Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
А.И. КЛИМЕНКО
В настоящее время повышается значение идеологического фактора в общественной жизни. При этом сегодня наиболее важную роль в плане воздействия на общественное сознание играет правовая идеология.
Прежде всего нас интересует правовая идеология с точки зрения постановки вопроса о ее структуре. Рассмотрим структуру правовой идеологии в различных аспектах: в смысловом, в ценностном, в аспекте идеологического механизма.
В первом аспекте следует отметить, что доминантными для правовой идеологии выступают идеи справедливости и порядка, с одной стороны, и идеи свободы и ответственности - с другой <1>. Именно они выражают ее базовые смысловые единицы. В аксиологическом и гносеологическом аспектах, которые в идеологическом контексте неотделимы друг от друга, содержание правовой идеологии должно вмещать критерии оценки справедливого и несправедливого, порядка и беспорядка и вместе с тем разграничивать свободу и произвол, ответственность и жертвенность. Итак, смысловая структура правовой идеологии во многом определяет ее специфику. Эта структура определяется смыслообразующими правовыми идеями и смысловыми "полями", образуемыми этими идеями. Во-первых, идеи справедливости и порядка характеризуют одно из структурных измерений правовой идеологии, которое мы назовем социально ориентированным. Во-вторых, идеи свободы и ответственности очерчивают другое, индивидуально ориентированное пространство правовой идеологии. Эти идеи задают основные координаты пересекающихся идеологических дискурсов, они очерчивают смысловые границы правовой идеологии. Любой дискурс, существующий в пространстве этих границ, имеет отношение к правовой идеологии. Религиозные же или нравственные дискурсы ориентированы на иное смысловое "поле", так как в качестве смыслообразующих идей моральной и религиозной идеологии выступают другие идеи. Так, например, в религиозной идеологии в качестве смыслообразующих могут выступать: идея священного, идея греха, идея очищения и идея воздаяния. Следует отметить важную современную тенденцию: в настоящее время в контексте либерального направления в идеологии все большее значение в смысловой структуре правовой идеологии стал приобретать дискурс, задаваемый идеями свободы и ответственности, тогда как ранее в контексте традиционалистского направления в идеологии более значимым выступал идеологический дискурс, очерчиваемый идеями порядка и справедливости.
--------------------------------
<1> См. об этом подробнее: Клименко А.И. Актуальные проблемы осуществления идеологической функции государства и развития правовой идеологии. Смоленск, 2009.
Таким образом, в смысловом аспекте можно говорить о наличии структурных особенностей правовой идеологии. Эти особенности могут выступать основанием для отличения правовой идеологии от иных форм идеологий. Они также являются одновременно как существенными, так и отличительными характеристиками правовой идеологии.
Следует также рассмотреть структуру правовой идеологии в ценностном аспекте. Действительно, полагаем, что и здесь можно говорить об определенной специфике правовой идеологии. Если в религиозной и моральной идеологии мы видим абсолютизацию ценностей, то в системе правовой идеологии ценности относительны. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что ее система ценностей обладает иерархической структурой. Система ценностей в правовой идеологии, в конкретном своем выражении, "приземлена" и иерархична. Вместе с тем ввиду рациональной природы правовой идеологии не исключено и даже вполне допустимо сопоставление ценностей, их конкуренция, предпочтение, отдаваемое одной ценности в ущерб другой. Это происходит вполне естественно и "безболезненно". "Коллизии" ценностей преодолеваются наподобие коллизий норм права. Такая ситуация с ценностной структурой правовой идеологии обусловлена тем, что сама вышеназванная идеология именно в этом случае способна являться основанием для принятия правовых решений. Правовые решения должны быть приняты в любой ситуации. Предполагается, что нет неразрешимых ситуаций с точки зрения правовой идеологии, тогда как применительно к нравственной идеологии такие ситуации могут возникнуть, так как структура системы ценностей последней не иерархична, что делает невозможным "безболезненную" конкуренцию ценностей и ценностное предпочтение. Религиозная и политическая формы идеологии также отличаются по структуре системы ценностей от идеологии правовой <2>. Таким образом, иерархичность структуры системы ценностей (пирамидальная структура) также является существенной и отличительной характеристикой правовой идеологии. Поскольку правовая идеология в современном обществе выступает как "ведущая" форма идеологии, то представление о системе ценностей как об иерархии прочно укоренилось в сознании современных людей.
--------------------------------
<2> См. подробнее об отличие структуры системы ценностей в правовой и политической идеологии: Клименко А.И. Сущность и механизмы современной правовой идеологии государства. М., 2007. С. 72 - 73.
Теперь обратимся, пожалуй, к наиболее сложной проблеме определения структуры идеологического механизма правовой идеологии. Данная структура характеризуется взаимосвязью трех типов механизмов идеологического воздействия: юридического, политического и универсального.
Для правовой идеологии наиболее существенными являются механизмы, которые условно можно назвать юридическими, так как они предполагают использование юридических средств. Они главным образом эффективны для идеологической консервации существующего социального порядка, для поддержания стабильности и недопущения изменения сложившейся в обществе системы ценности. Соответственно, не случайно правовая идеология, консервативная по своей природе, опирается главным образом на юридические механизмы.
В.П. Малахов отмечает такое свойство идей, как самопротиворечивость <3>. Следует указать на то, что это справедливо и в отношении идей, составляющих содержание правовой идеологии. Действительно, на базе одних и тех же идей можно разработать зачастую различные концепты (интерпретации идей). Тем не менее правовая идеология в своем действии должна выступать как внутренне непротиворечивая. Для этого, а именно для защиты идей от различных противоречивых интерпретаций, используется правовой механизм ассоциации идеи с процедурой. Он схож с механизмом ритуализации идей в религиозной идеологии. Этот механизм является, несомненно, юридическим, так как в нем решающую роль играют юридические средства и, в частности, юридически закрепленная правовая процедура. Принцип действия этого механизма следующий: предполагается "привязка" к той или иной важной идее, входящей в систему правовой идеологии определенной процедуры, и закрепление этой процедуры юридически. Так, юридически установленные процедуры выборов и проведения референдума могут отождествляться с идеей демократии. При этом данная процедура, ее воспроизводство воспринимается как "служение" идее демократии, подтверждение приверженности демократическим ценностям. Здесь мы видим, что существует юридически закрепленная процедура - своего рода юридически формализованный ритуал, и только через ее посредство мы связываемся с самой идеей и стоящей за ней ценностью, минуя содержательный дискурс. Таким образом, идея защищается от "разночтений" содержательного толкования, так как она напрямую ассоциирована с процедурой, установленной государством посредством юридических норм. Идеологические оценки тех или иных событий, соответственно, становятся предсказуемыми. Предсказуемым также становится воспроизводство мнений и оценок. Вообще, следует отметить, что ассоциативное мышление свойственно идеологии, оно может рассматриваться как его механизм и логика <4>.
--------------------------------
<3> См.: Малахов В.П. Самопротиворечивость идей в русской философии права // Философия права в России: история и современность: Материалы третьих философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2009. С. 34 - 47.
<4> См. об этом: Малахов В.П. Концепция философия права: Научное издание. М., 2007. С. 318.
Следующим юридическим механизмом является механизм официально-правовой номинации. Этот механизм предполагает юридическое закрепление оценки возможных жизненных обстоятельств (они могут выражаться в юридическом определении понятия, статуса, факта и т.д.). Посредством этого механизма, например, те или иные действия могут быть признаны поощряемыми или наказуемыми. Такая официально-правовая номинация может определять и важные социальные статусы. Известный французский социолог П. Бурдье, говоря о "власти номинации", справедливо указывал на то, что официальная номинация, исходящая от государства и имеющая юридическое оформление, наиболее значима в идеологическом плане. Государство, производящее "официальную классификацию", по его мнению, обладает исключительно важными идеологическими полномочиями <5>.
--------------------------------
<5> Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 73.
Как отмечалось выше, юридические механизмы крайне значимы в структуре идеологического механизма правовой идеологии, однако без существования политических механизмов правовая идеология неминуемо теряет адаптивный потенциал и, соответственно, свою эффективность. Политические механизмы связаны с привлечением неформализованных политических ресурсов.
Прежде всего, здесь следует обратить внимание на дискурсивный механизм идеологической интерпретации. Он является механизмом политическим и предполагает содержательную интерпретацию, результатом которой является не ассоциация с формальной процедурой, а определенный идеологический концепт, основанный на предшествующем дискурсе - дискурсивная концептуализация. Этот механизм заключается в том, что вокруг идеи применительно к тем или иным жизненным обстоятельствам развивается политический дискурс. В пространстве этого дискурса формируются новые, устраивающие государство концепты, которые представляют собой определенным образом интерпретированные идеи. Такой дискурс часто влечет за собой и пересмотр самих формальных процедур, ранее ассоциированных и конкретной идеей при помощи юридического механизма ассоциации с процедурой. В процессе дискурсивной интерпретации происходит концептуализация идеи, устанавливается связь конкретных событий с определенной идеей и выражаемой этой идеей ценностью, т.е. в итоге дается оценка тем или иным обстоятельствам. Примером такой интерпретации в контексте политического дискурса являются влиятельные в научном и идеологическом плане работы Дж. Роулза, Р. Дворкина и ряда других англоязычных исследователей, посвященные правовым идеям и ценностям <6>.
--------------------------------
<6> Rawls J. A Theory of Justice. Revised edition. The Belknap press of Harvard University press Cambridge, Massachusetts, 1999; Dworkin R. Is Democracy Possible Here? Principles For a New Political Debate. Princeton, 2008; The Philosophy of Law // Edited by R.M. Dworkin. Oxford, 1977.
Механизм авторитетной номинации в принципе схож с механизмом официально-правовой номинации. Действительно, как отмечает П. Бурдье, все символические стратегии, при помощи которых субъекты социальных отношений пытаются установить свое видение мира, можно расположить между двумя крайними точками: "оскорблением", когда частное лицо пытается внушить свое частное мнение, и официальной номинацией (о ней речь шла выше), которая представляет собой акт символического внушения и исходит от обладателя монополии на легитимное символическое насилие (от государства) <7>. Авторитетная номинация находится как раз между отмеченными двумя крайностями, она часто может быть связана с официальной. Так, юридически подтвержденный статус специалиста в той или иной сфере дает возможность высказывать мнение, опираясь на профессиональный авторитет. Однако авторитет вместе с "политическим капиталом", по выражению французского ученого, может быть приобретен субъектом общественных отношений и в силу иных причин. Этим обстоятельством, а также борьбой за контроль над авторитетной номинацией обусловлены попытки государства юридическими средствами установить порядок классификации социальной авторитетности и "наделения" авторитетом. Эти попытки тем не менее никогда не удастся реализовать в полной мере. Соответственно, механизм авторитетной номинации является политическим. В определенной степени можно говорить о попытках его юридизации.
--------------------------------
<7> Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 72.
Кроме юридических и политических механизмов в структуру идеологического механизма правовой идеологии входят универсальные механизмы. Они входят в структуру идеологического механизма любой формы идеологии. Наиболее важным универсальным механизмом является механизм мифологизации. Следует констатировать наличие большого количества работ, посвященных мифам и в том числе правовым и политическим мифам <8>. Ценность и суть мифологического механизма заключается в повышении эффективности механизмов номинации (как официально-правовой, так и авторитетной) через апелляцию к опыту. Так, миф в системе правовой идеологии представляет собой частную (по форме) историю, претендующую на универсальный характер, так как сама эта история ценна не как история, а как иносказательное (однако при этом вполне реальное) указание на правило. Итак, казуальное в мифе возводится в степень нормативного. Однако мифологический механизм предполагает не только абсолютизацию частного. Он предусматривает и абсолютизацию опыта субъектов социальных отношений, в правосознание которых как бы имплантируется миф. Здесь миф переживается как реально имевшее место событие, составляющее часть опыта, на котором основываются оценки нормативного плана. Именно такое внедрение - имплантация мифа в общественное правовое сознание и предполагается мифологическим механизмом.
--------------------------------
<8> См. о мифах и мифологическом механизме: Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000; Цораев З.У. Мифический смысл и социальный код. СПб., 2007; Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006. С. 489; Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. М., 2006; Кемпбел Д. Мифический образ. М., 2004; Кольев А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта. М., 2003; Полосин В.С. Миф. Религия. Государство: Исследование политической мифологии. М., 1999; Барт Р. Мифологии. М., 2008.
Для современной правовой идеологии в плане структуры ее механизма характерна тесная связь между юридическим и политическим механизмами номинации и универсальным мифологическим механизмом. Важной структурной чертой механизма правовой идеологии современного государства является то, что юридический механизм ассоциации с процедурой и политический механизм дискурсивной интерпретации, как правило, используются в сочетании. Так, в частности, в международных отношениях можно столкнуться с практикой двойных стандартов в восприятии сложных проблем мировой политики. Например, авторы мировой политики - государства, используя ресурс правовой идеологии "вовне", когда им выгодно, апеллируют к процедурам международного права, избегая содержательной интерпретации, прикрываясь юридической процедурой, а в сходных ситуациях, когда им выгоден иной подход, начинают апеллировать к содержательному политическому дискурсу, пытаясь изменить процедуры и стандарты.
Следует сделать вывод о том, что по своей структуре, рассмотренной в смысловом и в ценностном аспектах, а также в аспекте идеологического механизма, правовая идеология специфична. Современная правовая идеология также имеет свои структурные особенности, о которых шла речь в настоящей статье. На эти особенности следует обращать внимание при изучении правовой идеологии современного государства.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных