Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ ЮРИСТОВ И ЕЕ СТРУКТУРА
А.А. СВИСТУНОВ, И.С. ЩЕПАНСКИЙ
Юриспруденция является одним из наиболее популярных направлений подготовки обучающихся в системе высшего образования, уступая лишь экономистам. Ежегодно свыше 150 тысяч человек получают диплом о высшем юридическом образовании и попадают на рынок труда, пополняя и без того многочисленную армию юристов.
Разумеется, определенная часть выпускников продолжает обучение, углубляя и развивая свои профессиональные компетенции в рамках образовательных программ в магистратуре или реже аспирантуре (адъюнктуре). В условиях многоуровневого образования, когда бакалавр без магистерской степени часто воспринимается работодателями как недоучка, это достаточно естественно. Некоторая часть выпускников выбирает работу не по специальности. Распространенность данной тенденции связана с тем, что многие абитуриенты по-прежнему часто воспринимают юридическое направление как наиболее простой способ получения легкодоступного высшего образования.
Так или иначе значительная часть выпускников юридических вузов занимается практической юридической деятельностью. Какова структура занятости этих специалистов?
Во-первых, это сфера деятельности правоохранительных органов. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1> правоохранительная служба является одним из видов государственной службы (вместе с государственной гражданской и военной службой). Ее основными функциями являются обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина. Ввиду отсутствия специального федерального закона в правовой доктрине и на практике часто возникают разночтения относительно того, какие именно служащие относятся к данной категории.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2003. 31 мая.
За основу можно взять список лиц, подлежащих государственной защите, указанный в ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <2>. Исходя из предложенного перечня к служащим правоохранительной сферы можно отнести:
--------------------------------
<2> Российская газета. 1995. 26 апреля.
- работников органов прокуратуры;
- сотрудников Следственного комитета Российской Федерации;
- дознавателей;
- лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность <3>;
--------------------------------
<3> См.: статья 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета. 1995. 18 августа.
- сотрудников федеральных органов внутренних дел (МВД);
- сотрудников службы судебных приставов (ФССП);
- сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ФСИН);
- сотрудников органов Федеральной службы безопасности (ФСБ);
- сотрудников органов государственной охраны (ФСО);
- сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН).
Для отдельных из перечисленных категорий служащих законом установлены требования о наличии юридического образования. Например, Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" <4> устанавливает, что "сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности". Однако для отдельных должностей Закон предусматривает возможность замещения их лицами, обучающимися по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) <5> либо имеющими иное высшее образование.
--------------------------------
<4> Российская газета. 2010. 30 декабря.
<5> Для данных лиц Федеральным законом установлено, что они могут назначаться на соответствующие должности при условии завершения не менее половины срока получения образования и отсутствии академической задолженности.
Требование о наличии высшего юридического образования для претендентов на замещение должности прокурора формулирует ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <6>. Прокуратура является универсальной системой надзора за соблюдением законности на территории России, поэтому к ее работникам предъявляются самые строгие требования в отношении профессиональной компетенции.
--------------------------------
<6> Российская газета. 1992. 18 февраля.
Общая численность работников правоохранительных органов, несмотря на периодически проводимые кампании по их сокращению, продолжает увеличиваться. Чаще всего она прямо нормативно определяется соответствующими актами Президента Российской Федерации. Так, в 2014 году общая штатная численность работников прокуратуры составила 48836 единиц <7>, а Следственного комитета Российской Федерации - 23275 единиц (в том числе 2119 - численность военных следственных органов) <8>.
--------------------------------
<7> Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2014 N 338 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 20. Ст. 2500.
<8> Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 572 (в ред. от 01.09.2014).
Вопрос о том, можно ли отнести работу других правоохранительных органов к юридической деятельности, является дискуссионным. Однако, безусловно, что значительное число выпускников юридических вузов выбирает данное направление в качестве сферы развития своей карьеры. Для этих целей даже были разработаны два образовательных стандарта: "Правоохранительная деятельность" и "Правовое обеспечение национальной безопасности", входящие в укрупненную группу направлений подготовки и специальностей 40.00.00 "Юриспруденция".
Следует отличать сходную с лингвистической точки зрения правоохранительную деятельность от правозащитной. Если первая осуществляется вышеуказанными представителями публичных органов власти, то вторая - общественными активистами, реже адвокатами и прочими юристами <9>. Правозащитная деятельность не всегда осуществляется на профессиональной основе.
--------------------------------
<9> См., напр.: Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. О соотношении понятий "правоохранительная деятельность" и "правозащитная деятельность" в правовой доктрине и действующем российском законодательстве // Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе. 2013. N 1. С. 155 - 158.
Специальные юридические знания также необходимы для исполнения служебных обязанностей государственных гражданских и муниципальных служащих. Требования о наличии юридического образования для них законодательно не определены. Среди них имеются специалисты самых разных областей общественной жизни. Однако для указанных служащих необходимо хорошее знание норм законодательства по направлению служебной деятельности и сферы общественной жизни, непосредственно связанной с исполнением ими своих должностных обязанностей.
Значительное число государственных гражданских и муниципальных служащих имеет профессиональное образование в области юриспруденции, социологии, экономики или управления. Это также связано с особенностями российской образовательной системы и общей популярностью данных направлений подготовки и специальностей.
Наличие глубоких юридических познаний по широкому кругу вопросов большинству работников данной сферы не требуется. За исключением, возможно, служащих в органах юстиции и сотрудников аппаратов судов (прежде всего, помощников судей и секретарей судебных заседаний), которые также имеют статус государственных служащих и тесно пересекаются с представителями иных юридических профессий.
Среди государственных гражданских служащих также отдельно выделяются работники, замещающие должности специалистов и руководителей в правовых подразделениях органов государственной власти (секторах, отделах, управлениях, департаментах). Для них предусмотрены особые требования к юридической подготовке.
По данным Росстата, на конец июня 2014 г. общая численность работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы в федеральных государственных органах (центральных аппаратах и территориальных органах), составила 543,6 тысяч человек, а в органах государственной власти субъектов Российской Федерации - 211,6 тысяч человек <10>. На должностях муниципальной службы занято еще около 330,7 тысяч человек <11>.
--------------------------------
<10> Раздел "Аналитика". URL: http://gossluzhba.gov.ru/analytics/a3627499-509a-4b37-adfb-47148aadde18.
<11> О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в январе - сентябре 2013 года. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/258.htm.
Точные данные о том, какая часть из указанных служащих имеет высшее образование, а также какова доля служащих, работающих в правовых подразделениях органов государственной власти, отсутствуют. Оценочно это десятки или сотни тысяч служащих.
По оценочным данным исследователей Финансового университета, ежегодная российская потребность в выпускниках вузов в данном секторе исходя из экспертных оценок современной динамики кадров составляет около 2000 человек для федеральной государственной гражданской службы (центральные аппараты), около 30000 человек для государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, около 13000 человек для муниципальной службы (с перспективой увеличения данного рынка вследствие вступления в действие законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе) <12>. Минимум 10 - 15% указанных потребностей должны удовлетворяться за счет выпускников образовательных программ в области юриспруденции.
--------------------------------
<12> Гончаренко Л.И., Ручкина Г.Ф., Лапина М.А. К вопросу о подготовке квалифицированных юридических кадров для публичного управления в финансово-экономической сфере // Актуальные вопросы административного и информационного права: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. М.: Финансовый университет, 2013. 504 с.
К бесспорным юридическим профессиям можно отнести также адвокатов и нотариусов. Они имеют особый статус, обеспечивающий их независимость от государственных структур. При этом их деятельность детально регулируется как федеральным законодательством, так и актами органов управления в соответствующих сферах деятельности.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <13> определяет адвокатуру как профессиональное сообщество адвокатов и институт гражданского общества, предоставляя ей определенные гарантии независимости. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и осуществляет свою деятельность на основе принципов самоуправляемости через палаты адвокатов, объединяющих всех лиц с соответствующим статусом.
--------------------------------
<13> Российская газета. 2002. 5 июня.
Адвокаты являются одними из наиболее универсальных специалистов в области юриспруденции. Их профессиональная деятельность, как правило, связана с оказанием широкого спектра услуг: составления юридически значимых документов, дачи правовых заключений, ведения правовых консультаций, представительства в судах и административных органах.
Приобретение статуса адвоката предполагает соответствие определенным требованиям (гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности), а также сдачу квалификационного экзамена.
В настоящий момент, согласно публичному реестру Минюста России, действующий статус адвоката имеют 70960 адвокатов (и еще около 5,2 тысяч с приостановленным) <14>. В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к росту их численности. Однако даже при этом в пересчете на душу населения численность адвокатов в России остается одной из наименее многочисленных. Адвокатское сообщество весьма разнородно по своему внутреннему составу: по социально-демографическим показателям (пол, возраст и т.д.) и профессиональным критериям (типы адвокатских образований, внутренняя статусная иерархия, стаж, опыт и т.д.). Как показывают исследования, несмотря на широкие процессуальные возможности, в среднем около половины нагрузки адвокатов занимают уголовные дела <15>.
--------------------------------
<14> Об адвокатской деятельности в Российской Федерации: информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://lawyers.minjust.ru/lawyers-portal/Lawyers.
<15> Доклад ИАПР НИУ ВШЭ и ИПП ЕУ СПб "Адвокатское сообщество России" // НИУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/data/2015/04/08/1095147351/Адвокатское%20сообщество%20России.pdf.
Законодательно также закреплен особый статус помощников адвокатов и стажеров. Точно оценить их количество затруднительно, потому как их учет ведется адвокатскими образованиями самостоятельно и сведения о них, как правило, не передаются в адвокатские палаты. Кроме того, часто помощники адвоката не имеют соответствующего официального статуса и оформлены в качестве технических специалистов. Ориентировочно общее количество помощников адвокатов и стажеров может достигать 100000 человек.
Система нотариата создана по схожему с адвокатами принципу. Она также предполагает определенный статус самоуправляемого сообщества и объединение своих представителей. Федеральная нотариальная палата объединяет нотариальные палаты, расположенные во всех субъектах Российской Федерации, и всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства.
Законодательство для нотариусов также устанавливает специальный реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации.
Получение статуса нотариуса детально урегулировано законодательством. Так же, как для получения статуса адвоката, данный статус предполагает набор обязательных требований для претендентов и сдачу квалификационного экзамена. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на должность нотариуса назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право ведения нотариальной деятельности.
Кроме того, количество должностей нотариусов в нотариальном округе ограничено. Поэтому наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендации нотариальной палаты производится Минюстом России (или по его поручению территориальными органами) на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Согласно статистической информации, представленной нотариальными палатами по итогам 2013 года, общее количество должностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой, составило 7654 (без учета вакансий) <16>. Доля частных нотариусов составляет порядка 90% от общей численности профессионального корпуса, при этом в некоторых регионах Российской Федерации государственные нотариусы отсутствуют вовсе.
--------------------------------
<16> Аналитическая записка к статистическому отчету "О деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации и нотариусов, занимающихся частной практикой в 2013 году". URL: http://www.notariat.ru/ddata/label-file/analitika_za_2013.pdf.
Сюда не включены также более 4000 помощников и почти 1000 стажеров нотариусов, к которым согласно российскому законодательству также предъявляются требования о наличии высшего юридического образования <17>. В нотариальных конторах также часто работают постоянные работники, выполняющие технические процедуры, обеспечивающие нотариальные действия. Их численность заметно различается в зависимости от региона и формата работы нотариуса.
--------------------------------
<17> Там же.
Еще одним профессиональным сообществом юристов является судейское сообщество. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <18> определяет, что "все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией".
--------------------------------
<18> Российская газета. 1997. 6 января.
Среди обязательных требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <19> называет наличие высшего юридического образования.
--------------------------------
<19> Российская газета. 1992. 29 июля.
Любопытно, что по сформировавшейся судебной практике до квалификационного экзамена выпускники бакалаврских юридических программ не допускаются. К такому решению пришел в 2012 году Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая гражданское дело по оспариванию решения экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Красноярского края об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи <20>. Данное решение Верховный Суд аргументировал весьма витиевато. По его мнению, получения первого уровня высшего профессионального образования квалификации (степени) "бакалавр", срок освоения образовательных программ которого менее пяти лет, недостаточно для занятия должности судьи. "Судьи, реализующие публично-правовые цели правосудия, обязаны владеть основами толкования законодательства и умением правильно применять закон, то есть правовой статус судьи предопределяет высокий уровень юридических познаний, который может быть получен в результате углубленного и более продолжительного по времени изучения как правовых дисциплин, так и основных образовательных программ по квалификации (степени) "специалист" или "магистр", - резюмировал Верховный Суд. Кроме того, такой подход, по мнению Суда, "согласуется с международными рекомендациями в сфере правосудия, которые называют в ряду качеств судьи, способствующих укреплению доверия общества к судебной власти и имеющих первостепенное значение для поддержания ее независимости, соответствие установленным стандартам компетентности".
--------------------------------
<20> Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2012 N 53-АПГ12-3 // СПС "КонсультантПлюс".
В большинстве развитых стран судейская должность является вершиной юридической карьеры, требующей большой квалификации и безукоризненной репутации. В России же, как отмечает профессор Российской академии правосудия Г.Т. Ермошин, "судейскому сообществу пришлось неоднократно переживать последствия спонтанных изменений правил формирования судейского корпуса" <21>. Следствием такой политики стало увеличение текучести кадров и доли судей с небольшим профессиональным стажем. Значительная доля судейского корпуса формируется из числа карьерных помощников судей, не имеющих опыта работы в других юридических сферах.
--------------------------------
<21> Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости // Российский судья. 2012. N 6. С. 10 - 16; N 7. С. 10 - 16.
С целью повышения престижа работы судей с 2011 года от сдачи квалификационного экзамена на должность судьи были освобождены граждане, имеющие ученую степень в области юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Указанное положение государственной политики регулирования формирования судейского корпуса можно воспринимать как приглашение на судейские должности принципиально новой категории юристов.
Штатная численность судейского корпуса, устанавливаемая ежегодно федеральным законом о бюджете, в настоящее время составляет свыше 23000 единиц в системе судов общей юрисдикции, около 4000 единиц - в системе арбитражных судов. Кроме того, в России работает свыше 8000 мировых судей и соответствующее им число судебных участков <22>.
--------------------------------
<22> Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (в ред. от 04.10.2014) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Российская газета. 2000. 6 января.
Кроме указанных выше законодательно урегулированных сфер профессиональной юридической деятельности, значительное число представителей данной профессиональной группы относятся к сфере частнопрактикующих юристов. Некоторая часть работников данной группы осуществляет свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей либо вовсе действует в "сером" секторе экономики.
Точный учет таких работников крайне затруднен. По оценкам адвоката Владимира Овчинникова, "в государстве 730 тысяч юристов, занимающихся предпринимательской деятельностью" <23>. Автор не приводит источников или методологии подсчета. Однако стоит обратить внимание на то, что она превышает совокупную численность вышеприведенных представителей сфер юридической деятельности. Значительное беспокойство вызывает тот факт, что деятельность этой профессиональной сферы практически никак законодательно не урегулирована. В нее включаются как юристы широкого профиля, фактически оказывающие услуги, аналогичные адвокатской деятельности, но без получения соответствующего статуса <24>, так и специалисты узкой направленности, например, оказывающие услуги по регистрации объектов недвижимости или консультирующие по вопросам оптимизации налогообложения.
--------------------------------
<23> Овчинников В. Передел юридического рынка // Новая адвокатская газета. 2010. N 04 (069). С. 6.
<24> То, что значительное число юристов в России не стремится к получению адвокатского статуса, связано с несбалансированностью национального законодательства, предусматривающего определенное количество специфических обязанностей и публичность деятельности при небольшой гарантированности профессиональных преимуществ.
В середине 1990-х годов на законодательном уровне предпринимались попытки урегулирования данной сферы с помощью традиционных инструментов лицензирования <25>. Лицензированию со стороны органов юстиции подлежали как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, оказывающие платные юридические услуги. Лицензированию не подлежала деятельность юридических служб, состоящих в структуре юридических лиц. Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг устанавливалось, что данные услуги "вправе оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж работы по юридической специальности не менее трех лет". В 1999 году данный инструмент регулирования деятельности частнопрактикующих юристов был признан неэффективным и лицензирование отменено.
--------------------------------
<25> См.: Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 344 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг" // Российская газета. 1995. 4 мая.
Для того чтобы оказывать консалтинговые правовые услуги и составлять юридически значимые документы, сейчас в России не требуется никаких разрешительных документов и подтверждения уровня образования и квалификации. Даже в судах общей юрисдикции и арбитражных судах для представления интереса клиентов достаточно лишь доверенности.
Корпоративными юристами (in-house lawyers) называются те, которые работают в правовых подразделениях больших или малых отраслевых компаний. Основная их функция сводится к ежедневному консультированию других подразделений компании, составлению и анализу правовых документов, а также отстаиванию интересов работодателя в государственных органах и судах. Как правило, любая российская компания имеет в штате юрисконсульта либо привлекает для этих целей юристов по гражданско-правовым договорам. Это позволяет минимизировать ее текущие правовые риски. Средние и крупные российские организации имеют в своем составе правовые подразделения, а иногда и довольно разветвленную сеть юридических департаментов, управлений и отделов, достигающих количества в несколько десятков и даже сотен штатных единиц <26>.
--------------------------------
<26> Подробнее о корпоративных юристах см.: Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 176 с.; Юрист в организации: Учебно-практическое пособие / И.Н. Кофанова, Е.А. Мишина, К.Е. Рыбак и др.; под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстицинформ, 2009. 160 с.
Несмотря на наличие крупного одноименного профессионального объединения (Объединение корпоративных юристов), деятельность данной профессиональной группы является достаточно разобщенной.
В российской и зарубежной корпоративной практике в ряде случаев для решения сложных или узкоспециализированных правовых задач принято прибегать к услугам юридических компаний. Это может не отменять наличие в штате собственных корпоративных юристов, занятых решением текущих стандартных правовых проблем.
Точная оценка занятости юристов в корпоративном секторе и специализированных юридических компаниях затруднительна. Однако, учитывая, что, по данным "Коммерсантъ", в России зарегистрировано почти 4 миллиона коммерческих и 670 тысяч некоммерческих организаций <27>, общее количество занятых в указанных сферах юристов должно являться значительным и составлять сотни тысяч человек.
--------------------------------
<27> Инфографика: статистика юридических лиц (на декабрь 2014 года) // Коммерсантъ картотека. URL: http://www.kartoteka.ru/info_jur.
Деятельность таких юридических компаний может быть оформлена в качестве адвокатского образования (как правило, бюро), которое согласно Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" должно быть некоммерческой организацией, либо в качестве коммерческой организации, оказывающей правовые услуги. Данные формы имеют существенное организационное различие, ведя к заведомой неравноправности субъектов рынка юридических услуг.
В соответствии с российским законодательством адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокаты в силу своего статуса не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные и муниципальные должности <28>. Кроме того, статус адвоката накладывает еще ряд ограничений на таких лиц.
--------------------------------
<28> Статья 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
С другой стороны, законодательство предусматривает для адвокатов ряд дополнительных прав и гарантий, таких как защита адвокатской тайны, более широкие возможности участия в уголовном процессе, возможность направления официальных запросов и некоторые другие, которых лишены юристы, не имеющие соответствующего статуса.
Эта разница в правовом статусе юристов, занимающихся сходной деятельностью, породила дискуссию о необходимости создания так называемой адвокатской монополии <29>. Однако, несмотря на очевидную потребность в регулировании рынка частных юридических услуг со стороны всех участников процесса, а также мировую практику, данный вопрос до сих пор остается нерешенным. В последнее время появляются различные предложения, направленные на решение данной проблемы <30>. Многие адвокаты, работая самостоятельно либо небольшими коллективами, просто неспособны удовлетворить запросы и ожидания клиентов на динамичном рынке юридических услуг.
--------------------------------
<29> О преимуществах и недостатках введения "адвокатской монополии" см. подр.: Чудиновская Н.А. Некоторые аспекты участия адвоката в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 12. С. 16 - 21; Латыев А.Н. Ограниченная адвокатская монополия или относительная свобода судебного представительства // Закон. 2012. N 9. С. 94 - 104; Евстигнеева И.С. О некоторых аспектах реформы российской адвокатуры в контексте государственной программы "Юстиция" // Адвокатская практика. 2014. N 3. С. 12 - 17; Панченко В.Ю. О "свободной" и "монопольной" моделях юридической помощи в контексте информационной открытости профессиональной деятельности юристов // Юридический мир. 2013. N 2. С. 60 - 63; и другие.
<30> См., напр.: Собченко О. Юристы России, объединяйтесь! // ЭЖ-Юрист. 2012. N 12. С. 14.
Отдельно также можно выделить группу юристов, занятых научно-педагогической деятельностью. Данная сфера приложения труда не только требует юридического образования, но и, как правило, специального обучения в аспирантуре (адъюнктуре), относящейся согласно новому Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <31> к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации, а также ученой степени.
--------------------------------
<31> Российская газета. 2012. 31 декабря.
Построение карьеры преподавателя в образовательной организации высшего образования или научного работника практически неизбежно требует получения ученой степени.
Учитывая, что в настоящее время насчитывается около 1200 вузов и филиалов, осуществляющих подготовку юридических кадров <32>, а федеральный государственный стандарт бакалавриата по направлению подготовки "Юриспруденция" предусматривает обязательное наличие в структуре вуза не менее четырех кафедр юридического профиля <33>, то общую численность их профессорско-преподавательского состава, осуществляющего преподавание юридических дисциплин, можно оценить в 20000 - 50000 человек.
--------------------------------
<32> Свистунов А.А. Проблемы определения понятия "высшее юридическое образование" и создания укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) "Юридические науки" // Юридическое образование и наука. 2012. N 4. С. 22 - 23.
<33> Приказ Минобрнауки РФ от 04.05.2010 N 464 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
Кроме указанных профессиональных групп, некоторое число юристов также работает в смежных с юридической сферах деятельности (арбитражные управляющие, патентные поверенные, судебные эксперты, медиаторы и так далее), а также в областях, более отдаленно связанных с правом. Даже не считая их и государственных гражданских служащих, являющихся самостоятельной профессиональной группой, к юристам можно отнести более миллиона активно работающих граждан, имеющих разное правовое положение, занимающихся различными видами правовой деятельности, но имеющих схожее образование и систему подготовки.
Некоторая их часть объединена в профессиональные объединения на основе обязательного членства (как, например, адвокаты и нотариусы). В последние годы широкое распространение получили добровольные объединения юристов, направленные на решение важнейших стратегических вопросов, обсуждение и защиту профессиональных интересов: Ассоциация юристов России (АЮР), Объединение корпоративных юристов, Российская правовая палата и другие. Однако даже крупнейшая из них - АЮР - объединяет чуть более 30000 юристов, что составляет незначительную долю от общего количества юристов.
В то время как создаются многочисленные барьеры для допуска юристов в относительно урегулированные области юридической деятельности (адвокатуру, нотариат, судейское, преподавательское сообщества) и текущего контроля за их деятельностью, большая часть юристов (а это сотни тысяч человек) никак не контролируется и не учитывается. У профессионального сообщества часто весьма примерные представления об их деятельности и реальном уровне их квалификации. Это противоречит устоявшейся зарубежной практике, всегда предъявлявшей повышенные требования к юристам либо через систему самоорганизации, принятой в большинстве государств англосаксонской системы, либо, например, императивного контроля за юридическими объединениями и их членами со стороны государства <34>.
--------------------------------
<34> Например, в соседней Республике Беларусь в родственной России правовой системе существуют лицензирование деятельности по оказанию юридических услуг и обязательная аттестация юристов.
Давно осаждающаяся инициатива о введении так называемой адвокатской монополии имеет ряд слабых мест. Одна из них - опасность того, что она может спровоцировать рост интереса к адвокатуре среди тех, кто пока лишен соответствующего статуса, и в конечном счете размыть ее веками складывающиеся традиции. Кроме того, резкий запрет на судебное представительство неадвокатов неизбежно приведет к переформатированию рынка юридических услуг и сложнопредсказуемым последствиям.
Альтернативным подходом к данной проблеме может стать введение комплекса мер в области юридического образования и кадровой политики государства. Принятый в 2009 году Указ о мерах по совершенствованию высшего юридического образования <35> показал свою эффективность. В частности, проведенная на его основе общественная аккредитация вузов стала важным явлением в образовательном сообществе, а ее результаты - значимым индикатором для вузов, абитуриентов и работодателей.
--------------------------------
<35> Указ Президента Российской Федерации от 26.05.2009 N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 29 мая.
Однако новое время требует новых мер. Одной из них может стать введение единого квалификационного экзамена для юристов.
Литература
1. Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. О соотношении понятий "правоохранительная деятельность" и "правозащитная деятельность" в правовой доктрине и действующем российском законодательстве // Правоохранительная и правозащитная деятельность в России и за рубежом на современном этапе. 2013. N 1. С. 155 - 158.
2. Гончаренко Л.И., Ручкина Г.Ф., Лапина М.А. К вопросу о подготовке квалифицированных юридических кадров для публичного управления в финансово-экономической сфере // Актуальные вопросы административного и информационного права: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. М.: Финансовый университет, 2013. 504 с.
3. Ермошин Г.Т. Статус судьи как организационно-правовая форма обеспечения его независимости // Российский судья. 2012. N 6. С. 10 - 16; N 7. С. 10 - 16.
4. Овчинников В. Передел юридического рынка // Новая адвокатская газета. 2010. N 04 (069).
5. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 176 с.
6. Юрист в организации: Учебно-практическое пособие / И.Н. Кофанова, Е.А. Мишина, К.Е. Рыбак [и др.]; Под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстицинформ, 2009. 160 с.
7. Чудиновская Н.А. Некоторые аспекты участия адвоката в арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 12. С. 16 - 21.
8. Латыев А.Н. Ограниченная адвокатская монополия или относительная свобода судебного представительства // Закон. 2012. N 9. С. 94 - 104.
9. Евстигнеева И.С. О некоторых аспектах реформы российской адвокатуры в контексте государственной программы "Юстиция" // Адвокатская практика. 2014. N 3. С. 12 - 17.
10. Панченко В.Ю. О "свободной" и "монопольной" моделях юридической помощи в контексте информационной открытости профессиональной деятельности юристов // Юридический мир. 2013. N 2. С. 60 - 63.
11. Свистунов А.А. Проблемы определения понятия "высшее юридическое образование" и создания укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) "Юридические науки" // Юридическое образование и наука. 2012. N 4. С. 22 - 23.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.