Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОФИЛАКТИКУ ПРИВЕДУТ В ПОРЯДОК
А. СУХАРЕНКО
Тенденция снижения преступности, наблюдавшаяся в России на протяжении последних восьми лет, в прошлом году сменилась на противоположную. Рост числа учтенных преступлений произошел в 77 регионах страны. При этом удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, достиг 55%. В связи с этим принятие Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" представляется более чем своевременным.
Заметный прирост
По данным ГИАЦ МВД России, в прошлом году было зарегистрировано 2,3 млн. преступлений, что на 9% превышает показатель 2014 года (2,1 млн.). Увеличение числа учтенных преступлений произошло в 77 субъектах РФ. Причем в 39 регионах оно было заметным (более 10%), в 10 - превысило 20%, а в 3 - больше 30%. Если оценивать криминальную ситуацию по уровню преступности на 100 тыс. населения, то окажется, что по стране в целом этот показатель вырос на 8,3%: с 1507,9 до 1633,7. В пяти регионах коэффициент преступности превышает 2,5 тыс., а наибольшее его значение зафиксировано в Забайкалье - 3068,9.
Количество признанных потерпевшими от преступных посягательство увеличилось до 1,6 млн. человек (+6,5%), или до 1155 в расчете на 100 тыс. человек (+6,3%). Среди лиц, признанных потерпевшими, преобладают мужчины. В результате преступлений погибли 32,4 тыс. человек, из них 10,3 тыс. - в результате убийств (+1%), а 6,3 тыс. - умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Кроме того, тяжкий вред здоровью был причинен 45,5 тыс. человек (+4,4%).
Удельный вес числа преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, достиг 54,9% (+1,3%). При этом произошел рост числа лиц, совершивших преступления, признанные рецидивом, на 4,8% (до 133,7 тыс.), опасным рецидивом - на 7,6% (до 16,7 тыс.), особо опасным рецидивом - на 7,5% (до 6,5 тыс.). Количество лиц, совершивших преступления после условно-досрочного освобождения, составило 9,3 тыс.
В минувшем году каждое 20-е расследованное преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Число таких деяний увеличилось на 3,8% и составило 61,8 тыс. (в 2014 году - 59,5 тыс.). Наметилась устойчивая тенденция ухудшения качественных характеристик преступности несовершеннолетних. Продолжает неуклонно увеличиваться количество особо тяжких преступлений, совершенных ими: в 2015 году - 2,1 тыс. (+21,7%). Преступному поведению подростков присущи немотивированная агрессия и жестокость. Растет число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (2014 год - 596, 2015 год - 652). Отсутствие эффективной системы предупреждения молодежной наркомании может стать одной из причин дальнейшего роста таких преступлений. По-прежнему высоким остается удельный вес групповой преступности несовершеннолетних: в 2015 году - 42,2%. Увеличилось число подростков, ранее совершавших преступления (с 14,1 тыс. до 14,3 тыс.).
Профилактика своими силами
В настоящее время отдельные федеральные законы уже содержат ряд положений о профилактике правонарушений. В частности, вопросы профилактической деятельности затрагиваются Федеральными законами от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и др. Сугубо профилактическую направленность носит только Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Вопросы общественной безопасности, включающие в себя профилактическую деятельность, находятся согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Поэтому сегодня в 80 регионах страны действуют свои системы профилактики правонарушений, созданные на базе модели МВД России, одобренной Госсоветом РФ. Их деятельность урегулирована более чем 130 нормативно-правовыми актами и осуществляется на основе комплексных целевых программ. Инициативы других регионов сдерживаются отсутствием рамочного федерального закона в сфере профилактики.
В целях восстановления отечественного опыта профилактики правонарушений и упорядочения правового регулирования общественных отношений, возникающих в этой сфере, определения и разграничения полномочий органов госвласти и местного самоуправления был принят Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации". Он вступит в силу по истечении 90 дней.
Государственный подход
Закон N 182-ФЗ устанавливает организационно-правовую основу системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики и лиц, в ней участвующих.
Система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер, а также основ координации деятельности и мониторинга в данной сфере.
Согласно ст. 2 Закона N 182-ФЗ профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Основными направлениями профилактики правонарушений являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений; охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий; противодействие незаконной миграции; предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей; противодействие незаконному обороту наркотиков; обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; обеспечение экономической безопасности; противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения; обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды; пожарной безопасности; предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан (ст. 6 Закона N 182-ФЗ).
Реализация перечисленных направлений профилактики будет осуществляться путем:
- выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера;
- правового регулирования профилактики правонарушений;
- разработки государственных и муниципальных программ;
- совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, в ней участвующими;
- выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- выявления лиц, склонных к совершению правонарушений;
- выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);
- использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия;
- применения специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера в целях предупреждения правонарушений;
- проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
- применения иных мер, предусмотренных законодательством.
К числу субъектов профилактики отнесены федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также Следственный комитет и прокуратура РФ. Лицами, участвующими в профилактике, признаются граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие содействие субъектам профилактики. Указанные лица участвуют в реализации государственных и муниципальных программ, а также в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях.
В соответствии со ст. 15 Закона N 182-ФЗ профилактика подразделяется на общую (направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан) и индивидуальную (направлена на оказание воспитательного воздействия на безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; лиц, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы; лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия; лиц без определенного места жительства; лиц, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также не способных самостоятельно обеспечить свою безопасность, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми).
Профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах: правовое просвещение и информирование; профилактическая беседа; объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет; внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения; профилактический надзор; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (ст. ст. 17 - 27 Закона N 182-ФЗ).
Полномочия разграничены
В соответствии со ст. 8 Закона N 182-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции вырабатывают госполитику в сфере профилактики правонарушений и обеспечивают ее реализацию; осуществляют нормативно-правовое регулирование данной сферы; создают ведомственные координационные органы, осуществляют координацию профилактической деятельности в подведомственных органах и организациях; обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики и лиц, в ней участвующих; формируют и представляют в уполномоченный Правительством РФ орган статданные о профилактике правонарушений; осуществляют профилактику в форме правового просвещения и информирования; осуществляют иные полномочия в данной сфере.
Исполнительные органы госвласти субъектов РФ осуществляют нормативно-правовое регулирование данной сферы; разрабатывают и принимают меры по реализации госполитики в данной сфере на территориях субъектов; обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики и лиц, в ней участвующих; создают координационные органы; утверждают и контролируют исполнение бюджетов в части расходов на профилактику; осуществляют профилактику в форме правового просвещения и информирования; социальной адаптации; ресоциализации; социальной реабилитации; помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми; осуществляют иные полномочия (ст. 11 Закона N 182-ФЗ).
В свою очередь, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; создают координационные органы; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на территории муниципального образования; осуществляют профилактику правонарушений в таких формах, как правовое просвещение и правовое информирование, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми; реализуют иные права в данной сфере (ст. 12 Закона N 182-ФЗ).
Полномочия органов прокуратуры и Следственного комитета в сфере профилактики правонарушений регламентируются законами об их деятельности.
Для обеспечения реализации госполитики в сфере профилактики правонарушений и координации деятельности в указанной сфере создаются межведомственный, ведомственные и региональные координационные органы. Положение о межведомственном координационном органе и его персональный состав утверждаются Правительством РФ. Порядок создания региональных и муниципальных координационных органов определяется нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Мониторинг в сфере профилактики правонарушений проводится субъектами профилактики в пределах их компетенции. Порядок его проведения устанавливается Правительством РФ.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.