Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
О.Н. МИГУЩЕНКО
Результатом рассмотрения какого-либо социального явления должно стать его системное освещение и выделение основной идеи, определяющей его развитие. С учетом того что любое явление, процесс или предмет можно рассматривать минимум на двух уровнях (абстрактном и конкретно-историческом), надо будет определиться и с уровнем описания. При этом нельзя противопоставлять указанные уровни описания и метод восхождения от абстрактного к конкретному, который требует в начале исследования составить четкое и непротиворечивое представление о базовых терминах. Взаимосвязанные общей методологией термины позволят составить представление о концепции единой системы публичной власти "вообще", но уже следующим шагом должно стать наполнение ее конкретно-историческим содержанием, что потребует не абстрактного, но конкретно исторического описания <1> каждого базового термина и далее выстраивания системы категорий и понятий, отражающих реально существующую конкретность <2>.
--------------------------------
<1> См.: Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. // Консорциум "Аналитика. Право. Цифра". М.: Буки Веди, 2022. С. 456 - 459, 626 - 627.
<2> Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 406.
Абстрактный уровень (этап) описания будет тяготеть к выделению формальных черт исследуемого явления без учета его конкретного содержания с последующей попыткой прийти к выводам, основывающимся на идеалистической основе. Таким описаниям свойственно сосредоточение внимания на пересказе взглядов на тот или иной термин, теорию, концепцию и т.д. с последующим предложением "авторского" определения понятия, очередного в длинном списке, или предложением применить "заграничный опыт" без учета особенностей России; апеллирование к формальным правам и свободам абстрактного человека как к высшей ценности конкретно-исторического общества и конкретно-исторического человека (высшая степень демагогии); ограничение практических выводов, как правило, предложениями совершенствовать законодательство, реформировать органы публичной власти, развивать гражданское общество, усиливать правовое воспитание и даже "начинать с себя". Следует сказать, что все указанные предложения активно реализуются в социальном управлении, но высокой эффективности в достижении декларируемых целей не показывают. Это на фоне "масштабной и глубокой деградации российской науки (по крайней мере, общественно-гуманитарной)" <3> стимулирует в теоретических исследованиях поиск "новой методологии", поиск новых моделей государственности, регионального взаимодействия <4>, новых принципов местного самоуправления <5> и другого, а в практической деятельности позволяет субъектам публичной власти все проблемы оправдывать несовершенством законодательства и возлагать ответственность за негативные последствия на пассивность населения. Как видится, это не лучший вариант развития общественных отношений, которые иногда оцениваются как "имитационные" <6>.
--------------------------------
<3> Керимов А.Д. Методология как путеводная нить познавательного процесса (отклик на учебник И.В. Понкина и А.И. Лаптевой "Методология научных исследований и прикладной аналитики". 3-е изд., 2022) // История государства и права. 2023. N 3. С. 38.
<4> Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Право в период неопределенности: к постановке проблемы // История государства и права. 2023. N 4. С. 16.
<5> Ряшин М.П., Таболин В.В. Общие принципы местного самоуправления: новые взгляды и подходы // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 4. С. 46 - 49.
<6> Лукьянова Е.А. Имитационные политические режимы как новая политико-правовая реальность: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 2020. N 1. С. 61 - 76; Телин К.О. Имитация государственной состоятельности: хищник вместо управленца // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. N 2. С. 47 - 50; Мошкин С.В. Режим имитационной демократии // Дискурс-Пи. 2015. N 1(18). С. 138 - 143 и др.
Если исходить из того, что местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти (ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство (ст. 1 Конституции Российской Федерации), то ключевым понятием концепции единой системы публичной власти становится понятие демократии. Это тем более актуально, что единая система публичной власти в Российской Федерации создана для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
Формальный, абстрактный подход к анализу уровня развития демократии в конкретно-историческом обществе заключается в постулировании тезиса о том, что демократия - это власть народа, с последующим рассуждением о том, какой она должна быть, и цитированием статей правовых актов, в которых упоминается термин "демократия". При этом утверждается, что признаками демократизма в деятельности элементов единой системы публичной власти являются: признание принципов разделения властей и принципа плюрализма (политического многообразия), нормативное закрепление института местного самоуправления <7>, наличие в законодательстве понятия "правовое государство" <8>, провозглашение в правовых актах высшей ценностью формальных прав и свобод человека <9> и т.д. Как видится, такие рассуждения могут иметь некоторую ценность при моделировании "идеального (абстрактного)" общества в "идеальной (абстрактной)" социально-экономической среде, в которой осуществляют деятельность абстрактные физические лица. Однако попытки с этих позиций делать выводы о конкретно-исторических жизненных обстоятельствах завершаются празднословием, так как при решении конкретных (материальных) задач идеалистические методы не доказывают своей эффективности.
