Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ В ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В.В. ГОНЧАРОВ
Представляется, что сохранение Российской Федерацией государственного суверенитета и независимости в XXI в. невозможно без максимальной концентрации усилий общества и государства на пути структурной модернизации экономики страны, перевода ее на новую инновационную основу, сопровождаемых качественным ростом уровня жизни большинства населения России. Наивно предполагать, что наша страна, обладающая более чем тридцатью процентами мировых природных богатств и быстро сокращающейся численностью населения, изношенным производственным и жилищно-коммунальным фондом, сможет выстоять в будущем переделе мира, если не преодолеет качественный и количественный отрыв в развитии по отношению к государствам, которые в настоящее время являются глобальными мировыми лидерами (США и Китай). Ситуация усугубляется и рядом внутренних социальных негативных факторов: низкой продолжительностью жизни населения (у мужчин она ниже возраста выхода на пенсию); ростом числа инвалидов; катастрофическим увеличением числа законных и незаконных мигрантов, большая часть из которых этнически и культурно не готова к ассимиляции на территории России (например, растет число мигрантов из Китая); падением уровня образования, здравоохранения; ростом наркомании, алкоголизма, проституции, культа аморального образа жизни.
Все эти факторы позволяют сделать выводы о том, что сохранение российской государственности возможно лишь при условии, что страна преодолеет указанный выше разрыв в развитии с мировыми экономическими и политическими лидерами в кратчайшее время (логика исторического развития отводит для этого Российской Федерации лишь 8 - 10 лет, которые, возможно, будут последними мирными годами в мировой истории, и будут предшествовать глобальному переделу сфер влияния на планете) <1>, причем экономика и социально-бытовая сфера жизни страны должны быть переведены не на догоняющий, а на опережающий тип развития, который должен будет обеспечиваться в экономическом плане значительно более высоким уровнем производительности труда (чем в США, Китае и Европейском союзе) и преобладанием инновационных технологий над традиционными; в социально-культурном плане - жесточайшим подавлением аморального поведения и образа жизни и насаждением высоких морально-нравственных идеалов, созданием максимально свободных условий для жизни и творчества граждан и возможностей для раскрытия ими своих способностей.
--------------------------------
<1> URL: http://www.delyagin.ru.
Отечественная и мировая история показывает, что подобная концентрация усилий общества и государства возможна лишь при условии единства взглядов и мировоззрения ее правящих социальных классов и групп, подчинения их определенной идее, носящей позитивный общественно полезный характер. Таким образом, совместная деятельность общества и государства должна носить осмысленный и целенаправленный характер и покоиться на определенной идеологической основе. В рамках государственного механизма эта идеологическая основа может быть отчасти выражена и закреплена в определенных программных документах, носить системный характер, принимая вид государственной идеологии <2>.
--------------------------------
<2> Поярков С.Ю. Идеология государственной власти: основы системной модели // Политика и общество. 2009. N 2.
В современной отечественной и зарубежной научной и учебной литературе нет единого мнения в определении понятия государственной идеологии. Отчасти это вызвано путаницей и многообразием определений в мировой философии более широкого понятия "идеология". Как справедливо заметил по этому поводу Т. Иглетон, автор фундаментальной работы "Идеология", отсутствие единства в определении понятия идеологии обусловлено тем, что "понятие идеологии - это текст, сотканный из всех тканей различных концепций, зачастую противоречащих друг другу, и поэтому более важно определить, что должно быть оставлено, а что может быть выброшено в каждой из них, чем соединить их искусственно в некоторую великую глобальную теорию идеологии" <3>. Так, по его мнению, в мировой философии выделяют несколько основных определений идеологии: а) как процесса производства идей, знаний, знаков и ценностей в социальной жизни; б) как совокупности идей, характерных для отдельных социальных групп и классов; в) как системы идей, которая позволяет узаконить государственную политическую власть; г) как системы ложных идей, помогающих узаконить государственную политическую власть; д) как систематически искажаемых сообщений; е) как формы мыслей, мотивированных социальными интересами; ж) как необходимых социальных иллюзий; з) как действенно-ориентированной направленности веры, убеждений; и) как конъюнктуры рассуждений и власти; к) как путаницы лингвистической и феноменальной действительности; л) как процесса превращения социальных идей в действительную реальность <4>.
--------------------------------
<3> Eagleton T. Ideology. Z. - N.Y., 1991.
<4> Eagleton, T. Ideology. P. 1 - 2.
Русский философ А. Зиновьев отмечал, что идеология сама по себе является всего лишь продуктом изобретения профессионалов-идеологов и исторически перспективную реальную идеологию ("руководящую цель") по определению можно вывести только из анализа хода истории, "из ясно определенной теории" <5>.
--------------------------------
<5> Зиновьев А. Идеология партии будущего // URL: http://www.lib.ru.
В связи с многообразием определений понятия идеологии, существенно отличаются и подходы в дефиниции понятия государственной идеологии. Так, по мнению Л.И. Шершнева, государственная идеология представляет собой систему взглядов, идей, фундаментальных ценностей, которых в целом придерживается общество и власть <6>. Ряд авторов рассматривают государственную идеологию с духовно-познавательных позиций, понимая под ней духовно-практическое образование, в котором выражаются и защищаются интересы народа и государства во всей их сложности и противоречивости <7>. Некоторые ученые считают, что понятие государственной идеологии следует рассматривать в качестве принципа управления собственностью, принятого в данном конкретном государстве <8>. По мнению других авторов, "понимание идеологии следует увязывать с исторической ситуацией. Поскольку одним из структурных признаков Нового времени является кризис, то воссоздание идеального типа идеологии... должно начинаться с исторической корреляции между кризисным сознанием нового времени и веком классических идеологий" <9>.
--------------------------------
<6> URL: http://www.fnimb.org/index.htm.
<7> Яковлев А.И. Государственная идеология. С. 25.
<8> URL: http://social-gumanizm.narod.ru/statji2.htm#9.
<9> Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. N 1 - 2. С. 132.
Некоторые российские авторы, отмечая то обстоятельство, что Конституция страны запрещает существование какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, рассматривают государственную идеологию в качестве совокупности Конституции страны и всех официальных законов государства, а также идеологии морали (философии блага и будущего государства). Причем под базовыми сферами идеологии морали они понимают нравственные ценности, отношения между обществом и властью, межнациональную политику, отношения между конфессиями, социально-классовое неравенство, отношение общества к природе, спорт и здоровье нации, которые воплощаются в сознании людей с помощью двух уровней пропаганды: наглядно-образной и логической <10>.
--------------------------------
<10> Сытник М. С чего начинается государство? // URL: http://www.np.kz/old/2002/42/mnenie.html.
Некоторые ученые-филологи рассматривают государственную идеологию в качестве опосредованной государством системы взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию или общество <11>. Ряд других филологов считают, что государственная идеология является определенным мировоззрением, системой взглядов и идей, господствующих в политически организованном обществе <12>.
--------------------------------
<11> URL: http://www.ozhegov.ru/slovo/15374.html.
<12> Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Можайск, 2008. С. 163, 298.
Представляется, что государственная идеология обладает рядом признаков: во-первых, она представляет собой совокупность представлений, понятий, суждений, составляющих убеждение, верование и различные теории <13>, а в своей совокупности - мировоззрение, свойственное членам общества (вернее - господствующим в нем социальным классам и группам, а также их союзам) на определенном этапе его развития; во-вторых, государственная идеология, как правило, навязывается обществу определенной заинтересованной его частью; в-третьих, она затрагивает все стороны жизнедеятельности общества и государства; в-четвертых, государственная идеология представляет собой определенную мировоззренческую квинтэссенцию господствующих экономических отношений (отношений по управлению собственностью) в обществе и государстве; в-пятых, она закрепляет определенный гносеологический идеал, к которому должно стремиться общество и государство в своем развитии, и тем самым является определенным организационным, мобилизационным и информационным базисом данного развития; в-шестых, государственная идеология, несмотря на то что в силу своего доктринального закрепления носит отчасти статичный характер, постоянно модернизируется, динамично развиваясь вследствие постоянного изменения общественных отношений в мире в целом и в конкретном государстве в частности.
--------------------------------
<13> Сорокин П.А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003. С. 483.
Таким образом, под государственной идеологией следует понимать динамично развивающееся мировоззрение, навязываемое обществу господствующими в нем социальными классами и группами, а также их союзами, затрагивающее все стороны жизнедеятельности общества и государства, являющееся определенной мировоззренческой квинтэссенцией господствующих экономических отношений (отношений по управлению собственностью), закрепляющее определенный гносеологический идеал, к которому должно стремиться общество и государство в своем развитии, и являющееся организационным, мобилизационным и информационным базисом данного развития.
С момента своего появления в качестве социально-политического явления государственная идеология в России в ходе исторического развития нашего государства прошла ряд трансформаций.
С позиций исторического материализма, базирующегося на формационном критерии изменения общества и государства <14>, государственная идеология в России претерпела бурный путь, пройдя последовательно этапы рабовладельческого, феодального, буржуазного (капиталистического), социалистического, а теперь и вновь капиталистического развития.
--------------------------------
<14> Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971. С. 15.
С позиций социального прогресса в нашей стране, последовательно сменяя друг друга, господствовали различные типы консервативной, революционной (например, марксистской социалистической идеологии), прогрессивной и реакционной государственной идеологии <15>. Отдельные этапы исторического развития характеризовались наличием религиозной составляющей в государственной идеологии (вплоть до 1917 г.).
--------------------------------
<15> Хорина Г.П. Идеология как элемент системы культуры // URL: http://www.lib.ru.
Представляется, что процесс развития государственной идеологии в нашей стране вплоть до современного состояния идеологических основ российской государственности с учетом всех перечисленных выше факторов прошел через следующие переломные этапы: 1) основание Киевской Руси; 2) принятие христианства; 3) расцвет Киевской Руси; 4) период монголо-татарского ига и феодальной раздробленности страны; 5) обретение Россией независимости и суверенного статуса под лозунгом "Москва - третий Рим"; 6) собирание Руси; 7) Смутное время; 8) петровский прорыв; 9) конкуренция западничества и славянофильства при выборе путей развития России; 10) эпоха Красной империи <16>.
--------------------------------
<16> URL: http://www.zavtra.ru.
Очевидно, что в ходе отечественной истории имелась прямая зависимость успехов в развитии Российского государства от наличия сформированной и тщательно реализуемой идеологической основы российской государственности. С наличием позитивной государственной идеологии связаны и успехи киевских великих князей, объединивших Русь под знаменем православия как государственно-патерналистской идеологии, и великий петровский прорыв на рубеже XVII - XVIII вв., придавший государственной идеологии России имперский характер и обозначивший необходимость преодоления качественного и количественного отставания страны от западных конкурентов, и социалистическая государственная идеология, воодушевлявшая несколько поколений граждан страны возможностями реализации на практике многовековых идеалов добра и справедливости и предоставившая широкие возможности для реализации гражданами страны своих способностей.
В то же время периоды отсутствия государственной идеологии в России либо ее коренной ломки сопровождались беспрецедентным экономическим спадом в стране, обнищанием и культурно-нравственной деградацией ее населения (например, в Смутное время, предшествовавшее воцарению династии Романовых, в период революций 1917 г. и последовавшей за ними Гражданской войны).
Современное состояние идеологических основ российской государственности отличается рядом значительных проблем формирования и развития в части использования данного инструмента в процессе централизации власти в стране.
Во-первых, действующая Конституция страны в ч. 2 ст. 13 отрицает возможность установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Но в таком случае неясно, как быть с нормами самой Конституции и действующего законодательства страны, которые, по сути, представляют собой доктринальное закрепление определенных мировоззренческих начал в обществе, носящих системный характер, т.е. являются формой выражения и закрепления государственной идеологии. И отрицание обязательности какой-либо идеологии ставит в определенной степени под сомнение обязательность и норм Основного Закона страны. Представляется, что данная норма Конституции Российской Федерации лишь отражала опасения первого Президента России в части возможности коммунистического реванша и была закреплена в качестве препятствия на пути возвращения данной идеологии в качестве господствующей в стране.
Во-вторых, система государственного управления в Российской Федерации достаточно сильно и повсеместно "инфицирована" коррупцией, клановостью, взятками, особенно на региональном уровне. И закрепление какой-либо идеологии без проведения детальной чистки государственного и муниципального аппарата от данных негативных явлений будет означать лишь иллюзорный характер, фиктивность самой государственной идеологии. Она будет выступать в роли очередной "потемкинской деревни" для создания в глазах обывателей честности, порядочности и патерналистского характера власть предержащей элиты.
В-третьих, формирование государственной идеологии затруднено и тем, что аморальность в обществе, пренебрежение вековыми нравственными и этическими нормами стали нормой, а не исключением, причем не только среди представителей властной или финансово-хозяйственной элиты, но и широких слоев любых классов и социальных групп общества. Моральная и культурная деградация общества не является идеальной базой для формирования и развития какой-либо мало-мальски позитивной государственной идеологии. Очевидно, что государственная идеология может быть в данном случае сформулирована лишь узкими группами населения и навязана обществу в целом.
В-четвертых, налицо значительное количество внешних факторов, препятствующих формированию государственной идеологии в нашей стране (различные формы противодействия в этом вопросе других стран, наднациональных и надгосударственных образований), так как отсутствие государственной идеологии в России с начала 90-х годов XX в. достаточно ясно показало странам, являющимся нашими конкурентами и откровенными противниками, что только в этом состоянии Российская Федерация никогда не сможет добиться модернизации своей экономики и качественного улучшения уровня жизни населения, а при сохранении подобной деидеологизации общества и государства Россию в любом случае ждет распад и исчезновение с политической карты мира в качестве суверенного и независимого государства.
В-пятых, серьезной проблемой формирования государственной идеологии в стране является и отсутствие желания ее формировать у руководства страны. Так, например, второй Президент Российской Федерации В.В. Путин в первые годы своего президентства часто высказывал озабоченность отсутствием у России идеологии, отмечая, что от этого в первую очередь страдает воспитание подрастающего поколения. Вопросы государственной идеологии в той или иной степени затрагивались практически во всех его посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации <17>. Однако на сегодняшний день вопрос формулирования официальной идеологии остается открытым. Что же касается финансовой и экономической элиты страны, то она абсолютно чужда вопросам формирования государственной идеологии в силу того, что Россия рассматривается ею как место относительно легкого добывания денежных средств. К тому же их семьи давно уже покинули пределы Российской Федерации.
--------------------------------
<17> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. N 86.
В-шестых, процесс формирования государственной идеологии осложняется и наличием этнической и культурной отчужденности элиты общества от большинства населения страны.
В-седьмых, форсированию государственной идеологии должен предшествовать достаточно сложный и длительный процесс выбора политической и философской основы для нее. Ведь в настоящее время в мире помимо традиционных типов государственной и политической идеологии (фашизма, нацизма, коммунистической (марксистско-ленинской), либеральной, консервативной, религиозной) имеется и масса неклассических форм (неомарксизм, неолиберализм, неоконсерватизм, неонацизм) <18>.
--------------------------------
<18> Хорина Г.П. Идеология как элемент системы культуры // URL: http://www.lib.ru.
Однако, как было уже указано выше, история отводит для вопроса выбора политико-философской основы российской государственной идеологии, ее формирования и реализации относительно небольшой промежуток времени.
Для устранения указанных проблем формирования и развития государственной идеологии (в целях использования данного инструмента в процессе централизации власти в стране) необходимо провести следующие мероприятия.
Во-первых, необходимо закрепить в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве возможность формирования и реализации государственной идеологии, обозначив ее основы <19>.
--------------------------------
<19> Поярков С.Ю. Идеология российского конституционализма как условие развития гражданского общества // Право и политика. 2009. N 8.
Во-вторых, следует жесточайшим образом искоренять в государственном механизме коррупцию, клановость, закрепив эти процессы в качестве одного из элементов государственной идеологии Российской Федерации.
В-третьих, необходимо создать механизм противодействия негативного идеологического воздействия на территории России, пресекая незаконную и антигосударственную деятельность иностранных и международных организаций. В связи с этим большое внимание, по мнению ряда ученых, приобретает вопрос обеспечения идеологической безопасности Российской Федерации <20>.
--------------------------------
<20> Поярков С.Ю. Идеологическая безопасность Российского государства: понятие и сущность // Национальная безопасность. 2009. N 2.
В-четвертых, следует централизовать систему государственного управления. Во избежание нарастания центробежных тенденций и сепаратизма на уровне субъектов России необходимо обеспечить ротацию региональных элит, пресекая клановость и коррупционное сращивание руководства регионов и преступного сообщества <21>. В то же время при разработке государственной идеологической основы необходимо учитывать многонациональный, многоконфессиональный состав Российской Федерации <22>.
--------------------------------
<21> Алехнович С.О. О двух тенденциях российской государственности: федерализм и регионализм // Закон и право. 2003. N 1. С. 14 - 17; Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2007. N 2.
<22> Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.
В-пятых, к процессам формирования идеологической основы Российского государства и ее закрепления в действующим законодательстве необходимо будет привлечь широкие массы населения, обеспечив создание механизма общественного контроля за государственной властью <23>.
--------------------------------
<23> Гончаров В.В., Ковалева Л.И. Об институтах общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. 2009. N 1. С. 72 - 75.
В-шестых, следует провести кардинальную проверку отечественной политической и финансовой элиты на предмет ее очищения от коррупционеров, агентов влияния иностранных и международных организаций, государств и транснациональных компаний, действующих во вред интересам Российской Федерации.
Таким образом, в формировании идеологической основы Российского государства в перспективе имеется два пути.
Первый путь предоставляет возможность для сохранения и развития российской государственности, ее суверенитета, независимости, создания условий для воспроизводства коренных народов России, улучшения их уровня жизни, культурно-нравственного воспитания, духовного роста.
В связи с этим государственная идеология России будет заключаться в построении суверенного, независимого инновационного государства с опережающим развитием, что будет достигаться:
а) высоким уровнем морали, нравственности, возможно с пропагандой морально-нравственных ценностей официальных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма (духовно-нравственный аспект);
б) с определением официальной политической идеологии, в качестве которой возможно единственно жизнеспособной может быть выдвинуто диалектически развитое и дополненное марксистско-ленинское учение, возможно с упором на национальные <24> и патриотические <25> особенности Российского государства (политико-идеологический аспект);
--------------------------------
<24> Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.
<25> Гончаров В.В. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации // История государства и права. 2008. N 16.
в) правовая система должна быть основана на пропаганде максимального удовлетворения прав, свобод и законных интересов именно граждан страны, но в рамках соблюдения высоких морально-нравственных основ российской государственности с наличием сильной и независимой судебной власти <26>, тотальным контролем государственного механизма со стороны общества <27> (правовой аспект).
--------------------------------
<26> Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права. 2005. N 11.
<27> Гончаров В.В., Ковалева Л.И. Об институтах общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации // Власть. 2009. N 1. С. 72 - 75.
Второй путь будет означать постепенную утрату народом и государственным механизмом своего суверенитета и независимости, вследствие развала экономики, оборонно-промышленного комплекса, вымирания коренного населения, его культурно-нравственной и духовной деградации.
Данный путь может быть заключен в любые нарядные обложки: консерватизма, пропаганды "правового государства с либеральными ценностями" и пр.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.