Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ОТ ПРОТИВОСТОЯНИЯ К СОТРУДНИЧЕСТВУ (ПО МОТИВАМ ОДНОЙ СТАТЬИ Д.Л. ЗЛАТОПОЛЬСКОГО)
М.С. МАТЕЙКОВИЧ
Д.Л. Златопольский, 90-летие со дня рождения которого отмечалось 12 декабря 2009 г., без преувеличения является классиком в сфере исследования федеративных отношений. Его докторская диссертация на тему: "Правовые проблемы советской федерации", защищенная в 1963 г. в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова, была не только прорывом в юридической науке (прежде всего, благодаря жесткой постановке вопроса - "проблемы"), но и актуальным научным бестселлером на многие десятилетия вперед.
Мне же хочется обратить внимание на великого гуманиста Д.Л. Златопольского, который внес не менее заметный вклад в развитие учения о свободе личности. Его подходы отличались фундаментальностью, он не терпел научного мелкотемья и был одним из немногих, кто в рамках одного печатного листа мог системно изложить несколько актуальных оригинальных идей по такой глобальной проблеме, как основы взаимоотношений государства и личности <1>. Это отнюдь не банальный и очевидный вопрос, мы еще слишком далеко от разрешения заложенных в нем противоречий. Д.Л. Златопольский абсолютно точно утверждает, что "государство и личность - центральная проблема конституционных прав, свобод и обязанностей граждан".
--------------------------------
<1> См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1993. Вып. 1. С. 3 - 12.
Между тем в литературе нет абсолютного единства даже относительно конституционной новеллы 1993 г. о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Высказываются суждения о воплощении в данном подходе "западных теорий либерализма", что приводит к неверной расстановке конституционных приоритетов <2>. Нельзя сказать, что и законодатель строго следует в текущей деятельности принципу, изложенному в ст. 2 российской Конституции.
--------------------------------
<2> См.: Вишняков В.Г. Конституционные основы социального государства // Журнал российского права. 2004. N 8. С. 11 - 22.
Как, например, оценить внесенную в стены Федерального Собрания идею повышения транспортного налога в условиях резкого снижения уровня жизни населения на фоне мирового финансового кризиса? Для Д.Л. Златопольского никаких сомнений относительно рассматриваемого принципа не существовало и два десятка лет назад. Он идет гораздо дальше "высшей ценности", для него "каждая личность - огромный, абсолютно неповторимый мир с его удивительным интеллектом, творческими возможностями, эмоциями, страстями, интересами, иными бесчисленными возможностями".
Высшая ценность человека состоит не в приоритете его интересов перед интересами государства. Государство и личность вообще не должны противопоставляться. Отчуждение ряда граждан от проблем государства, правовой нигилизм во многом спровоцированы менталитетом отдельных чиновников, которые олицетворяют государство исключительно с государственным аппаратом, т.е. с собой. Отчасти такая позиция поддерживается законодательно, когда, например, за беззакония должностных лиц расплачиваются бюджеты различных уровней, т.е. налогоплательщики, тогда как подлинные виновники нарушений не несут никакого финансового бремени.
Государство - это особо организованное общество, а общество - это не "совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни", как пишут отдельные социологи <3>, но прежде всего совокупность людей, личностей, объединенных общими интересами. Потеря человеческой личности, ущерб, нанесенный ей, - это потеря, ущерб для всего общества государства. Именно с таких позиций нужно рассматривать конституционное положение о высшей ценности.
--------------------------------
<3> См.: Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология. Тюмень, 2004. С. 81.
Соответственно взаимоотношения личности и государства не замыкаются на диалоге человека с государственным аппаратом и даже с публичной властью как таковой. Взаимодействуя с государством, личность взаимодействует с совокупностью всех людей, и в этом взаимодействии может возникать конфликт частного и публичного интересов.
Ключевым принципом разрешения данного противоречия должен быть принцип равноправия. Отступление от равноправия наталкивает на интересную аналогию. Как известно, в частном праве одним из ключевых понятий является "хозяйственное общество". В хозяйственном обществе нет равенства участников. Здесь правит кумулятивный вотум, т.е. количество голосов, олицетворяющее объем власти, адекватно имущественной доле субъекта. Похожее правило действует в товариществах (их с успехом можно было бы называть и "обществами") собственников жилья: тем больше квадратных метров, чем больше голосов на общем собрании.
Государство не должно превращаться в хозяйственное общество или товарищество собственников жилья, где правит частный интерес. Даже если в государстве на выборах применяется кумулятивный вотум, то он направлен лишь на совершенствование механизмов равноправия. Публичный интерес только тогда публичен, когда им защищено равенство интересов частных.
Увы, на практике дело нередко обстоит совсем по-иному. "...Вряд ли нужно доказывать - писал Д.Л. Златопольский, - что миллионер и рабочий - личности, обладающие... различными возможностями в своих отношениях с государством". Тем самым подтверждается тезис К. Маркса о том, что в условиях буржуазного государства "практическое применение права человека на свободу есть право на частную собственность" <4>.
--------------------------------
<4> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 400.
При этом было бы огромной нелепостью представить Д.Л. Златопольского как ретрограда, антирыночника. Он существенно критиковал существовавшее при социализме отчуждение человека от средств производства, безжизненность конституционных норм о "всенародном опросе" (п. "д" ст. 49 Конституции СССР 1936 г.) и референдуме (ст. 5 Конституции СССР 1977 г.), произвол, массовые репрессии, преследование инакомыслия. Называл реформы жизненно "необходимыми для нашего общества". Выступал за активное сотрудничество со странами Запада, прежде всего в целях защиты прав человека.
Однако Д.Л. Златопольский не мог понять и принять те перекосы общественного развития, которые возникли в период перестройки и сохраняются по сей день, усугубляясь на фоне кризисных явлений в экономике. А разве можем одобрить эти перекосы мы?
Отвергая злоупотребления рыночной свободой, Д.Л. Златопольский активно искал и предлагал на суд общественности известные и новые правовые пути преодоления негативных явлений.
Он был яростным поборником принципа социальной справедливости. Возможно, настал момент, когда этот принцип должен трансформироваться из подразумеваемого в конституционно закрепленный. Должны публично осуждаться как на уровне государственной политики, так и нормативно факты безнравственного расточительства, особенно со стороны государственных служащих и представителей крупных бизнес-структур, активно взаимодействующих с государственными органами. Как, например, можно оправдать в условиях растущей безработицы приобретение органами исполнительной власти субъектов Федерации представительских автомобилей стоимостью, сопоставимой с годовым бюджетом среднестатистического муниципального района центральной России?
При этом важно не допустить опасных перекосов, как то возвращение к практике прогрессивного подоходного налога, от которого прежде всего пострадают люди, получающие заработную плату "по ведомости" в нескольких организациях, а не субъекты "теневой" экономики, привыкшие к расчетам в "конвертах".
Интересно, что видение перспектив общественного развития не ограничилось у Д.Л. Златопольского реализацией принципа социальной справедливости. Он говорил о взаимной ответственности между государством и личностью как "отношениях сотрудничества". Такое сотрудничество требует возрождения практики целенаправленного отбора лиц, наиболее способных к исполнению обязанностей государственной и муниципальной службы, в том числе правоохранительной. Для них должны быть обеспечены устойчивые правовые гарантии продвижения должностного роста вплоть до занятия высших должностей. В этой связи нужно поддержать инициативы Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по формированию кадрового резерва, причем этот процесс нуждается в большей открытости и репрезентативности со стороны экспертного сообщества.
Д.Л. Златопольский обратил внимание на одни из актуальных постулатов современной конституционной экономики: "...приватизация предприятия в различных сферах производства должна осуществляться с таким расчетом, чтобы государственная собственность сохранила заметный удельный вес среди других форм собственности".
Государственная собственность должна превалировать, в частности, в нефтегазовом секторе, бездумная приватизация которого привела к падению нефтедобычи, стагнации геологоразведочных работ, тотальному выкачиванию прибыли и ее распределению между крупнейшими акционерами. Хотя и в этой сфере может присутствовать частный капитал, но через передачу (продажу) мелких пакетов акций рядовым гражданам, арендные отношения.
Приобщение рядового гражданина к активной созидательной экономической жизни, бесспорно, будет способствовать и росту политической активности народа. В отношениях "государство - личность" гражданам отводится самая активная роль. Личность, писал Д.Л. Златопольский, участвует в "процессе создания правовых актов государства благодаря синтезу представительной и непосредственной демократии". Фактически же многие институты непосредственной демократии нуждаются сейчас не в развитии, а в реанимации.
Д.Л. Златопольский приводит в своем исследовании весьма интересный факт: только за 10 лет после принятия Конституции СССР 1977 г. на всенародное обсуждение выносилось более 30 законопроектов и других актов. В настоящее время для подавляющего большинства граждан механизмов участия в законопроектной деятельности на федеральном уровне не существует. Нет права непосредственного инициирования проекта федерального закона, нет даже права участия в процессе внесения поправок в готовый законопроект - согласно ч. 2 ст. 120 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации правом вносить поправки наделены только субъекты законодательной инициативы, перечисленные в ч. 1 ст. 104 Конституции.
Стремительно ограничиваются правовые возможности организации референдума. Конечно, данным институтом непосредственной демократии нельзя злоупотреблять, но соответствующие противовесы должны обеспечиваться процессуальными нормами, а не опустошением перечня возможных вопросов референдума.
Современные вызовы цивилизации - экономические, экологические, демографические и др., по словам Д.Л. Златопольского, подтвержденным много лет спустя, носят уже не региональный, а глобальный характер. Противодействие этим вызовам является задачей в том числе и ученых-правоведов, ответственных за создание на основе достижений юридической классики и современных подходов полноценной научной основы движения России к правовому государству и гражданскому обществу.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.