Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ЗАКОННОСТИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
С.П. БУЛАВИН
Одной из основных задач при построении правового государства в современной России является укрепление и упрочение законности. Это связано прежде всего с тем, что законность необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества, осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность - это принцип, метод, режим формирования правового государства и гражданского общества, в основе которых лежит точное исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных актов всеми государственными органами, общественными организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Но последовательная и строгая реализация зафиксированных в законодательстве положений не осуществляется стихийно, самотеком, без борьбы и усилий. За законность надо бороться, ее необходимо отстаивать и охранять. Укрепление законности происходит благодаря активной деятельности государства, а также других субъектов общественной жизни. Для того чтобы законы и иные нормативные акты не оставались на бумаге (и тем более не нарушались), а реально претворялись в жизнь, требуются соответствующие условия и определенный комплекс экономических, политических, идеологических, юридических мер, обеспечивающих такую реализацию, т.е. необходимы гарантии законности.
Термин "гарантия" заимствован из французского языка. Гарантия (qarantie) - означает "ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо" <1>. Гарантировать означает определенным образом обеспечивать, ограждать, защищать, сделать реальным. Гарантировать законность - значит сделать ее незыблемой, перевести ее из области научных изысканий в практическую сферу деятельности человека, общества и государства, создать надежный механизм ее претворения в жизнь.
--------------------------------
<1> Большая юридическая энциклопедия. М., 2007. С. 119.
Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей, существующих в обществе и государстве. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся: общие - экономические, политические, идеологические и социальные, а ко второму - собственно юридические. Такое деление имеет и теоретическую, и практическую значимость. В теоретическом плане оно дает возможность глубже познать механизм обеспечения и осуществления законов. В практическом плане указанное деление полезно в том смысле, что оно обеспечивает поиск конкретных путей повышения эффективности обеспечения реального действия закона.
Между тем перечень общих гарантий законности достаточно спорен. Некоторые ученые считают возможным дополнить систему гарантий <2>, выделив в качестве самостоятельной группы среди общих общественные гарантии.
--------------------------------
<2> См.: Зиновьева М.Ю. Специально-юридические гарантии законности в условиях формирования правового государства: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999; Демидов В.В. Законность в современном Российском государстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004.
К общественным гарантиям относится деятельность общественных организаций (профсоюзов, различных комиссий, комитетов содействия), направленная на создание условий, обеспечивающих режим законности в государстве. Такое включение данных гарантий представляется спорным. Гарантии разделены на экономические, политические, идеологические, социальные и юридические на основании характера той области общественных отношений, в которых они находят свое проявление в реальной жизни общества. В современных условиях демократизации общественной жизни общественные организации и их органы проводят значительную работу, направленную на поддержание демократического режима законности. Однако в зависимости от того, в какой области общественных отношений осуществляется эта деятельность, она носит соответственно экономический, политический, идеологический, социальный, правовой характер. Поэтому деятельность общественных организаций в пределах своей компетенции представляет соответственно экономические, политические, идеологические, социальные, юридические гарантии, и выделять еще одну группу - общественных гарантий - в одном ряду с экономическими, политическими и т.д. лишено логического основания.
Выделенные общие гарантии законности, в отличие от юридических гарантий, не создаются специально государством в целях поддержания стабильного режима законности, а существуют объективно. Обычно считалось, что общие гарантии, оказывая гарантирующее воздействие на режим законности, тем самым являются его основой.
Но в условиях существования командно-административной системы с монопольным влиянием государственной формы собственности в экономике, с господством одной партии в политической сфере, отсутствием демократических структур органов власти и управления, с приоритетом классовых ценностей и интересов над общечеловеческими вряд ли можно было бы говорить о стабильном режиме законности в обществе. Деформированные общественные отношения в экономической, политической и других сферах с трудом могли бы служить в полной мере условиями стабильного режима законности.
В настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас, проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается реальная система гарантий законности в государстве.
Экономические гарантии выступают основой для всех других гарантий законности, ибо экономика лежит в основе права и всех правовых явлений, включая законность. Законность, рассматриваемая с точки зрения историко-материалистической концепции общества, относится к области явлений, надстраивающихся над его экономическим базисом. Поэтому экономика в конечном счете предопределяет все основные характеристики законности, хотя зависимость эта опосредуется, усложняется, а чаще всего искажается рядом других факторов, прежде всего политикой, государством, правом, его реализацией. Законность становится естественной, внутренне необходимой, имманентной функцией проявления экономических законов. Экономика является главным, глубинным фактором, вызывающим к жизни законность, порождающим ее, существенно влияющим на ее состояние. Несмотря на опосредованную связь между ними, все существенные изменения в экономической жизни страны неизбежно отражаются на состоянии законности. Кризис в экономической сфере, как показывает опыт последних лет, ведет к ослаблению законности. И наоборот, усиление, упрочение экономических гарантий имеют результатом укрепление законности в стране.
Политические гарантии законности - это вся политическая система, функционирование всей политической организации общества, ведущую роль в которой играет государство, принципы организации и деятельности всех органов государственной власти. Легитимность политико-правового режима; республиканская форма правления; реализация принципа разделения властей, как по вертикали, так и по горизонтали; разграничение полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ и органами местного самоуправления; отсутствие монополии (господства) одной партии, идеологии, многопартийность в обществе, создание в обществе правовых условий гласности и политического плюрализма объективно могут создать политические условия режима законности. Они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях функционирования независимого от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.
Стабильный режим законности в условиях формирующегося правового государства может основываться лишь на прочном идеологическом фундаменте, предполагающем приоритет общечеловеческих ценностей как важнейший результат общедемократических завоеваний, как важнейший результат прогрессивного человечества, верховенство права в общественной жизни. Только формируя правовую культуру, ломая устаревшие догмы и стереотипы, переориентируя сознание общества на истинные общечеловеческие ценности, мы сможем создать высокий уровень общественного и индивидуального, политического и правового сознания и культуры, подлинно гуманистическую мораль, реальные идеологические условия режима законности.
Характерной чертой подлинно демократического правового государства является проведение эффективной социальной политики, основанной на приоритете прав человека как основной ценности гражданского общества, принципах социальной справедливости и защищенности. В процессе своего исторического развития человечество всегда стремилось к росту благосостояния и утверждению принципов социальной справедливости. Гражданское общество, создание которого провозгласили, возводит это стремление в ранг своих основных целей. Построение правового государства связывается с обеспечением благосостояния всех членов общества, с достижением справедливости в распределительных отношениях. Именно во имя человека в современный период происходят преобразования в экономике, социальной сфере, политической системе общества. Тем не менее провозглашение целей еще не гарантирует их реализацию. Для воплощения их в жизнь требуется адекватный данной цели механизм ее осуществления, создание эффективной системы гарантий. Это требует проведения ряда последовательных реформ в экономической, социальной, политической, правовой сферах общественной жизни.
Важным условием формирования правового государства является последовательное осуществление принципа социальной справедливости, обеспечение социальных прав и законных интересов граждан, чести и достоинства личности. Приоритеты в области провозглашения социальных прав (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение и т.д.) не вызывают сомнения. Между тем процессы, происходящие в стране, показывают, что не все благополучно в данной сфере, и происходит это в значительной степени из-за недооценки юридических гарантий обеспечения социальных, политических и других прав и свобод граждан. Именно здесь, в социальной сфере, наиболее проявляется несбалансированность взаимных обязанностей и ответственности граждан и государства. До недавнего времени в нашем государстве регламентировались и обеспечивались в основном только обязанности и ответственность граждан перед государством. Обратная же связь была нарушена: обязанность и ответственность государства, в частности по укреплению гарантий социальных прав граждан, чаще всего только декларировались, не подкреплялись соответствующими правовыми механизмами. Но после проведения институциональной реформы и принятия новых нормативно-правовых актов ситуация изменилась. Человек, его права и свободы, вопросы социальной политики приобрели первостепенное значение. Были сделаны серьезные шаги на пути создания эффективной системы гарантий социальных прав граждан, режима законности в целом - введен институт президентства, создан Конституционный Суд Российской Федерации, принят Трудовой кодекс РФ, а также иные нормативно-правовые акты. Проводя в жизнь курс активной социальной политики, государство тем самым создает надежные социальные гарантии режима законности в правовом государстве.
Таким образом, все экономические, политические, идеологические и социальные явления, выражающие природу общества, с естественной необходимостью требуют установления законности, порождают объективную потребность в законности, предопределяют с большей или меньшей степенью опосредованности ее упрочение. Все перечисленные факторы обогащают реальные возможности государства в реализации законодательства, оказывают обеспечительное и стимулирующее влияние на законность, выступают по отношению к ней внешними условиями. Учитывая это влияние, которое, по общему правилу, имеет опосредованный характер, можно сказать, что экономика, политика, идеология и социальная сфера выступают предпосылками и гарантиями законности. Общие гарантии являются необходимыми, но не единственными условиями обеспечения законности. Они составляют материальную базу, основу ее реальности. Однако они не действуют сами по себе, автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии. Правовые гарантии являются непосредственными способами защиты законности.
Юридические гарантии законности - система специально созданных государством юридических средств, имеющих непосредственной и основной целью реальное обеспечение законности в правовом государстве.
Определяя юридические гарантии законности, необходимо исходить из главного: сама специфика права как особой структурной общности в условиях формирования правового государства выражена в верховенстве правовых начал, в определяющем значении законности для содержания правовой системы в правовом государстве. Поэтому вся система права, присущие ей средства, а также деятельность юридических органов подчинены тому, чтобы обеспечить реальное осуществление требований законности.
Рассматривая юридические средства обеспечения законности, необходимо обозначить те основные признаки, которые выделяют гарантии среди других, придают им качественное своеобразие, определенность.
Основным признаком юридических гарантий является обязательное закрепление их в законодательстве. Важнейшие юридические средства, обеспечивающие реальность режима законности, фиксируются законодателем в нормативных актах и в силу этого приобретают юридический характер.
Следующим основным признаком юридических гарантий является то, что они создаются государством для специфической цели - поддержания реального режима законности.
В каком бы виде ни выступали юридические гарантии, они всегда есть проявление одной цели - являются средством превращения юридической возможности, выраженной в правовой норме, в реальную действительность. Действие большинства юридических гарантий осуществляется при помощи части государственного аппарата, правоохранительных органов, специально созданных для обеспечения режима законности.
Важной особенностью юридических гарантий является то, что они - это предусмотренные законом средства, непосредственно обеспечивающие правомерность поведения субъектов общественных отношений.
Юридические гарантии необходимы для поддержания внутреннего единства права, реализации его внутренних закономерностей как особого государственного регулятора общественных отношений. Они могут быть реализованы в той или иной степени всеми участниками общественных отношений - органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Юридические гарантии законности направлены на обеспечение как интересов отдельной личности, так и интересов государства, общества в целом.
Все юридические гарантии законности действуют в совокупности, образуя целостную, обладающую внутренним единством систему, которая способствует и призвана служить процессу поддержания режима законности в правовом государстве.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что все гарантии законности необходимо изучать в системе, совокупности, которая определяется тем, что задача обеспечения законности является общей для всех отраслей государственной деятельности. Между общими и юридическими гарантиями существует тесная взаимосвязь. Как справедливо отмечает Н.А. Бобров, "экономические, политические предпосылки и условия сами по себе автоматически не обеспечивают реализацию правовых норм. Они становятся собственно гарантами лишь через юридическую форму и организационные условия государства и общества. С другой стороны, юридические гарантии немыслимы вне своего официального наполнения: экономического, политического, идеологического, организационного" <3>. Экономические, социальные, политические, идеологические гарантии служат базой для юридических гарантий, придают им реальность и эффективность. В условиях формирования правового государства, когда идея приоритета права над государством становится господствующей в жизни нашего общества, роль юридических гарантий законности соответственно изменяется и приобретает первостепенное значение.
--------------------------------
<3> Боброва Н.А. Об организационно-правовых гарантиях статуса личности // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977. Саратов, 1980. С. 233.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных