Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СООТНОШЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
А.В. БЕЗРУКОВ
В современной отечественной юридической литературе сформулированы различные концепции понимания самостоятельных, но и достаточно схожих и взаимосвязанных категорий "правопорядок" и "безопасность". Однако понятие правопорядка, в отличие от понятия безопасности, сегодня не имеет ни нормативного, ни законодательного, ни единого научного определения. Тем не менее оно широко используется в законодательных актах, относящихся к разным отраслям российского права (ст. 167, 169, 181.5 ГК РФ, ст. 2 ГПК РФ, ст. 167 Семейного кодекса РФ, ст. 13.5 КоАП РФ, ч. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ).
Юридическая категория "правопорядок" еще более многозначна, чем категория "право", поскольку неопределенность последнего термина усугубляется неоднозначным пониманием слова "порядок" <1>. Некоторые исследователи предлагают применять термин "правопорядок" для характеристики множества норм позитивного права, по сути, отождествляя его с системой права <2>, что весьма спорно.
--------------------------------
<1> Лексин И.В. Основы теории права: учеб. пособие. М., 2011. С. 84 - 85.
<2> Антонов М.В. О системности права и "системных" понятиях в правоведении // Изв. высших учеб. заведений. Правоведение. 2014. N 1. С. 24 - 25.
В любом случае нельзя не согласиться с тем, что главная цель выявления истинной сущности правопорядка - уяснение природы права. "Только выяснив природу и сущность права, можно вести речь о содержательной, сущностной характеристике правопорядка и правоохранительной деятельности" <1>.
--------------------------------
<1> Федоров В.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1997. С. 260 - 261.
В юридической литературе правопорядок рассматривается по-разному: как состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений <1>; как система общественных отношений, урегулированных правом <2>; как реализация норм права, право в действии <3>; как завершающий этап всех юридических форм и процессов <4>.
--------------------------------
<1> Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1986. С. 307.
<2> Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность социализма. Львов, 1975. С. 67 - 68.
<3> Явич Л.С. Социалистический правопорядок. Л., 1972. С. 8, 16 - 23.
<4> Общая теория государства и права: академический курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2010. Т. 3. С. 217.
Правопорядок составляет основу, сердцевину общественного порядка, определяет его сущность и содержание, проявляясь в правомерном поведении субъектов общественных отношений <1>. Еще в советское время верно отмечалось, что образующие правопорядок и общественный порядок сферы совпадают лишь в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами права <2>. И в отличие от правопорядка, общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм (морали, корпоративных, обычаев и др.). Следовательно, если общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов, то правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается в результате действия норм права.
--------------------------------
<1> Бельский С.К. Полицейское право: лекционный курс. М., 2004. С. 241.
<2> Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Сов. государство и право. 1982. N 3. С. 18.
Исследование правопорядка выступает одной из важных точек соприкосновения гуманитарных наук (социологии, философии, права) и носит междисциплинарный характер в системе юридических наук. Основной задел для изучения категории "правопорядок" создан в теории права и отраслевых дисциплинах (конституционное, международное, административное право). Однако общетеоретическая характеристика правопорядка не полностью раскрывает его содержание, имеются основания для его конституционно-правовой характеристики, хотя, возможно, следует ставить вопрос о его межотраслевом (надотраслевом) интегративном значении в системе права и конституционного законодательства.
В Конституции РФ термин "правопорядок" встречается лишь в п. "б" ч. 1 ст. 72, где закреплено, что защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Также в п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ в числе основных функций Правительства РФ названо принятие мер по охране собственности и общественного порядка. Представляется, что такой подход законодателя вовсе не исключает конституционно-правовую природу категории "правопорядок" и не отводит ей второстепенное значение. Напротив, вопросам правопорядка в современном конституционном законодательстве и российской науке уделяется повышенное внимание <1>. По сути, практически любое юридическое исследование прямо или косвенно затрагивает проблему совершенствования правопорядка.
