Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА КАК ФУНКЦИЯ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
А.И. КЛИМЕНКО
В современной юридической науке уделяется явно недостаточное внимание правовой идеологии в функциональном аспекте. Право зачастую стараются представить как нормативную систему, стоящую вне идеологии и решающую "служебные" задачи. Полагаем, такой подход существенно ограничивает наши знания о праве и правовых явлениях. Правовая идеология функционирует наравне с правом, зачастую компенсируя его дисфункции. Многие споры в теории права и, в частности, постоянное противостояние юридического позитивизма и естественно-правовой школы показывают, что правовая идеология в виде естественно-правовых представлений (как "идеология действующего права" <1>) вполне способна в некоторой степени функционально подменять действующее право, как бы мы к этому ни относились. Функции правовой идеологии при этом гораздо более разнообразны, чем функции самого права. Поэтому, говоря о праве, нельзя упускать из виду правовую идеологию, которая имеет, несомненно, существенное значение в правовой жизни общества. Функциональные характеристики правовой идеологии позволяют сделать предположение о ее исключительном значении именно для современного, политически организованного общества.
--------------------------------
<1> См.: Малахов В.П. Философия права: идеи и предположения. М., 2008. С. 295.
Важнейшим направлением воздействия правовой идеологии является консервация (через формализацию) общественных отношений <2>. Правовая идеология нацелена на установление предсказуемого, фиксируемого во временном отношении порядка, основанного на формальных, относительно статичных статусных отношениях, что невозможно без символического преодоления фактора времени. В этом смысле, сталкиваясь с динамичной, изменчивой реальностью, она должна выполнять функцию ее искусственной (символической) стабилизации. В общественных отношениях это прежде всего выражается в том, что правовая идеология в социальном плане символически трансформирует функцию субъекта общественных отношений в статус (совокупность правомочий, обязанностей формально признанных качеств, присущих личности, и т.д.) путем статусной номинации <3>.
--------------------------------
<2> См. о различии понятий "функция" и "направление воздействия": Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: вопросы методологии. М., 2009.
<3> Бурдье П. Социология политики. М., 1993. С. 73.
В идеале социальный статус субъекта общественных отношений полностью соответствует его социальной функции и так же динамичен, как и функция, однако о таком "идеальном" состоянии, как верно отмечает известный французский исследователь Н. Рулан, можно говорить лишь применительно к первобытным общностям, где, собственно, и реализовывался принцип функциональной справедливости <4>. Такие общества не испытывали потребности в правовой идеологии и в праве в современном смысле слова. По крайней мере правовая идеология как форма идеологии не являлась для таких обществ ведущей. На протяжении всей истории развития права можно проследить то, что оно легализовывало определенные состояния (статусы) субъектов социальных отношений, создавая параллельную символическую реальность, а правовая идеология обосновывала - легитимировала эту реальность.
--------------------------------
<4> См.: Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000.
По мере усложнения общества статусы индивидов постепенно отчуждаются от их социальных функций. Это выступает важнейшим условием правового регулирования общественных отношений и освящается правовой идеологией. В феодальном обществе, например, можно говорить о "собственности" на определенные права - привилегии, в капиталистическом - о "священном" праве собственности. При этом и то и другое нуждается в юридической легализации и в легитимации посредством правовой идеологии. Это происходит ввиду того, что функция и статус в действительности в обоих случаях отчуждены друг от друга и необходимо продемонстрировать их связь хотя бы символически или через правовой ритуал. Так, например, привилегия, происходящая из статуса, часто объясняется через более связанную с функцией категорию "заслуга".
Очевидно, что "идеология предстает как совокупность элементов, как процесс (механизм) и как линия (программа, направление). Одно без другого понять невозможно" <5>. Говоря об основных "линиях" идеологии, следует констатировать, что сегодня большинство идеологий формируются в рамках трех наиболее популярных идеологических направлений, или идеологических макросистем, которые часто берутся в качестве оснований для классификации идеологий: к ним относятся традиционализм, либерализм и социализм. В этой связи возникает вопрос: можно ли связывать правовую идеологию лишь с одним из этих направлений? Существует мнение, что правовая идеология по своему содержанию либеральна. Такая трактовка, на наш взгляд, может следовать из либертарной юридической теории и, в частности, из концепции В.С. Нерсесянца <6>.
--------------------------------
<5> Малахов В.П. Концепция философии права: Научное издание. М., 2007. С. 317.
<6> См.: Муромцев Г.И., Нерсесянц В.С., Лукашева Е.А. и др. Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации: Монография / Под ред. Н.С. Соколовой. М., 2006; Графский В.Г. О своеобразии русской философии права // Философия права в России: история и современность: Материалы III философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2009. С. 28 - 33; Лапаева В.В. Либертарная концепция права В.С. Нерсесянца: научное своеобразие и практическое значение // Философия права в России: история и современность: Материалы III философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2009. С. 208 - 219.
Однако и в рабовладельческий, и в феодальный период развития политически организованного общества правовая идеология также существовала, но в рамках традиционалистского направления <7>. Основное противоречие либерализма и традиционализма заключается в мысли о том, что первый полагает свободного человека источником всего благого в обществе и руководствуется принципом "свободный человек" - самореализующийся, ответственный субъект социальных отношений (отсюда индивидуализм), второй же рассматривает "свободного" человека как человека, покинутого обществом, "выдернутого" из пространства традиции, оторванного от своих корней. Традиционалисты подчеркивают, что свобода есть неестественное для человека состояние (с момента рождения человек находится в пространстве ограничений и испытывает на себе чью-то власть: власть родителей, начальников и т.д.) и ожидать от свободного человека можно только одного - "преступления". Если либеральная правовая идеология развивает свой дискурс в измерении, очерченном прежде всего правовыми идеями свободы и ответственности, то традиционалистская правовая идеология формируется в измерении, очерченном главным образом правовыми идеями порядка и справедливости. И эти два измерения правовой идеологии пересекаются и конкурируют в идеологической сфере политически организованного общества.
--------------------------------
<7> См.: Клименко А.И. Актуальные проблемы осуществления идеологической функции государства и развития правовой идеологии. Смоленск, 2009. С. 162 - 166.
Практически каждая из современных идеологических систем, включающих как компонент и правовую идеологию, "дрейфует" между крайностями индивидуализма и антропоцентризма либеральной доктрины, с одной стороны, и социоцентризма и коллективизма традиционалистской концепции - с другой. Назвать ту или иную идеологию либеральной или традиционалистской можно лишь условно, на основании близости к одной из этих крайностей <8>.
--------------------------------
<8> В этом плане примечателен дуалистический подход В.А. Четвернина, который выделяет правовой и потестарный типы социокультуры; можно сказать, что в контексте нашей работы этим типам могут соответствовать два типа идеологических макросистем: либеральный и традиционалистский соответственно. См.: Четвернин В.А. Либертарно-юридическая интерпретация прав человека // Философия права в России: история и современность: Материалы III философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2009. С. 173 - 175.
Вышеотмеченное вовсе не противоречит мысли о том, что правовая идеология направлена на консервацию и формализацию общественных отношений. О консервативности традиционализма можно и не говорить, традиционализм предполагает консервацию наработанных опытом процедур, статусов, институтов, веками существовавших, составляющих богатство традиции и оформление этого в праве, а также религиозную и моральную легитимацию, причем последняя необходима, содержательна и не анонимна. Основное значение здесь имеет религиозная и моральная идеология. Либерализм, рассматриваемый как направление идеологии, также предполагает консервацию базовых либеральных ценностей: либеральных свобод, "священного" права собственности, правовых процедур (происходит их фетишизация). При такой "искусственной" консервации через формализацию значение правовой идеологии возрастает, а значимость, например, религиозных механизмов сакрализации падает. В либеральной секуляризованной идеологической макросистеме правовая идеология функционально начинает подменять идеологию религиозную, поглощая и адаптируя при этом некоторые ее элементы. В этом плане можно рассуждать и о религиозной природе правовой идеологии. Правовая идеология консервирует среду формального равенства, решая при этом проблему справедливости. С этим связан тот факт, что практически для всех либеральных идеологических систем принцип формального равенства является одним из основных <9>.
--------------------------------
<9> См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др. Право и культура: Монография. М., 2002.
В контексте вышесказанного мы не можем обойти вниманием и социалистическую идеологическую макросистему. Привлекательность идеи социальной справедливости в идеологии социализма заключается в попытке преодоления разрыва между статусом и функцией в распределении социальных благ по принципу "от каждого - по способностям, каждому - по труду". Однако ни "способности", ни "труд" не являются в указанном контексте формализованными характеристиками и, соответственно, не могут быть оценены в пространстве права и правовой идеологии. Таким образом, по своей изначальной направленности она не может рассматриваться как содержащая значительный правовой компонент, так как стремится исключить консервацию функции субъекта социальных отношений и трансформацию ее в формально-правовой статус, однако на практике эта идеология должна смиряться с реальностью, наделяя ее новыми или "хорошо забытыми" старыми атрибутами. Так, социалистические идеологии, как правило, также размещаются между крайностями либерализма и традиционализма. Точнее, социалистические идеологии тяготеют к традиционализму, как это ни парадоксально, так как склонны расценивать "привилегии богатства" весьма критично, тогда как статусные привилегии-заслуги рассматриваются вполне положительно в контексте социалистической идеологии, основанной на коллективизме, так же как и традиционализм. Социалистическая концепция, выступая с критикой либерализма и индивидуализма, возвращает нас к традиционализму лишь иного типа: праву на собственность снова уступает место право на право.
Тем не менее для социалистической идеологии в гораздо меньшей степени, чем для, например, феодальной традиционалистской идеологии, характерна именно долговременная консервация функций. Статусы, таким образом, выступают более динамичными и в этом смысле менее отдаленными от функций субъектов общественных отношений. Основной дискурс правовой идеологии в социалистической идеологической макросистеме развивается в контексте пространства, очерченного идеями справедливости и порядка, что также роднит эту систему с ее традиционалистской идеологической системой. Тем не менее, социалистическая правовая идеология в значительно большей степени учитывает динамизм социальных отношений. Ведущей в рамках социалистической идеологической макросистемы выступает не религиозная и не правовая, а политическая идеология.
Итак, все типы идеологических макросистем содержат правовую идеологию как особую форму идеологии, однако, по нашему мнению, именно либеральная идеологическая система современного типа предопределяет усиление роли правовой идеологии в обществе. Если традиционализм часто опирается на религиозные и моральные идеи, социалистическая идеология содержит сильный политический и отчасти моральный компоненты, ослабляющие правовую консервацию статусов и номинаций, то для либерализма как типа идеологии характерна гегемония правовой идеологии по отношению ко всем иным формам идеологии. Эта гегемония предполагается уже самим развитием дискурса свободы и ответственности, дополняющего традиционный правовой дискурс порядка и справедливости. Для либеральной идеологии характерна атомизация индивида и рассмотрение его в социальном контексте лишь через призму его правовых качеств. Для нее, кроме того, характерна формальная презумпция свободы воли, ответственности, "вменяемости" индивида. Именно в этом плане можно ставить вопрос о диалектике связи прав и обязанностей, о субъективных правах и юридической ответственности и вообще о правосубъектности человека. Соответственно, именно правовая идеология становится доминирующей в либеральных идеологических системах. С этим обстоятельством также связано то, на что указывалось выше в отношении секуляризации идеологического пространства и вытеснения традиционалистского социального органицизма правовым социальным механицизмом <10>.
--------------------------------
<10> См.: Исаев И.А. Господство: очерки политической философии. М., 2008. С. 171 - 184; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2006.
Это характерно и для современных идеологических систем. Неслучайно многие исследователи отождествляют правовые ценности с либерализмом. Так, знаменитый американский ученый Р. Дворкин, отстаивая свою оригинальную правовую теорию, касающуюся проблемы обоснования индивидуальных прав, неоднократно подчеркивает то, что его правовая концепция основана на ценностных положениях либеральной идеологии и в ином контексте немыслима <11>. Тем не менее следует помнить, что и в традиционалистских, и в социалистических идеологических макросистемах правовая идеология выполняет важные (хотя и более скромные) функции.
--------------------------------
<11> Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004; Dworkin R. Law's Empire. Oxford University press, 1998; Dworkin R.M. A Matter of Principle. Harvard University press, 1987; Ronald Dworkin: Contemporary philosophy in focus. Edited by Arthur Ripstein. Cambridge, 2007.
Итак, мы подходим к самому главному вопросу. Если правовая форма идеологии доминирует именно в идеологических системах либерального типа, верно ли предположение, что усиление правовой идеологии ведет к либерализации политически организованного общества? Сегодня мы уже накопили достаточно опыта, чтобы судить об этом. Не вызывает сомнения, что современные общества по сравнению с архаичными отличаются большей "степенью" свободы индивида в либеральном ее понимании. Либеральная идеология сегодня, хоть и конкурирует с традиционализмом и социалистической идеологией, продолжает являться наиболее влиятельной в развитых странах мирового сообщества, и, соответственно, она может претендовать на характеристику "современная". Можно также констатировать, что праву, правовым идеалам и ценностям в идеологическом пространстве современных обществ отводится особое "почетное" место. Именно в настоящее время чрезвычайной популярностью пользуются идеи правового государства, верховенства права, прав и свобод человека и т.д. Действительно, вполне вероятным представляется, что, воспроизводя себя, правовая идеология либерализует идеологические макросистемы и либерализует само политически организованное общество, формализуя общественные отношения.
Возвращаясь к нашим изначальным положениям о таком направлении действия правовой идеологии, как формальная консервация общественных отношений, следует сказать, что эти общественные отношения могут быть рационально осмыслены индивидами лишь в их "законсервированности", статичности, оформленности. Изменчивость общественной жизни и общественных отношений преодолевается фиксированностью, процедурностью правовой жизни и правовых отношений. Таким образом, трансформируя общественную жизнь в статичные формы, правовая идеология создает основания для рационального выбора индивида. Ведь только типизированная, изъятая из своей динамики, в статичной, "законсервированной" форме социальная реальность может быть предметом рациональной оценки и, соответственно, разумного, свободного и ответственного выбора индивида.
Традиционалистская идеологическая система тотальна, правовая же идеология ограничена формой. Она принципиально не тотальна. Поэтому правовая идеология в традиционалистском обществе носит подчиненный характер в контексте идеологии религиозной. Воздействуя на общество, правовая идеология внушает мысль о справедливости "правил игры" в режиме "условного" равенства, идеальной формой которого является формальное равенство, и реального неравенства, которое признается несущественным, маскируется, а не выводится из иррациональных оснований как в случае религиозной идеологии. Так как формальное равенство есть равенство символическое, позволяющее абстрагироваться от множества изменчивых качеств и свойств человека, сосредоточившись лишь на способности осознавать свои действия и руководить ими, то это рассматривается как основное свойство свободного человека, достаточное для его правового признания в качестве человека, равного всем другим людям, обладающего достоинством в обществе <12>. Тем не менее правовая идеология в либеральном обществе допускает как "исключение", подтверждающее правило и специальные правовые статусы (обусловленные спецификой социальных функций), которые непременно должны быть формализованы и обоснованы именно рациональными правовыми соображениями. Это четко юридически определяемые статусы, предполагающие особые полномочия и привилегии, которые компенсируются обязанностями и повышенной ответственностью, и статусы, предполагающие особый режим в силу заслуг (потенциально эти особые статусы могут быть достигнуты любым индивидом). Однако и в последнем случае эти заслуги должны быть четко юридически оформлены и рационально оправданны. Иные особые "непривилегированные" правовые статусы являются следствием нарушения закона их обладателями, и они также имеют достаточно четкое правовое обоснование и регламентацию (также подобные статусы может приобрести любой человек в обществе, совершивший противоправное деяние).
--------------------------------
<12> См.: Харт Г.Л.А. Понятие права. СПб., 2007. С. 163 - 165.
Проблема неравенства статусов и, соответственно, правовой несправедливости здесь снимается через условность формально-правового статуса и его отчужденность от конкретного субъекта общественных отношений, что является следствием отчужденности от функции субъекта. Так, например, власть в контексте правовой идеологии предстает в форме "диспозитива власти", снимается дуализм властителя и подчиненного. Власть в либеральном политически организованном обществе становится анонимной благодаря правовой идеологии, и, соответственно, это обеспечивает легитимность власти наиболее эффективно.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовая идеология присутствует во всех типах идеологических систем, но является ведущей именно для либеральной идеологической системы. Важнейшим направлением действия правовой идеологии является консервация общественных отношений через их формализацию. Формализуя общественные отношения, правовая идеология влечет их либерализацию: происходит установление формальных условий, в рамках которых субъект социальных отношений может ответственно реализовывать свою свободу. Ограничение последней возможно лишь на основе формализованных "обезличенных" процедур, прямо не зависящих от чьего-либо произвола. Таким образом, следует говорить о либерализации политически организованного общества как о важной функции правовой идеологии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.