Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Д.А. РЕУТ
Определение категории "народ" в его конституционно-правовом понимании как основы государства и источника государственной власти служило и выступает и сейчас в качестве предмета полемики среди ученых-юристов. Истоки этих рассуждений берут свое начало в глубокой античности.
Так, Аристотель полагал, что государство является объединением определенной совокупности граждан, гражданство лежит в основе государства, поскольку именно граждане вправе принимать участие в осуществлении государственной власти. При этом определение характера государства мыслитель ставил в зависимость от того круга граждан, которые вправе принимать решения. Так, совершенной формой правления Аристотелем называлась демократия, при этом не просто как власть народа (исходя из этимологии самого слова "демократия": от греч. demos - народ, kratos - власть, правление), но и как власть большинства, основанная на равенстве всех членов общества. Говоря об идеальном государстве, философ упоминает как об определенности круга его граждан, "обозримости" народа, так и об определенности его территории.
Характерно, что Аристотель, как и его знаменитые предшественники Сократ и Платон, отводя праву роль важнейшего социального регулятора, полагал его воплощением справедливости, к которому относят и само государство <1>.
--------------------------------
<1> Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Общ. ред. А.И. Доватура; ред. и авт. вступ. ст. А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди; примеч. В.В. Бибихина и др. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 464, 482.
Переняв некоторые идеи греческих философов, Цицерон разработал концепцию, в соответствии с которой государство является достоянием народа, его воплощением. При этом знаменитый римлянин подчеркивал, что народ есть не любое соединение людей, а только лишь сообщество, основанное на согласии в вопросах права и общности интересов. Государство Цицерона предстает в форме согласованного правового общения его граждан, правопорядка. Гражданин не только должен соблюдать и уважать права других людей, поддерживать общий правопорядок, но и обязан трудиться для общего блага <2>.
--------------------------------
<2> Цицерон. Философские трактаты / Пер. М.И. Рижского; отв. ред., сост. и вступ. ст. Г.Г. Майорова. М.: Наука, 1985. С. 199, 201.
Влияние греческих философов прослеживается и в мыслях Б. Спинозы и Дж. Локка. Спиноза полагал, что государство есть продукт договора объединившихся в него людей и приобретает тем самым "гражданское состояние", т.е. верховенство власти, суверенитет. При этом индивиды не утрачивают принадлежащие им естественные права, хотя и подчиняются общим установленным правилам <3>. Локк, говоря о государстве как о форме организации публичной власти, тем не менее считал, что власть государственная есть производное от естественных прав индивидов <4>.
--------------------------------
<3> История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2001. С. 247.
<4> Там же. С. 271.
Следует заметить, что перечисленные мыслители в своих рассуждениях на тему государства и государственной власти оперируют такими понятиями, как "индивид", "гражданин", "общность людей", "подданные".
Определение понятия "народ" появляется в трудах Ж.-Ж. Руссо. Согласно разработанной им теории общественного договора, индивиды, передавая в общее достояние и ставя в подчинение общему высшему руководству свою личность, становятся нераздельной частью целого. Это целое приобретает свою жизнь, становится самостоятельным субъектом правоотношений. Совокупность индивидов, составляющих это целое, получает имя "народ", каждый из них становится гражданином как участвующий в управлении делами государства и подданным как подчиняющийся его законам.
По сути, великий француз рассматривает народ как систему, применяя столь востребованный в современной науке системный метод познания.
С точки зрения системного подхода самостоятельная система обладает такими присущими всем системам признаками, как целостность и синергичность. Целостность системы подразумевает, что в некотором существенном аспекте "сила" или "ценность" связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды. Синергичность или системный эффект проявляется в появлении у системы свойств, не присущих элементам системы. Свойства системы принципиально не могут быть равны сумме свойств составляющих ее элементов (неаддитивность). Общие возможности системы превышают сумму возможностей составляющих ее частей. Общая функциональность системы шире, чем у простой суммы ее элементов.
Так, Руссо утверждал, что общественное соглашение дает государству неограниченную власть над его участниками. Направляемая общей волей власть является суверенитетом, который может быть только единственным в своем роде (целостность системы, моноцентризм). Эту идею по достоинству оценил в начале XX в. Анри Мишель, в развитие данного суждения высказавший мысль о том, что "с того момента, как государством становится весь народ, мои жертвы в пользу государства и обязанности по отношению к нему являются, с известной точки зрения, жертвами и обязанностями по отношению к самому себе..." <5>.