--------------------------------
<7> Бадретдинов И.Р., Резяпова А.Ф. Россия - демократическое государство // Экономика и социум. 2017. N 1(32). С. 1361 - 1364.
<8> Россия - демократическое государство. URL: https://helpiks.org>7-57405.html (дата обращения: 20.06.2023).
<9> Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М.: Норма; ИНФРА-М, 2020. С. 214; Российская Федерация - демократическое государство. Образовательный портал ТГУ. URL: https://edu.tltsu.ru>er/book_view.php... (дата обращения: 20.06.2023).
Конкретно-исторический уровень описания потребует применения диалектико-материалистической методологии <10>, что предполагает определение конкретно-исторических базовых терминов, анализ конкретно-исторических общественных отношений и формулирование соответствующих выводов. В этом смысле буквальное толкование термина "демократия" как "народ" и "власть" позволит составить о нем объективное представление.
--------------------------------
<10> Государственное право буржуазных и освободившихся стран: Учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1986. С. 12.
Во-первых, власть - это в конечном счете способность вынуждать кого-либо действовать в своем интересе. В этом смысле если органы публичной власти осуществляют свои функции в направлении "решения задач в интересах населения", а не в интересах узкой социальной группы, то они демократичны. При этом чем большее количество населения будет иметь возможность реальной реализации своих интересов, тем более общество будет демократическим. То есть использование субъективных прав населения должно быть обеспечено реальным, а не формальным исполнением юридических обязанностей органов публичной власти. Это последнее означает, что субъективные права также должны быть реальными, а не формальными. Например, закрепление в законодательстве права на труд как гарантированной государством работы и т.д. или закрепление в законодательстве права на труд как права на защиту от безработицы и т.д. являются ярким примером одного и другого. Из этого следует, что не участие в имитации "бурной" деятельности (митинги, шествия, демонстрации, голосование по выбору новых названий для 47 российских аэропортов, голосование всероссийского конкурса "Город России. Национальный выбор", голосование по выбору памятного знака первой учительнице и другого аналогичного) будет свидетельствовать о народовластии, но рост реального уровня материального благосостояния населения. При этом надо понимать, что на отдельных исторических этапах защита от внешних угроз может иметь большее значение для обеспечения народовластия, нежели рост уровня материального благосостояния населения. Но население должно видеть перспективу и понимать необходимость ограничений. Применительно к сказанному актуально звучат слова Статс-секретаря, обер-гофмейстера высочайшего Двора, члена Государственного Совета, главноуправляющего собственной Е.И.В. канцелярией Танеева в беседе с Жоржем Морисом Палеологом (французским послом в царской России). Так, в 1915 г. Александр Сергеевич Танеев говорил о русских крестьянах: "...они согласятся на какие угодно жертвы, лишь бы чувствовать их как законные и необходимые. Но если от них требуют жертв, необходимость которых от них ускользает, рано или поздно они потребуют отчета" <11>. Другими словами, "мобилизация" должна приводить к "модернизации" <12>.
--------------------------------
<11> Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны: Пер. с фр. 2-е изд. М.: Международные отношения, 1991. С. 192.
<12> Мохов А.А. Мобилизационный подход в отдельных отраслях и секторах отечественной экономики: историко-правовой аспект // История государства и права. 2023. N 2. С. 10 - 11.
Во-вторых, на уровне абстракции демократическая публичная власть всегда лучше антидемократической публичной власти. Поэтому, когда возникает необходимость манипулирования общественным сознанием, часто применяется откровенно демагогический метод, заключающийся в оправдании антидемократической деятельности публичной власти необходимостью "защиты демократии". В этом смысле интересны высказывания представителей американской элиты о современных событиях в Украине, которые они трактуют как борьбу за демократию не только в Украине, но и в США. По их мнению, защита демократии допускает ее нарушение <13>. Действительно, истории известны многочисленные факты такой "борьбы за демократию". И тогда закономерно встает вопрос о реальности демократии. Но на самом деле противоречия здесь нет. Для понимания этого следует рассматривать соотносимые понятия на одном уровне. Если идет речь о конкретно-историческом обществе, публичной власти, государстве, то и демократию необходимо рассматривать конкретно-исторически. Самый "простой" и самый "надежный" способ конкретно исторического описания демократии заключается в ее классификации по сущностному критерию. Такой критерий определяется типами производственных отношений и типологией государства в рамках формационного подхода. Будучи формой публичной власти, она производна от сущности и содержания публичной власти. Следовательно, о демократии "вообще" в конкретных жизненных обстоятельствах говорить нельзя. Демократия всегда выражает интересы той или иной социальной группы на тех или иных этапах исторического развития <14>. Официальное представление о ней складывается на основе господствующей в данном конкретном обществе концепции государства и права (в СССР это теория общенародного государства и социалистического права, в современной России это теория правового государства и естественного права), но не всегда официальная концепция государства и права и официальное толкование демократии соответствуют тенденциям общественного развития. В последние годы все чаще проявляется запрос общества на соответствие формы и содержания демократических учреждений и законов: реальности, гарантированности и полноты прав и свобод граждан, прежде всего социально-экономических, т.е. на построение социального государства <15>. Растет запрос общества на "справедливость" <16>. Руководство страны учитывает это, свидетельством чего стало провозглашение нового стратегического национального приоритета "сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан" <17>, а единая система публичной власти создана с целью "наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории" <18>. Тем самым следующий шаг, связанный с конкретной реализацией нового стратегического национального приоритета, выступит средством укрепления демократии.
--------------------------------
<13> Такер Карлсон: в борьбе за демократию мы пренебрегаем ее основными принципами. URL: https://inosmi.ru>20230630/ssha-264026949.html (дата обращения: 30.06.2023).
<14> Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977. С. 221.
<15> Раздьяконова Е.В. Трансформация правовых основ социальной политики и социально-экономического конституционализма в условиях конституционной мобилизации // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 6. С. 15.
<16> Социальная справедливость в России. URL: https:// ВЦИОМ. Новости: Социальная справедливость в России wciom.ru>Аналитические обзоры>...-spravedlivost-v-rossii (дата обращения: 30.06.2023).
<17> Часть 1 ст. 25 Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
<18> Часть 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации.
В-третьих, понимание демократии тесно связано с пониманием государственного (политического) режима, а следовательно, оно будет влиять на понимание допустимости тех или иных методов и приемов осуществления власти в отношении тех или иных социальных групп. Здесь важно помнить, что существуют два основных метода управления - убеждение и принуждение. Человечеству не известно ни одного общества, в котором бы использовался только один из них. Поэтому и в демократическом, и в антидемократическом обществе используются эти два основных метода. Но в демократическом обществе в отношении большинства населения применяется метод убеждения, а в отношении меньшинства применяется метод принуждения и, соответственно, наоборот. В этом смысле можно утверждать, что демократия является одним из методов осуществления государственной власти, т.е. диктатуры <19>. Можно выделить такие виды принуждения, как: внеэкономическое принуждение и экономическое принуждение, а также физическое принуждение (насилие) <20>, психологическое и идеологическое. Если говорить о публичном принуждении, то все указанные виды принуждения осуществляются в двух формах: правовой и неправовой. Абстрактное (формальное) понимание публичного принуждения сводится к акцентированию внимания только на правовой форме, при этом сущностный смысл принуждения замещается толкованием правовых актов. Однако такой подход вряд ли можно признать полноценным. Если, например, рассматривать внеэкономическое принуждение и экономическое принуждение, то можно заметить, что каждому из них будет соответствовать соответствующий тип общественных (производственных) отношений и соответствующий тип государства. Тип государства будет определять сущность государства, которая, в свою очередь, окажет влияние на правовые формы осуществления государственного принуждения, а следовательно, и публичного принуждения. В этом смысле определенную актуальность и новизну представляет, например, конкретно-историческое изучение проблемы реальной реализации принципа свободы сторон трудового договора, с одной стороны, как средства обеспечения прав человека (какого?) и как средства принуждения (кого?), с другой стороны. При желании можно "по-новому" рассмотреть и иные "стереотипные" темы.
--------------------------------
<19> Барабашев Г.В., Мишин А.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран: Учебник. М.: Юридическая литература, 1989. С. 174.
<20> Байтин М.И. Государство и политическая власть (теоретическое исследование): Дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 1972. С. 85 - 86.
Тем самым когда возникает необходимость говорить о публичной власти, демократии, свободе и правах человека, то всегда следует задавать вопросы: чьи интересы защищает данная публичная власть; о какой демократии идет речь; что понимается под свободой и какой общеправовой принцип "свобода" или "справедливость" определяет иные правовые принципы; какие права и какого человека? В результате четких ответов на поставленные вопросы мы сможем сформулировать ключевую идею единой системы публичной власти. Формализация этой идеи, обоснование ее реализуемости, определение ключевых факторов успеха и составят концепцию единой системы публичной власти. Вторым важным шагом станет поиск формы построения единой системы публичной власти, четкий перечень ее структурных элементов <21>. Главным на этом пути станет четкий ответ на вопрос о месте в этой системе и соотношении органов государственной власти и органов местного самоуправления.
--------------------------------
<21> Ким Ю.В. Конституционная модель публично-властной организации в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 6. С. 29; Ежукова О.А. Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 3. С. 38.
Трудно не согласиться с А.В. Колесниковым, который показывает последовательную смену парадигмы местного самоуправления в нашей стране с 1990 г. по настоящее время - от построения местного самоуправления в соответствии с государственной теорией местного самоуправления (1990 - 1993 гг.) до построения местного самоуправления на базе общественной теории развития местного самоуправления (12.12.1993 - 1999 г.), затем эволюция местного самоуправления на основе смешанной (общественно-государственной) теории развития местного самоуправления (1999 - 2020 гг.) и, наконец, возвращение к государственной теории местного самоуправления в 2020 г. <22> Такое движение "по кругу" получает множество оценок, с одной стороны, оно подвергается скептической оценке, с другой стороны, оправдывается стремлением навести на местах порядок, при этом высказывается озабоченность огосударствлением ОМСУ <23>, с третьей - утверждается, что в Российской Федерации воссоздана модель местного самоуправления, которая была характерна для советского периода отечественной государственности, и это положительное явление <24>. Однако такие и иные аналогичные взгляды на эволюцию местного самоуправления не раскрывают истинного смысла происходящего. Для понимания этих процессов их необходимо рассматривать относительно хронологии проведения приватизации в России. Поэтому, как считает Сурен Адибекович Авакьян, местное самоуправление в России необходимо для того, "чтобы сидел на посту свой руководитель, помогал в отводе участков под застройку, в приватизации земель и строений. А совсем не для того, чтобы улучшал жизнь людей. Когда все поделят, совсем сникнет и без того чахлое местное самоуправление" <25>. Сохранение же формальной самостоятельности местного самоуправления в единой системе публичной власти вызвано необходимостью решения им двух задач: "1. Укрепление складывающейся системы государственной власти, обеспечение ее легитимации и господства в обществе. 2. Переложение на плечи ОМСУ значительных социальных обязательств государства, а значит, и возложение на них ответственности перед гражданами за их исполнение (неисполнение)" <26>. Несмотря на внешнюю непривлекательность такой системы, она имеет важное свойство - поддерживает стабильные общественные отношения. При этом следует учитывать факт того, что исторический процесс представляет собой "поток", в котором субъекты общественных отношений, имеющие кардинально противоположные постоянные стратегические цели, на определенных временных отрезках могут вынужденно взаимодействовать в одном направлении для достижения общих временных тактических целей. Одной из таких временных целей может быть победа во внешнеполитическом конфликте. В случае если групповые финансовые интересы совпадают с интересами национальной безопасности, то тенденция централизации себя оправдывает, но до определенного времени.
--------------------------------
<22> Колесников А.В. Местное самоуправление как элемент единой системы публичной власти // Образование и право. Москва. 2020, N 7. С. 45 - 46.
<23> Моляренко О.А. Местное самоуправление в современной России, или Хроники крайней власти // Мир России. 2021. Т. 30. N. 1. С. 8, 28.
<24> Захаров И.В. К вопросу о соотношении государственной власти и местного самоуправления в единой системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 11. С. 24.
<25> Авакьян С.А. А есть ли в России местное самоуправление // Российская Федерация сегодня. 2009. N 16. С. 2 - 3, 20 - 22.
<26> Баженова О.И. А был ли шанс? О проблемах становления местного самоуправления в России // В кн. Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах: Коллективная монография / Под ред. А.А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 114 - 134.
Однако если имеются основания говорить о смене парадигмы в развитии российской государственности и рассматривать местное самоуправление как средство для решения задач в интересах населения (в частности, обеспечения безопасности), то при наличии реального социального государства для абсолютного большинства населения проблема их соотношения становится "неинтересной". В этих условиях можно говорить не о формальной (абстрактной) демократии, а о фактической, когда все основные субъекты общественных отношений движутся к общей цели не вынужденно, но сознательно и добровольно. Как видится, выбор и фактическая реализация концепции развития единой системы публичной власти, основанной на идее сбережения народа России, развития человеческого потенциала, повышения качества жизни и благосостояния граждан, будут иметь эпохальное значение для процветания России, а также получат значимую общественную поддержку <27>. И именно этот критерий должен быть заложен в оценку эффективности публичной власти <28>.
--------------------------------
<27> См.: Мигущенко О.Н. Народовластие и единая система публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. N 2. С. 5 - 10.
<28> Ульянов А.Ю. Цели и задачи оценки эффективности публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 4. С. 20.
Но все сказанное выше останется традиционным пустословием, если в концепции единой системы публичной власти не найдет отражения реальный механизм решения главного вопроса современной России - индустриализации ("развитие нанотехнологий" и "цифровая трансформация" станут объективным следствием этого, но не наоборот). Создание экономической основы единой системы публичной власти позволит перейти к решению актуальных для современной России проблем, с учетом имеющегося в нашей стране опыта. При этом программно-целевой подход должен применяться всего лишь как первый этап планирования. Завершающим этапом должна выступать деятельность по "сведению воедино" всех программ, стратегий, концепций и т.д. в "единый план". Параллельно должна проводиться работа по единению, консолидации всех правовых актов <29>, а не дальнейшему раздроблению системы права (законодательства). Конечно, сторонники совершенствования "имитационных систем" начнут дискуссию на тему "Надо понимать тенденции законодательства", но здесь следует ответить на вопрос: о тенденциях какого законодательства, о каких правовых и о каких политических системах идет речь? Пришло время прекращать правовую демагогию. Не стратегический популизм, который заключается в принятии "красивых документов стратегического планирования" <30> и ориентации на процесс ("движуху") <31> с имитацией результата в форме "инновационного" фотоотчета, "усовершенствованного в очередной раз" бумажно-электронного отчета о степени освоения выделенных бюджетных средств или иного аналогичного, но возвращение к реальному всестороннему стратегическому планированию, предполагающему конкретный результат <32>, - это перспективный путь развития России. В условиях такой среды и Концепция единой системы публичной власти превратится в реально и эффективно действующий документ стратегического планирования.
--------------------------------
<29> Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность // Российский следователь. 2017. N 8. С. 48 - 49; Мигущенко О.Н. Методологические основы предупреждения преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2018. N 7. С. 59 - 60.
<30> Нацпроекты - крупнейший "распил" федеральных денег или последний шанс выйти из кризиса? URL: https://gosrf.ru>news/39968/ (дата обращения: 28.06.2023).
<31> Половину федеральных целевых программ признали неэффективными. URL: https://kvnews.ru>news-feed/polovinu-federalnyh-tselevyh-... (дата обращения: 28.06.2023); Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы. URL: https://rufincontrol.ru>Электронный журнал>article/332551 (дата обращения: 28.06.2023); Разбор просчетов: Минэк назвал самые неэффективные госпрограммы. Они уже давно исчерпали свой потенциал, уверены эксперты. URL: https://iz/ru>Экономика> (дата обращения: 28.06.2023).
<32> Панина Е.В. Чтобы выжить, России нужен Госплан. URL: https://russtrat.ru/analytics/17-aprelya-2021-0010-3872 (дата обращения: 28.06.2023).
Литература
1. Авакьян С.А. А есть ли в России местное самоуправление / С.А. Авакьян // Российская Федерация сегодня. 2009. N 16. С. 2 - 22.
2. Бадретдинов И.Р. Россия - демократическое государство / И.Р. Бадретдинов, А.Ф. Резяпова // Экономика и социум. 2017. N 1-2(32). С. 1361 - 1364.
3. Баженова О.И. А был ли шанс? О проблемах становления местного самоуправления в России / О.И. Баженова // Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти в России и зарубежных государствах: Коллективная монография / Под редакцией А.А. Ларичева. Петрозаводск: Карельский филиал РАНХиГС, 2017. С. 114 - 134.
4. Байтин М.И. Государство и политическая власть (теоретическое исследование): Диссертация доктора юридических наук / М.И. Байтин. Саратов, 1972. 386 с.
5. Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и развивающихся стран: Учебник / Г.В. Барабашев, А.А. Мишин. Москва: Юридическая литература, 1989. 384 с.
6. Виноградова Е. Разбор просчетов: Минэк назвал самые неэффективные госпрограммы. Они уже давно исчерпали свой потенциал, уверены эксперты / Е. Виноградова // Известия. 2020. 17 июня.
7. Государственное право буржуазных и освободившихся стран: Учебник / Под редакцией Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Высшая школа, 1986. 431 с.
8. Ежукова О.А. Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 3. С. 36 - 45.
9. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Право в период неопределенности: к постановке проблемы // История государства и права. 2023. N 4. С. 15 - 21.
10. Захаров И.В. К вопросу о соотношении государственной власти и местного самоуправления в единой системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 11. С. 21 - 25.
11. Керимов А.Д. Методология как путеводная нить познавательного процесса (Отклик на учебник И.В. Понкина и А.И. Лаптевой "Методология научных исследований и прикладной аналитики". 3-е изд., 2022) / А.Д. Керимов // История государства и права. 2023. N 3. С. 38 - 40.
12. Ким Ю.В. Конституционная модель публично-властной организации в современной России / Ю.В. Ким // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 6. С. 2 - 34.
13. Колесников А.В. Местное самоуправление как элемент единой системы публичной власти / А.В. Колесников // Образование и право. Москва. 2020. N 7. С. 44 - 49.
14. Лукьянова Е.А. Имитационные политические режимы как новая политико-правовая реальность. Политико-правовой анализ / Е.А. Лукьянова // Общественные науки и современность. 2020. N 1. С. 61 - 76.
15. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право / Г.В. Мальцев. Москва: Мысль, 1977. 255 с.
16. Мигущенко О.Н. Народовластие и единая система публичной власти / О.Н. Мигущенко // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. N 2. С. 5 - 10.
17. Мигущенко О.Н. Система профилактики правонарушений в Российской Федерации: терминологическая бессистемность / О.Н. Мигущенко // Российский следователь. 2017. N 8. С. 48 - 49.
18. Моляренко О.А. Местное самоуправление в современной России, или Хроники крайней власти / О.А. Моляренко // Мир России. 2021. Т. 30. N 1. С. 8 - 28.
19. Мохов А.А. Мобилизационный подход в отдельных отраслях и секторах отечественной экономики: историко-правовой аспект / А.А. Мохов // История государства и права. 2023. N 2. С. 7 - 14.
20. Мошкин С.В. Режим имитационной демократии / С.В. Мошкин // Дискурс-Пи. 2015. N 1(18). С. 138 - 143.
21. Панина Е.В. Чтобы выжить, России нужен Госплан / Е.В. Панина // РУССТРАТ. 2021. 17 апреля.
22. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / И.В. Понкин, А.И. Лаптева. 3-е изд., доп. и перераб. Москва: Буки Веди, 2022. 627 с.
23. Раздьяконова Е.В. Трансформация правовых основ социальной политики и социально-экономического конституционализма в условиях конституционной мобилизации / Е.В. Раздьяконова // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 6. С. 9 - 16.
24. Ряшин М.П. Общие принципы местного самоуправления: новые взгляды и подходы / М.П. Ряшин, В.В. Таболин // Конституционное и муниципальное право. 2023. N 4. С. 46 - 49.
25. Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2012. 464 с.
26. Телин К.О. Имитация государственной состоятельности: хищник вместо управленца / К.О. Телин // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. N 2. С. 39 - 61.
27. Турнова Я. Половину федеральных целевых программ признали неэффективными / Я. Турнова // Коммерческие вести. 2018. 6 декабря.
28. Ульянов А.Ю. Цели и задачи оценки эффективности публичной власти / А.Ю. Ульянов // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. N 4. С. 19 - 23.
29. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2020. 240 с.
30. Хабриева Т.Я. Циклические нормативные массивы в праве / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2019. N 12. С. 5 - 18.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.