--------------------------------
<1> Карасев А.Т., Литвинова А.В., Пивоваров А.С., Савоськин А.В. Обеспечение правопорядка депутатами представительных (законодательных) органов государственной власти в Российской Федерации: моногр. Челябинск, 2013. С. 6 - 7.
Правопорядок является первоосновой для качественной реализации положений Конституции РФ и эффективного функционирования государственных и негосударственных структур, выполняющих правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции. Реализация положений Конституции РФ и обеспечение конституционной законности предполагают наличие стабильности и надлежащего правового порядка в ключевых сферах общественной жизни.
При совершении различных правонарушений и отклонении от установленного конституционного правопорядка в тех или иных территориальных единицах государства органы государственной власти принимают комплексные меры, направленные на его восстановление: от законодательных решений до вмешательства федеральных органов государственной власти в дела субъектов РФ, общим основанием которого выступает невозможность восстановления конституционного правопорядка иным способом <1>.
--------------------------------
<1> Басиев М.С. Институт федерального вмешательства как чрезвычайный механизм обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративного государства: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9 - 14.
В международном праве понятие "общественный порядок" отождествляется с понятием "публичный порядок" <1>, которое трудно обнаружить в справочных и энциклопедических источниках, хотя в российском законодательстве оно используется (п. 5 ч. 1 ст. 412, п. 2 ч. 1 ст. 417 ГПК РФ, ст. 167 Семейного кодекса РФ). Таким образом, возникает вопрос о соотношении правопорядка с публичным порядком, который в международном и международном частном праве определяется как интегративные правила, служащие для регулирования соотношения частных и публичных интересов и сохранения целостности социальной общности <2>. Получая, как и правопорядок, различные классификации (международный, национальный и др.), публичный порядок государства рассматривается сквозь призму категории "публичность", т.е. с позиции поддержания правопорядка, целью которого выступает соблюдение государственных суверенных интересов <3>. Причем международный публичный порядок подчиняется внутреннему публичному порядку, так как зависит от воли государств, участвующих в его поддержании <4>. Следовательно, публичный порядок выступает основой правопорядка, а государственный правопорядок определяет необходимость установления и содержание международного правопорядка.
--------------------------------
<1> Хасянов Р.Ш. Европейский публичный порядок, европейское правовое пространство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: их соотношение и взаимодействие: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 20.
<2> Гизетдинова И.Ю. "Публичный порядок" в международном частном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 6 - 7.
<3> Там же. С. 9 - 14.
<4> Хасянов Р.Ш. Указ. соч. С. 53.
Обозначенный подход прослеживается в отраслевом законодательстве. так, в ст. 167 Семейного кодекса РФ установлено, что нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В ст. 1193 Гражданского кодекса РФ закреплена оговорка о публичном порядке, согласно которой иностранный закон на территории Российской Федерации не применяется, если последствия его применения будут противоречить основам правопорядка (публичному порядку). Исходя из подобных законодательных конструкций, юристы-международники и цивилисты делают вывод о том, что публичный порядок составляет основу правопорядка России <1>.
--------------------------------
<1> Хасянов Р.Ш. Указ. соч. С. 16; Касьянов Р.А. Понятие публичного порядка в правовых системах государств (на примере России и Франции) // Цивилист. 2013. N 4. С. 23 - 33.
Между тем при рассмотрении правопорядка в глобальном измерении ученые используют категорию "мировой правопорядок", под которым понимается упорядоченная правом фактически сложившаяся система отношений между государствами, транснациональными субъектами и организациями, результат претворения международно-правовых требований и предписаний в искомые отношения. При этом элементом мирового правопорядка выступает глобальная безопасность <1>. формулируется вывод о том, что мировой правопорядок служит основой порядка во всех сферах цивилизационной жизнедеятельности <2>.
--------------------------------
<1> Гордиенко В.В. Безопасность России в условиях глобализации (криминологические и социально-правовые проблемы): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 10 - 11.
<2> Там же. С. 20.
