения судебных актов. Одной из государственных гарантий защиты прав человека на уровне субъектов Российской Федерации стало принятие в 2020 г. Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации". Теперь институт подобного уполномоченного стал обязательным на региональном уровне. Судебная реформа 2018 - 2019 гг. закрепила "сплошную кассацию", когда экс-территориальным способом по принципу федеральных округов были созданы окружные кассационные суды, которые принимают к рассмотрению кассационные жалобы (представления) по факту их поступления в суд, с соблюдением минимальных требований к форме этих процессуальных документов и перечня приложений к ним. Ранее же суды кассационной инстанции судов субъектов Российской Федерации на свое усмотрение принимали определение о принятии к производству кассационной жалобы (представления) либо решение об отказе подобного принятия. Подобные новации были закреплены в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, а также путем введения главы 2.1 "Кассационные суды общей юрисдикции" Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Видится, что принцип уважения прав и свобод человека в деятельности публичной власти кроется в совокупности множества механизмов и деталей осуществления этой власти, которые только в своем единстве могут обеспечить гарантию прав человека.
7. Принцип единства системы публичной власти. Этот принцип провозглашен в ч. 2 ст. 80, ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации и направлен на функциональное объединение органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал позицию, что обеспечение жизнедеятельности населения на местном уровне исключительно задача органов местного самоуправления, а не органов государственной власти. При этом эти органы могут осуществлять совместные полномочия в порядке их взаимного делегирования <7>. Обоснованной является позиция о том, что поправки к Конституции Российской Федерации не предполагают, что органы местного самоуправления станут частью единой системы органов государственной власти. Цель изменений - установление более тесного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для этого введена новая обобщающая категория - "публичная власть", а также близкие к ней понятия "система публичной власти" и "единство системы публичной власти". Данные категории и понятия объединят две разновидности публичной власти: государственную и муниципальную <8>. Принцип единства системы публичной власти направлен на обобщение субъектов, наделенных властными полномочиями, в структуру, позволяющую государству эффективно осуществлять его функции.
--------------------------------
<7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 216.
8. Принцип самостоятельности местного самоуправления. Понимание публичной власти невозможно без признания и соблюдения принципа самостоятельности местного самоуправления, основанного на конституционной норме о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. При функционировании публичной власти местное самоуправление сохраняет свою организационную обособленность. В ч. 4 ст. 6 Закона N 414-ФЗ закрепляются "иммунитетные" полномочия органов местного самоуправления, которые не могут быть переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации: управление муниципальным имуществом; утверждение устава муниципального образования, внесение в него изменений; формирование и исполнение местного бюджета. Кроме того, стоит отметить, что в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается законопроект N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой публичной власти", в ч. 1 ст. 4 которого перечислены принципы правового регулирования местного самоуправления, к которому относится самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий <9>. Все это позволяет провозглашать и соблюдать организационную обособленность местного самоуправления, одновременно включая его по функциональному признаку и обладанию силой принуждения в единую систему публичной власти.
--------------------------------
<9> Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (дата обращения: 01.02.2023).
Принципы публичной власти имеют большую конституционную ценность и способны выступать основой дальнейшего развития законодательства в области государственного строительства. Профессор Н.В. Витрук справедливо отмечал, что большое значение конституционные принципы имеют в процессе законотворческой и исполнительной деятельности органов публичной власти. Конституционные принципы непосредственно действуют в коллизионных ситуациях, а также в случаях пробелов в конституционно-правовом регулировании <10>.
--------------------------------
<10> Витрук Н.В. Верность Конституции. 2-е изд. М.: РГУП, 2016. С. 155.
Дальнейшее развитие Российского государства будет сопряжено с научным, практическим осмыслением и обогащением содержания принципов публичной власти.
Литература
1. Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций // Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 3 / С.С. Алексеев. Москва: Статут, 2010. 781 с.
2. Витрук Н.В. Верность Конституции / Н.В. Витрук. 2-е изд. Москва: РГУП, 2016. 272 с.
3. Иванов И.В. Конституционная законность: понятие, содержание и проблемы обеспечения / И.В. Иванов // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 4. С. 50 - 55.
4. Кельзен Г. Что такое справедливость? Справедливость, право и политика в зеркале науки / Г. Кельзен; перевод с английского А.А. Краевского, А.Б. Дидикина, М.В. Антонова. Москва: Алеф-Пресс, 2023. 438 с.
5. Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права / А.В. Коновалов // Lex russica (Русский закон). 2018. N 8. С. 81 - 87.
6. Осетров С.А. Российская модель разделения власти: конституционное поправление / С.А. Осетров // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 6. С. 10 - 17.
7. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2020. 240 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.