Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
М.М. КУРЯЧАЯ
Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является обеспечение функционирования гражданского общества и его развития. Как общественно-политический институт гражданское общество автономно от институтов государства, его самостоятельность основана на принципах народного суверенитета, приоритета прав и свобод человека, многообразия форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического многообразия, политического плюрализма и многопартийности. Конституция РФ реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные на достижение стоящих перед гражданами и их объединениями целей, защиту прав и законных интересов граждан, ограничения вмешательства государства в проявления гражданами активных позиций, создание эффективных механизмов воздействия граждан на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и принимаемые ими решения.
Создание общественных объединений и иных некоммерческих организаций, зачастую именуемых "третьим сектором", является важным элементом проявления позиций гражданского общества. С.А. Авакьян свободу граждан создавать различные объединения называет в качестве одной из определяющих характеристик гражданского общества <1>.
--------------------------------
<1> Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 16.
Важным проявлением позиций гражданского общества в Российской Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации общественных объединений. В этом находят свое выражение социальная сущность человека и его взаимодействие с обществом. Конституция РФ (ст. 30) предоставляет каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих интересов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Общественные объединения выполняют важную роль как в жизни общества, так и в деятельности государства. Среди основных функций общественных объединений могут быть названы социализация, мобилизация граждан их интеграция в общество, формирование взглядов и позиции по социально-политическим вопросам, представительство и лоббирование интересов участников общественного объединения перед государством и другими социальными институтами, прямое участие в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. Особую роль общественные объединения приобрели с развитием "электронной демократии" <2>.
--------------------------------
<2> Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 41 - 44.
Согласно ст. 13 Конституции РФ все общественные объединения равны перед законом, что не исключает многообразия организационно-правовых форм общественных объединений и их различий по целям и сферам деятельности. В нашей стране допускается создание общественных объединений в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности и политической партии. При этом к общественным объединениям не относятся ассоциации (союзы) общественных объединений, поскольку они не отвечают основному признаку общественного объединения - непосредственная реализация общих интересов граждан.
Право на объединение может быть реализовано гражданами в целях создания общественных объединений в самых разных целях. Однако оно не может быть реализовано, если цели или деятельность общественного объединения направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В настоящее время в Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" <3>, включены 47 организаций, деятельность трех организаций приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности <4>. К сожалению, списки таких организаций активно пополняются <5>.
--------------------------------
<3> Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности". URL: http://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret.
<4> Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. URL: http://minjust.ru/nko/perechen_priostanovleni.
<5> Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 53.
Характеризуя количество и основные направления деятельности общественных объединений в Российской Федерации, можно с уверенностью утверждать, что они представляют самый широкий спектр интересов основной части общества. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики <6>, в Российской Федерации на 1 января 2016 г. было зарегистрировано 100 405 общественных объединений, почти половину из которых составляют общественные организации - 55 886. По сравнению с 2013 г. количество общественных объединений сократилось на 4,32%, а количество общественных организаций, напротив, выросло на 5,39%.
--------------------------------
<6> Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2013 г. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/gosudar/02-10.docx.
Интересную концепцию социально-антропологического содержания деятельности общественных объединений выдвигает С.А. Абакумов: граждане никогда не станут по доброй воле объединять свои усилия для продвижения проекта, который не сулит им ни материальной отдачи, ни морального удовлетворения. Это значит, что независимые организации и общественные объединения по определению заняты конкретными делами, отвечающими реальным запросам их участников. Здесь царят опыт практической работы, прагматизм и сотрудничество. Здесь идеи проходят проверку делом, и те из них, что оказались эффективными, становятся основой общественной консолидации. Так формируются жизнеспособные, нацеленные на динамичное развитие структуры гражданской самодеятельности. Обслуживая реальные интересы и потребности россиян, они "укореняют" общество в почве насущной действительности. Лишь твердо стоя обеими ногами на этой почве, власть может рассчитывать на уважение граждан и уверенно прокладывать курс России в будущее. Иными словами, государство насущно нуждается в становлении гражданского общества для успеха проводимой им модернизации <7>.
--------------------------------
<7> Абакумов С.А. Гражданское общество и государство в России: реалии и перспективы развития и взаимодействия. URL: http://www.nogo.ru/articles/abak5.doc.
В оценке роли общественных объединений в жизни общества наиболее объективным критерием мы полагаем мнение граждан, выразителем интересов которых призваны быть общественные объединения.
В результате опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, большинство россиян (59%) затруднились назвать какую-либо общественную организацию. Те же, кто смог указать их поименно, чаще всего упоминали Гринпис (6%), а прочие экологические объединения вспомнили 4% опрошенных. Другие слышали об обществах помощи социально уязвимым слоям населения (5%). Достаточно часто опрашиваемые называли благотворительные организации (5%), среди которых чаще всего звучал фонд "Подари жизнь" (3%). Молодежные и волонтерские движения упомянули еще 4%. О различных политических партиях сказали 4% россиян, а наиболее упоминаемой стала "Единая Россия" - ее назвали еще 4% респондентов.
Исследования последних лет показывают, что существенно возросла доля россиян, сформировавших свою позицию относительно деятельности общественных организаций. Более половины респондентов подтвердили, что они защищают права граждан и способствуют проявлению общественных инициатив (56% против 35% в 2007 г.), а также помогают в решении острых социальных проблем (55% против 31% в 2007 г.). Кроме того, с 2007 по 2014 г. в два раза увеличилась доля опрошенных, отмечающих, что данные организации осуществляют независимый контроль над деятельностью государственных органов (с 21% до 40%). Одновременно стало больше тех, кто склонен думать, что подобные объединения создаются только для удовлетворения личных потребностей их руководителей (с 25% в 2007 г. до 40% в 2014 г.), при этом 36% придерживаются иного мнения. Общественные организации помогают лишь членам данных образований - заявляют 39% участников опроса, тогда как 38% так не считают.
Мнения россиян о том, насколько в целом заметна деятельность общественных организаций, разделились: если 40% полагают, что их работа никак не влияет на жизнь большинства граждан, то 39% с этим не согласны. Треть опрошенных (34%) склонна думать, что общественные организации не нужны вовсе, а их задачи должно решать государство (чаще об этом говорят малообеспеченные респонденты - 46%, нежели опрошенные с высоким достатком - 26%), однако 41% придерживается противоположного мнения.
Что касается взаимодействия общественных организаций и государства, то, по мнению каждого второго россиянина (49%), органы власти должны в первую очередь обеспечить им информационную поддержку. А треть опрошенных (36%) поддерживают идею предоставления государственной финансовой помощи. За полную самостоятельность общественных организаций высказываются 22% участников опроса, и прежде всего жители сел (30%) и респонденты с низким достатком (30%) <8>.
--------------------------------
<8> Нужны ли нашему обществу общественные организации?: Всероссийский исследовательский центр общественного мнения "ВЦИОМ". URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114932.
Подавляющее большинство россиян (84%) в последние несколько лет не принимали участия в работе общественных организаций (среди опрошенных с начальным образованием - 89%, среди обучавшихся в вузе - 79%). Треть из них (31%) признаются, что деятельность подобных образований их в принципе не интересует, а 14% просто еще не встречались те, чья работа показалась бы актуальной. Каждый четвертый (23%) свое "бездействие" объясняет отсутствием возможностей (в связи с плохим здоровьем, материальным положением и т.д.). На отсутствие информации о функционировании общественных организаций пожаловались 15%. Каждый десятый (12%) считает бесполезным предлагать им свои услуги. А 10% сильно сомневаются в том, что эти объединения работают честно. Наконец, 4% заявили, что общественные организации не нужны вовсе, поскольку решение социальных проблем должно взять на себя государство.
Те же, кто в течение двух - трех лет так или иначе был сопричастен к делам общественных организаций, помогали прежде всего материально: перечисляли деньги на счет (6%), участвовали в благотворительных акциях (концертах, выставках и т.п.) (6%). В качестве волонтеров в этих объединениях работали в два раза чаще, нежели за вознаграждение (5% и 2% соответственно). Распространением информации об их работе занимались 2% опрошенных. Две трети респондентов (63%) признались, что и в будущем не готовы участвовать в работе общественных организаций (среди опрошенных старше 60 лет и малообразованных - по 74%). Каждый пятый (21%) допускает возможность подобной работы, но лишь при определенных условиях (оплата труда, государственное признание и т.д.). И только 11% заявили, что при возможности непременно внесут свой вклад в деятельность подобных объединений (или уже в них работают).
Поддержки от общественных организаций никогда не получали 89% наших сограждан. В той или иной форме эти объединения помогли 8% опрошенных, а 3% - непосредственно деньгами. В целом помощь от них чаще получали москвичи и петербуржцы (16%), нежели селяне (9%) <9>.
--------------------------------
<9> Общественные организации: не был, не состоял, не участвовал...: Всероссийский исследовательский центр общественного мнения "ВЦИОМ". URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115017.
По данным более позднего опроса, россияне за истекшие 25 лет укрепились во мнении, что роль профсоюзных организаций в нашей стране невелика: если в 1989 г. так думали 52%, то сегодня - уже 68% опрошенных. Об этом говорят в первую очередь сторонники непарламентских партий (81%), жители крупных городов (80%), респонденты в возрасте 45 - 59 лет (74%). Одновременно стало меньше тех, кто верит в то, что профсоюзы - крайне важный и действенный орган по защите прав трудящихся - с 23% до 12% соответственно. Сегодня лишь 5% россиян считают, что значимость подобных организаций в стране в последние 3 - 5 лет возросла (против 29% в 1989 г.), тогда как 42% говорят о заметном их ослаблении (с 7% в 1989 г.). Негативную оценку чаще дают москвичи и петербуржцы (52%), 45 - 59-летние (48%), высокообразованные (44%), нежели жители средних городов (37%), молодежь до 24 лет (32%), респонденты с начальным образованием. Каждый третий (30%) не видит никаких изменений - против 62% в 1989 г. <10>.
--------------------------------
<10> Профсоюзы в России: вчера и сегодня: Всероссийский исследовательский центр общественного мнения "ВЦИОМ". URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115119.
При достаточно невысокой оценке населением роли общественных объединений в жизни общества наиболее активная часть граждан формирует сектор некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на самостоятельное решение социальных проблем, благотворительность, гуманитарно-прикладную и исследовательскую деятельность, развитие гражданского общества.
Сектор социально ориентированных некоммерческих организаций отличается динамичным ростом. В 2013 г. общее количество таких НКО достигло 113 тыс. (в 2011 г. - 96 тыс.). Наблюдается рост численности вовлекаемых в социально ориентированную деятельность граждан: в 2012 г. было задействовано более 580 тыс. человек, в 2013 г. - 625 тыс. человек <11>.
--------------------------------
<11> О деятельности некоммерческих организаций: Информационный портал Министерства юстиции РФ. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.
Несмотря на декларируемые цели, власть в России не заинтересована в создании политического плюрализма и конкуренции <12>, политическая оппозиция видит себя только в борьбе с существующим режимом и при этом крайне неразборчива в средствах, поэтому формирование третьего сектора идет не благодаря, а вопреки развитию политического процесса. Сегодня работа некоммерческих организаций строится в основном на личной инициативе социально активных граждан и поддерживается государством лишь в той мере, в которой эта активность носит социально ориентированный, а скорее - санкционированный государством характер.
--------------------------------
<12> Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 40.
Это не могло не сказаться на рейтингах одобрения (неодобрения) деятельности политических партий в контексте с деятельностью других государственных и общественных институтов, приведенных в таблице <13>. Анализ данных ежемесячных опросов, проведенных в 2016 г., показывает крайне низкий уровень одобрения населением деятельности политических партий.
--------------------------------
<13> Одобрение деятельности общественных институтов: Данные ежемесячных измерений одобрения деятельности общественных институтов Всероссийского центра изучения общественного мнения "ВЦИОМ". URL: http://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx_institutov.
