Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ СТАНОВЛЕНИЕ
П.П. ЛАНГ
Научное исследование характеристик современного государства представляется одним из актуальных направлений деятельности в современной юридической науке в силу того, что разрешение проблем теоретического характера в значительной степени облегчит оперативное устранение проблем прикладных. Вышесказанное обусловлено тем, что исключительно в теории содержатся основные знания, определяющие внешнее и внутреннее содержание правовых явлений и категорий, которые функционируют в объективной реальности. Таким образом, значимость исследований теоретических проблем отчасти предопределяет вектор развития государства и права, закладывая в его сущностное содержание наполнение, выработанное длительными доктринальными разработками отечественных и зарубежных специалистов.
Изучение основных характеристик современного государства по-прежнему сохраняет свою актуальность в силу того, что современное мировое сообщество пополняется новыми формами и видами государственных образований, которые еще не получили своего подтверждения на доктринальном поприще, в качестве примера целесообразно привести ряд государств Ближнего Востока, которые возникли на рубеже XX - XXI вв., их "правовой окрас" по-прежнему остается неясным. Так, одни авторы обозначают их как "квазигосударственные образования", тогда как другие, напротив, отмечают, что им характерны все ключевые признаки классического государства <1>.
--------------------------------
<1> В данном случае речь идет о государственных образованиях на Ближнем Востоке, возникших в результате ряда обстоятельств революционного характера, в частности Исламское государство Ирака и Леванта, деятельность которого запрещена на территории Российской Федерации.
В силу вышеизложенного предопределяется значимость дальнейших теоретических разработок, посвященных вопросам государства, как наиболее обширной доктринальной категории. Однако ограниченность объема настоящего исследования не позволит нам всецело уделить внимание всем характеристикам данной категории, поэтому автором будут рассмотрены исключительно те вопросы, которые непосредственно связаны с институтом форм государственного устройства.
Несмотря на то, что рассматриваемое явление известно правовой доктрине на протяжении длительного времени, по-прежнему не утихают споры относительно его значения.
В.С. Кошкаров в своих публикациях отмечает, что форму государственного устройства следует понимать как элемент формы государства, который предопределяет характер организации власти на определенной географической территории <2>.
--------------------------------
<2> См.: Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства // Проблемы науки. 2019. N 2 (38). С. 83 - 84.
Б.Н. Чичерин полагает, что форма государственного устройства является отражением строения публичной власти в государстве <3>. В понимании автора отмечается исключительная взаимосвязь строения государственной власти с образом правления на конкретной территории.
--------------------------------
<3> Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3 ч. Ч. 1. Общее государственное право. М., 1894.
В.И. Ленин полагал, что форма государственного устройства есть форма организации высших государственно-властных органов <4>. Схожую позицию можно встретить в работах И.А. Иванникова <5>, Н.М. Коркунова <6> и др.
--------------------------------
<4> См.: Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе // Полное собрание сочинений. В 55 т. Т. 7. М., 1967.
<5> См., напр.: Иванников И.А. В поисках идеала государственного устройства России (из истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX века). Ростов н/Д, 1995.
<6> См., напр.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.
Следует констатировать, что доктринальные представления о формах государственного устройства находились в детерминирующей связи с господствующими в тот или иной исторический периоды социально-экономическими и духовно-нравственными формациями в обществе и государстве, что, безусловно, сказывалось на развитии теории государства и права <7>.
--------------------------------
<7> Рыбаков О.Ю. Правовая память и культура современного общества // Интеграция науки и образования в условиях цифровой трансформации: монография. В 3 т. Т. 1. М.: РГ-Пресс, 2022. С. 217 - 225.
Однако отход от концепции социалистического государства, возникновение на просторах СССР нового государства обозначили новый виток развития представлений о формах государственного устройства, что в значительной степени предопределило конструкцию современной России как развитого правового государства, где наивысшей ценностью выступают права и свободы человека и гражданина <8>.
--------------------------------
<8> См.: Ланг П.П. Аксиологическое измерение правовой материи: теоретические и утилитарно-практические аспекты. Самара: Стандарт, 2021. 192 с.
По справедливому замечанию М.Х. Гельдибаева, на сегодняшний день сложились устойчивые представления об исследуемом явлении, согласно которым организация органов публичной власти и их территориальная организация наряду со структурным взаимодействием есть не что иное, как форма государственного устройства <9>.
--------------------------------
<9> См.: Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии // Образование и право. 2018. N 12. С. 56 - 61.
Традиционно в юридической науке выделяют следующие формы государственного устройства:
- унитарная;
- федеративная;
- конфедеративная.
Каждая из приведенных форм характеризуется набором уникальных содержательных характеристик, которые в своей совокупности образуют отличительные признаки, не позволяющие смешивать данные категории. Однако особый интерес для автора представляют несколько иные вопросы.
Избегая излишние дискуссии, рассмотрим авторские представления о факторах, которые оказывают существенное воздействие на формирование и развитие форм государственного устройства.
Стоит согласиться с мнением В.Н. Снеткова и Н.А. Фоминой, которые полагают, что, прежде чем их (факторы) обозначить, необходимо уделить внимание причинам, обусловливающим возникновение новых форм государственного устройства, а также тем, которые предопределяют преобразование уже существующих <10>.
--------------------------------
<10> См.: Снетков В.Н., Фомина Н.А. Факторы, влияющие на становление форм государственного устройства // Terra Linguistica. 2011. N 136. С. 61 - 65.
Так, основными факторами, оказывающими воздействие на становление и развитие форм государственного устройства, по мнению приведенных выше авторов, являются унии и конфедерации. Общеизвестно, что такое положение дел детерминировано тем, что приведенные категории, хоть и не относятся к видам государственного устройства, они достаточно часто перерастают в конкретно-определенные формы исследуемой категории.
В современной юридической доктрине существуют две основные концепции к определению содержания уний. Первый подход гласит, что уния есть единое государство, которое возникло в результате присоединения одного к другому <11>. Нетрудно сделать вывод, что в данном случае уния является тождественным или, по крайне мере, близким понятием к унитарному государству.
--------------------------------
<11> См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. С. 225.
Второй подход существенным образом отличается от первого и гласит, что уния является союзом нескольких государств, который возник в результате совмещения одним человеком высших публично-правовых должностей в этих государствах <12>.
--------------------------------
<12> См.: Иванников И.А. Теория государства и права: учеб. пособ. Ростов н/Д, 2001. С. 87.
Аналогичная ситуация складывается и в вопросе определения конфедерации, а именно выделяются несколько устойчивых позиций, согласно которым исследуемое явление предстает в виде самостоятельной формы государственного устройства <13>, тогда как во втором случае - является формой международного сотрудничества нескольких государств, наделенных суверенитетом <14>.
--------------------------------
<13> См.: Теория государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., расшир. и доп. М., 2001. С. 160.
<14> См.: Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. N 2. С. 14.
Вышеназванные авторы высказывают мнение о том, что к числу основных факторов, предопределяющих характер видов форм государственного устройства, целесообразно относить обособленные правовые категории, которые нами также были рассмотрены, положенные в основу основных подсистем, составляющих структуру форм государственного устройства. Не наделенные самостоятельностью, они как бы придают правовой окрас той или иной форме, что, в конечном счете, приводит к выводу о наличии комплексной взаимосвязи между общим и частным, т.е. формой и ее неотъемлемым компонентом.
Рассматривая вышеприведенные авторские позиции, не следует обделять вниманием понятие фактора, которое в известной мере является основным компонентом настоящего исследования.
Традиционно под ним понимается движущаяся сила какого-либо явления или процесса, а также причина его возникновения, находящаяся в тесной взаимосвязи со структурными элементами последнего <15>.
--------------------------------
<15> См.: Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник. М., 2008.
Таким образом, факторы, обусловливающие становление и развитие форм государственного устройства, необходимо рассматривать как причины их возникновения, являющиеся олицетворением всех происходивших социально-экономических и духовно-нравственных процессов в обществе и государстве в период времени, когда доктринальным сообществом были обозначены основные свойства и признаки уже известных форм государственного устройства.
