Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК В РОССИИ И ЕГО ОХРАНА В НАЧАЛЕ XX В.
А.В. ПЕТРОВ, В.Ю. ДЕВЯТОВ
Начало XX в. в России характеризовалось политической и социальной нестабильностью, в связи с чем вопросы обеспечения общественного порядка, безопасности власти и населения являлись первоочередными. В то же время понимание государственной властью содержания общественного порядка, необходимых форм и методов его обеспечения несколько отличалось от современного, в связи с чем представляется важным определить понимание значения и содержания общественного порядка в рассматриваемый исторический период, а также его соотношения с правопорядком, общественной безопасностью.
Характеризуя правоохранительную сферу, Ю.Е. Аврутин указывает, что это одна из важнейших подсистем охранительной сферы жизнедеятельности общества, где посредством специфических правовых институтов, форм и методов обеспечивается функционирование государства и его институтов, регулирование и защита общественных отношений и социального качества - физического и духовного - личности, социальных групп и общества в целом от воздействия на них нежелательных с точки зрения общества явлений и процессов <1>.
--------------------------------
<1> Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. С. 79 - 80.
Основным субъектом правоохранительной системы и реализации правоохранительной деятельности является государство, в распоряжении которого находится большой арсенал юридических и организационных средств обеспечения правопорядка. Вместе с тем наряду с государством субъектом правоохранительной деятельности может выступать и отдельный член общества, либо социальный коллектив, и тогда эта деятельность приобретает характер деятельности общественной, выступая как самоуправление или саморегуляция.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует единое понимание термина "общественный порядок", исследование которого осуществляется по большей части в рамках наук уголовного и административного права в связи с определением родового объекта правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности.
Так, А.В. Серегин определял общественный порядок как "урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности" <2>. При этом он выделяет три группы отношений, составляющих сферу общественного порядка: а) отношения, складывающиеся в процессе обеспечения обстановки общественного спокойствия и предотвращения действий, могущих вызвать нарушение нормального ритма жизни населения; б) отношения, обеспечивающие условия для покоя и отдыха граждан, предотвращение озорства и недисциплинированного поведения в быту; в) отношения, обеспечивающие честь и достоинство граждан и предотвращение антиобщественных действий, в которых выражается пренебрежение к обществу <3>.
--------------------------------
<2> Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 4.
<3> Серегин А.В. К вопросу о понятии общественного порядка в советском общенародном государстве // Труды Высшей школы МООП РСФСР. 1963. N 8. С. 246 - 260.
М.И. Еропкин под общественным порядком в узком смысле понимал систему волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах. При этом к сфере общественного порядка, по его мнению, относятся и такие общественные отношения, которые возникают и развиваются вне общественных мест, но по своему характеру связаны с неприкосновенностью жизни, здоровья, чести, достоинства граждан, их имущественных прав <4>. М.И. Еропкин выделяет в понятии общественного порядка его структурные элементы:
--------------------------------
<4> Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.: Издательство "Юридическая литература", 1965. С. 10.
- содержание общественного порядка - систему волевых общественных отношений, проявляющихся в поведении людей, их действиях и поступках в общественных местах;
- средства регулирования общественного порядка - правовые и моральные нормы, правила социалистического общежития, обычаи;
- цель его установления и поддержания - охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, иных прав и законных интересов граждан, охрана народного достояния, общественного спокойствия, условий для нормальной деятельности государственных и общественных организаций;
- реальные гарантии прочности общественного порядка <5>.
--------------------------------
<5> Там же. С. 11.
И.Н. Даньшиным было предложено следующее понятие общественного порядка: "Общественный порядок - это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества" <6>.
--------------------------------
<6> Даньшин И.Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Харьков, 1971. С. 68.
В литературе по вопросам государства и права понятие "общественный порядок" принято рассматривать в двух значениях, имеющих широкое и узкое толкования этого понятия.
Исходя из положений общей теории права, под общественным порядком в широком смысле понимается весь строй, вся система общественных отношений, существующих в данном обществе. Общественный порядок коренится в самом характере производства, обусловливается в конечном счете системой производственных отношений, являясь в то же время формой упрочения и охраны способа производства, необходимым условием его поступательного развития.
Содержание общественного порядка в широком смысле включает в себя всю систему общественных отношений, складывающихся вследствие соблюдения и реализации действующих в обществе во всех сферах жизни социальных норм (норм права, иных социальных норм неюридического характера), принципов, идей, заключающих общественно необходимое и наиболее важное для данного экономического и политического строя поведение людей, государственных организаций и общественных объединений. В таком значении общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства <7>.
--------------------------------
<7> Нечевина Н.Д. Милиция общественной безопасности и гражданское общество: организационный аспект: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. С. 6 - 7.
Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод, что под общественным порядком в основном понимается система общественных отношений, основанных на соблюдении действующих в обществе социальных норм. При этом М.И. Еропкин обращает внимание на место существования этих общественных отношений, А.В. Серегин и И.Н. Даньшин делают акцент на их содержании.
Представляется, что при определении понятия "общественный порядок" необходимо учитывать роль государства в его установлении и обеспечении. Это обусловлено тем, что содержание общественного порядка, цель его установления и поддержания, а также гарантии его обеспечения в основной части зависят именно от государства, определяющего при помощи правовых норм допустимые модели поведения субъектов, устанавливающего приоритеты в обеспечении прав и свобод субъектов исходя из собственных интересов.
В то же время нельзя упускать из виду обратные связи общества и государства при обеспечении общественного порядка. Эти связи обусловлены тем, что содержание общественного порядка и средства его регулирования не сводятся только к государственно-властным велениям и отношениям, урегулированным правом. Важное место в содержании общественного порядка занимают отношения, правом не урегулированные, но влияющие на восприятие населением государства и его институтов, их поддержку или, напротив, противодействие им. В этой связи большое значение в обеспечении общественного порядка имеет участие населения, формирование общественного мнения и отношение большинства населения к власти.
Вместе с тем значительная часть общественных отношений, составляющих содержание общественного порядка, регулируется нормами права и защищается на их основе. Кроме того, следует учитывать, что государство и государственные органы, действующие в определенных правом границах, могут обеспечивать и защищать только те общественные отношения, которые урегулированы правом.
В этой связи в теории права наряду с понятием "общественный порядок" выделяется понятие "правопорядок". М.И. Еропкин указывает, что общественный порядок и правопорядок, в значительной части регулируемый правом, совпадающие понятия. Общественные отношения в сфере общественного порядка, регулируемые правовыми нормами, являются в то же время составной частью правопорядка. Вместе с тем общественный порядок шире правопорядка за счет включения в него общественных отношений, регулируемых иными социальными нормами.
Н.И. Матузов и А.В. Малько, рассматривая соотношения понятий "общественный порядок" и "правопорядок", приводят следующие различия. Во-первых, указанные понятия не совпадают по своему генезису: если общественный порядок исторически возникает одновременно с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве надстроечного явления зарождается гораздо позже, с появлением публичной власти, права и законов, и является атрибутом государства. Во-вторых, у них различная нормативная основа. В-третьих, общественный порядок и правопорядок по-разному обеспечиваются, их нарушение порождает различные последствия: если правопорядок опирается на государственный аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия <8>. Указанные различия свидетельствуют о том, что общественный порядок шире правопорядка.
--------------------------------
<8> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 420.
Несмотря на то что государство при помощи права устанавливает и защищает определенный правопорядок, представляется важным в рамках настоящего исследования рассмотреть именно систему обеспечения общественного порядка. Это обусловлено тем, что, защищая урегулированные правом общественные отношения, государство не может полностью игнорировать иные действующие в обществе социальные нормы, не создавать условия для развития и защиты общественных отношений, хотя прямо правом не урегулированных, но не противоречащих интересам развития общества и государства. Кроме того, следует учитывать, что негосударственные субъекты - отдельные индивиды, их коллективы, осуществляя правоохранительную деятельность в предусмотренных (или не запрещенных) государством формах в добровольном порядке в качестве помощи государственным органам, в силу объективных и субъективных причин, приоритет в своей деятельности будут отдавать обеспечению общественного порядка, основанного на представлениях общества о должном поведении.
Подобным образом М.И. Еропкин, характеризуя общественный порядок в Советском государстве, указывал, что "регулирование общественного порядка в период развернутого строительства коммунизма характеризуется, с одной стороны, неуклонным возрастанием нравственных начал, дальнейшим расширением действия морального фактора; с другой стороны, изменением роли и содержания правовых норм, регулирующих общественный порядок, которые все больше становятся и в этой сфере средством организации, убеждения, воспитания и все меньше - орудием принуждения <9>.
--------------------------------
<9> Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.: Издательство "Юридическая литература", 1965. С. 22.
Признавая значительную роль государства в обеспечении общественного порядка, следует признать динамизм содержания общественного порядка, его изменение в зависимости от конкретных исторических условий, целей и задач, стоящих перед конкретным государством в определенный исторический период его существования.
Следует согласиться с Ф.Ф. Кокошкиным в том, что цели, которые ставят государству составляющие его люди, весьма разнообразны не только в различные эпохи и у различных народов, но и в каждый данный момент в том или другом конкретном государстве в зависимости от разнородных стремлений отдельных лиц и общественных групп. "Нет сомнения, что общественный интерес далеко не всегда играет господствующую роль в государственной деятельности. Весьма часто те, в руках кого находится власть, ставят целью своей деятельности свои личные интересы. Можно даже указать целые эпохи, когда личный интерес властвующих лежал в основе юридической конструкции власти" <10>.
--------------------------------
<10> Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Издательство "Зерцало", 2004. С. 82.
Так, В.И. Ленин указывал, что "порядок" в эксплуататорском обществе призван обеспечить прочность политической власти господствующего эксплуататорского меньшинства, узаконить и упрочить угнетение широких масс трудящихся <11>.
--------------------------------
<11> Ленин В.И. Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции // Полное собрание сочинений. Т. 25. С. 359.
На наш взгляд, для правильного представления о понимании общественного порядка в дореволюционной России следует определить цели и методы деятельности органов охраны общественного порядка, закрепленные в действовавшем законодательстве, а также взаимоотношение власти и общества на данном историческом этапе.
Анализ структуры Уложения о наказаниях уголовных и исправительных показывает, что особое внимание государства в начале XX в. уделялось борьбе с преступлениями против веры и государственного управления. Этот вывод подтверждается, в частности, порядком расположения соответствующих разделов: раздел 2 - о преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений; раздел 3 - о преступлениях государственных; раздел 4 - о преступлениях и проступках против порядка управления; раздел 5 - о преступлениях и проступках по службе государственной и общественной; раздел 6 - о преступлениях и проступках против постановлений о повинностях государственных и земских; раздел 7 - о преступлениях и проступках против имущества и доходов казны; раздел 8 - о преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния; раздел 9 - о преступлениях и проступках против законов о состояниях; и только разделы 10, 11 и 12 посвящены борьбе с преступлениями против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, преступлениями "против прав семейственных", против собственности частных лиц <12>. Раздел 8 (о преступлениях и проступках против благоустройства и благочиния) включал в себя 14 глав, в том числе о преступлениях и проступках против постановлений, ограждающих народное здравие; о нарушении постановлений для обеспечения народного продовольствия; о нарушении общественного спокойствия, порядка и ограждающих оные постановлений; о преступлениях против общественной нравственности и нарушении ограждающих оную постановлений; о нарушениях постановлений о печати; о нарушении постановлений о воспитании юношества; о нарушении правил благоустройства и хозяйства в городах и селениях; о нарушении правил устава строительного; о нарушении правил осторожности от пожаров; о нарушении правил, установленных для сохранения путей сообщения; о нарушениях уставов почтового и телеграфного; о нарушениях постановлений о кредите; о нарушениях уставов торговых; о нарушениях уставов фабричной, заводской и ремесленной промышленности <13>.
--------------------------------
<12> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Изд-е 12-е, пересм. и доп. СПб., 1904.
<13> Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Изд-е 12-е, пересм. и доп. СПб., 1904.
Таким образом, законодатель при определении противоправности и наказуемости деяний особое внимание уделял защите веры, государственного строя, а также общественных интересов. Данный подход прослеживается в Уставе благочиния и безопасности <14>, а также Общем учреждении губернском <15>.
--------------------------------
<14> Свод законов Российской империи. Т. XIV.
<15> Свод законов Российской империи. Т. II.
Термины "общественное спокойствие" и "общественный порядок" употребляются в названии главы 3 раздела 8 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. В частности, в ней содержатся статьи "о составлении злонамеренных шаек и пристанодержательстве", о распространении вредных слухов о подложном проявлении чудес и других подобного рода обманах, о подговоре к побегу и к не разрешенному властями законными переселению, о бродяжничестве, о содержании мест для запрещенных игр и о подлогах в играх и лотереях и др. Исследователи отмечают, что составители Уложения не сумели избежать казуальности, не сумели преодолеть и другой дефект Свода законов - объединение в разделах разнородных преступлений, в связи с чем четко определить содержание указанных терминов, вложенное в них законодателем, представляется затруднительным.
Однако в широком смысле общественный порядок включает в себя все общественные отношения, в связи с чем следует согласиться с И. Ивановым в том, что общественный порядок "неизбежно нарушается при совершении любого правонарушения - преступления, административного проступка, гражданско наказуемого деликта, аморального поведения. Так, переход проезжей части в неустановленном месте, вне всякого сомнения, нарушает общественный порядок. То же и убийство, клевета, хищения и т.д. Все это деяния, нарушающие общественный порядок, поскольку их совершение грубо противоречит нормальному существованию людей в обществе" <16>. Соответственно, для характеристики содержания общественного порядка в конкретный исторический период следует проанализировать регулирование общественных отношений в целом, а не отдельную главу нормативно-правового акта.
--------------------------------
<16> Иванов И. Хулиганство: проблемы квалификации // Российская юстиция. 1996. N 8. С. 39.
В соответствии со ст. 301 Общего учреждения губернского, губернаторы, имея по долгу своему постоянное и тщательное попечение о благе жителей вверенного им края, наблюдают, чтобы все они, состоя под общей защитой и покровительством законов, пользовались ненарушимо, каждый по своему званию, Всемилостивейше дарованным разным сословиям и состояниям правами и преимуществами на точном основании Высочайших о том грамот и других постановлений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетной целью установления и поддержания общественного порядка в России в начале XX в. было обеспечение безопасности и интересов самодержавия. Хотя этот факт не означал, что интересы населения полностью игнорировались, однако оказывал существенное влияние на структуру и функции органов охраны общественного порядка, а также нормативно-правовую основу их деятельности. При этом необходимо учитывать, что эффективность обеспечения общественного порядка в значительной мере обусловлена взаимоотношениями власти и населения. С одной стороны, эти отношения обусловливают политику государства в правоохранительной сфере, смещая акцент на обеспечение безопасности населения или существующего строя. С другой стороны, они влияют на активность населения в содействии правоохранительным органам в охране общественного порядка.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.