Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАГАДКИ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕССЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Ю.А. ТИХОМИРОВ
Принятие решений: ситуационный или научный подходы. В жизни каждого человека и общества в целом важное значение имеет принятие решений. Большая роль в этом процессе отводится праву, без которого невозможно представить ни принятия решений в сфере общественных вопросов, ни разрешения проблем личного характера или противоречий между странами и государствами. Правовое воздействие, представляющее собой некий интеллектуально-волевой комплекс, позволяет определять цели и средства принятия решений в ближайшем и отдаленном будущем.
Решения различаются между собой по сфере, объекту воздействия и, конечно, по субъектам, которые их принимают. Решения сопровождают нас повсюду на протяжении всей жизни, поэтому данная тема постоянно находится в поле зрения юридической науки и практики. В широком смысле и законы можно признать стратегическими решениями, как и подзаконные акты, а также действия, предпринятые с помощью технических средств в так называемом виртуально-правовом пространстве.
Решение представляет собой познаваемое явление, которое позволяет определять меру воздействия на тот или иной процесс. Социальные процессы весьма разнообразны и сложны. Одни известны давно, другие - в меньшей степени, третьи можно предвидеть интуитивно либо с помощью прогностических инструментов.
В ходе принятия решений необходимо оценить имеющиеся ресурсы, определить с большей или меньшей достоверностью намечаемые цели и рассчитать возможные последствия. Последнее обстоятельство, к сожалению, плохо учитывается и в юридической науке, и в практике. Неудивительно, что немало решений различного характера на протяжении длительной истории и в современный период принимались с ошибками. Приведем их краткую классификацию, которая имеет условный характер: а) решения, которые не опираются на точные расчеты; б) решения, принимаемые не на том уровне и не вполне компетентным субъектом; в) решения, принимаемые вне строгой системы связей между собой; г) решения малозначительные, когда достаточно либо традиций, либо механизмов саморегулирования, которым свойственны свои решения; д) решения, вызывающие ненужную цепь событий и порождающие процессы, которые потом трудно видоизменить и даже приостановить.
Что требуется для того, чтобы решения соответствовали высокому уровню предназначения, с которым их связывают люди? Решения должны быть приняты в ритме общественного развития, позволяющем, с одной стороны, правильно отражать происходящие изменения, с другой стороны, воздействовать с некоторым опережением и предвидением возможных рисков и отклонений. Это удается далеко не всегда, поэтому полагаем возможным обратить особое внимание теоретиков, ученых и практиков на возникающие "правовые заторы" и пробелы, а также на сочетания разных правовых регуляторов, действующих в обществе не изолированно.
Особо подчеркнем насущную необходимость изучения возросшей роли взаимодействия традиционных правовых регуляторов с нормами этики, морали, религии и технологическими нормативами. Это отражает логику научно-технического прогресса, процессов цифровизации и виртуализации, т.е. правового освоения виртуального пространства, где существует много "правовых пустот" и спорных в плане регулирования "зон". Это новая для юридической науки проблема, которая требует постоянного внимания.
Разнообразие решений и их признаков диктует необходимость изучения сложной динамики общественных структур, определения верного соотношения решений на разных уровнях управления, что позволит выстроить последовательность возможных решений и избежать некоторой функциональной суеты, которая подчас снижает потенциал принимаемых решений. При этом важно учитывать категории лиц, разрабатывающих, принимающих и выполняющих решения, степень их самостоятельности, влияющей на выбор действий, а также специфику ситуации и внешних условий.
В научной литературе много десятилетий разрабатывается тема решений <1>. Однако подготовленные исследования, которые учитывают положительный опыт, не всегда осваиваются юридически компетентными лицами и органами. В результате пассивного отношения и даже безразличия не используется творческий потенциал науки, хотя и ей необходимо более тщательно осваивать закономерности государственно-правового и социально-экономического развития, не задерживаясь на поверхности слишком очевидных выводов. Изучение и обсуждение нормативных актов позволили автору настоящей статьи подготовить монографию "Теория закона" <2>, которая стала шагом вперед в преддверии глобальных перемен в государстве, когда пришлось менять подходы, обновлять законодательство, отказываться от того, что не вполне оправдало себя.