--------------------------------
<5> Мишель А. Идея государства. М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1909. С. 48.
Согласно Руссо, в результате общественного договора возникает общая воля, которая воплощает в себе общие интересы, интересы народа, в то время как воля всех является лишь простой суммой частных интересов (синергичность). При этом народный суверенитет неотчуждаем и неделим, сам народ как суверен вправе изменить любой принимаемый им закон <6>.
--------------------------------
<6> Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. М.: КАНОН-пресс; Кучково поле, 1998. С. 79, 178 - 199.
Таким образом, возникает понятие народа как целостного, коллективного и самостоятельного субъекта государственно-правовых и межгосударственных отношений.
Следуя за Ж.-Ж. Руссо, Иммануил Кант заключает, что верховенство народного суверенитета обеспечивает свободу, равенство и независимость граждан. Вместе с тем знаменитый уроженец Кенигсберга развивает мысль о том, что демократия не может быть абсолютной, не все граждане могут принимать участие в управлении делами государства. Кант разделяет граждан на активных и пассивных, предлагая не предоставлять последним избирательных прав в силу того, что они являются эксплуатируемыми лицами, т.е. несвободными, выполняющими волю других <7>.
--------------------------------
<7> Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 355 - 378.
Писавший на рубеже XIX - XX вв. Леон Дюги характеризует нацию как ступень цивилизации человеческой общины, как бесконечно сложное социальное образование. Профессор отмечает, что к факторам, поддерживающим национальную связь, относят общность политической власти, общность расы и языка, общность религии, однако только лишь этих основ недостаточно для создания национальной солидарности <8>.
--------------------------------
<8> Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М.: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1908. С. 103.
Апеллируя к современности, стоит покритиковать французского ученого, несколько умалившего лингвистическое начало в формировании национального сознания. Статьями 26, 68 Конституции РФ гарантировано право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка, предусмотрено право республик устанавливать свои государственные языки и провозглашено, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Как справедливо заметил профессор Г.А. Василевич, закрепленное на конституционном уровне многоязычие способствует стабильному позитивному развитию общества и государства, национального самосознания, по сути, являясь консолидирующим нацию фактором <9>.
--------------------------------
<9> Василевич Г.А. Государственный статус белорусского и русского языков - гарантия стабильности общественного развития // Веснiк БДУ. Сер. 3: Гiсторыя. Эканомiка. Права. 2016. N 2. С. 106, 107.
Вместе с тем интересным в работе Дюги представляется вывод о том, что основным элементом национального единства следует считать общность традиций, потребностей и стремлений. Так же, как и человечество создано более из мертвых, чем из живых, так и нация создана более из мертвых, чем из живых: воспоминания о проделанной борьбе, о поражениях и победах более всего способствуют формированию сознания национальной солидарности. При этом единство и преемственность традиций позволяют рассматривать нацию как историческое образование <10>.
--------------------------------
<10> Дюги Л. Указ соч. С. 104.
Это утверждение обоснованно нашло свое воплощение в преамбуле Конституции РФ, говорящей о соединении общей судьбой на своей земле, о необходимости утверждения гражданского мира и согласия, о многовековой истории и государственном единстве, почтении к памяти предков, об ответственности перед нынешним и будущими поколениями.
Комментируя преамбулу Конституции РФ, Б.С. Эбзеев пишет, что в ней народ понимается как "общность, образуемая всей совокупностью граждан независимо от их гражданской активности (например, участия в выборах)...". Содержание преамбулы выражает преемственность российской государственности, уважение к историческому прошлому народа, предыдущим поколениям, к складывавшимся столетиями традициям и устоям отечественной политической истории. Б.С. Эбзеев характеризует многонациональный народ России как единую государственную гражданскую нацию - основу государственной идентичности <11>.
--------------------------------
<11> Эбзеев Б.С. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 58, 59.
Таким образом, безусловно, в качестве одного из основных элементов национального единства российского народа следует считать правовую культуру, правовую традицию. По определению Е.А. Певцовой, к правовой культуре можно отнести обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества часть общей культуры, выражающуюся в степени освоения и применения накопленных многими поколениями правовых ценностей, социально активном поведении в правовой жизни <12>.
