Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПРЯМОМ ДЕЙСТВИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
А.Ю. НОВОСЕЛЬЦЕВ
Еще до выхода России из Совета Европы 15 марта 2022 г. в нашей стране обсуждались следующие предложения: создать Российский суд по правам человека <1>; аналог ЕСПЧ в рамках более дружественных по отношению к России международных организаций <2>; передать Конституционному Суду РФ полномочия по проверке на соответствие Конституции РФ судебных решений иных судов <3>. Все перечисленные предложения сложно назвать приоритетной задачей для российского правосудия.
--------------------------------
<1> Машковский В. Замена ЕСПЧ? Зачем России собственный суд по правам человека // Национальная служба новостей. 2020. 10 декабря.
<2> В России начали создавать альтернативу ЕСПЧ. URL: https://ria.ru/20220602/espch-1792634072.html?ysclid=ldgqriznz2560395528 (дата обращения: 29.01.2023).
<3> Кравченко Д. Нам нужен "Российский Европейский суд" // Новая адвокатская газета. 2015. 23 декабря.
Как отмечает И.Л. Честнов, "права человека, закрепленные в международно-правовых актах и конституциях всех стран мира, занимают несколько странное положение в системе права: сами по себе они не относятся ни к нормам права, ни к правоотношениям. Пожалуй, они ближе к принципам права, но в прямом смысле слова таковыми не являются" <4>. По мнению ученого, с которым автор полностью согласен, "права человека есть политика, которая приспосабливает этические ценности и идеалы к конкретным ситуациям" <5>.
--------------------------------
<4> Честнов И.Л. Политика прав человека в постсовременном мире // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. N 4. С. 66.
<5> Там же. С. 72.
Права человека могут выступать ориентиром развития общества и государства, но они совершенно непригодны в качестве регулятора общественных отношений. Таким регулятором может быть только право, которое представляет собой совокупность прав и обязанностей. Право выступает в роли социального светофора, позволяющего избежать агрессивных стычек и столкновений в обществе. В этих целях право определяет границы, меру прав человека, и только в таком виде права и свободы могут применяться судебными и исполнительными органами. Исходя из этого, неприемлемым является прямое действие прав и свобод, перечисленных в конституциях и международных конвенциях.
Концептуальной базой прямого действия прав и свобод служит естественно-правовая концепция прав человека, которая представляет собой архаичные взгляды ученых-энциклопедистов XVIII в. на общество и человека. Естественно-правовая концепция утверждает о якобы самостоятельном существовании основных прав и свобод вне нормативного регулирования и конкретных правоотношений, исходя из их естественного происхождения. Как полагают сторонники данной концепции, права человека имеют непосредственно действующий характер. Даже при отсутствии регламентирующих их применение законов и иных нормативных актов суды, административные органы обязаны принимать решения в защиту прав и свобод человека.
Данное утверждение является глубоко популистским. Все права человека являются отражением человеческих потребностей, удовлетворение которых приводит к конфликту интересов. А значит, и права одного человека могут быть конкурентны правам другого. Решить эту проблему путем прямого действия прав человека не представляется возможным в силу высокой степени их абстрактности. Например, каждый имеет право на жилище. Означает ли это, что человек, не имеющий жилья, вправе вселиться в помещение временно отсутствующего собственника? Если руководствоваться естественно-правовой концепцией, то ответ будет положительный. В последние несколько лет захват чужой недвижимости стал популярен в странах, в которых частная собственность всегда считалась священной. Следует отметить, что собственник жилья в Европе не может обратиться в полицию - выселение захватчиков возможно только в судебном порядке. При этом суды, принимая во внимание абстрактное право каждого на жилье, могут вынести решение и не в пользу истца <6>.
--------------------------------
<6> Сквоттинг: как в Англии захватывают чужие дома. URL: https://zen.yandex.ru/media/oknoved/skvotting-kak-v-anglii-zahvatyvaiut-chujie-doma-5e2d891d74f1bc00ade98bf3 (дата обращения: 15.02.2023).
