Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Ю.А. ИВАНЧЕНКО
Власть в обществе может играть не только позитивную созидательную роль. При определенных условиях она может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. Не случайно люди стремились ограничить осуществление власти, создать такой механизм ее реализации, который гарантировал бы им определенную безопасность от ее воздействия. В результате в обществе возникала потребность в обосновании необходимости существования власти в сфере властного принуждения и регламентированного насилия <1>. Всякие попытки обоснования власти приводят к вопросу общественного признания власти в контексте взаимодействия власти и сообщества, в ходе которого происходит постоянная переоценка взаимных статусов и обязательств. Легитимация государственной власти - это подтверждение ее правомочности, ее решающее обоснование. Такое состояние политической системы достигается различными способами. Особая роль в этом процессе взаимоотношений населения с властью отведена праву, и одним из таких способов является правовая легитимация.
--------------------------------
<1> Ачкасов В.А., Елисеев С.М., Ланцов С.А. Легитимность власти в постсоциалистическом российском обществе. М.: Аспект Прогресс, 1996. С. 5.
Легитимность - свойство власти, которое может быть отражено в праве и может поддерживаться правом. Право как совокупность норм, предписаний определяет формальные процедуры указанных отношений. Правовые нормы закрепляют также формы властных институтов, порядок их взаимодействия друг с другом и с гражданами, способы их формирования и контроля за их деятельностью. Власть имеет возможность действий, поскольку официально закреплен их правовой статус. При исследовании института легитимации государственной власти в рамках теории государства и права необходим собственный методологический подход, отражающий специфику и сущностные характеристики правовой стороны соответствия конкретной государственной власти определенным общественным установкам, где предметом осмысления является реальность государственной власти.
В юридической литературе рассматриваются различные подходы к определению понятия легитимации государственной власти. Некоторые авторы определяют легитимацию как совокупность политического и юридического начала, выраженную в доминировании общественного признания власти, нежели юридического узаконения. По нашему мнению, следует согласиться с позицией В.Е. Чиркина: "Легитимация может вовсе не иметь отношения к закону, а иногда и противоречить ему. Это процесс... посредством которого государственная власть приобретает свойство легитимности, т.е. состояние, выражающее правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом" <2>. Таким образом, принцип легитимности состоит в соответствии политической власти какой-либо страны ценностям, на которые опирается режим, чью деятельность этот принцип обеспечивает. Общественное признание основывается на внутренних установках под влиянием ценностных ориентиров каждого индивида, влияющих на формирование оценки существования власти. И в данном смысле легитимным признается режим, не только действующий сообразно собственным ценностям, но также и тот, который отвечает народным устремлениям.
--------------------------------
<2> Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. N 8. С. 66.
В общем смысле легитимация представляет собой признание права давать властные указания. Ряд авторов рассматривают легитимацию государственной власти как общественное отношение между обладателями власти и подвластными и как процесс, в ходе которого власть становится оправданной и законной в глазах подвластных. Так, Е.В. Реутов рассматривает процессуальную составляющую как систему, состоящую из следующих элементов: нетранслируемая официально цель, выраженная в сохранении стабильности политических институтов; результат, выраженный в достижении полной или частичной легитимности. Процесс легитимации, который характеризует динамический аспект легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения властью легитимного статуса посредством определенных практик, направленных на агентов, располагающих ресурсами легитимации, на ценности, являющиеся основаниями легитимации, и на институты, посредством которых легитимация осуществляется. Этим автор обращает внимание на эффект неопределенности в силу всеобъемлемости власти как явления социальной реальности. Из этого следует необходимость определения критериев легитимности власти. Так, рядом авторов в качестве основного критерия легитимности используется критерий применения властью насилия. Но при этом необходимо иметь в виду различия в политической культуре обществ и различную степень легитимации насилия в политическом сознании. Другим критерием легитимности власти является степень соответствия функционирования власти сформированным в обществе нормам - как формальным, так и неформальным. Сложность использования данного критерия состоит в многообразии и противоречивости норм. Следование таким нормам, как правило, вряд ли может расцениваться как показатель легитимности по причине того, что эти нормы устанавливаются государством и не всегда могут поддерживаться обществом.
С другой стороны, легитимация предполагает явный или латентный процесс оценивания власти сообществом, который также выражен в ценностях массового сознания, функционировании институтов легитимации и действиях социальных агентов <3>. Данный процесс связан с постепенным преодолением отчуждения власти от личности, личности от власти, с укреплением правовой культуры у населения и политической ответственности у властной элиты. Отдельного пристального внимания заслуживают правовые аспекты этого процесса. Право, являясь одним из важнейших социальных регуляторов, безусловно, может оказывать мощное влияние как на процесс формирования властных форм, так и на их существование. В этом смысле важным компонентом во взаимоотношении государственной власти и общества является уровень политической и государственной ответственности и правовой культуры у людей стоящих у власти и ее осуществляющих. Так, главными показателями уровня развитости правового воспитания и правовой культуры у представителей власти должно являться совершенство правовых актов и законодательства в целом; высокое качество законодательной и правоприменительной практики в повседневной политической деятельности в государстве; уровень осознания прав, обязанностей и взаимной ответственности государства и гражданина.
--------------------------------
<3> Реутов Е.В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики. Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2007. С. 10.
С другой точки зрения, в юридической литературе рядом авторов легитимация государственной власти рассматривается сугубо как процесс узаконения, придания ей законного характера. В этом случае легитимация государственной власти понимается как легализация. Дело в том, что ряд представителей данного подхода, указывая на общее этимологическое происхождение этих терминов, настаивают на синонимичности понятий юридической легитимации и легализации. Наша задача в статье проверить, насколько справедливо данное утверждение в контексте исследования в рамках теории права.
Итак, по нашему мнению, в этом смысле следует солидаризироваться с позицией С.С. Алексеева, который считает, что в широком смысле легитимность - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами. По его мнению, следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. Также схоже мнение В.Е. Чиркина по данному вопросу. С его точки зрения легитимация находится в противоречии с формальной легализацией, если юридические законы не соответствуют нормам справедливости, общедемократическим ценностям, установкам, сложившимся у большинства населения страны. Легализация государственной власти означает "установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон" <4>. Справедливым является и определение А.В. Малько, который считает, что легальность власти - это юридическая характеристика, а "легитимность - качество взаимоотношений власти и подданных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в праве ее управлять" <5>.
--------------------------------
<4> Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. N 8. С. 65.
<5> Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 1999. С. 41.
В таких характеристиках, как легальность и легитимность, наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов власти. Качество легальности выражает способность власти действовать в рамках устанавливаемых пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Действительно, "отказ власти от этого принципа ломает элементарную упорядоченность социально-политических отношений, предопределяет неэффективность и неприемлемость власти для общества. Такая власть оказывается неэффективной, нежелательной и просто опасной для людей" <6>.
--------------------------------
<6> Вайнберг А.В. Легитимация и делегитимация выборной государственной власти в современной России: Дис. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 2003. С. 23.
Подводя итог сказанному, мы констатируем тот факт, что легализация государственной власти имеет юридическую природу и выступает как правовая процедура по юридическому обоснованию и удостоверению власти. Так, легализация или в переносном смысле - легальная легитимация и просто легитимация являются близкими, но не тождественными понятиями. Легитимация - это прежде всего социально-психологическое явление. Легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти. В данном случае легитимация является социокультурной характеристикой власти и выступает в качестве процедуры признания ее права предписывать нормы поведения, опираясь в основном на насилие. Это своего рода установка на власть, которая имеет эмоционально-чувственное и практическое измерение. Также легитимация - это процесс добровольного, самостоятельного и независимого от власти признания ее населением в сфере деятельности различных механизмов самонастройки массового сознания.
Таким образом, правовая легитимация является одним из наиболее эффективных современных способов обеспечения стабильности и качества жизни общества, обусловленных взаимопониманием и согласованным взаимодействием власти и общества во внутригосударственных отношениях в сфере правовой обоснованности признания власти.
Однако, как мы считаем, содержание правовой легитимации не может быть сведено только к легализации и к утверждению политических способов легитимации. Дело в том, что право выполняет больше функций доверия к власти. Это проявляется прежде всего в процессе селективного формирования органов государственной власти и назначения государственных должностей, например президента, судебных органов, путем установления сроков, профессиональных цензов и т.д. То есть право используется не только путем легализации власти, но еще и устанавливает особые правила отбора на замещение государственных должностей.
Кроме того, право устанавливает формы контроля в различных сферах за соблюдением органами власти интересов личности и общества в целом, что в конечном итоге является необходимым средством правовой легитимации как предпосылки формирования доверия населения к власти. В этом ключе необходимо иметь в виду, что любая система, в том числе и государственной власти, стремится к самодостаточности, у нее на определенном этапе функционирования появляются собственные интересы, которые вначале отличаются от интересов тех структур, которые эту систему создали, а затем начинают отличаться от интересов государства, от интересов общества. Для того чтобы эти явления не происходили, и необходимы всевозможные правовые формы контроля как атрибуты государственного порядка.
Также в контексте легитимации право является инструментом обеспечения подлинного представительного характера законодательного органа. В этом находят свое проявление правовые основания народовластия, характеризующего полновластие народа, признание его единственным источником власти, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Принцип народного суверенитета означает верховенство и независимость народа как полновластного субъекта, который самостоятельно осуществляет управление обществом и государством. Из принципа народного суверенитета вытекает идея служения государственного аппарата интересам общества. Власть при этом называется государственной не потому, что принадлежит государству, а потому что народ пользуется государством для ее осуществления <7>. Из этого следует, что народный суверенитет есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Иными словами, суверенитет народа выражает юридическую и фактическую принадлежность всей власти народу.
--------------------------------
<7> См.: Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992. С. 76.
Другим проявлением правовой легитимации государственной власти является ограничение власти в межличностных сферах. В данном случае речь идет о невмешательстве власти в свободную экономику, в межличностные отношения и т.д. Такая правовая гарантированность и провозглашение некой самостоятельности и независимости от государства, по нашему мнению, является одним из правовых средств обеспечения доверия к государственной власти. Таким образом, достигаются две цели: с одной стороны, обеспечиваются и гарантируются права и свободы, с другой - создается правовая основа для доверия властным институтам.
Итак, наряду с политическими предпосылками, важную роль в процессе легитимации государственной власти играет правовая сторона. Право, являясь средством обеспечения доверия общества к государственной власти, выступает в качестве арбитра во взаимоотношениях населения и государства, закрепляя критерии правовой обоснованности управления обществом, с одной стороны, и гарантии социально-правовой защищенности - с другой. Правовая легитимация государственной власти оказывает серьезное влияние на политическую, государственную и общественную стабильность и имеет основополагающее значение для стабильного развития, безопасности государства. Именно поэтому правовая сторона является необходимой составляющей процесса легитимации государственной власти.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.