Таблица
Одобрение деятельности основных общественных институтов в 2016 году, в %
Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность (закрытый вопрос, один ответ) |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
|||||||
одобряли |
не одобряли |
одобряли |
не одобряли |
одобряли |
не одобряли |
одобряли |
не одобряли |
одобряли |
не одобряли |
одобряли |
не одобряли |
одобряли |
не одобряли |
|
Политические партии |
41,7 |
33,2 |
42,7 |
30,9 |
39,9 |
33,7 |
41,6 |
33,7 |
45,0 |
30,7 |
41,5 |
34,7 |
42,3 |
32,4 |
Правоохранительные органы |
51,4 |
36,6 |
53,3 |
32,4 |
51,6 |
34,0 |
50,6 |
34,0 |
52,7 |
34,5 |
55,8 |
32,6 |
53,1 |
33,2 |
СМИ |
61,2 |
29,0 |
60,4 |
27,3 |
63,3 |
26,5 |
62,1 |
26,5 |
62,6 |
27,2 |
61,9 |
28,0 |
63,4 |
25,1 |
Российская армия |
82,5 |
10,9 |
83,4 |
8,1 |
84,2 |
9,2 |
83,4 |
9,2 |
83,4 |
9,3 |
83,2 |
9,5 |
81,9 |
9,8 |
Профсоюзы |
35,9 |
33,0 |
34,8 |
31,8 |
34,3 |
33,3 |
35,9 |
33,3 |
35,7 |
31,3 |
37,6 |
31,4 |
37,0 |
30,8 |
Судебная система |
38,9 |
40,6 |
38,0 |
38,4 |
35,7 |
41,9 |
38,4 |
41,9 |
37,0 |
39,9 |
39,0 |
40,5 |
38,2 |
39,5 |
Общественная палата |
41,0 |
25,3 |
39,3 |
22,9 |
36,3 |
25,7 |
37,0 |
25,7 |
38,5 |
25,1 |
38,0 |
25,9 |
39,4 |
23,2 |
РПЦ |
72,1 |
14,7 |
72,8 |
14,1 |
70,5 |
15,1 |
71,0 |
15,1 |
71,0 |
15,6 |
69,7 |
16,3 |
68,9 |
18,8 |
Оппозиция |
31,0 |
37,0 |
29,7 |
37,7 |
29,8 |
38,8 |
28,6 |
38,8 |
30,9 |
38,9 |
30,7 |
39,5 |
30,3 |
39,1 |
Народное представительство воплощается не только в создании соответствующих органов, формировании их состава. Должны быть постоянные связи депутатов со своими избирателями, всеми слоями населения <14>. Об этой стороне представительства многие депутаты и иные выборные лица предпочитают не упоминать. Полагаем, что возможности претендовать на участие в представительстве народных интересов в выборных органах должны быть равными для всех граждан и их объединений. Безусловно, это вызовет больше сложностей при формировании представительных органов, однако они будут в полной мере воплощать интересы населения и отвечать перед ним за свою деятельность.
--------------------------------
<14> Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме. С. 40.
Очевидно, что возможности участия общественных объединений и иных некоммерческих организаций в жизни государства и общества далеко не исчерпаны. Потребности современного российского общества состоят не в создании организаций, ставящих перед собой политические цели, а в формировании общественных институтов, обеспечивающих реализацию насущных социальных нужд граждан. Уровень их развития во многом соответствует уровню развития гражданского общества в России в целом и характеризуется как период становления.
Литература
1. Абакумов С.А. Гражданское общество и государство в России: реалии и перспективы развития и взаимодействия. URL: http://www.nogo.ru/articles/abak5.doc (дата обращения: 10.08.2016).
2. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М., 2011.
3. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы. М., 1996.
4. Курячая М.М. Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 12. С. 37 - 40.
5. Курячая М.М. Электронная демократия как вызов современной правовой политики // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 41 - 44.
6. Курячая М.М. Электронное правосудие как необходимый элемент электронной демократии в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 7. С. 52 - 54.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных