Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИПЫ ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ НОВЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ПРАВООТНОШЕНИЙ <1>
В.П. ГРИНЕВ
--------------------------------
<1> При подготовке данной статьи использованы электронные тексты документов из СПС "КонсультантПлюс".
Проблемы - это скрытые возможности <2>
--------------------------------
<2> Википедия.
Принципы права являются базовой юридической категорией, выражают сущность права, определяют его содержание и представляют своеобразную квинтэссенцию многовекового опыта правового регулирования определенной сферы общественных отношений <3>.
--------------------------------
<3> Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Самара, 2005.
Что касается проблем реализации принципов права в этих отношениях, то необходимо иметь в виду, что с общетеоретической точки зрения проблема - это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения <4>.--------------------------------
<4> Гринев В.П. К вопросу о требованиях к техническому заказчику в строительстве в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 39. С. 54 - 63; Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20; Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.
Формулировка проблемы, стоящей в виде препятствия на пути к достижению цели, по мнению большинства ученых, само по себе является непростой задачей.
К новым разновидностям правоотношений можно отнести контракты жизненного цикла (далее КЖЦ), предусмотренные частью 16 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве (далее - ГЧП) <5>.
--------------------------------
<5> Гринев В.П. О дифференциации гарантийных обязательств в рамках новых разновидностей правоотношений // Право и экономика. 2016. N 3. С. 50 - 57.
Появление новых разновидностей правоотношений как веление времени явилось следствием необходимости создания правовых условий для привлечения инвестиций в экономику РФ и повышения качества товаров, работ, услуг (далее - ТРУ), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По мнению Д.П. Стригуновой, среди ученых отсутствует единство относительно перечня принципов права <6>, а соответственно, и их реализации. Данное обстоятельство фактически предопределило необходимость анализа действующего законодательства на предмет учета в нем принципов права как исходного начала правового регулирования новых разновидностей правоотношений.
--------------------------------
<6> Стригунова Д.П. Роль общетеоретических принципов права в правовом регулировании международных коммерческих договоров // Право и экономика. 2016. N 3. С. 5.
С этой целью было выбрано 3 федеральных закона, в статьях которых перечисляются принципы права и в соответствии с положениями которых должны строиться соответствующие общественные отношения в регулируемой сфере деятельности.
Содержание этих принципов права в интересах выявления проблем их реализации представлено в составе информационной модели правового пространства России в табл. 1.
Таблица 1
Принципы права в рамках информационной модели правового пространства России (извлечение)
1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" |
||
N п/п |
Принципы государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства (далее - ГЧП и МЧП) - статья 4: |
|
1 |
открытости и доступности информации о ГЧП, МЧП |
|
2 |
обеспечения конкуренции <7> |
|
3 |
отсутствия дискриминации, равноправия сторон соглашения и равенства их перед законом |
|
4 |
добросовестного исполнения сторонами соглашения обязательств по соглашению |
|
5 |
справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашения |
|
6 |
свободы заключения соглашения |
|
2. Закон о контрактной системе (Закон о КС) |
||
N п/п |
Принципы контрактной системы в сфере закупок - статья 6 Закона о КС |
Содержание статей Закона о КС, раскрывающих содержание принципов |
1 |
открытости информации о контрактной системе в сфере закупок |
Открытость и прозрачность информации обеспечиваются путем ее размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) - статья 7 Закона о КС |
2 |
прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок |
|
3 |
обеспечения конкуренции <8> |
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о КС, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, - статья 8 Закона о КС |
4 |
профессионализма заказчиков |
Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ, - статья 9 Закона о КС |
5 |
стимулирования инноваций |
Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции - статья 10 Закона о КС |
6 |
единства контрактной системы в сфере закупок |
Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом о КС и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок, - Статья 11 Закона о КС |
7 |
ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и НПА, принимают правовые акты, регулирующие отношения, касающиеся: 1) планирования закупок ТРУ; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с положениями статьи 15 Закона о КС (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга ТРУ; 6) аудита в сфере ТРУ; 7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок) - ч. 2 статьи 12 Закона о КС |
7.1 |
эффективности осуществления закупок |
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд - ч. 1 статьи 12 Закона о КС |
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) |
||
N п/п |
Принципы - статья 28: |
Описание принципов в статьях БК РФ: |
1 |
единства бюджетной системы РФ |
означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ - статья 29 БК РФ |
2 |
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ |
означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов МСУ) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований - статья 30 БК РФ |
3 |
самостоятельности бюджетов |
означает: - право и обязанность органов государственной власти и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; а также самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; - право органов государственной власти и органов МСУ устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; а также самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ) и предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами МСУ, исключительно в форме межбюджетных трансфертов; |
- недопустимость: а) установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств; б) введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами МСУ изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; в) недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, - статья 31 БК РФ |
||
4 |
равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований |
означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ, - статья 31.1 БК РФ |
5 |
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов |
означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах, - статья 32 БК РФ |
6 |
сбалансированности бюджета |
означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов, - статья 33 БК РФ |
7 |
эффективности использования бюджетных средств |
означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) - статья 34 БК РФ |
8 |
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов |
означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся: - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ; - средств целевых иностранных кредитов (заимствований); - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ; - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ; - отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года; - расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов, - статья 35 БК РФ |
9 |
прозрачности (открытости) |
означает: - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; - обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); - обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы РФ; - стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода) - статья 36 БК РФ |
10 |
достоверности бюджета |
означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета - статья 37 БК РФ |
11 |
адресности и целевого характера бюджетных средств |
означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, - статья 38 БК РФ |
12 |
подведомственности расходов бюджетов |
означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, - статья 38.1 БК РФ |
13 |
единства кассы |
означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с НПА органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов МСУ за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ, - статья 38.2 БК РФ |
--------------------------------
<7> Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ определены Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
<8> См. ссылку 5.
Если рассматривать представленные в табл. 1 принципы права как норму, закрепленную в соответствующем федеральном законе, то, по мнению А.В. Коновалова <9>, их толкование носит официальный характер и относится к категории аутентического толкования в отличие от легального (издаваемого судебными органами) или неофициального (научного или доктринального) характера.
--------------------------------
<9> Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 1329 с. С. 11.
Что касается проблем реализации этих принципов, необходимо иметь в виду, что они по существу представляют собой своеобразную модель юридически значимого поведения, связанного с наличием санкций за их несоблюдение, обусловливающих различные виды ответственности: дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную.
С учетом того что правоотношения между хозяйствующими субъектами базируются на гражданско-правовых отношениях, уместно было бы проанализировать содержание информационной модели принципов права (см. табл. 1) через призму гражданского законодательства. Что обращает на себя внимание - это то, что принципы права в Гражданском кодексе РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) как таковые не сформулированы, а в части 1 статьи 1 ГК РФ <10> указано, что гражданское законодательство основывается на началах, к которым относятся следующие положения:
--------------------------------
<10> Статья 1 "Основные начала гражданского законодательства".
- признание равенства участников регулируемых им отношений;
- неприкосновенность собственности;
- свобода договора;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;
- обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основе аутентичной трактовки содержания этой части ГК РФ можно сделать вывод, что основные начала гражданского законодательства имеют более высокий юридический статус, чем принципы.
Вместе с тем если трактовать эти положения как принципы, то необходимо иметь в виду, что из этого перечня на аутентичном уровне в ГК РФ трактуется свобода договора, в частности, в статье 421 <11>. На положениях этой статьи основано и Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", а также из положений статьи 212 ГК РФ следует неприкосновенность и юридическое равенство всех форм собственности.
--------------------------------
<11> Статья 421 "Свобода договора".
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного следует обратить внимание на то, как принципы права влияют на процесс принятия решения, например, о выборе того или иного субъекта предпринимательской деятельности в качестве поставщика ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, стороны КС или частного партнера применительно к ГЧП (МЧП).
Главное в данных правоотношениях - это кто будет финансировать поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Если финансовые средства будут поступать из бюджета, то это одно, а если будет привлекаться частный капитал - другое.
Именно в рамках КЖЦ, КС или ГЧП (МЧП) возникает ситуация, связанная с ограничением реализации такого принципа права, как свобода конкуренции, поскольку поставщик как сторона КЖЦ, КС или ГЧП (МЧП) будет иметь соответствующие права и обязанности в течение всего срока их действия, а это в некоторых случаях не один десяток лет.
Следует отметить, что цена КЖЦ, КС или ГЧП (МЧП) как один из критериев оценки заявки в рамках конкурентной процедуры может базироваться на сметной прибыли и накладных расходах. Это связано с тем, что снижение цены контракта может быть оправдано только за счет уменьшения накладных расходов, например, путем использования системы контроля качества и реализации концепций информационного моделирования (BIM - Building Information Modeling), бережливого строительства (Lean Constraction) и т.п.
В реализации принципов права важную роль играет схема построения правоотношений, т.е. фактически условия и КЖЦ, и КС, и соглашений о ГЧП (МЧП).
Например, если применительно к строительной отрасли в качестве заказчика КЖЦ рассматривать застройщика <12>, то в качестве поставщика можно видеть технического заказчика, координирующего действия других субъектов, специализирующихся на выполнении определенных видов работ, в частности инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, строительстве.
--------------------------------
<12> Гринев В.П. Застройщик как институт нормоконтроля расходования бюджетных средств в сфере капитального строительства // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 40. С. 96 - 105; Гринев В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств // Право и экономика. 2015. N 7. С. 37 - 44.
При этом важно учитывать, что организация работ в рамках каждого из этих направлений возлагается, как правило, на соответствующих генеральных подрядчиков, в полномочия которых может входить возможность привлечения подрядчиков и субподрядчиков на принципах права, представленных в информационной модели (см. табл. 1).
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что в интересах реализации принципов права в рамках новых разновидностей правоотношений между конкретными субъектами, в конкретных обстоятельствах (как говорится - "здесь и сейчас"), в конкретной экономической ситуации и в конкретной время целесообразно издать свод принципов как единый нормативный правовой акт.
Данная мера могла бы позволить законодателю унифицировать формулировки принципов с целью устранения проблем, связанных с их неоднозначным толкованием, а непосредственным участникам правоотношений понимать свою ответственность за их несоблюдение, с учетом того что и те и другие должны быть заинтересованы в устранении проблем их реализации.
Список литературы
1. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 1329 с. С. 11.
2. Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Самара, 2005.
3. Стригунова Д.П. Роль общетеоретических принципов права в правовом регулировании международных коммерческих договоров // Право и экономика. 2016. N 3. С. 4 - 9.
4. Гринев В.П. Безопасность и саморегулирование в строительстве: новое в порядке допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства; анализ становления и развития института саморегулирования. М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Гринев В.П. Контрактная система как механизм нормоконтроля расходования бюджетных средств // Право и экономика. 2015. N 7. С. 37 - 44.
6. Гринев В.П. Застройщик как институт нормоконтроля расходования бюджетных средств в сфере капитального строительства // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 40. С. 96 - 105.
7. Гринев В.П. К вопросу о требованиях к техническому заказчику в строительстве в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. N 39. С. 54 - 63.
8. Гринев В.П. Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов жизненного цикла // Госзаказ в вопросах и ответах. 2014. N 10. С. 13 - 20.
9. Гринев В.П. Контракты жизненного цикла в строительной отрасли: проблемы правоприменения // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2014. С. 77 - 91.
10. Гринев В.П. О дифференциации гарантийных обязательств в рамках новых разновидностей правоотношений // Право и экономика. 2016. N 3. С. 50 - 57.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.