--------------------------------
<1> См., например: Тихомиров Ю.А. Управленческие решения. М., 1971; Проблемы совершенствования советского законодательства: труды N 20 / гл. ред. И.Н. Кузнецов. М., 1981; Литовкин В.Н. Неполно исследованные обстоятельства дела являются основанием к отмене судебного решения, вступившего в законную силу // Комментарий судебно-арбитражной практики: Вып. 4 / отв. ред. В.Ф. Яковлев. М., 1997; Эффективность закона (методология и конкретные исследования): сб. ст. / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1997; Хабриева Т.Я. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: науч.-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006; Административная реформа в субъектах Российской Федерации: науч.-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2008; Авакьян С.А. Парламентаризм в России: идеи и решения // Вестник Московского университета. Серия "Право". 2006. N 2. С. 3 - 19.
<2> Подробнее см.: Тихомиров Ю.А. Теория закона: монография. М., 1982.
Важно отметить развитие научной мысли в этой сфере. Большой интерес представляет изданная в 2023 г. пятитомная Летопись российской юридической науки, в которой содержится характеристика эволюции отраслей права и отраслевых комплексов, отражен поиск оптимальных способов в принятии государственных решений, которые "начинены" различными юридическими действиями <3>.
--------------------------------
<3> См.: Летопись российской юридической науки: в 5 т. / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2023.
Хотелось бы упомянуть и книгу "Законы общества и окружающего мира", которая позволяет глубже уяснить современную ситуацию, оценить сложности и противоречия между разными слоями общества и государствами, определить пути укрепления правопорядка, обеспечения устойчивости и неуклонного развития в нашей стране <4>. В монографии подчеркивается, что схема решений, несмотря на ее привычность и подкрепленность различными теориями, включая зарубежные, по-прежнему остается недостаточно разработанной. Дело в том, что наука и практика в основном отталкиваются от эволюционных теорий развития. Так, метод экстраполяции позволяет предвидеть последовательную линию правового регулирования. Между тем жизнь показывает наличие сложных и неожиданных ситуаций, которые возникают в силу не только объективных событий, но и, например, политического фактора. Политика всегда была и остается важнейшим регулятором общественных процессов, позволяя определять ценности и приоритеты для людей, сообществ, органов власти и государств в целом. Стремление некоторых юристов деполитизировать юридическую науку в 1990-е гг. - явное преувеличение. Политика была и остается важнейшим инструментом определения целей, влияния на сознание и поведение людей.
--------------------------------
<4> См.: Тихомиров Ю.А. Законы общества и окружающего мира: монография. М., 2023.
Надеемся, тема решений привлечет больше внимания тех, кто работает в государственных и муниципальных органах, кто занимается бизнесом, кто участвует в деятельности институтов гражданского общества. Именно последнее обстоятельство вселяет оптимизм в условиях неопределенности.
Выделим еще одну разновидность решений. До сих пор решения в сфере международно-правовых отношений рассматривались преимущественно и даже исключительно в рамках международного публичного и международного частного права. К сожалению, даже в специальных трудах по теории решений они не включались в общую категорию способов воздействия. В связи с этим сделаем краткие пояснения.
Международно-правовые решения по характеру и целеориентации содержат разного рода нормы, стандарты и рекомендации, включая популярное некоторое время тому назад "мягкое право". Уместно выделить решения международного характера по субъекту их принятия. Речь идет о решениях универсальных международных организаций, таких как ООН, Совет Безопасности. Важную роль призваны играть так называемые функционально-отраслевые институты, в частности МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.
Выделим также межгосударственные объединения, которые заняли прочное место на политико-географической карте. Это межгосударственные (интеграционные) объединения: Союзное государство России и Беларуси, ЕАЭС, СНГ, Европейский союз; организации межгосударственного сотрудничества: Совет Европы, Организация американских государств, Лига арабских государств, Африканский союз, ШОС, БРИКС; международные функционально-отраслевые организации: МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.
В современных противоречивых ситуациях, когда упомянутые институты действуют не так эффективно, стали возникать ситуационно-сырьевые объединения, например ОПЕК.
Каково содержание решений в сфере международных отношений? Они содержат целевые установки, стандарты, рекомендации, предписания запрещающего характера, предписания, допускающие выбор национальных средств их реализации. Понятно, что такие решения отражают прежде всего разные степень и объем согласования политики и действий государств на мировой арене, не обладают одинаковой юридической силой.
Напомним, что в период после Второй мировой войны наблюдались разные подходы к принятию полномасштабных и профилированных международных решений. На это влияла и влияет международная и национальная динамика. В настоящее время мы наблюдаем, к сожалению, довольно резкое ослабление и даже разрывы в ходе согласования целесообразных международных решений. Как в этом плане можно оценить "смещенные в сторону" международные решения по сохранению климата и природных ресурсов? Как можно объяснить сужение возможностей согласованных действий в сфере безопасности, правопорядка, энергетических ресурсов? Многие из этих решений остались в стороне либо их действие приостановлено.
Возникает феномен своеобразной регионализации порядка принятия и реализации международных решений, когда они принимаются в силу чрезмерного давления национальных экономических интересов отдельных стран. Вместе с тем очевидно, что ослабляется потенциал возможных конструктивных решений во благо государств и народов мира для сохранения жизни на земле.
Тема решений в международной сфере сейчас приобрела драматический характер, и к ней нужно относиться с полным пониманием общечеловеческой ответственности. Вспомним, что в истории были случаи, когда народы выступали в защиту мира для предотвращения войны, когда экологические беды неизбежно соединяли людей для согласованных решений. Добавим, что и здесь анализ последствий решений имеет первостепенное значение и полагаться лишь на внешние резолюции, директивы, согласования, совместные действия было бы явным преувеличением и далеко не реалистическим делом.
Сказанное о причинах внутренних и международных решений связано с проблемой сознания, ценностей и поведения человека, групп людей, лидеров и, наконец, населения стран. В связи с этим важно продолжить разработку ранее исследованных проблем о феномене правового человека, обладающем не столько некой схематичностью, сколько необыкновенной подвижностью и зависимостью от событий в стране и мире, от влияния внешней среды, от воздействия других концепций, взглядов и позиций <5>.
--------------------------------
<5> См., например: Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука. М., 2020; Правовое пространство: границы и динамика: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2019; Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. М., 2012; Правовой статус человека и гражданина в меняющемся мире: монография / отв. ред. А.Е. Постников. М., 2023; Правовое управление в кризисных ситуациях: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2022.
Векторы правовой мысли. Как отмечено выше, воздействие общества и государственно-правовых институтов происходит в соответствии с целями, решениями и действиями людей и их объединений. В данном случае необходимо кратко охарактеризовать роли человека и широких масс населения в правовой сфере. Главной отправной позицией при этом является анализ модели и реальной жизнедеятельности человека. Выделим характеристику правового человека, которая предполагает, во-первых, правильное понимание им роли права в государстве и обществе, во-вторых, его обоснованные правомерные решения и действия, в-третьих, объективную юридическую оценку им совершенных действий и их последствий.
Правовой человек в государстве играет разные социально-правовые роли. Это могут быть активная гражданская позиция и креативное правосознание, а также послушное соблюдение правовых норм либо, напротив, осмысленное или невольное отторжение правовых регуляторов, непринятие и критицизм в отношении действующего права. Особое значение в этой характеристике имеет критическое правосознание, которое не только фиксирует и отражает события, но и способно формировать целевые правовые состояния. Это - труднейшая задача, но в современных условиях именно она позволяет находить правильное решение в противоречивых и весьма динамичных обстоятельствах. Громадные скорости социальных процессов требуют умелого сочетания ценностей стабильных правоположений и гибких способов правового регулирования. Это позволит придать устойчивость правовым состояниям даже в труднейших условиях.
Конечно, требует серьезного внимания преодоление невысокого уровня правосознания, намеренных или случайных юридических ошибок. Вообще проблема юридических ошибок заслуживает специального анализа в юридической науке и практике, поскольку кризисные явления в настоящее время доминируют.
От органов публичной власти, бизнеса, институтов гражданского общества зависит последовательное правовое воспитание и формирование устойчивого правомерного поведения. Полагаться на стихийность здесь нельзя.
Многие десятилетия юридическая наука превозносила метод экстраполяции - прямолинейного распространения тенденций сегодняшнего дня на последующие. Это казалось удобным для восполнения пробелов в правовых массивах, но реальность дала сигнал другого рода. Последние годы в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ разрабатывается концепция опережающего воздействия на социальные процессы <6>. Именно опережающего, а не только пассивного, фиксирующего сложившиеся факты, условия, отношения. Однако для того, чтобы работать на опережение, тем более в праве, необходим мощный потенциал: нормативный, информационный, структурный, институциональный и, конечно, поведенческий. В настоящее время он только формируется.
--------------------------------
<6> Подробнее см.: Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски: монография. М., 2015; Правовые модели и реальность: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Рафалюк, Н.И. Хлуденева. М., 2014; Тихомиров Ю.А. Право: момент покоя или опережающее воздействие на социальные процессы? // Журнал российского права. 2020. N 4. С. 5 - 16.
В праве он уже реализуется с помощью разработки норм-стимулов, норм-поощрений, а также норм, предусматривающих государственную поддержку. Научному сообществу предложена юридическая "Таблица Менделеева" <7>, которая позволяет четко определять критерий выбора регулятора в разных сферах и ситуациях, учитывать разные способы воздействия (не только нормативные, но и, например, этические) на поведение субъектов права и принимать во внимание различную реакцию адресатов правовых норм.
--------------------------------
<7> Подробнее см.: Тихомиров Ю.А. Законы общества и окружающего мира... С. 33 - 39.
Важное значение сегодня приобретает юридическое прогнозирование, которое позволяет усилить вариативное мышление, подобрать варианты регулирования, оценивая их последствия. Его неотъемлемой составляющей должно стать такое научное направление, как рискология, близкая по сути к юридической конфликтологии. Однако теория рисков должна быть представлена очень широко с учетом специальной методики оценки последствий, которые бывают непредвиденными даже в условиях научного прогнозирования.
Представляется, что проблема юридической науки на современном этапе заключается в том, чтобы развивать поведенческий аспект, от которого зависит практическое воплощение в жизнь идей и инициатив. При этом нельзя терять тематику правосознания. "Текстовое право" в определенной степени сдерживает наше вариативное мышление. В то же время динамичное правосознание позволяет совершать правомерные поступки, далее измерять их, видеть последствия. Это то, что в конце концов дает нам ориентацию на получение конечного результата. Вот тогда потенциал юридического воздействия, наша творческая мысль, не только юридическая, но и активная гражданская, будут способствовать мощному гражданскому подъему, который всегда есть и будет опорой прогрессивных преобразований и устойчивого развития нашей страны.
В контексте сказанного целесообразно уделить особое внимание постановке и решению проблемы роли права как созидателя новой социальной реальности. При консервативном мышлении такая постановка вопроса может показаться слишком смелой, однако, полагаем, для нее имеются необходимые условия.
Что означает "новая социальная реальность" как объект правового воздействия? Это сложное комплексное явление, в котором противоречиво сочетаются разные элементы: конкретные материальные объекты (различного рода имущество и др.), многообразные природные ресурсы и в целом динамика природной среды, подвижные состояния социальных сообществ людей, социально-правовые учреждения и институты, уровень правосознания, система органов публичной власти и процедуры управления, современные информационные технологии и другие составляющие правового и виртуального пространства.
Каким образом право может воздействовать на сохранение устойчивости, преемственности и динамичности социальной реальности? Юридической науке и практике еще предстоит решить этот вопрос. Оправданно выделить разные формы и способы правового воздействия на формирование новой социальной реальности. К ним можно отнести идеологическое влияние, психологию общения, участие в различных политических и иных объединениях и структурах. Вполне оправданным будет выделение традиционного правового регулирования, которое предполагает признание, поддержку, охрану и защиту, стимулирование, ограничение, запреты, санкции и т.д. В этом сегменте социальной реальности также предстоит найти гармоничное сочетание регуляторов.
Теория права и отраслевые науки могли бы, по нашему мнению, более основательно разрабатывать подвижное соотношение императивов, альтернатив и саморегулирования. Здесь во многом поможет упомянутая юридическая "Таблица Менделеева", в которой предусмотрена своеобразная матрица взаимовлияния сфер, ситуаций, юридических положений, этических и иных норм, подвижность состояний социальных учреждений и институтов и, наконец, влияние внешней международной среды.
Разумеется, полагаться только на упомянутые инструменты недостаточно, поскольку решающее значение имеют созидательный труд всех слоев общества и заинтересованное отношение к решению государственных задач. Многое зависит от гармоничного взаимодействия людей, от преодоления отчужденности и резкой противоположности позиций, когда возникает некий синергетический социальный эффект от сочетания всех элементов бытия человеческих сообществ. К сказанному уместно добавить широко развивающийся процесс цифровизации, который влияет на формирование новых оперативных коммуникаций между людьми, учреждениями и структурами. В результате отпадают некоторые устаревающие способы правового регулирования, изменяются векторы действующего, появляются новые человеко-машинные регуляторы <8>.
--------------------------------
<8> Подробнее см.: Права человека в информационной сфере в условиях цифровизации: науч.-практ. пособие / отв. ред. Л.К. Терещенко. М., 2023; Цифровая трансформация и государственное управление: науч.-практ. пособие / редкол.: Л.К. Терещенко, А.С. Емельянов, Н.А. Поветкина. М., 2022; Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: науч.-практ. пособие / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М., 2022; Тенденции цифровизации исполнительной власти в зарубежных странах: науч.-практ. пособие / отв. ред. А.Н. Пилипенко. М., 2021.
Есть надежда, что изложенные соображения окажут позитивное воздействие и на теорию права, и на юридическую практику, и на преодоление кризисных ситуаций.
Краткие выводы.
1. Исследование механизма правового воздействия в окружающем мире представляет собой важный канал взаимодействия общества и государства. В нем сочетаются нормативный, институциональный и поведенческий аспекты, исследование которых остается в повестке дня для науки и практики.
2. Процессы в мире разнообразны и противоречивы. Не всегда удается найти и использовать нужные средства воздействия. Поиск надо продолжать.
3. В исследовании подвижного соотношения императивов, альтернатив и саморегулирования помогут юридическая "Таблица Менделеева", прогнозы и диагностика рисков.
4. Возникла проблема сочетания стабильности и быстрой изменчивости регуляторов. Темпы современной жизни усложняют поиск решений.
5. Обострилась проблема научной компетентности кадров. Настало время вводить шкалу показателей.
6. Наука призвана помочь обществу в условиях неопределенности обеспечить устойчивое развитие, укрепление правопорядка и безопасности.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Парламентаризм в России: идеи и решения // Вестник Московского университета. Серия "Право". 2006. N 2.
2. Административная реформа в субъектах Российской Федерации: науч.-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2008.
3. Летопись российской юридической науки: в 5 т. / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2023.
4. Литовкин В.Н. Неполно исследованные обстоятельства дела являются основанием к отмене судебного решения, вступившего в законную силу // Комментарий судебно-арбитражной практики: Вып. 4 / отв. ред. В.Ф. Яковлев. М., 1997.
5. Права человека в информационной сфере в условиях цифровизации: науч.-практ. пособие / отв. ред. Л.К. Терещенко. М., 2023.
6. Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. М., 2012.
7. Правовое пространство: границы и динамика: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2019.
8. Правовое управление в кризисных ситуациях: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2022.
9. Правовой статус человека и гражданина в меняющемся мире: монография / отв. ред. А.Е. Постников. М., 2023.
10. Правовые модели и реальность: монография / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Рафалюк, Н.И. Хлуденева. М., 2014.
11. Проблемы совершенствования советского законодательства: труды N 20 / гл. ред. И.Н. Кузнецов. М., 1981.
12. Тенденции цифровизации исполнительной власти в зарубежных странах: науч.-практ. пособие / отв. ред. А.Н. Пилипенко. М., 2021.
13. Тихомиров Ю.А. Законы общества и окружающего мира: монография. М., 2023.
14. Тихомиров Ю.А. Право: момент покоя или опережающее воздействие на социальные процессы? // Журнал российского права. 2020. N 4.
15. Тихомиров Ю.А. Право: прогнозы и риски: монография. М., 2015.
16. Тихомиров Ю.А. Теория закона: монография. М., 1982.
17. Тихомиров Ю.А. Управленческие решения. М., 1971.
18. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука. М., 2020.
19. Хабриева Т.Я. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: науч.-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2006.
20. Цифровая трансформация и государственное управление: науч.-практ. пособие / редкол.: Л.К. Терещенко, А.С. Емельянов, Н.А. Поветкина. М., 2022.
21. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: науч.-практ. пособие / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М., 2022.
22. Эффективность закона (методология и конкретные исследования): сб. ст. / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 1997.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.