Как полагает М. Игнатьев, "те, кто считают, что во Всемирной декларации прав человека представлен исчерпывающий перечень всех желаемых целей человеческой жизни, не понимают, что эти цели и идеалы, такие как свобода и равенство, свобода и безопасность, частная собственность и справедливость, распределение благ, противоречат друг другу, а следовательно, вытекающие из них права также находятся в конфликте" <7>. Например, свобода и равенство. Там, где есть свобода, не может быть равенства, поскольку более успешные люди займут лучшее положение в обществе, чем менее успешные. Таким образом, только нормативное регулирование способно установить баланс интересов сторон в конкретном правоотношении.
--------------------------------
<7> Цит. по: Честнов И.Л. Указ. соч. С. 68.
Для сторонников естественно-правовой концепции все права человека являются не гражданскими, а общечеловеческими, существуют независимо от обязанностей и поэтому пронизаны эгоизмом и индивидуализмом. Они объявляют права человека высшей ценностью. Однако если каждый будет считать только свои права и свободы высшей ценностью и презирать права других людей, то это уже не гражданские, а бандитские права, когда из всего многообразия прав и свобод остается только право силы. По мнению автора, высшей ценностью является достижение баланса между личными и общественными интересами, обеспечить который может только нормативное регулирование. В.П. Эфраимсон справедливо полагал, что "в конечном счете назначение государства заключается в решении неизбежных конфликтов между личным и социальным, в том, чтобы потребности личности не удовлетворялись во вред обществу и чтобы интересы общества удовлетворялись не за счет подавления прав личности" <8>.
--------------------------------
<8> Эфраимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман; Аста-пресс, 1995. С. 25 - 26.
Баланс между личными и общественными интересами устанавливается законодателем путем определения объема, или меры, свободы. Однако меру свободы невозможно закрепить раз и навсегда. Она является весьма подвижной и определяется историческими, экономическими, культурными факторами, а также внешне- и внутриполитической ситуацией. Так, советское уголовное законодательство 1930-х годов в условиях полного враждебного окружения страны допускало длительные сроки лишения свободы даже за политические анекдоты. Необходимость в этом отпала после достижения военного паритета с блоком НАТО, следствием чего стало подписание СССР Хельсинкского акта по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В России политическую задачу по оперативной коррекции меры свободы, не прибегая к громоздкой законодательной процедуре, решает Конституционный Суд РФ. Например, Суд разъяснил гражданке Т.В. Пыкиной, что заключение договора краткосрочного найма жилого помещения не предполагает у нее права проживать в квартире собственника без оплаты и вести с ним судебные процессы о расторжении договора и выселении <9>. Он устанавливает, в какой мере применение закона противоречит Конституции РФ, и это влечет пересмотр ранее вынесенных по делу решений иных судов. Так, ч. 7 ст. 53.1 УК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в которой она не сбалансирована в системе действующего правового регулирования гарантиями возможности применения иных вариантов смягчения наказания осужденному старше шестидесяти лет <10>. Таким образом, Конституционный Суд РФ создает судебные прецеденты, признавая закон неприменимым к данному конкретному случаю.
--------------------------------
<9> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июня 2022 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 310, пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 450, пункта 2 статьи 450.1 и абзаца второго пункта 2 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.В. Пыкиной" // СПС "КонсультантПлюс".
<10> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2022 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности части седьмой статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Н. Егорова" // СПС "КонсультантПлюс".
Что же касается судебных решений, то их можно проверять только на соответствие закону, а не правам человека. Отсутствие в конвенционном правосудии нормативной базы сближает его с традиционной системой права, которая всегда вызывала резкую критику у европейцев. Вызывает удивление, почему Совет Европы не замечает сходства между вынесением решения на основании предельно абстрактных норм Европейской конвенции и столь же абстрактных положений Библии или Корана. Это выглядит так, как если бы российский судья разрешал дело, руководствуясь не формально-определенными положениями закона, а этическими представлениями героев русских народных сказок.
