Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАКОН КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Ю.А. ТИХОМИРОВ, П.П. КАБЫТОВ
Роль права в развитии промышленности неоднократно становилась предметом исследований ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП), и особое внимание в них уделено правовым проблемам промышленного развития, механизму правового регулирования промышленности, инновационной инфраструктуре, статусу субъектов промышленной политики, вопросам организации труда и управления <1>. Ряд предложений, высказанных в трудах ученых Института, получили реальное воплощение. Например, обосновывалась необходимость разработки Федерального закона "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" <2>, при этом в настоящее время принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон о промышленной политике).
--------------------------------
<1> См. подробнее: Правовое обеспечение промышленности: Науч.-практ. пособие / О.А. Акопян, В.А. Витушкин, Н.И. Карпова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М., 2010; Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: Монография / В.И. Лафитский, Л.К. Терещенко, Т.А. Едкова и др.; отв. ред. Л.К. Терещенко. М., 2014; Закон. Обеспечение безопасности и реальной экономики / Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, О.В. Гутников и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2015; Научные концепции развития российского законодательства: Монография / С.Е. Нарышкин, Т.Я. Хабриева, А.И. Абрамова и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.
<2> См.: Правовое обеспечение промышленности / О.А. Акопян, В.А. Витушкин, Н.И. Карпова и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. С. 28.
Продолжая исследования правового регулирования промышленности, 2 марта 2016 г. Институт провел круглый стол "Закон как важнейший ресурс развития промышленности".
Работу круглого стола открыл заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии сравнительного права, заслуженный деятель науки РФ Ю.А. Тихомиров, который подчеркнул, что развитие промышленности является ключевым условием для устойчивого развития нашей страны, при этом необходимо преодоление узкоотраслевого подхода к правовому регулированию промышленности. Если в прошлые годы доминировали нормы административного права, то в последние 20 лет их заменил догмат норм гражданского права. Нужен системный подход к регулированию с участием многих отраслей законодательства, и здесь ведущая роль принадлежит административному, финансовому, гражданскому, трудовому, международному уголовному законодательству, законодательству о науке и научно-технической политике, об образовании. Действующие положения о министерствах во многом не позволяют решать комплексные задачи, не обеспечивают координации различных ведомств, в том числе в области развития промышленности. Недостаточно активно на федеральном уровне используется положительный опыт, накопленный в субъектах РФ (Республика Татарстан, Белгородская область). Система занятости в Российской Федерации не соответствует реалиям и потребностям экономики, в связи с чем необходима более плотная увязка законодательства о труде и законодательства об образовании. Актуальной проблемой в сфере развития промышленности является отсутствие сильной научно-технической базы, и здесь особую роль должен играть Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Подводя итог, Ю.А. Тихомиров подчеркнул, что в целях достижения стратегических задач в сфере развития промышленности необходимы следующие шаги: переориентация в законодательстве, совершенствование регуляторов общественных отношений, корректировка управляющей системы.
Директор правового департамента Министерства промышленности и торговли РФ Н.И. Карпова отметила, что принятию Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" предшествовали многочисленные законодательные инициативы, направленные на установление правовых основ промышленной политики в Российской Федерации. С принятием Закона активизировалась работа Министерства промышленности и торговли РФ с субъектами РФ в направлении реализации промышленной политики. Одним из эффективных средств формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности выступает специальный инвестиционный контракт.
Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли РФ К.В. Леонидов акцентировал внимание на обеспечении соблюдения обязательных требований к выпускаемой субъектами промышленности продукции и роли Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в стимулировании производства. Сложилось ошибочное отношение к роли института стандартизации в качестве исключительно механизма реализации технических регламентов. В действительности сфера стандартизации - это не только обеспечение минимального уровня безопасности выпускаемой продукции, но и разработка стандартов, объектами которых являются процессы, услуги и т.д. С одной стороны, не раскрыт потенциал стандартизации в качестве механизма защиты отечественного рынка в тех областях промышленности, которые имеют слабый экспортный потенциал, с другой стороны, требуется усиление гармонизации с международными стандартами в областях промышленности, которые имеют высокий экспортный потенциал. Необходима интенсификация работы по разработке межгосударственных стандартов в рамках ЕАЭС. Предстоит работа по корректировке Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года <3>. Сдерживающим фактором выступает слабый кадровый потенциал в сфере стандартизации.
--------------------------------
<3> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р.
Директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ А.И. Херсонцев отметил, что правовое проектирование как составная часть социального проектирования должно в первую очередь исходить из объективного анализа конкретной ситуации и оценки соответствующих мотиваций субъектов общественных отношений. На практике в процессе решения управленческой задачи поиск стимулов к правомерному поведению, создание мотиваций у субъектов правоотношений подменяется установлением ответственности. Необходим анализ формируемых правовых регуляторов на предмет того, не демотивируют ли они субъектов предпринимательской деятельности. Проецируя вышеуказанное на хозяйствующих субъектов, создающих добавленную стоимость, необходимо отметить, что они, имея различный экономико-правовой статус, обязаны исполнять идентичный набор обязательных требований, обеспечивать равный уровень гарантий работникам. Для крупных предприятий это не представляет проблемы, однако зачастую ставит малый и средний бизнес в условия вынужденного внеправового поведения. Решение видится либо в разработке универсальных сегментированных правил для хозяйствующих субъектов, либо в формировании изъятий из универсальных правовых норм в отношении малого и среднего бизнеса. Ключевой задачей представляется нахождение баланса между обеспечением безопасности и свободой предпринимательской деятельности. Так, ужесточение регламентации часто не приводит к положительной динамике в сфере обеспечения безопасности, одновременно создавая административные барьеры. Необходима и ревизия всего массива обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, поскольку часть из них действует по инерции, не влияя на уровень безопасности.
Научный руководитель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова доктор экономических наук, профессор С.Д. Валентей акцентировал внимание на том, что стратегии и программы, разрабатываемые на федеральном уровне, имеют в основном отраслевой характер, они не нацелены на социально-экономическое развитие субъектов РФ. Как следствие, реализация отдельных программ приводит к утечке персонала из действующих производств на территории субъекта РФ и их разрушению. Основным фактором, сдерживающим промышленное развитие, выступает не снижение нефтегазовых доходов, а отсутствие платежеспособного спроса на отечественную продукцию, низкие доходы населения. В результате - отсутствие ресурсов у предприятий для развития. В настоящее время перед Российской Федерацией в сфере развития промышленности стоит ряд глобальных задач: массовое обновление промышленности, переобучение кадров, формирование современной системы управления.
На пути решения вышеуказанных задач требуются конкретные шаги, а именно: выработка концепции эффективного собственника с точки зрения достижения целей развития (обновления) промышленности, а также установление ответственности министерств за эффективность реализации ими полномочий в установленной сфере; концентрация необходимых денежных ресурсов на уровне федерального бюджета для решения конкретных народнохозяйственных задач (в первую очередь развитие обрабатывающей промышленности); модернизация системы подготовки кадров; обеспечение учета и контроля.
Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики", директор Центра междисциплинарных исследований В.А. Королев подчеркнул, что Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" является одним из основополагающих актов в сфере развития промышленности. Однако оценка его качества выявляет многочисленные изъяны, наличие которых препятствует эффективному воздействию на общественные отношения. В первую очередь тот факт, что в число участников стратегического планирования, а соответственно, в число субъектов, формирующих всю пирамиду документов стратегического планирования, в том числе в сфере промышленности, не входят хозяйствующие субъекты. Во-первых, вышесказанное не позволяет реализовать потенциальные возможности координации деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов в достижении стратегических целей и решении задач, во-вторых, возникает разрыв между результатами реализации стратегических документов, проектируемых органами государственной власти и представителями реального сектора экономики. Во вторую очередь получила развитие негативная практика, когда система подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых в развитие положений федерального закона, фактически системы не образует, наличествуют многочисленные коллизии в методиках и правилах, отсутствует межведомственная координации при подготовке документов стратегического планирования.
Налицо необходимость признать хозяйствующих субъектов в качестве полноправных, неотъемлемых элементов стратегического планирования, разработать процедуры их участия в стратегическом планировании, предпринять попытку наладить межведомственное взаимодействие при формировании документов стратегического планирования, гармонизировать подзаконные нормативные правовые акты.
Заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук А.В. Габов обратил внимание на препятствия на пути эффективной реализации промышленной политики, в частности на чрезмерное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов предпринимательской деятельности, ограниченный набор правовых средств в руках субъектов РФ по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере промышленной политики.
Заместитель директора ИЗиСП кандидат юридических наук В.П. Емельянцев подчеркнул, что уже неоднократно поднимались такие актуальные вопросы, как количество нормативных правовых актов, создающих правовые барьеры для предпринимателей; количество необходимых законов для защиты предпринимателей. При этом важно понять, как эта система актов формирует систему мотиваций в сфере промышленной деятельности (мотиваций, формирующих спрос и риски). На формирование спроса система регуляторов воздействует достаточно слабо, главенствующее место принадлежит рыночным законам. В части же формирования рисков необходим анализ, мотивируем ли мы предпринимателей к промышленной деятельности или демотивируем наличием чрезмерного количества рисков. Нужна определенность в понятийном аппарате: промышленная деятельность, предпринимательская деятельность, работодатель. Представляется, что одним из основных критериев при решении вопроса об осуществлении мер государственной поддержки предпринимателей должно выступать количество рабочих мест, созданных по результатам освоения мер государственной поддержки.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России А.С. Крюков указал, что повышение правовой культуры приводит не только к первоначальному всплеску активности защиты своих прав субъектами правоотношений, но и, как следствие, к снижению риска необоснованного государственного воздействия, а также к уменьшению количества совершаемых правонарушений. Необходимо стимулировать субъектов предпринимательской деятельности развивать систему управления рисками, направленную на недопущение правонарушений. Программы развития конкуренции в субъектах РФ имеют своей целью не количественное увеличение хозяйствующих субъектов, а качественное развитие отраслей экономики регионов. Действенным инструментом по достижению целей и задач программ развития конкуренции может выступать формирование оценки деятельности органов государственной власти, включающей в качестве критериев такие показатели, как объективная оценка снижения издержек хозяйственных субъектов, развитие промышленных кластеров и т.д.
Директор государственно-правового департамента Ямало-Ненецкого автономного округа Д.В. Погорелый представил опыт Ямало-Ненецкого автономного округа, касающийся формирования и реализации промышленной политики. Основное внимание при разработке Закона о промышленной политике было сконцентрировано на той нише правовых регуляторов, осуществление которых возможно на уровне субъекта РФ. Меры поддержки направлены прежде всего на транспортную инфраструктуру, доступность энергоресурсов, развитие топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности. Дальнейшее промышленное развитие Севера с учетом проблем старения населения, привлечения квалифицированных кадров невозможно без совершенствования системы привлечения трудовых ресурсов.
Заместитель председателя правительства Белгородской области - руководитель представительства правительства Белгородской области при Правительстве РФ А.Г. Мацепуро отметил роль Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" как основы для принятия законов субъектов РФ о промышленной политике. В то же время существующая система бюджетных отношений является сдерживающим фактором для развития промышленности посредством реализации субъектами РФ своих полномочий в сфере промышленной политики. Необходимо четкое разграничение расходных полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
Заведующая кафедрой административного права Костромского государственного технологического университета доктор юридических наук, профессор Н.В. Ковалева заострила внимание на том факте, что исключительно силами юридической науки невозможно решить проблемы в сфере промышленности, требуется системное воздействие на общественные отношения в сфере промышленности при поддержке общественных и технических наук.
Обсуждение роли Закона о промышленной политике в развитии промышленности продолжилось в ходе дальнейшей дискуссии.
Заместитель директора НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации доктор юридических наук Н.В. Субанова подчеркнула необходимость обеспечения законности нормативных правовых актов, принимаемых в развитие норм Закона о промышленной политике.
Заведующая отделом правового анализа и прогнозирования ИЗиСП кандидат философских наук В.Ю. Лукьянова отметила отсутствие правовых и экономических стимулов повышения инновационного развития промышленности.
Старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП А.В. Калмыкова обратила внимание на важность обеспечения стабильности и непротиворечивости законодательства, устанавливающего обязательные требования к деятельности в сфере промышленности и промышленной продукции и совершенствования разрешительной системы.
Старший научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП кандидат юридических наук О.В. Моцная указала на существующий дисбаланс на рынке труда, а также подчеркнула необходимость усиления правовых мер по его преодолению и внедрения форм стимулирования занятости.
Советник председателя правления Фонда "Сибирский экспертный центр "Модернизация" А.В. Юдкин поведал об отсутствии целостного подхода в Законе о промышленной политике к оборонно-промышленному комплексу.
Выработанный в рамках круглого стола подход к решению задачи разработки эффективного механизма правового регулирования промышленного развития посредством преодоления узкоотраслевого подхода, сложившегося в отечественной науке, и консолидации усилий как различных отраслей законодательства, так и различных наук - юридической, экономической, социологической, других общественных и технических наук, позволит:
придать системность регулированию общественных отношений в сфере развития промышленности;
выработать набор правовых средств, объективно отвечающих задачам, стоящим в сфере развития промышленности;
нивелировать пробелы в правовом регулировании;
разрешить накопившиеся коллизии.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.