Применительно к государственным образованиям в новейшей историографии общества и государства следует констатировать, что зачастую их возникновение на "международном поприще" вызвано рядом обстоятельств, среди которых: вмешательство одних государств в дела других, излишне консервативное политическое руководство, лишенное желания проводить реформы, которые бы способствовали улучшению благосостояния населения, а также усиление роли радикальных группировок и сообществ в жизни государства. Небезызвестно, что цивилизация как несколько глубокое понятие, олицетворяющее многонациональное государство, непременно погибнет, если не будет стремиться к разрешению своих внутренних и внешних проблем, которые с течением времени обретают все более острый характер. Безусловно, такие процессы способствуют не только преобразованию уже известных форм государственного устройства, но и влекут за собой возникновение новых на примере государств, которые возникли в результате приведенных выше обстоятельств. Здесь доктринальному сообществу необходимо активизировать свое внимание, дабы установить причины их появления, и зафиксировать в юридической доктрине для дальнейших научных разработок.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
К числу основных факторов, определяющих развитие форм государственного устройства, целесообразно относить господствующие в тот или иной исторический период духовно-нравственные ценности и представления о праве в целом, являющиеся олицетворением социально-экономической формации государства, со всеми составными компонентами, составляющими государственность.
Не следует забывать и о том, что одним из факторов, предопределяющих развитие форм государственного устройства, является концептуальное представление о видах форм государственного устройства. Иными словами, заложенное автором представление о конфедерации, федерации и унитарном государстве, безусловно, предстает как разграничительный барьер в концептуальном развитии конкретной формы и служит универсальным средством постижения сущности государственного устройства с использованием общенаучных методов исследования, что, в конечном счете, приводит к столь широкому многообразию мнений и подходов к определению значения одних и тех же правовых категорий и явлений, помещенных в плоскость института форм государственного устройства.
Наконец, к факторам государственного устройства можно также относить и особый исторический путь конкретного государства, который выступает олицетворением в объективной реальности становления и развития одной из форм государственного устройства. Таким образом, происходящие в государстве изменения способны существенным образом повлиять на вектор его развития, что, в конечном счете, приведет к возникновению гибридных форм государственного устройства, являющихся малоизученными, в силу недостатка эмпирического опыта.
В завершение настоящего исследования отметим, что проблематика заявленной темы несправедливо лишена доктринального внимания, что, безусловно, придает ей особую значимость в условиях современного этапа развития общественных процессов и трансформации мирового правопорядка.
Литература
1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А.С. Автономов. Москва: Проспект, 2005. 547 с.
2. Гельдибаев М.Х. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии / М.Х. Гельдибаев, Н.А. Касаткина // Образование и право. 2018. N 12. С. 56 - 61.
3. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев. Москва: Владос, 2008. 366 с.
4. Иванников И.А. В поисках идеала государственного устройства России (из истории русской политико-правовой мысли второй половины XIX века) / И.А. Иванников. Ростов н/Д: Литера-Д, 1995. 93 с.
5. Иванников И.А. Теория государства и права: учебное пособие / И.А. Иванников. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2001. 368 с.
6. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. 9-е изд. Санкт-Петербург: Двигатель, 1914. 370 с.
7. Ланг П.П. Аксиологическое измерение правовой материи: теоретические и утилитарно-практические аспекты / П.П. Ланг. Самара: Стандарт, 2021. 192 с.
8. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. В 55 томах / В.И. Ленин. Т. 7. Сентябрь 1902 - сентябрь 1903 / том подготовлен к печати Н.Н. Суровцевой; помощник подготовителя Р.З. Юницкая; редактор В.Я. Зевин. 5-е изд. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1967. С. 233 - 242.
9. Рыбаков О.Ю. Правовая память и культура современного общества / О.Ю. Рыбаков // Интеграция науки и образования в условиях цифровой трансформации: монография. В 3 томах. Т. 1 / ответственные редакторы С.Д. Могилевский, О.В. Шмалий. Москва: РГ-Пресс, 2022. С. 217 - 225.
10. Савинов Д.М. Формы правления и типы государственного устройства / Д.М. Савинов, Н.А. Петров, В.С. Кошкаров // Проблемы науки. 2019. N 2 (38). С. 83 - 84.
11. Снетков В.Н. Факторы, влияющие на становление форм государственного устройства / В.Н. Снетков, Н.А. Фомина // Terra Linguistica. 2011. N 136. С. 61 - 65.
12. Теория государства и права: учебник / А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, О.Э. Лейст [и др.]; под редакцией М.Н. Марченко. 3-е изд., расшир. и доп. Москва: Зерцало-М, 2001. 611 с.
13. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве / Н.А. Ушаков // Московский журнал международного права. 1994. N 2. С. 3 - 21.
14. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. В 3 частях. Ч. 1. Общее государственное право / Б.Н. Чичерин. Москва: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894. 482 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.