--------------------------------
<12> Певцова Е.А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры юристов: Учебное пособие для подготовки магистров. М.: Международный юридический институт, 2010. С. 101.
Об особенностях правовой культуры российского народа И.А. Ильин отмечал следующее: "...европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русский человек, наоборот, ждет от человека прежде всего доброты, совести и искренности... русский человек всегда... ценил свободу духа выше формальной правовой свободы..." <13>.
--------------------------------
<13> Ильин И.А. Национальная Россия. Наши задачи. М.: Алгоритм, 2017. С. 85.
Эту картину гармонично дополняет такой приобретающий в наше время в российском обществе правовое значение критерий, как справедливость. Так, В.С. Нерсесянц полагал, что "справедливость потому, собственно, и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы" <14>. В.Н. Аргунова заключает, что для российского общества характерна крайне высокая ценность социальной справедливости, которая к тому же имеет ярко выраженное консолидирующее свойство, и отсутствие существенных расхождений в представлениях различных социальных и возрастных групп населения по основным принципам социальной справедливости, которые сводятся к социальной и правовой защите <15>. Дополняет эту идею мысль Б.С. Эбзеева о том, что "демократия сильна лишь при условии, что она оплодотворена справедливостью" <16>.
--------------------------------
<14> Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии. 2002. N 3. С. 3 - 15.
<15> Аргунова В.Н. Социальная справедливость: социологический анализ: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук. СПб., 2005. С. 14.
<16> Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Проспект, 2017. С. 344.
Таким образом, к особенностям национального правосознания смело можно отнести следующее. Принимая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Конституцию РФ, российский народ ассоциировал себя с государством <17>, что представляется одной из специфических и ярких черт российской государственности, сложившейся на протяжении многих лет: царская Россия - самодержавие, подданство, СССР - советские граждане, Российская Федерация - россияне. Исторически оправданным и последовательным представляется тот факт, что в Основном Законе Россия как страна отождествлена с государством Российская Федерация (это прямо следует из текста ст. 1), и это сознание характеризовало многие поколения наших соотечественников, оказавшихся в настоящее время на этапе трансформации правовых ценностей в вопросах взаимоотношения народа, личности и государства.
--------------------------------
<17> Сам факт принятия непосредственно народом Конституции РФ в настоящее время ставится под сомнение. Например, И.Н. Барциц это утверждение называет конституционным мифом, что, впрочем, не умаляет правовой ценности данной юридической конструкции. См.: Барциц И.Н. Конституционная мифология: возникновение, предназначение и практика применения // Государство и право. 2018. N 1. С. 5 - 17.
В наибольшей степени эта ассоциация проявилась в Советском Союзе. Так, правовой статус личности в Конституции СССР 1977 г. характеризовали следующие обязанности: достойное несение высокого звания гражданина СССР; добросовестный труд в избранной области общественно полезной деятельности; бережное отношение и укрепление социалистической собственности; обязанность оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета; охрана общественного порядка; обязанность заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества; обязанность содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира (ст. ст. 59 - 62, 65, 66, 69) <18>.
--------------------------------
<18> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (прин. ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.
Вместе с тем, по словам Б.С. Эбзеева, в СССР правовой характер взаимоотношений человека, лишенного своей индивидуальности, и государства был предопределен на десятилетия вперед. При этом впервые была поставлена проблема равенства в ее социально-экономическом контексте, что оказало весьма существенное влияние на эволюционирование транснационального конституционализма и инициировало процесс конституционализации прав "второго поколения", составляющих в современном мире совокупность "социальных естественных прав" <19>.
--------------------------------
<19> Эбзеев Б.С. Великая российская революция: идейные истоки и конституционное устроение власти и свободы // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. N 1 - 2. С. 22, 25, 29.
Конституция РФ, провозглашая высшую ценность человека, его прав и свобод (ст. 2), одновременно утверждает принцип осуществления личных прав и свобод не в ущерб правам и свободам других лиц (ч. 3 ст. 17), а также принцип того, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. ч. 1, 3 ст. 55).
Очевидно, что в наше время права человека, свобода личности с совершенно нового ракурса могут и должны быть вновь рассмотрены сквозь призму российской государственности, национального правосознания и общественных интересов в современности.
Исследуя российские правовые традиции государственности, В.В. Еремян, А.А. Клишас справедливо отмечают, что заимствовать, слепо перенимать и копировать гораздо проще, чем на основе национальных традиций создать нечто качественно новое и при этом исключительно самобытное <20>.
--------------------------------
<20> Еремян В.В., Клишас А.А. Публичное право России: дискуссионные вопросы теории и практики. М.: Норма, 2015. С. 421.
Итак, исторически сложившееся национальное правосознание можно охарактеризовать как стремление к воплощению принципа коллективизма в реализации личных прав вопреки наметившемуся в начале 1990-х гг. курсу на ничем не обусловленное единоличие и абсолютную свободу человека в вопросах взаимососуществования с обществом и государством. Вопреки этому российской правовой традицией на протяжении многих веков были коллективные формы реализации индивидуальных прав. И ракурс в сторону коллективизма, приоритета публичных интересов отнюдь не означает умаления достоинства личности. Неудивительно, что еще в начале XX в. Н.А. Бердяев писал: "Я буду называть "левым" такое мнение, которое утверждает верховную ценность человека, всякого человека, потенциальной личности, и подчиняет человеку так называемые коллективные, сверхличные реальности (государство, нацию, экономическое могущество и пр.). Я буду называть "правым" такое мнение, которое подчиняет и, в сущности, порабощает человека, живое существо, способное страдать и радоваться, коллективным реальностям государства и его могуществу, нации и национальному богатству" <21>.
--------------------------------
<21> Бердяев Н.А. Самопознание. М.: АСТ, 2017. С. 387.
Очевидно, что в идеале упрочение правового положения в государстве личности, ее прав и свобод прямо пропорционально как росту ответственности индивида перед обществом, перед будущими поколениями, так и качественному укреплению ответственности государства перед своими гражданами. Здесь уместно вспомнить вышеприведенные слова А. Мишеля. Однако привнести эту идею в обыденное правосознание в современных реалиях будет очень непросто.
Литература
1. Аргунова В.Н. Социальная справедливость: социологический анализ: Автореф. дис... д-ра соц. наук / В.Н. Аргунова. СПб., 2005. 40 с.
2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Аристотель; общ. ред. А.И. Доватура; ред. и авт. вступ. ст. А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди; примеч. В.В. Бибихина и др. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 830 с.
3. Барциц И.Н. Конституционная мифология: возникновение, предназначение и практика применения / И.Н. Барциц // Государство и право. 2019. N 1. Ч. 2. С. 5 - 17.
4. Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М.: АСТ, 2017. 480 с.
5. Василевич Г.А. Государственный статус белорусского и русского языков - гарантия стабильности общественного развития / Г.А. Василевич // Веснiк БДУ. Сер. 3: Гiсторыя. Эканомiка. Права. 2016. N 2. С. 103 - 108.
6. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства / Л. Дюги. М.: Тип-я т-ва И.Д. Сытина, 1908. 957 с.
7. Еремян В.В. Публичное право России: дискуссионные вопросы теории и практики / В.В. Еремян, А.А. Клишас. М.: Норма, 2015. 688 с.
8. Ильин И.А. Национальная Россия. Наши задачи / И.А. Ильин. М.: Алгоритм. 2017. 464 с.
9. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М.: Наука, 1980. 712 с.
10. Мишель А. Идея государства / А. Мишель. М.: Тип-я т-ва И.Д. Сытина, 1909. 802 с.
11. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция / В.С. Нерсесянц // Вопросы философии. 2002. N 3. С. 3 - 15.
12. Певцова Е.А. Актуальные проблемы формирования правовой культуры юристов: Учебное пособие для подготовки магистров / Е.А. Певцова. М.: Международный юридический институт, 2010. 250 с.
13. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Ж.Ж. Руссо; пер. с фр. М.: КАНОН-пресс; Кучково поле, 1998. 416 с.
14. Цицерон. Философские трактаты / Цицерон; пер. М.И. Рижского; отв. ред., сост. и вступ. ст. Г.Г. Майорова. М.: Наука, 1985. 384 с.
15. Эбзеев Б.С. Великая российская революция: идейные истоки и конституционное устроение власти и свободы / Б.С. Эбзеев // Гражданин. Выборы. Власть. 2017. N 1 - 2. С. 3 - 31.
16. Эбзеев Б.С. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Б.С. Эбзеев; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. 1008 с.
17. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография / Б.С. Эбзеев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 656 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных