Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СООТНОШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ В ЮРИДИЧЕСКОМ ПРАВЕ
Г.М. ЛАНОВАЯ
Юридическое право традиционно занимает важнейшее место в механизме правового регулирования; при этом исторически сложилось так, что на протяжении длительного периода развития отечественной науки юридическая форма фактически рассматривалась как единственно возможный способ существования правового содержания. На сегодняшний день утверждения об исключительности юридической формы звучат уже не столь категорично, и это обстоятельство обусловливает постановку вопроса о том, какое содержание воплощает в себе указанная форма. В частности, принципиально необходимым представляется выяснить, является ли юридическая форма универсальной либо она в силу самой своей специфики способна выражать лишь строго определенное правовое содержание. При этом обозначенная проблема оказывается не только теоретически, но и практически значимой, поскольку с ней тесно связан вопрос о пределах государственно-властного юридического регулирования.
На первый взгляд, изучение действующего позитивного права свидетельствует о том, что юридическая форма носит универсальный характер.
Анализ содержания современного законодательства показывает, что юридические нормы фактически выступают в качестве универсального способа фиксации и оформления любых правил, которым государство стремится придать общеобязательный характер. Складывается впечатление, что юридически могут быть оформлены абсолютно любые по содержанию государственно-властные веления. Юридическое право распространяет свое действие на бесконечно широкий и разнообразный круг общественных отношений. А среди субъектов права нельзя назвать ни одного такого, который не выступал бы адресатом многочисленных, исходящих от государства и облаченных в юридическую форму предписаний.
Изучение действующего законодательства утверждает во мнении, что все общественные сферы либо уже стали в той или иной степени сферами юридического права, либо в самом скором времени окажутся таковыми. При этом содержание, оформляемое юридическим правом, постоянно расширяется, становится все более разнообразным. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, неуклонным усложнением отраслевой системы позитивного права, а также постепенной юридизацией тех сфер, которые ранее регулировались обычным, корпоративным либо договорным правом.
Помимо этого, очевидна тенденция к юридизации тех сфер, которые ранее и вовсе находились вне сферы правового регулирования и, более того, характер которых зачастую вообще позволяет сомневаться в необходимости их правового, в том числе юридического опосредования. Например, тенденция к юридизации требований бухгалтерского учета фактически привела к возникновению мнения о существовании такой самостоятельной отрасли права, как бухгалтерское право <1>. Вместе с тем сугубо техническая природа бухгалтерских норм очевидна, и мнение о том, что правовой характер этих норм обусловливается их установленностью государством, общеобязательностью исполнения, формальной определенностью и обеспеченностью государственной защитой <2>, представляется не вполне убедительным.
--------------------------------
<1> См.: Сухарева О.А. Экономико-правовые основы становления бухгалтерского права как самостоятельной отрасли права // Аудит и финансовый анализ. 2007. N 4. С. 152 - 156, 161; Чаадаев С.Г., Котов В.В., Чадин М.В. Бухгалтерское право как инновационный элемент российской системы права // Государство и право. 2008. N 10. С. 89 - 92; Чаадаев С.Г. Инновация в российском праве - бухгалтерское право // Экономика. Налоги. Право. 2009. N 1. С. 119 - 121; и др.
<2> Сухарева О.А. Экономико-правовые основы становления бухгалтерского права как самостоятельной отрасли права. С. 152 - 153.
Если юридическая форма действительно универсальна, может служить внешним выражением любого содержания, то тогда следует предположить возможность существования такой системы права, которая исчерпывалась бы правом юридическим. Однако подобное предположение не находит подтверждения общественной практикой, и это обстоятельство обусловливает необходимость подойти к проблеме соотношения юридической формы с ее содержанием с несколько иной стороны, нежели простой анализ современных тенденций развития действующего законодательства.
Решая вопрос о том, может ли юридическое право по своей природе быть универсальным, необходимо в качестве исходного принять тезис о том, что форма "не безразлична для содержания, а является его внешним выражением и в силу этого зависит от содержания" <3>. Поскольку форма зависит от содержания, воспроизводство неюридического права не может быть объяснено иначе, чем существованием содержания, которое юридическая форма выразить не в состоянии. В этой связи вполне закономерно возникновение серьезных сомнений в универсальности юридической формы.
--------------------------------
<3> Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2009. С. 171.
Итак, теоретически юридическая форма просто не может быть универсальной. Однако анализ эмпирических данных, относящихся к особенностям развития и функционирования действующего права, свидетельствует как раз об обратном: право, воспроизводимое государством, стремится к тому, чтобы быть всеобъемлющим. В этой связи закономерно возникает вопрос, с одной стороны, о причинах, обусловливающих тенденцию к универсализации юридического права, а с другой стороны, о последствиях такой универсализации для развития правовой системы.
Что касается причин возникновения обнаруженной тенденции, то их, на наш взгляд, следует искать в первую очередь в специфической политико-правовой природе юридического права.
С одной стороны, это право исходит непосредственно от государства, которое предстает, прежде всего, именно как политический субъект, политическая организация. Поскольку цели и задачи, стоящие перед государством, также являются политическими, юридическое право неизбежно оказывается средством достижения политических целей и средством решения политических задач. При этом облачение государственно-властных велений в юридическую форму выступает непосредственно в качестве способа придания им легитимного характера.
С другой стороны, общественное сознание желает видеть юридическое право средством, в идеале обеспечивающим справедливое разрешение тех общезначимых проблем, которые не могут быть устранены посредством действующих в гражданском обществе механизмов саморегуляции. С точки зрения общественного сознания государство в силу его особого статуса и, как следствие, в силу наличия у него особых возможностей, связанных с установлением и поддержанием отношений власти и подчинения, способно решить целый ряд важных задач. При этом то обстоятельство, что государство действует именно в правовой форме, в правовую форму облачает свои веления, позволяет надеяться, что из его деятельности будет исключено все несправедливое, следовательно, оказывающее не позитивное, а негативное влияние на развитие общественных отношений.
То специфическое понимание инструментального предназначения права, исходящего от государства, которое характерно для общественного правосознания, предполагает осознание ограниченности сферы регулятивного действия юридических норм - эту сферу предположительно составляют те проблемы, которые не могут быть решены иными правовыми инструментами. Подобному пониманию в полной мере соответствует представление о том, что юридическая форма должна воплощать лишь определенное правовое содержание <4>.
--------------------------------
<4> Очевидно, что вопрос о том содержании, которое юридическая форма может адекватно выражать, составляет самостоятельную научную проблему, и в этой связи в рамках настоящей статьи в силу ограниченности ее объема не может быть рассмотрен.
Способствует формированию представления о том, что юридическая форма не может быть универсальной, убежденность в том, что право, исходящее от государства, не должно быть произвольным. В этой связи весьма показательно то, что гражданскому правосознанию оказывается свойственна точка зрения, суть которой лучше всего передает формула "характером регулятивной деятельности государства определяются отрасли публичного права... характером социально одобряемой деятельности лиц определяются отрасли частного права" <5>.
--------------------------------
<5> Злобина О.В. О принципах построения российской системы права // Российская правовая система. Пути повышения эффективности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Омск, 2007. С. 63 - 64.
Общество желает видеть государство "правоориентированным" и действующим в правовых целях субъектом, а юридическое право - средством решения правовых задач, и в этом плане становится понятно, почему с точки зрения гражданского сознания эталон государства - это государство правовое. Однако правовое государство возможно лишь как идеал, так как именно политически направленное, а не "правонаправленное" состояние согласуется с его природой. Будучи ориентированным на достижение вполне определенных политических целей, решать правовые задачи находящимися в его распоряжении средствами властвующий субъект берется лишь тогда, когда это прямо или косвенно способствует достижению указанных целей. При этом, поскольку облачение властных велений в правовую форму легитимирует последние, возникает тенденция к тому, чтобы по возможности использовать для выражения государственной воли именно юридическое право.
Таким образом, юридическое оформление существенно расширяет возможности легитимного решения политических задач. Как следствие, развитие государства оказывается неизбежно связано с попытками облачения в юридическую форму весьма многообразного содержания, в том числе зачастую такого, которое указанная форма по объективным причинам не способна адекватно выразить.
Что касается последствий, которые несет в себе постепенная универсализация юридической формы, стремление права, воспроизводимого государством, к всеобщности, то здесь необходимо отметить следующее.
Прежде всего, процесс постепенной универсализации юридической формы обусловливает постоянное воспроизводство противоречия между юридическим правом в реальности и в идеале, между действующим и эталонным правом. Так как это противоречие в первую очередь можно рассматривать в качестве одного из основных внутренних импульсов развития системы права, происходящие изменения до определенного момента следует оценивать как позитивные и для юридического права, и для всей правовой системы общества в целом. При этом особо следует подчеркнуть, что стремление юридического права к всеобщности не приводит к изживанию иных форм права. На самом деле стремление юридического права к тому, чтобы стать всеобщей универсальной формой всего правового, наоборот, стимулирует развитие иных форм права по принципу обратной связи.
Рассматривая специфику соотношения юридической формы права с ее содержанием в качестве внутреннего импульса развития системы права, вместе с тем нельзя не заметить, что при определенном уровне противоречий стремление юридического права к всеобщности оказывается уже деструктивным, дезинтегрирующим фактором.
В частности, то обстоятельство, что юридическая форма начинает выражать такое содержание, которому она не вполне адекватна, обусловливает рассогласование системы права, снижение эффективности ее функционирования, в том числе и эффективности правового регулирования. Естественным защитным механизмом, который начинает действовать в данном случае, становится правовой нигилизм в различных его формах. Неверие в регулятивные способности позитивного права, отказ от подчинения юридическим нормам, формирование и развитие теневого права в некоторой степени компенсируют противоречивость системы права и обеспечивают ее самосохранение. Однако при этом снизить уровень противоречий до безопасного для развития как системы права, так и правовой системы в целом они все же оказываются способны далеко не всегда.
Также необходимо отметить, что универсализация юридической формы неизбежно обусловливает рационализацию права, а она вовсе не означает повышения эффективности правового регулирования, более справедливого решения общезначимых проблем и более полного удовлетворения общественных интересов. Чрезмерная рационализация права весьма опасна, и прежде всего тем, что она всегда сопровождается дегуманизацией, деиндивидуализацией. Как справедливо отмечает А.Д. Новиков, "в результате крайней рационализации права возникает угроза формирования ригидной правовой системы, поддерживаемой бюрократическим аппаратом государства, которая может поместить все общество в "железную клетку" правовой рациональности, ограничивающей индивидуальную свободу и основные права граждан" <6>.
--------------------------------
<6> Новиков А.Д. Границы рационализации формального принципа права в социальной жизни общества: актуализация веберовской концепции социального действия: Дис. ... канд. филос. наук. Владивосток, 2004. С. 5.
Давая оценку рационализации как последствию универсализации юридической формы, необходимо также учитывать, что "российская традиция правопонимания как на философском, так и на обыденном уровне характеризуется эмотивностью и синкретичностью, концептуализированным пренебрежением к рациональному формализму" <7>. В этой связи чрезмерная рационализация непосредственно российского права способна привести к его полному неприятию общественным правосознанием, а это может усугубить те негативные последствия, которые порождает для развития отечественной правовой системы универсализация юридической формы.
--------------------------------
<7> Хазамов М.О. Правовой нигилизм как фактор угрозы социальной безопасности России: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2006. С. 10.
Еще одним следствием универсализации юридической формы оказывается формализация и даже "формулизация" права, выражающаяся в стремлении выстроить его в виде стройной упорядоченной системы строго определенных логических схем. При этом особую тревогу вызывает то, что и обыденным, и научным правосознанием формализация права зачастую начинает восприниматься как вполне нормальное, позитивное явление.
Главная опасность тенденции к формализации и "формулизации" состоит в том, что в конечном итоге они влекут за собой выхолащивание сути права, нивелирование его ценностных оснований. Право перестает рассматриваться как выражение идей справедливости, свободы, ответственности, гуманизма. Законность оказывается ценна сама по себе, перестает рассматриваться как способ обеспечения справедливости, а человек в конечном итоге превращается из цели в средство.
К сожалению, ограниченность рамок настоящей статьи не позволяет затронуть многих интересных моментов, новое понимание которых обусловлено постановкой вопроса о соотношении юридической формы с ее правовым содержанием. Вместе с тем, на наш взгляд, принципиальным в данном случае является то, что проведенный анализ подтверждает бесспорную актуальность обозначенной проблематики. Рассуждения о соотношении формы и содержания не являются схоластическими, имеют очевидный выход на практику и, следовательно, могут и должны обсуждаться в рамках современной теоретико-правовой науки.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.