Существуют и другие негативные аспекты наделения Конституционного Суда РФ полномочиями по проверке решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов по конкретным делам на соответствие правам человека. Как отмечает А.Н. Кокотов, такие решения "объективно подталкивают его к фактическому занятию ниши высшей судебной инстанции в рамках осуществления не только конституционного, но также гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. То есть той ниши, которую в силу статьи 126 Конституции РФ занимает Верховный Суд РФ. Кроме того, такой шаг приведет к резкому росту нагрузки на Конституционный Суд РФ... Как следствие, у него снизится возможность для эффективного осуществления своего главного предназначения - проверки конституционности нормативных актов" <11>. К нарушению правовой определенности приведет и создание Российского суда по правам человека, который займет положение "над Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ" <12>.
--------------------------------
<11> Кокотов А.Н. Конституционный Суд России как суд по правам человека // Журнал конституционного правосудия. 2022. N 2 (86). С. 4.
<12> Огнева Е.А. Российский суд по правам человека: pro et contra // Российский судья. 2022. N 2. С. 63.
По сравнению с естественно-правовой более предпочтительной представляется позитивистская концепция прав и свобод. Она справедливо утверждает, что все без исключения права человека являются позитивными, т.е. не могут существовать вне конкретных правоотношений, где каждому праву соответствует обязанность. Как полагал немецкий юрист К. Бергом, "естественное право, не будучи выраженным в законах, является не более чем предположением, чем-то субъективным и фиктивным, что, будучи принятым за явление правового порядка, влечет за собой разрушение порядка и анархию" <13>. Еще более определенно высказался по этому поводу русский философ Б.Н. Чичерин: "Учение о неотчуждаемых и ненарушимых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не может касаться, есть учение анархическое... При таком порядке каждый делается судьей своих собственных прав и обязанностей, начало, при котором общежитие немыслимо. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству" <14>.
--------------------------------
<13> История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 404.
<14> Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманитарной академии, 2005. С. 21.
Естественно-правовую концепцию продвигают олигархические режимы, в которых политическая власть принадлежит торговым корпорациям. Благодаря влиянию США ее основные положения вошли во все международные соглашения по правам человека, а также национальные конституции. Позитивистской концепции придерживаются государства, в которых "торговое сословие" никогда не претендовало на политическую власть. Уже при принятии Всеобщей декларации прав человека 1948 г. возникли острые дискуссии между представляющими различные культуры государствами о природе прав человека. Из-за сложностей в согласовании текста декларации голосование по нему происходило 1 400 раз <15>.
--------------------------------
<15> См.: Ковалев А.А. Международная защита прав человека. М.: Статут, 2013. С. 39.
В заключение можно сделать вывод, что прямое действие прав человека, перечисленных в конвенции или конституции, несовместимо с охраной общественного порядка и реальной защитой прав и свобод. На соответствие правам человека можно проверять только нормативные акты, а не судебные решения. Поэтому нет смысла искать для России альтернативу ЕСПЧ в виде конвенционного суда по правам человека с другим составом участников. Такая альтернатива уже существует, и это Конституционный Суд РФ. По этой же причине нет необходимости и в создании национального суда, устанавливающего соответствие судебных решений правам человека в Конституции РФ.
Литература
1. История политических и правовых учений: учебник / под редакцией О.Э. Лейста. Москва: Юридическая литература, 1997. 576 с.
2. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное пособие / А.А. Ковалев. Москва: Статут, 2013. 591 с.
3. Кокотов А.Н. Конституционный Суд России как суд по правам человека / А.Н. Кокотов // Журнал конституционного правосудия. 2022. N 2 (86). С. 1 - 6.
4. Кравченко Д. Нам нужен "Российский Европейский суд" / Д. Кравченко // Новая адвокатская газета. 2015. 23 декабря.
5. Машковский В. Замена ЕСПЧ? Зачем России собственный суд по правам человека / В. Машковский // Национальная служба новостей. 2020. 10 декабря.
6. Огнева Е.А. Российский суд по правам человека: pro et contra / Е.А. Огнева // Российский судья. 2022. N 2. С. 61 - 64.
7. Честнов И.Л. Политика прав человека в постсовременном мире / И.Л. Честнов // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. N 4. С. 66 - 74.
8. Чичерин Б.Н. Собственность и государство / Б.Н. Чичерин. Санкт-Петербург: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005. 822 с.
9. Эфраимсон В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфраимсон. Санкт-Петербург: Талисман; Аста-пресс, 1995. 279 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.