Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Е.С. ШМАТОВА
В современных условиях развития в период, с одной стороны, глобализации, а с другой - суверенизации, роль государства на международной арене сложно переоценить. Оно выступает и субъектом международных отношений, и субъектом национального права. Независимо от размера территории и иных признаков государства его суверенитет определяет ключевую позицию в достижении устойчивого политико-правового развития как внутри страны, так и за ее пределами. Суверенитет является гарантией сохранения целостности государства и реализации ее внешней и внутренней политики. В настоящее время государство является субъектом правовой системы, к примеру, в правоотношениях международного, конституционного, административного и иных отраслях публичного права, а также хозяйствующим субъектом в сфере гражданско-правового регулирования. Трактовка "государство" преломляется в зависимости от предмета регулируемых общественных отношений и методов правового регулирования. Так, в отраслях публичного права основным методом правового регулирования является императивный, а государство играет главенствующую роль в механизме правового регулирования, в отраслях же частного права первостепенное значение имеет частноправовой интерес, а метод правового регулирования - диспозитивный. В таких сферах регулирования государство - один из участников правоотношений. Тем самым актуальность настоящего исследования диктуется современной ситуацией возрастания роли государства как гаранта мира и безопасности в международных отношениях, сохранения суверенности и реализации правомочий государственными органами. Выявление признаков и свойств государства в сфере публично-правового регулирования позволит разобраться в особенностях интерпретации государства как субъекта публичного права.
Государство является субъектом права в правовой системе общества. Необходимо четко разграничивать понятия "субъект права" и "субъект правоотношений", где во втором случае речь идет об участниках конкретных правоотношений. В теории государства и права государство можно определить как политико-правовую организацию, характеризующуюся населением, территорией, обладающей суверенитетом, аппаратом управления и принуждения, а также общеобязательностью издаваемых им актов. Также можно выделить субсидиарные признаки государства: налоги и сборы, национальная валюта, государственная символика, государственный язык, казна. Государство в Российской Федерации не является юридическим лицом, так как обладает суверенитетом и само определяет свой правовой статус <1>.
--------------------------------
<1> Петросян М.А. Государство как субъект международного частного права // Актуальные проблемы права: мат. V Междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 189.
Тем самым государство - это субъект, обладающий особым правовым статусом и полномочиями, вступающий в различные правоотношения с иными субъектами правовой системы. То есть еще одним критерием при рассмотрении государства как одного из субъектов права является наличие либо отсутствие властных полномочий. Не подлежит сомнению, что к властным субъектам относится само государство, а также выступающие от имени государства государственные органы и иные государственные образования. К невластным субъектам относятся физические лица. В отношении организаций не все так однозначно: с одной стороны, они ограничены рамками правовой сферы государства, устанавливающего для них строго предписанные нормы и правила, а с другой - сами организации обладают определенными властными полномочиями, поскольку они наделены возможностью создавать локальные нормативно-правовые акты и, соответственно, контролировать их исполнение. Однако следует сделать оговорку в том, что власть организации весьма отличается от власти государства <2>. То есть природа властеотношений организации отличается от властеотношений с участием государства. Властеотношения, где одной стороной выступает государство, характеризуются их императивностью и субординацией участников. Иными словами, одним из субъектов государственных властеотношений является государственный орган либо должностное лицо, обладающее юридически закрепленными властными полномочиями, наделенные волей и реализующие функции и задачи государства. Тем самым реализация властных полномочий государственных органов и должностных лиц общеобязательна, как и издаваемые ими акты, к примеру законодательные - всегда и для всех, правоприменительные - в индивидуально-определенном порядке. Нормы организации ограничены сферой их применения и действия рамками самой организации, что говорит об их корпоративном характере. Однако есть и исключения. Говоря о международных организациях, на примере ООН можно говорить об императивных нормах ее Устава ООН, к примеру, когда речь идет о принципах международного права: "Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности" <3>. Тем самым положения Устава ООН обязательны для всех государств - субъектов международного права, носят неоспоримый характер и являются нормами jus-cogens.
--------------------------------
<2> Дябкина Л.П. Государство как субъект публичных и частных правоотношений // Юрист-Правоведъ. 2011. N 5 (48). С. 50.
<3> Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. (с изм. и доп. от 20.12.1971). URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 01.02.2023).
Еще один признак государства как субъекта права заключается в том, что все его отношения с иными субъектами являются правовыми, поскольку неправовой характер отношений составляет предел его деятельности. Например, государство регламентирует регистрацию браков органами записи актов гражданского состояния <4>, но его не интересует распределение обязанностей внутри семейных отношений.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об актах гражданского состояния" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС "КонсультантПлюс".
Государство является участником публичных правоотношений как за пределами собственной территории, так и в ее границах. В первом случае речь идет о международных публичных правоотношениях, например участии в дипломатических миссиях, а также форме членства в международных организациях, проведении двухсторонних переговоров. А во втором случае - о конституционных, административных, уголовно-процессуальных и иных <5>. При этом государство может выступать и в тех и в других отношениях как субъект публично-правовых отношений (в силу властной природы), обладая главной (основной) правосубъектностью, либо как субъект частноправовых отношений (равноправие сторон, свобода воли, неприкосновенность частной собственности), например как хозяйствующий субъект в гражданско-правовых отношениях. Так, действующее гражданское законодательство Российской Федерации содержит прямое указание на возможность самостоятельного участия государства в частных правоотношениях <6>. В публично-правовых отношениях с участием РФ и его субъектов в качестве примера можно привести заключение Федеративного договора 1992 г. <7>. Договор является нормативным, выступает важнейшим источником конституционного права и регулирует разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами.
--------------------------------
<5> Дябкина Л.П. Государство в публичных правоотношениях // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2011. N 1 (9). С. 248 - 249.
<6> Дябкина Л.П. Государство как субъект публичных и частных правоотношений. С. 52.
<7> Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31.03.1992). URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 02.02.2023).
В настоящее время, в период возрастания значимости публично-правовой природы государства, рассмотрим более подробно положение государства как субъекта международного права. Наиболее важными признаками государства как субъекта публично-правовых отношений в области международного права являются: суверенитет, территория, население.
В международном публичном праве государство рассматривается в качестве первичного субъекта. Поэтому, говоря о государстве как субъекте международного публичного права, необходимо акцентировать внимание на таком его признаке, как правосубъектность. Государство обладает международной правосубъектностью в силу факта существования. Международная правосубъектность государства - это способность и возможность участвовать в международных отношениях, приобретать права, добросовестно исполнять международные обязательства, нести юридическую ответственность. Элементом правосубъектности государства является способность участвовать в заключении международных договоров, т.е. договорная правоспособность.
Государство способно к самостоятельным действиям и к прямому волеизъявлению, влекущим юридические последствия. Будучи субъектом международных правоотношений, государство обладает определенными свойствами, к числу которых относятся:
1) суверенность;
2) персонификация (выступление в международных отношениях как единое лицо);
3) способность обладать, выражать и осуществлять автономную волю;
4) способность участвовать в принятии норм международного права и быть членом международных организаций в случае признания <8>.
--------------------------------
<8> Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А. Международное публичное право: учеб. / отв. ред. К.А. Бекяшев. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 97.
В основе интерпретации суверенности государства находится понятие государственного суверенитета. Обычно государственный суверенитет трактуется как право государства в пределах собственной территории осуществлять законодательную и административную власть (юрисдикцию) без вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить внешнюю политику <9>. Также следует обратить внимание на тот факт, что в последнее время суверенитет государства трактуют не только как политический, но и как экономический, территориальный и пр. <10>. Здесь речь идет скорее о видах суверенитета государства, с одной стороны, внутреннего, а с другой стороны - суверенитета внешнего. Иными словами, в период глобализации отмечаются рост международных контактов, расширение сфер межгосударственных отношений, поэтому выделение данных видов вполне оправданно и рационально. Однако следует помнить, что суверенитет государства неделим и неотчуждаем. Обладать только частью какого-то суверенитета государства не могут. Он принадлежит им целиком и полностью. Суверенитет в то же время нельзя трактовать как абсолютную свободу действий и вседозволенность в международных отношениях, это гарантирует принцип неприменения силы и угрозы силой. Свобода и самостоятельность суверенного государства всегда осуществляются ими в пределах взятых на себя по международному праву обязательств <11>. Тем самым суверенность - важнейшее свойство государства и его органов. Оно заключается в независимости и самостоятельности государства и органов государственной власти как внутри страны, так и на международной арене. Поясняя персонификацию, необходимо отметить, что, в каких бы отношениях государство и его органы, должностные лица ни участвовали, они всегда действуют от имени государства. Так, глава государства - Президент России - представляет Российскую Федерацию в международных отношениях без подтверждения на это полномочий.
--------------------------------
<9> Гончаренко А.И. Современная концепция суверенитета как попытка субъектов федераций расширить свою международную правосубъектность // Проблемы реформирования российской государственности: сб. науч. тр. Екатеринбург: УрГЮА, 2018. С. 19.
<10> Гетьман-Павлова И.В., Постникова Е.В. Международное право: учеб. для акад. бакалавр. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 82.
<11> Лукичев Д.А. Международная правосубъектность государства: вопросы теории и практики // Контентус. 2020. N 6. С. 145.
Проанализировав признаки государства как субъекта правовой системы, можно выделить следующие особенности государства как субъекта международного права:
- обладает правом полного государственного суверенитета;
- единство правоспособности и дееспособности, т.е. наличие правосубъектности;
- наличие универсальной правосубъектности (ничем не ограничены в рамках международного публичного права);
- распространяет свою правосубъектность в рамках юрисдикции.
Говоря о государстве как субъекте в международно-правовых отношениях, также необходимо отметить договорную правоспособность. Сторонами договора могут быть субъекты международного права, обладающие договорной правоспособностью. "Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры", - гласит ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров <12>, ст. 104 Устава ООН <13>, согласно которой Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью. Договор заключается представителями государств. Для этой цели им выдаются специальные документы - полномочия, определяющие, на совершение каких действий по заключению договора уполномочено данное лицо. Полномочия выдаются компетентными органами государства в соответствии с национальным законодательством <14>. Участие государства в международном нормотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и с их выполнением, принцип добросовестного выполнения обязательства является императивным и закреплен в Уставе ООН.
--------------------------------
<12> Венская конвенция о праве международных договоров (Вена, 23.05.1969) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.
<13> URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.
<14> Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1999. С. 56.
Проанализируем последнюю особенность государства в сфере международного публичного права - юрисдикцию: различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию. Под территориальной понимается такая юрисдикция государства, которая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда соответствующими международными соглашениями предусматривается иное <15>. Широко известна позиция профессора И.И. Лукашук относительно того, что "полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами" <16>. В вопросах территориальной юрисдикции важную роль играет не только наличие территории, но и неприкосновенность государственных границ. Правовой режим государственной границы устанавливается двухсторонними соглашениями с сопредельными государствами о делимитации и демаркации государственных границ, а также национальным законодательством.
--------------------------------
<15> Словарь-справочник: учеб. пособ. по курсу "Международное право" для специальности 030501 "юриспруденция". Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. С. 66.
<16> Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студ. юрид. ф-тов и вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 331.
Подводя итог, необходимо сделать вывод, что, государство как субъект права обладает следующими признаками: территорией, населением, суверенитетом, властью, реализуемой государственными органами. Кроме того, необходимо учитывать его статус в зависимости от тех правоотношений, в которых оно участвует. Так, в международном публичном праве проявляются такие признаки, как юрисдикция, суверенитет и правосубъектность государства с реализацией властных полномочий представляющих его должностных лиц. В международном праве обладание и защита суверенитета признаются и гарантируются Уставом ООН и являются неотъемлемыми.
Литература
1. Ануфриева Л.П. Международное публичное право: учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев; ответственный редактор К.А. Бекяшев. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2003. 928 с.
2. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И.В. Гетьман-Павлова, Е.В. Постникова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 560 с.
3. Гончаренко А.И. Современная концепция суверенитета как попытка субъектов федераций расширить свою международную правосубъектность / А.И. Гончаренко // Проблемы реформирования российской государственности: материалы XIII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 13 - 14 декабря 2018 г.). Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2018. С. 16 - 19.
4. Дябкина Л.П. Государство в публичных правоотношениях / Л.П. Дябкина // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2011. N 1 (9). С. 248 - 251.
5. Дябкина Л.П. Государство как субъект публичных и частных правоотношений / Л.П. Дябкина // Юрист-Правоведъ. 2011. N 5 (48). С. 50 - 53.
6. Международное право: учебник для вузов / ответственные редакторы Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. Москва: НОРМА; ИНФРА-М, 1999. 584 с.
7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов / И.И. Лукашук; изд. 3-е, перераб. и доп. Москва: Волтерс Клувер, 2005. 415 с.
8. Лукичев Д.А. Международная правосубъектность государства: вопросы теории и практики / Д.А. Лукичев // Контентус. 2020. N 6. С. 143 - 153.
9. Петросян М.А. Государство как субъект международного частного права / М.А. Петросян // Актуальные проблемы права: материалы V Международной научной конференции (Москва, декабрь 2016 г.). Москва: Буки-Веди, 2016. С. 189 - 191.
10. Словарь-справочник: учебное пособие по курсу "Международное право" для специальности 030501 "юриспруденция". Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. 79 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.