Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МОДЕЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО
М.Б. РУМЯНЦЕВ
В основе правотворческих решений практически почти всегда лежат определенные правовые модели, разработанные юридической наукой, правоприменительной практикой либо выработанные предшествующими поколениям, образцы действующих нормативных правовых актов и норм права. В этом состоит не только научно обоснованный подход создания правотворческих решений, но и важнейшее требование, характеризующее их качество и эффективность.
Создание модели правотворческого решения - это выражение языком закона концепции урегулирования конкретного круга общественных отношений. Модель - лишь прообраз будущего реального правового решения. Представляя собой искомый вариант возможного правового акта (нормы права), модель служит наглядной его формой и содержанием, по которым оценивается ее способность выполнять необходимые регулятивные функции общественных отношений. Создание модели отдельного закона или крупного кодифицированного акта представляет собой разработку теоретических представлений о том, каким образом должны быть решены основные проблемы соответствующей отрасли права на перспективу <1>. Так, Модельный закон о потреблении наркотиков и ВИЧ/СПИДе преследует цель изменения уголовно-правовых подходов государств по решению проблемы заражения пострадавших через использование совместного инъекционного оборудования на подходы, основанные на охране здоровья <2>.
--------------------------------
<1> Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования / Под ред. В.Н. Кудрявцева, С.Г. Келиной. М.: Наука, 1987. С. 4.
<2> Правотворчество в области здоровья и прав человека: Модельный закон о потреблении наркотиков и ВИЧ/СПИДе. Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу: www/aidslaw.ca.
Рассматривая развитие правотворчества в историческом аспекте, можно убедиться, что даже основополагающие юридические акты, ставшие определенной вершиной правовой мысли своего времени, создавались с учетом имевшихся уже моделей правовых норм, регулирующих сложившиеся общественные отношения в той или иной сфере публичной или частной жизни государства. Так, известные римские Законы XII таблиц были написаны с учетом законодательства Древней Греции; кодификация Юстиниана осуществлялась на базе законодательства и юридической науки Рима; Гражданский кодекс Наполеона 1804 г. разрабатывался под воздействием указанных правовых источников Юстиниана, став, в свою очередь, моделью для многих ГК европейских государств. В России на протяжении длительного времени просматривается влияние Русской Правды на вырабатываемые нормативные правовые акты вплоть до Соборного уложения 1649 г.
Все это свидетельствует о важности использования в современном правотворчестве предшествующего юридического опыта, который может быть представлен в форме определенной правовой модели. Модель правотворческого решения, как правило, апробирована практикой или обоснована юридической наукой, что и предопределяет ее правовой регулятивный потенциал, следовательно, и актуализацию в правотворчестве.
Необходимо отметить, что в ходе развития юриспруденции в правотворчестве использовались не только модели правотворческих решений, но и принципы, а также методы, лежащие в их основе. Процесс обновления правовых знаний идет в неразрывной связи с адаптацией проверенных временем правил регулирования общественных отношений к новым экономическим и социальным условиям жизни государства, что и является предпосылкой использования в правотворчестве наиболее удачных образцов юридической мысли прошлого в нормативных правовых актах современности. Этому процессу способствует юридическая наука, а также практика реализации нормативных правовых актов, которые, опираясь на предшествующий опыт правового регулирования общественных отношений, являются генераторами новых, работающих на перспективу, правотворческих решений. "Задачей юридической науки является оказание помощи законодателю в выработке наиболее совершенных правовых норм" <3>. И достижение ее возможно на базе научного осмысления и реализации всех разновидностей модельного правотворчества.
--------------------------------
<3> Миренский Б.А. Методологические основы и методы совершенствования законодательства. М.: Нукус, 1990. С. 99.
Модель правотворческого решения должна отражать определенные требования, которые свидетельствовали бы о ее регулятивной способности и объективной необходимости. "Правотворческие полномочия не должны оставаться невостребованными при наличии объективной общественной потребности в их реализации, а использование этих полномочий, в свою очередь, должно осуществляться в строгих рамках нормативной модели посредством реализации предоставленных компетентным субъектом прав и неукоснительного исполнения корреспондирующих с ними обязанностей" <4>. С одной стороны, нормативная модель отражает всю совокупность требований, предъявляемых к норме права, регулирующей данные общественные отношения, а с другой, она является потенциально необходимой, востребованной в сложившихся исторических условиях, поскольку придает общественным отношениям упорядоченный правовой характер.
--------------------------------
<4> Дерхо Д.С. Правоотношения в сфере конституционного правотворчества: вопросы теории // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. N 17(372). Сер. "Право". Вып. 43. С. 41.
Нормотворческая модель должна отвечать критериям пригодности по ее использованию для регулирования конкретных общественных отношений. В первую очередь связь реального поведения субъекта регулируемых правоотношений к нормативной модели должна быть близка к "эталонной синхронности" <5>. Это значит, что заложенный в нормативной модели потенциал правового воздействия на сложившуюся жизненную ситуацию обусловливает необходимый в данном случае позитивный результат. Чем более адекватно нормативная модель отражает потребности общественных отношений в урегулировании, тем выше ее регулирующий потенциал.
--------------------------------
<5> Дерхо Д.С. Указ. соч. С. 41.
Вместе с тем модель правотворческого решения по своему содержанию должна отвечать и некоторым другим требованиям, свидетельствующим о ее пригодности для использования в правотворчестве. К числу таковых относятся следующие.
1. Нормотворческая модель отражает цели и задачи правового регулирования данных общественных отношений. Так, если субъект правотворчества преследует охранительные, регулятивные либо иные цели при упорядочении общественных отношений, то и модель правовой нормы, избираемая в таких случаях, должна обладать соответствующими функциями. Соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью характеризует эффективность правового регулирования <6>. Несомненно, качество правотворчества будет повышаться, если издаваемые в его процессе нормы права (нормативные правовые акты) будут наиболее полно выражать общественные интересы и закономерности, в рамках которых они будут действовать. В идеале избираемая модель правовой нормы должна обусловливать стремление к ее соблюдению, чем нарушению, поскольку правопослушное поведение создает очевидные преимущества в противовес пренебрежению установленных ею правил.
--------------------------------
<6> Малько А.В. Теория государства и права. М., 1999. С. 213.
2. Нормотворческая модель выражает отраслевую принадлежность нормы права. Это важнейший критерий выбора модели нормы права. Именно с учетом отрасли права осуществляется правовое регулирование общественных отношений, что должно учитываться при выборе конкретной модели правотворческого решения. Поскольку выбор модели связан с правовым регулированием определенной отрасли права, он обязательно должен отражать и метод правового регулирования, присущий данной отрасли: императивный метод - при регулировании публичных отраслей, диспозитивный - частноправовых. Важно также учитывать, что в современных условиях развития правовой системы России идет процесс формирования новых отраслей права, которые образуются за счет обособления некоторых подотраслей права в самостоятельные юридические науки. К числу таковых относятся предпринимательское, налоговое, таможенное, муниципальное, компьютерное и другие отрасли права. Это обстоятельство значительно усложняет выбор правотворческой модели, что обусловливает необходимость в процессе создания ее проекта проведения различных правовых экспертиз. Кроме того, в современной методологии науки выделяют в качестве обязательного структурного ее элемента идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений <7>. Однако вновь образованные отрасли права, будучи в начале пути своего развития, не всегда имеют четкую модель научного становления, рассчитанного на перспективу. Зачастую данный процесс осуществляется путем проб и ошибок. Поэтому при выборе модели конкретного правотворческого решения в этих отраслях права следует учитывать степень ее научной обоснованности, вытекающей из действительной социально-правовой потребности <8>.
--------------------------------
<7> Черныш А.Я. Организация и ведение научных исследований аспирантами: Учебник. М., 2012. С. 59.
<8> Куксин И.Н., Каминская Е.А. О некоторых проблемах предпроектного этапа муниципального правотворческого процесса // Вестник Московского государственного педагогического университета. Сер. "Юридические науки". 2014. N 4(16). С. 65.
Это значит, что первоначально следует установить объективную необходимость в принятии правотворческого решения, а уже после этого осуществить выбор его модели. Не вызывает сомнений, что основная функция теоретического обоснования распределения правовых норм по отраслям возложена на юридическую науку <9>.
--------------------------------
<9> Миренский Б.А. Указ. соч. С. 102.
3. Нормотворческая модель должна не только удовлетворять текущие потребности общественных отношений в урегулировании, но и одновременно обеспечивать перспективы их развития. В юридической литературе отмечается, что методология правотворческого познания включает в себя: определение круга общественных отношений, которые подлежат урегулированию; выявление благоприятных условий для развития этих общественных отношений; достижение полезного эффективного предписания нормы права <10>. Следовательно, при выборе нормотворческой модели необходимо в обязательном порядке оценивать ее возможности правового регулирования с учетом как ближайшей, так и отдаленной перспективы развития общественных отношений, урегулированных ею.
