Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФУНКЦИИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИНДИЙСКОГО СОЮЗА)
К.С. БОГАТЧИКОВА
На рубеже XX - XXI вв. мир вступил в амбивалентное и непредсказуемое состояние, характеризующееся турбулентностью, перманентной нестабильностью, "управляемым хаосом", которые сочетались с инновационно-технологическим прорывом, ростом лавинообразной милитаризации, усилением конфликтогенности и массовой дегуманизации.
На фоне обострения борьбы "золотого миллиарда" во главе с США и НАТО за единоличную монополию на неоколониальное мироустройство происходит сползание атлантистов к новому средневековью, разгулу русофобии и постмодернистскому "Третьему рейху".
Анализ происходящих трансформаций свидетельствует, что, только развалив систему международных отношений и, по сути, уничтожив международное право, глобализаторы приступили к демонтажу суверенных государств - разрушили и расчленили (с применением различных политтехнологий) два крупных субъекта мировой политики - федеративных государства - СССР и Югославию. В данном контексте очевидна актуализация комплексного изучения своеобразного опыта одного из крупнейших федеративных государств современности - Индийского Союза (ИС), который добился больших успехов в науке, космосе, экономическом и военно-техническом развитии, стал полноправным субъектом мирового сообщества. Его модель национально-государственного устройства представляет собой не только интересную и самобытную реальность, но и неотъемлемую часть общемирового опыта федерализма, определяемого как полиэтничностью состава населения, так и лингвокультурной спецификой одной из крупнейших и древнейших стран планеты. Естественно, эта специфика не могла не отразиться на функциях федеративного государства и его влиянии на характер и направленность процесса конституционно-правовых изменений и реорганизации этнополитической системы ИС. Общая специфика современной Индии заключается в особом - полифакторном, многоуровневом синтезе самых разнородных элементов - новейших и многовековых традиционных институтов (кастовых, общинных, этноконфессиональных, родоплеменных). Однако подобное своеобразие не мешает его единству (в стране проживает более 900 народов и этнонациональных групп, говорящих на 447 языках и наречиях. - Прим. авт.). При всей этнолингвистической пестроте Индии присущ тот фундамент социокультурного единства, которого нет в других странах.
Это "единство в многообразии" нашло отражение и в главном законе страны. Исходя из всего богатого и многообразного предшествующего опыта развития, логично, что Конституция провозгласила Индию федеративным государством. Разнородность населения как по национальному, так и по религиозному признаку, слабые экономические связи провинций не позволили бы образовать унитарное государство. Часть первая Конституции, называющаяся "Союз и его территории", гласит: "...Индия, или, что то же, Бхарат, учреждается как Союз штатов". Вначале штаты (их формально было 22) существенно различались по форме правления. Следует также отметить, что определяющим критерием при образовании (или упразднении) штатов является этнолингвистический признак: регулирование процесса "штатообразования" принадлежит индийскому парламенту - это его важнейшая функция в сфере строительства и модернизации федерации. Парламент ИС состоит из двух палат - верхней (Совет штатов) и нижней (Народная палата).
В Индии 22 официальных языка, - таким статусом обладают наиболее многочисленные титульные этносы штатов; два государственных языка - хинди и английский; кроме того, внутри штатов статус национального языка могут иметь и крупные этнолингвистические меньшинства, т.е. действует трехступенчатая языковая система. В масштабе всего Индийского Союза доминирующей группой (по этноязыковым основаниям) является хинди - говорящее население, составляющее 80%; второй - бенгали - 10%; далее - маратхи, панджаби, гуджарати, урду, непали, тамильский язык и др.
В 1956 году была проведена реформа, введшая новое административно-территориальное деление: все штаты стали иметь единообразную систему управления: губернаторы штатов не избираются, а назначаются премьер-министром; штаты делятся на дистрикты, а те, в свою очередь, на панчаяты (сеть структур местного самоуправления); союзные территории управляются комиссарами, кооптируемыми федеральным центром. Число штатов к настоящему времени выросло до 29, союзных территорий - 8. Соотношение этнической, лингвистической и религиозной структур обусловливает высокую фрагментарность общества. ИС - это асимметрично-территориальная федерация (в чем-то схожа с Российской Федерацией) <1>: с одной стороны, высокий уровень централизации федерации. Функции центра - жестко контролировать ситуацию в штатах, которые не имеют права одностороннего выхода из состава федерации (т.е. не обладают "правом сецессии"); с другой - широкая автономия этноязыковых, религиозных групп как на субфедеральном, так и субрегиональном уровнях (где имеют место проявления сепаратизма и трайбализма. - Прим. авт.).
--------------------------------
<1> Богатчикова К.С. Соотношение конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма. М., 2005.
По Конституции к компетенции союза отнесено большинство вопросов общегосударственного значения: оборона, внешняя политика, гражданство, коммуникации, налоги (всего 97 сфер). К компетенции штатов отнесено 66 вопросов, включая полицию, образование, самоуправление и т.п. Значительная часть статей Конституции посвящена регулированию сложных и многослойных этноконфессиональных проблем и административной модернизации. В Конституции индийцы постарались охватить все - отсюда ее огромный объем - 448 статей, 12 приложений, 103 поправки. Этим объясняется ее эклектичный и дисперсно-синкретический характер.
При системном анализе процесса национально-государственного строительства столь многомерного, гетерогенного и полифоничного феномена ("цветущей сложности", по К. Леонтьеву), как ИС, нельзя не обратить внимания на субъективный, но, видимо, ключевой фактор, раскрывающий секрет позитивной динамики развития страны. Выдающийся отечественный государствовед И. Ильин указывал, что при установлении причин успеха/неуспеха любого государства следует самое "пристальное внимание обращать на качество его правящего слоя". Схожей точки зрения придерживался и О. фон Бисмарк: "С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы".
Индия с момента обретения независимости располагала элитой, характеризующейся высочайшим качеством - патриотизмом, духовностью, нравственностью, ответственностью, компетентностью, развитым чувством долга. Это не слова, а факты: мыслитель, философ, основатель независимой Индии Махатма Ганди, премьер Индира Ганди, ее сын премьер ИС Раджив Ганди - все они свершили подвиг самопожертвования ради блага Индии: при исполнении служебного долга они были убиты террористами. Они "помнили свой долг".
Известно, что в центре индо-буддистского мировоззрения находится именно проблема долга - дхарма (что смыслосодержательно в функционально-инструментальном плане). Это этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека. "Тот, кто выполняет свои обязанности, перед всеми хороший человек" <2>. Один из трактатов Законов Ману так определяет десять признаков дхармы: "постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знания Веды, справедливость, негневливость" <3>. Гармония общественных отношений в древнеиндийской традиции изначально связана со стабильностью. В трактатах "Артхашастра", которые называются "Наука политики", сообщается о тех качествах, которыми должен обладать эффективный деятель. Государь обязан обращать внимание на советы мудрецов, стараться "все удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу осознанного, отвергать негодное и проникать в истину" <4>. По Законам Ману царь никогда не может взимать налог со знатоков Веды - так высоко уже в древней Индии ценилась мудрость в политическом управлении <5>.
--------------------------------
<2> Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью // Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2003. С. 126 - 131.
<3> Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 174.
<4> Артхашастра, или "Наука политики". М.: Наука, 1993. С. 284.
<5> Законы Ману. М.: Ладомир, 1992. С. 138.
Это выгодно отличает индо-буддийскую интеллектуальную традицию от западной, где политика и мораль расходятся. В Индии для занятия политикой традиционно требуется чистота и непорочность души: "Нравственное совершенство - первая ступень к божественному знанию". Такое духовно-нравственное наследие облегчает поиск компромиссов и достижение гармонии внутри страны.
Опыт ИС подтверждает, что именно федерализм обеспечивает стабильность, позволяющую преодолевать трудности и сложности небеспроблемного развития, жить в мире с имеющимися различиями. Многолетняя реальная практика Индии (как и России) убедительно доказала, что федерализм не только жизнестоек и функционален, но надежен и эффективен в условиях полиэтнического общества.
Дружественные отношения между нашими народами и государствами уходят своими корнями в очень давние времена предыстории: индийский ученый Б. Тилак в работе "Арктическая родина Ариев" (1905) указывает на общую прапрародину двух народов - Гиперборею (отсюда - "индославы", "ведруссы"), откуда тысячелетиями мигрировали на юг предки индусов (после смещения Северного полюса). В XV веке тверской купец Афанасий Никитин посетил Индию, описав ее в знаменитой книге "Хождение за три моря". 13 апреля 1947 г. наша страна первой заявила об установлении дипотношений с Индией (до провозглашения независимости).
Таким образом, в историческом контексте сотрудничество между Индийским Союзом и Российской Федерацией носит устойчивый и многосторонний характер <6>, включая МВД, Минюст, подготовку кадров правоохранительных органов, научные контакты, что способствует расширению и углублению взаимообогащающих обменов, плодотворному и углубленному изучению опытов конституционного и национально-государственного развития друг друга.
--------------------------------
<6> Кузык Б.Н., Шаумян Т.Л. Индия - Россия: стратегия партнерства в XXI веке. М.: Институт экономических стратегий, 2009. 1124 с.
Литература
1. Артхашастра, или "Наука политики" / перевод с санскрита; издание подготовлено: В.И. Кальянов. Москва: Наука, 1993. 793 с.
2. Богатчикова К.С. Соотношение конституционно-правовых и этнополитических аспектов федерализма: диссертация кандидата юридических наук / К.С. Богатчикова. Москва, 2005. 211 с.
3. Василенко И.А. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью // Василенко И.А. Политическая глобалистика: учебное пособие / И.А. Василенко; редактор Е.В. Комарова. Москва: Логос, 2003. С. 126 - 131.
4. Законы Ману / перевод с санскрита С.Д. Эльмановича; проверено и исправлено Г.Ф. Ильиным; предисловие Г.Ф. Ильина. Москва: Ладомир, 1992. 359 с.
5. Кузык Б.Н. Индия - Россия: стратегия партнерства в XXI веке / Б.Н. Кузык, Т.Л. Шаумян. Москва: Институт экономических стратегий, 2009. 1124 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.