Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СУВЕРЕННОЕ БУДУЩЕЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
М.В. ВАРЛЕН
Суверенитет - это верховенство государства на его территории и независимость в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Ст. 4 Конституции Российской Федерации (в ред. Указов Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841; Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ; Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ; Указа Президента РФ от 27.03.2019 N 130; Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ; Федеральных конституционных законов от 04.10.2022 N 5-ФКЗ, от 04.10.2022 N 6-ФКЗ, от 04.10.2022 N 7-ФКЗ, от 04.10.2022 N 8-ФКЗ) // URL: http://www.pravo.gov.ru/.
В Конституции России, в ч. 1 ст. 3, закреплено, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Сегодня мы все отчетливее понимаем, что единое научно-образовательное пространство - это основообразующий признак суверенного государства. Ведь образование и воспитание являются основой общественной жизни. От содержания, идей и принципов, положенных в фундамент образования и воспитания, и, конечно, уровня их реализации напрямую зависят направление совершенствования гражданского общества и перспектива развития российской государственности. Задача государства - способствовать духовному и интеллектуальному развитию граждан посредством актуального образовательного и воспитательного инструментария. Именно поэтому в развитых странах образование является одной из главных внутренних государственных функций, на реализацию которой ежегодно выделяются и тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы.
Сегодня одной из первоочередных задач нашего государства является стабилизация российской экономики, решение которой зависит от эффективности функционирования научно-образовательного пространства и прочности системы образования. Широкое правовое регулирование сферы образования обусловлено обязательностью реализации гражданами основного конституционного права на образование и влиянием отношений в сфере образования на экономическое развитие страны. Кроме того, научно-образовательное пространство весьма тесно соединяет интересы общества и государства. Качество образования на всех его уровнях оказывает опосредованное влияние на конкурентоспособность государства - наравне с развитой экономикой, стабильностью и безопасностью. Поэтому политика государства направлена на модернизацию российского образовательного пространства с акцентом на инновационные решения.
Аналогично и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, подчеркивает, что сегодня состояние системы образования превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России, а повышение уровня образования населения становится одной из целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала как важнейшего стратегического национального приоритета <2>. Для достижения указанной цели предусмотрено решение такой задачи, как предоставление гражданам широких возможностей для получения высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда. Высококачественное образование граждан способствует достижению многих стратегических национальных приоритетов, т.к. образованность общества влияет на благосостояние людей, демонстрируя качество жизни населения, социальную устойчивость и стабильность развития российского государства.
--------------------------------
<2> Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (ч. II). Ст. 5351.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на научные и образовательные организации, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении инструменты возложена задача по обеспечению целостности и единства научно-технологического развития российского государства <3>.
--------------------------------
<3> Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 49. Ст. 6887.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <4> образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Пожалуй, данное определение образования можно назвать исчерпывающим.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Термин "научно-образовательное пространство" предполагает, в свою очередь, интеграцию двух составных частей - науки и образования как сферы приложения интеллектуальных усилий с одной стороны и пространств государства (как территориального, так и организационного его аспекта) - с другой.
Встает вопрос о содержании понятия "образовательное пространство": это образовательная среда или образовательная система (ее элементы), а может, уровень общественного пространства или территориальное обозначение?
По мнению Ю.В. Сенько, научно-образовательное пространство - это пространственно-временная связь людей, помогающая непосредственным участникам обучения открывать смыслы образования и осуществлять их <5>. М.А. Головчин и Т.С. Соловьева считают, что научно-образовательное пространство - это совокупность находящихся в рамках географического пространства и активно взаимодействующих субъектов научной, образовательной и культурной сфер, бизнес-сообщества, основанная на институциональной и/или информационной интеграции, нацеленная на наращивание человеческого и интеллектуального потенциала территории <6>. И.А. Маланов определяет образовательное пространство как совокупность институтов и организаций, непосредственно или опосредованно детерминирующих образование как процесс формирования исторически адекватного субъекта (с гражданской, государственной, личностной точки зрения) и как совокупность специфически образовательных институтов и уровней <7>.
--------------------------------
<5> Сенько Ю.В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. 2017. N 3 (52). С. 4 - 8.
<6> Головчин М.А., Соловьева Т.С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. Т. 23, вып. 5. С. 197 - 205.
<7> Маланов И.А. Понятие "образовательное пространство" как педагогическая категория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. N 1.
В самом общем виде научно-образовательное пространство является объединяющей основой для всех субъектов образовательной и научной деятельности, включающей экономические, политические, идеологические, социально-культурные, правовые, информационные, педагогические, научно-методические условия российской государственности. Конечно, функционирование единого научно-образовательного пространства предполагает необходимые методические, кадровые, финансовые и материально-технические элементы, обеспечивающие эффективное развитие научного и образовательного процессов.
Путь оформления российского научно-образовательного пространства длительный и весьма извилистый. Исследуя тенденции развития научно-образовательного пространства, отчасти можно согласиться с О.А. Заблоцкой, выделившей основные:
1) стремление к демократичности системы образования, что означает доступность и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение правовой основы получения образования;
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования;
4) расширение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучаемых;
5) расширение рынка образовательных услуг;
6) расширение сети учреждений высшего образования;
7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
8) сообразование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
10) ориентация на сочетание элитного образования с высококачественным образованием для всех;
11) углубление межгосударственного сотрудничества в области образования;
12) увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человеко-ориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, экологии, эргономики;
13) широкое распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов, что позволяет образовательному пространству быть поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, национальным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям <8>.
--------------------------------
<8> Заблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. N 2 (4). С. 47.
Добавим актуальные тренды в сфере образования: формирование национальной системы высшего образования; активное внедрение результатов научно-исследовательской деятельности в образовательные практики; расширение участия работодателей в образовательной и научно-исследовательской деятельности, повышение интереса бизнес-сообщества к научно-технологическому развитию, а также увязывание образовательных и профессиональных стандартов; расширение рынка научно-экспертных услуг; вовлечение граждан всех возрастов в образовательные и научно-популярные проекты; широкое использование дистанционных технологий в образовательном процессе; развитие территорий с высоким научно-технологическим потенциалом; актуализация правовой основы получения образования и организации научных исследований.
В связи с вышеизложенным уместно процитировать Альберта Эйнштейна: "Особенно важно, чтобы самые широкие круги общественности получили возможность ясно и отчетливо познать движущие силы и результаты научного исследования. Ведь совершенно недостаточно, чтобы каждый результат воспринимался, разрабатывался и применялся узким кругом специалистов в некоторой конкретной области. Сужение круга людей, которым доступно знание, до небольшой группы посвященных означало бы умерщвление философского духа народа и наступление духовной нищеты" <9>.
--------------------------------
<9> Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4 т. М., 1967. Т. 4: Статьи. Рецензии. Письма. С. 43.
Конечно, для научно-образовательного пространства актуальны задачи оптимизации и высокой эффективности реализации двух взаимосвязанных направлений - образовательного и научно-исследовательского. Здесь основой служат высшие учебные заведения, которые обеспечивают сочетание образования и науки и накапливают солидный опыт в сфере организации учебно-воспитательного и научного процесса. Профессорско-преподавательский состав вузов - это неразрывное целое педагогов и ученых, они занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов, вовлекая их в научно-исследовательскую деятельность. Например, лидер подготовки специалистов в области права - Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) - для осуществления научно-исследовательской, методической, экспертной, образовательной деятельности во взаимодействии с Научно-исследовательским институтом создал несколько научно-образовательных центров <10>. Эти центры ведут научные исследования, интегрируя перспективные направления науки и высшего образования, занимаются решением актуальных проблем юридической практики. "Разные форматы образовательной деятельности могут строиться на основе повестки проектно-правовых лабораторий, центров компетенций, научно-образовательных центров и стратегических академических единиц вуза" <11>.
--------------------------------
<10> Научно-образовательный центр по правам человека, Научно-экспертный центр спортивного права, Научно-образовательный центр права и биоэтики в сфере геномных исследований и применения генетических технологий.
<11> Мажорина М.В. Юридическая инноватика и юридическое образование // Lex russica. 2023. Т. 76. N 4. С. 16.
В университетах, академиях и институтах для поиска решений комплексных научно-практических задач реализуют слияние науки и образования, как правило, через научно-практические форумы и конференции, научно-образовательные и научно-исследовательские центры, лаборатории, временные и постоянные рабочие коллективы по конкурсам и грантам, консорциумы. Научно-образовательные центры - это возможность соединения научно-исследовательского багажа маститых ученых с креативными идеями молодых исследователей с привлечением к участию специалистов и практиков.
Одним из механизмов выявления таких возможностей стала программа "Приоритет-2030", которая призвана сконцентрировать ресурсы российских университетов для достижения национальных целей развития российского государства, повышения научно-образовательного потенциала высших учебных заведений и научных организаций <12>, а к 2030 г. сформировать в России прогрессивные современные университеты - центры научно-технологического и социально-экономического развития государства.
--------------------------------
<12> Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 N 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (вместе с Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования) // СЗ РФ. 2021. N 22. Ст. 3823.
Научно-образовательное пространство - весьма динамичная и развивающаяся система, как в содержательном, так и в территориальном аспекте. В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей - произошло расширение научно-образовательного пространства государства. Первые шаги - это признание соответствия образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий, приведение наименований и деятельности организаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и, самое главное, предоставление возможности закончить образование и перейти на новую ступень всем гражданам новых субъектов Российской Федерации <13>. Закреплены законодательно статусы педагогических и научных работников Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. На основе плана первоочередных мер по интеграции научных и образовательных учреждений новых территорий в российское научно-образовательное пространство будут приведены в соответствие с федеральными государственными стандартами все образовательные программы, реализуемые сейчас в Луганской и Донецкой Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях. Это большая и скрупулезная работа послужит дополнительным стимулом для поиска новых форм и решений проблем адаптации граждан, образовательных учреждений, органов государственной и муниципальной власти к потребностям российской экономики.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 17.02.2023 N 19-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2023. N 8. Ст. 1197.
Параллельно с развитием научно-образовательного пространства новых территорий необходимо продолжать работу с территориями, на которых уже сейчас реализуются научно-технологические проекты международного уровня, речь о наукоградах - симбиозе научной, экономической и стратегической деятельности на одной территории. Важно, что механизмы управления наукоградами и иными аналогичными территориями, имеющими сегодня общенациональное долгосрочное значение, должны обеспечивать согласованное развитие этих территорий в рамках единого научно-образовательного пространства.
Как видится, фундаментом научно-образовательного пространства и суверенности государства является воспитание. Приоритетность воспитания патриотов своей страны подчеркивается и в государственной программе "Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Среди приоритетных направлений государственной национальной политики российского государства обозначается развитие системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения <14>. Как известно, патриотическое воспитание - целенаправленная, систематическая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества и семьи по формированию у человека высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. "Патриотизм есть великая школа гражданственности в опасный для Родины час. Зрелость России для мировой жизни и мировой роли будет прямо пропорциональна проявленному ею сознательному гражданскому патриотизму" <15>. Патриотическое воспитание молодежи, а именно молодых граждан страны, - актуальная задача как государства, так и общества. Здесь важно нащупать новые воспитательные приемы и способы, изучая современные ценностные установки и приоритеты молодежи, пользуясь современными средствами информирования.
--------------------------------
<14> Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2012. N 52. Ст. 7477.
<15> Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
"Молодежь России как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь. Патриотические устремления молодежи развивали науку и промышленность, обеспечившие рост экономики и улучшение качества жизни" <16>.
--------------------------------
<16> Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7185.
Патриотическое воспитание включает формирование соответствующего сознания молодых граждан, отражающего гражданскую позицию и общественные аспекты деятельности других людей в отношении российского государства. Единое научно-образовательное пространство предполагает дальнейшее формирование патриотического сознания учеников, студентов и аспирантов, соединяющего общекультурный, социальный и личностный компоненты образовательного пространства.
Сегодня очень важно, чтобы процесс формирования и развития научно-образовательного пространства продолжался на основе конструктивного диалога и широкой общественно-экспертной работы, с пониманием разностороннего характера связи научно-образовательного пространства и российской экономики, сочетая фундаментальность и жизненность системы образования с гуманистическими и суверенными ориентирами - "...чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России...".
Библиография
1. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. 430 с.
2. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. Т. 23, вып. 5. С. 197 - 205.
3. Заблоцкая О.А. Образовательное пространство как педагогическая категория // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. N 2 (4). С. 43 - 54.
4. Мажорина М.В. Юридическая инноватика и юридическое образование // Lex russica. 2023. Т. 76. N 4. С. 9 - 17.
5. Маланов И.А. Понятие "образовательное пространство" как педагогическая категория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. N 1. С. 23 - 25.
6. Сенько Ю.В. Экзистенциальные смыслы современного образования // Человек и образование. 2017. N 3 (52). С. 4 - 8.
7. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: в 4 т. Т. 4: Статьи. Рецензии. Письма. М., 1967.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.