Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОРПОРАЦИЯ КАК МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Т.К. КРАСИЛЬНИКОВА
Создание и деятельность корпораций вызывает особый интерес не только у представителей науки, но и у практиков, требует решения задач, связанных с перспективами и особенностями развития корпораций в условиях современного права, с влиянием корпоративных организаций на стабилизацию правовой ситуации, а также с реформированием ряда правовых институтов в связи с экономической целесообразностью развития корпораций и повышения эффективности управления ими.
В современных условиях корпоративные объединения не могут не быть вовлечены в процесс решения различного рода социальных и политических вопросов общественной жизни. На корпоративных принципах действуют не только предпринимательские, но и общественные объединения, религиозные организации, а также союзы и ассоциации.
Универсальный характер корпоративных форм объединений позволяет использовать их для решения любых задач на основе общего корпоративного интереса участников объединения.
Термин "корпорация" как на Западе, так и в России прошел несколько этапов в своем развитии. Если раньше в период Античности и Средних веков он больше рассматривался как аналог объединения по социальному и профессиональному признаку, то в настоящее время им обозначается определенный тип хозяйствующего субъекта.
Разнообразие организационно-правовых форм корпоративной организации имеет глубокие исторические корни, а их современный вид во многом отличается от своего исторического аналога.
Понятие "корпорация" может быть идентифицировано, во-первых, для описания определенных групп лиц, занимающихся однотипной деятельностью (например, корпорация купцов, чиновников, предпринимателей), во-вторых, для описания хозяйствующих субъектов.
Такое сложное и многогранное явление современной действительности, как корпорация, берет свое начало в Древнем мире и в Средних веках.
С позиции исторической науки термин "корпорация" позволяет говорить о наличии объединений корпоративного права в различных сферах жизнедеятельности средневекового общества - в ремесле и торговле (цехи и гильдии), в религиозной организации (ордена и братства), в системе образования (университеты), в территориальных образованиях (коммуны и земли), а значит, и о корпоративности всего средневекового общества.
Несмотря на то что политико-правовой основой средневекового типа хозяйства выступали привилегии, сословная корпоративность позволяла обществу сохранять в определенной степени независимость от государства.
Основанием для объединения людей в различного типа корпорации являлись однородность их профессиональной деятельности и общность их социального положения. Именно в средневековых корпорациях появилась разветвленная система регламентации, определяющая характер как отношений, возникающих между членами профессионального сообщества, так и отношений их с органами власти.
В Средние века слово "корпорация" имело значение, как правило, профессионального объединения. Торговые гильдии и ремесленные цеха объединяли различного рода материальные средства для достижения хозяйственных целей. Эти виды корпораций отличались солидарной ответственностью участников, которая была основана на их совместной деятельности и на определенных правилах внутренней жизни и обычаях делового оборота.
Государство активно использовало корпоративную форму объединения людей, например торговые компании, для освоения новых территорий и даже для проведения экспансионистской политики за пределами своих территориальных границ, доказательством чему выступала деятельность Вест- и Ост-индских компаний, Российско-американской торговой компании.
Если главная цель корпораций в период феодализма носила некоммерческий характер и заключалась в сословно-правовой регламентации производственной, общественной и личной жизни их членов, в охране сословных прав и привилегий, то основной целью торговых компаний Нового времени было, напротив, производство прибыли и распределение ее между вкладчиками.
Важнейшим фактором развития корпорации в любую историческую эпоху становился принцип взаимной заинтересованности своих членов друг в друге как в совместном труде, так и в совместном извлечении прибыли из капитала, присущих данной форме организации.
Вследствие комбинирования различных форм предпринимательских объединений в рамках корпораций возникали более сложные формы предпринимательских объединений, что позволяло получить интегрированные структуры с определенными правовыми характеристиками. Так, общество с ограниченной ответственностью как продукт исторического развития представляло собой определенную комбинацию данных элементов. Вырабатывался особый корпоративный тип управления.
Между участниками коммерческих организаций и самими этими организациями складывались правовые отношения, которые во многом определялись характером организационно-правовых форм таких юридических лиц. Только с учетом теоретической базы - науки о корпорациях были возможны поиск эффективных способов защиты прав участников корпоративных коммерческих организаций и дальнейшее совершенствование корпоративного законодательства.
В России закон устанавливал лишь минимум необходимых правовых условий для развития различных форм корпоративных объединений, предоставляя административным органам эффективные средства воздействовать на этот процесс.
Экономический либерализм в период капитализма не оправдал надежд на поднятие благосостояния многих социальных групп, а потому возникла мысль об объединениях, ставящих своей целью устранить для малосостоятельных лиц посредничество капитала. Речь идет прежде всего о потребительских товариществах и артелях.
В советский период истории России имела место государственная модель корпоративного управления.
Система юридических лиц в постсоветский период складывалась в процессе развития отношений разгосударствления и коммерциализации. Не был установлен четко статус юридического лица. На корпорации продолжала давить старая советская традиция социального патронажа.
Тем не менее, несмотря на нестабильность законодательства, отсутствие четких принципов построения моделей корпоративных объединений, в конце 80-х - начале 90-х годов XX в. в СССР была заложена основа для развития теоретической базы корпоративного права.
При определении обоснованности той или иной законодательной модели закрепления корпоративных отношений необходимо учитывать уровень и тенденции корпоративного развития страны в целом.
В России в большей степени, чем на Западе, на характере корпоративного управления сказались недостатки в понимании корпоративной собственности. Размытый характер собственности в новой России, порожденный "специфической" приватизацией, не позволил создать эффективного собственника, а создал платформу "механического конструирования" субъектов корпоративной собственности. Процессы глобализации собственности виделись лишь с привычных позиций - как ею руководить. Собственность корпорации понималась с позиции старого мышления: корпоративная - значит, общая, а общая - значит, ничья, что стало фундаментом провозглашения корпоративной собственности социалистической (государственной, общенародной и т.п.). Этому способствовало и то, что корпорация как форма организации производства могла быть и государственной компанией.
В современном мире доминирующей тенденцией первого десятилетия XXI в. стало усиление имущественной экспансии государственной власти, зависимости от нее бизнеса, несмотря на решение по дерегулированию экономических процессов. Итогом такой политики стала система государственного предпринимательства, что можно рассматривать как один из факторов, способствующих обеспечению национальных интересов России, а также созданию благоприятных условий функционирования лояльных к власти, в том числе частных, компаний, заслуживающих репутацию "государственников".
В современной России есть все предпосылки для внедрения корпоративного метода хозяйствования и способа организации жизни российского общества. "Корпоративизм - это синтез новейших достижений капиталистического и социалистического образа жизни, вбирающий в себя жизнеспособные элементы двух способов производства (и частного, и общественного)" <1>. Подтверждением чему следует признать возникшие еще в советское время мощные государственные монополии типа Газпрома, нефтяные объединения, которые при переделе собственности можно было преобразовать в капиталистические компании <2>.
--------------------------------
<1> Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999. С. 341; Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001. С. 78.
<2> Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России. М., 2001. С. 129.
Одной из задач современного государства является привлечение корпораций к решению общесоциальных проблем. В российских условиях наиболее оптимальной формой для этого следует признать народное предприятие, поскольку эта организационно-правовая форма сочетает традиции различного рода товариществ, включая артели, отечественный опыт существования коллективных начал в управлении различными сферами хозяйственной жизни, а также передовой современный иностранный опыт.
Следует помнить, что любая модель корпорации - это не самоцель, а лишь средство для решения определенных социальных, экономических и иных задач ее участников.
Литература
1. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. М., 1999. С. 341.
2. Кузьмин С.А. Занятость: стратегии России. М., 2001. С. 129.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.