--------------------------------
<10> Ломакина И.Б., Тэпс Д. С.-М. Методология правотворчества: теория и практика, направления совершенствования // Пробелы в российском законодательстве. 2012. N 4. С. 25.
По справедливому мнению А.П. Мазуренко, "при разработке модели правовой нормы необходимо предвидеть ее социальную эффективность, то есть изменения в социальной реальности и общественных отношениях, которые могут наступить и в действительности наступят, когда данная правовая норма начнет действовать". При этом конечным результатом правового урегулирования должно быть создание условий, обеспечивающих "правомерное (позитивное) поведение участников правоотношений, предусматривающих реакцию общества на нарушение установленных предписаний и также направленных на защиту сложившихся в нем отношений" <11>. Анализ осуществляемой в России правотворческой деятельности показывает, что избирательные модели правового регулирования не всегда вызывают позитивную реакцию населения, поскольку зачастую принимаются субъектами правотворчества в угоду чьих-то лоббированных интересов. Тем самым в общественные отношения закладывается мина замедленного действия, которая может сработать в случае чрезмерного накопления таких эпизодов. Избираемая нормотворческая модель по своему содержанию должна также соответствовать потребностям сложившихся общественных отношений, т.е. ей присущи высокие качественные показатели, что обеспечивает ее эффективность. Нацеленность правотворческого решения на перспективу развития общественных отношений и характеризует его качество, обеспечивает эффективность. "Законы должны приниматься с изначальным расчетом на максимально возможную продолжительность действия во времени за счет всесторонней продуманности, а не за счет вносимых изменений" <12>.
--------------------------------
<11> Соловьев С.Г. Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями // Вестник Пермского университета. 2012. N 1(15). С. 47.
<12> Рыбаков В.А. Правотворчество в переходной период развития права // Юридическая техника. 2015. N 9. С. 654.
4. Нормотворческая мораль должна быть выражена в форме, характерной для урегулирования данного вида общественных отношений и данной отрасли права. Указанный критерий индивидуализирует избираемую модель правового регулирования, поскольку она охватывает конкретные общественные отношения, которые нуждаются в упорядочении нормами права. Однако существуют особенности правового регулирования, вытекающие из свойств общественных отношений, урегулированных нормами каждой отрасли права, что обусловливает специфику присущих им принципов и методов, а также использованных средств юридической техники. Так, модели регулятивных норм, применяемых в гражданском, трудовом, семейном и других отраслях права, должны иметь зафиксированный в них четко выраженный паритет прав и обязанностей субъектов правоотношений. Без такого взаимного корреспондирующего соотношения между собой прав и обязанностей регулятивные нормы выполнять свои функции не будут. В то же время модель охранительных норм (например, применяемых в уголовном или административном праве) образуется с помощью запретов, установления обязанностей. Поэтому нормы такого рода носят императивный характер, что и необходимо учитывать в процессе правотворчества. И совершенно по-иному должны образовываться декларативные и дефинитивные нормы, поскольку в них представительно-обязывающий характер практически отсутствует, так как они не содержат конкретных правил поведения.
Учет отраслевой специфики при выборе модели нормы права предопределяет и то обстоятельство, что каждая отрасль права выработала проверенные на практике их правовые формы, которые служат своеобразным образцом, стандартом в правовом урегулировании. И это широко используется в правотворчестве. Так, структура правовой нормы состоит из трех элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; состав преступления (иного правонарушения) включает в себя четыре элемента - объект, объективную сторону, субъекта и субъективную сторону; нормы права в зависимости от метода правового регулирования делятся на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные; система права - это внутренняя структура права, которая включает нормы, институты, подотрасли и отрасли права, и т.д. При выборе модели нормы права указанные, а также множество иных, образующих определенные проверенные стандарты <13> юридических понятий, дефиниций, определений, принципов и методов правового регулирования, должны учитываться субъектом правотворчества. Все это будет способствовать наиболее точному выбору формы модели нормы права для урегулирования тех или иных конкретных общественных отношений.
--------------------------------
<13> Белоусова М.С. Правотворческая функция Российского государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. N 19(200). Сер. "Право". Вып. 24. С. 11.
5. Нормотворческая модель не должна противоречить правовым нормам отрасли права, в системе которой расположена, а также согласовываться с положениями, закрепленными нормами иных отраслей. Это требование вытекает из свойств системы права: ее элементы имеют внутреннюю согласованность, исключающую их противоречивость, и взаимосвязаны, что придает им целостность и единство. Избираемая модель нормы права должна гармонично вписываться в иерархическую систему права и выполнять предназначенную ей роль, занимая отведенное именно ей место. В идеале такая модель не только тесно взаимодействует с другими нормами права, но и является незаменимым связующим звеном между ними. Исключение такого элемента из регулятивной системы лишает возможности функционирования всей системы. Однако в юридической литературе отмечается существенное нарушение этого требования, предъявляемого к выбору модели правовой нормы в процессе правотворчества. Так, М.Г. Потапов, характеризуя систему норм права субъектов Российской Федерации, пишет, что "нормы права и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации реально представляют собой не столько гармоничный уровень федеральной системы, сколько беспорядочную совокупность таких норм и актов, не имеющих строгих структурно-логических и функциональных связей как между собой, так и с федеральной и муниципальной совокупностью действующих норм права и нормативных правовых актов" <14>. Аналогичного мнения придерживается В.А. Рыбаков <15>. С учетом этого представляется, что при создании нормы права необходимо первоначально разработать концепцию ее согласования с нормами конкретной отрасли права, в систему которой она будет входить, а потом с нормами иных отраслей права, с которыми она будет выполнять регулятивную роль определенных общественных отношений. Уже после этого следует искать подходящую нормотворческую модель, способную обеспечить желаемый регулирующий эффект. Такая модель, как правило, создается по образцу уже существующей аналогичной правовой нормы данной отрасли права либо в результате обоснованных предложений юридической науки и юридической практики.
--------------------------------
<14> Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 59 - 74.
<15> Рыбаков В.А. Указ. соч. С. 655.
6. Нормотворческая модель должна отражать национальные особенности и традиции, присущие российской юридической мысли и юриспруденции в целом. Рецепция норм права иностранных государств должна носить исключительный характер. В юридической науке отмечается, что рецепция права - благо для национального права, если заимствование иностранного правового материала происходит с учетом ее вековых исторических ценностей, традиций и условий. Мировой опыт показывает, что только в этом случае она имеет положительный результат <16>. В Российской Федерации этот принцип рецепции права используется не всегда. Порой осуществляется механическое перенесение инородных правовых образований в государственно-правовую материю нашей страны в ущерб правотворческим традициям. Важнейшим недостатком законодательной деятельности в России является отсутствие преемственности, учета национального опыта <17>. Поэтому создание модели нормы права должно осуществляться как путем досконального изучения традиций и исторического опыта российского правотворчества, так и с учетом аналогичного зарубежного опыта, который в случае необходимости следует адаптировать к российским национальным условиям. В данном случае адаптация означает, что зарубежный правотворческий опыт перенимается не механически, а путем его осмысления сквозь призму российской правовой действительности и национальных особенностей правового регулирования общественных отношений. Нормотворческая модель при таких обстоятельствах органически впишется в российскую правовую систему и будет выражать присущие ей регулятивные функции с учетом имеющихся национальных особенностей правотворчества. Кроме того, при выработке искомой модели нормы права следует исходить из преемственности юридического научного знания, поскольку "необходимость восстановления исторического единства отечественного научного юридического знания является объективной" <18>. Современное правотворчество пока не имеет серьезной опоры не только на юридическую науку прошлых лет, но даже на достоверные научные выводы и обоснования сегодняшнего дня. Об этом имеются многочисленные обоснованные нарекания ученых, и об этом же свидетельствует правотворческая практика в Российской Федерации <19>.
--------------------------------
<16> Балута Г. Возможно ли преодоление правового нигилизма? // Государственная служба. 2009. N 5. С. 12.
<17> Лукьянов А.И. Законодательный процесс в России // Журнал российского права. 1997. N 4. С. 9.
<18> Липень С.В. Идеи правотворчества и правореализации в политико-правовой мысли России XIX - начала XX в.: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 12.
<19> Белоусов С.А. Правотворчество и законодательный дисбаланс: диалектика взаимосвязи // Вестник правотворчества в России. Социум и власть. 2015. N 3. С. 67.
Имеются и другие критерии пригодности нормотворческой модели при оценке ее регулятивных возможностей. Это, например, эффективное использование средств юридической техники: разработка текста правовой нормы, где дается информационное воплощение юридических предписаний таким образом, чтобы не было неясности, двусмысленности и противоречий; точный выбор юридических терминов в виде понятий и дефиниций, а также юридических конструкций, т.е. принятых в данной отрасли права специфических обязанностей, запретов, поощрений, предписаний, наказаний и т.д.; правильное, присущее данной норме права оформление ее структурной организации (гипотеза, диспозиция, санкция), а при создании модели нормативного правового акта (кодекса) соблюдение структуры таких архивов (введение, общая и специальная части, разделы, главы, статьи, пункты и т.д.). Учет всех этих особенностей позволит создать модель правовой нормы, а также модель нормативного правового акта, максимально отвечающие требованиям, необходимым для урегулирования конкретных общественных отношений. Модель правотворческого решения - объективная юридическая реальность. Она представляет собой сформированный образ будущей правовой нормы или даже нормативного правового акта, которые могут быть взяты за основу при регулировании конкретных общественных отношений. В ее содержании воплощены юридические предписания (правила, регулирующие поведение субъектов правоотношений), а в форме - необходимые структурные элементы (правовые понятия и конституции, а также присущие официальным документам их отличительные реквизиты), что позволяет субъектам правотворчества оценить возможности урегулирования определенных общественных отношений.
В процессе правотворчества первоначально формируется некоторая модель будущей правовой нормы. Это может быть идеализированная модель, если она выражает научно обоснованное представление о содержании и форме правовой нормы. Но в большинстве случаев в качестве нормотворческой модели служат проверенные на практике образцы действующих норм права. По их подобию путем наполнения новым содержанием и при соблюдении соответствующих форм и образуются те или иные модели правотворческих решений.
Модели правотворческих решений можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа их разработки:
- научно обоснованные модели норм права и нормативных правовых актов, которые имеют прежде всего теоретическое значение, а уже потом прикладное, как практическое руководство при создании правовых норм;
- готовый образец действующей нормы права, которым может быть наиболее типичный и наиболее удачный вариант правового регулирования в той или иной отрасли права, взятый субъектом правотворчества в качестве модели правотворческого решения;
- разработанная субъектом правотворчества самостоятельно модель правотворческого решения, представленная в его проекте;
- мотивированные рекомендации Конституционного или Верховного Судов РФ, взятые субъектом правотворчества в качестве модели правотворческого решения.
По качеству урегулирования общественных отношений:
- общепризнанный образец, когда на его основе создаются качественные и всегда эффективные нормы права;
- рабочая модель, которая берется за основу при разработке нормы права, если недостает информационного обеспечения для создания качественной и эффективной нормы права. Такие нормы, как правило, проходят этап их совершенствования в процессе правоприменения;
- ошибочная модель правовой нормы, которая может лежать в основе правотворческого решения, принятого под воздействием неблагоприятных факторов (поспешное, необоснованное, коррумпированное, лоббированное решение и т.д.). Такие нормы, как правило, недолговечны и отменяются либо серьезно корректируются и действуют уже в новой редакции.
Следует сказать, что в правотворчестве возможен и обратный процесс, когда общепризнанный образец нормы права по воле субъектов правотворчества претерпевает существенные изменения, что дает экономические выгоды, которых указанный образец не допускал, для определенной части предпринимателей <20>.
--------------------------------
<20> Гладких В.И. О проблемах законодательного конструирования норм уголовного права // Человек: преступление и наказание. 2014. N 3. С. 35 - 38.
Модели правотворческих решений можно также классифицировать по их отраслевой принадлежности (модели конституционного, гражданского, уголовного, трудового права и т.д.), по широте охвата регулируемых общественных отношений (модель нормы права, модель института права, модель кодекса определенной отрасли права, модель Конституции и т.д.), по их юридической силе (модель федерального закона, модель закона субъекта Федерации, модель подзаконной нормы, модель нормы муниципального образования, модель нормы локального правового акта и т.д.), по видам правового регулирования и т.д.
Таким образом, модель правотворческого решения - это определенный образец нормы права или даже крупного нормативного правового акта, которая берется за основу при создании их узаконенных аналогов в процессе правотворчества. Используемая модель и разработанная на ее основе норма права могут иметь полное совпадение (достигать "эталонной синхронности") либо различаться между собой (иногда даже существенно), а в некоторых неблагоприятных случаях серьезно отличаться между собой, когда созданная норма права действует вразрез с образцом.
Нормотворческая модель должна соответствовать определенным требованиям, свидетельствующим о ее пригодности для выработки на ее основе реальных правовых норм с целого их использования в правовом регулировании общественных отношений. Эти требования имеют объективный характер, так как обусловлены общественными отношениями, которые и регулируют создаваемые в процессе правотворчества нормы права. Модель нормы права - это всего лишь один из вариантов (достаточно приблизительный) из всех возможных, который служит наглядным примером при выработке окончательного текстуально оформленного правотворческого решения.
Библиография
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.