Здесь возникает вопрос о соотношении мирового правопорядка и международного правопорядка, которые взаимосвязаны и основу которых составляют общепризнанные нормы и принципы международного права <1>. Мы разделяем мнение о том, что международный правопорядок есть главное содержание мирового порядка <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международная нормативная система как институционально-правовая составляющая современного миропорядка // Государство и право. 2015. N 6. С. 62 - 70.
<2> Хазиме М.А. Новый международный правопорядок и региональные конфликты на Ближнем Востоке: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 14 - 15.
Выделяют и другие разновидности правопорядка: государственный, конституционный (как результат действия государства и конституционного законодательства), гражданский, или социальный, неофициальный (как результат массовой стихийной социальной деятельности по установлению правоотношений) <1>. Также выделяют воинский, миграционный правопорядок <2>. Предложена оригинальная классификация правопорядка на естественный и искусственный <3>.
--------------------------------
<1> Казаков В.Н. Правопорядок в юридической теории и практике: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 17 - 18.
<2> Степанов А.В. Правопорядок: понятие, анализ точек зрения. Миграционный порядок как один из видов правопорядка // Вестн. Владимирского юрид. ин-та ФСИН России. 2014. N 4. С. 191.
<3> Аврутин Ю.Е., Кикоть В.Я., Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации: теоретическое административно-правовое исследование: моногр. М., 2003. С. 55.
Государственный правопорядок есть порядок властеотношений, в первую очередь отношений, которые складываются по поводу организации и функционирования государственной власти <1>. Еще Н.М. Коркунов существенное свойство государственного правопорядка усматривал в "запрещении принуждения частными лицами в монополизации принудительного властвования государством" <2>.
--------------------------------
<1> Казаков В.Н. Указ. соч. С. 189.
<2> Коркунов Н.М. Русское государственное право: в 2 т. Т. 1: Введение и общая часть. СПб., 1914. С. 27 - 47.
Конституционный правопорядок - это соответствие общественных отношений конституционной модели общественного и государственного устройства, заложенной в Конституции и развивающем ее положения конституционном законодательстве <1>. Если государственный правопорядок обеспечивается за счет осуществления государственных функций, то конституционный правопорядок реализуется в сфере конституционно-правового регулирования.
--------------------------------
<1> Басиев М.С. Указ. соч. С. 14 - 15.
Государственный правопорядок предполагает надлежащее обеспечение государством национальной безопасности, что влечет потребность в сопоставлении и четком разведении понятий правопорядка и безопасности. Исследователи выявляют их диалектическую связь, обращая внимание на совпадение предметных сфер и пространственно-объективных уровней правопорядка и безопасности, почти полную тождественность субъектов их обеспечения, их незаменимость для нормального существования социума. Вместе с тем между правопорядком и безопасностью выявляются различия, касающиеся их содержательных характеристик (правопорядок - юридическое оформление упорядоченности социальной жизни, безопасность - степень и качество ее защищенности от реальных и потенциальных угроз); форм и методов обеспечения, источников возникновения угроз (основная угроза правопорядку - ненадлежащее обеспечение режима соблюдения законности; угрозы безопасности могут носить природный (объективный) характер, проистекать из экономической конкуренции, военной или идеологической интервенции и т.д.) <1>.
--------------------------------
<1> Сыдорук И.И. Государственно-правовой механизм обеспечения правопорядка в Российской Федерации: теоретическое административно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 12 - 13; Его же. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: моногр. М., 2003. С. 33 - 34.
Проблематика безопасности и механизмов ее обеспечения рассматривается не только в юридической науке <1>, но и в других отраслях гуманитарного знания (философии, политологии) <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Гончаров И.В. Федеральное вмешательство в дела субъектов Федерации как средство обеспечения конституционной безопасности России: моногр. М., 2003; Гордиенко В.В. Указ. соч.; Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2004; Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999; Степашин С.В. Безопасность человека и общества. СПб., 1994 и др.
<2> Антюшин С.С. Военная безопасность как фактор стабильности российского общества: социально-философский анализ: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2005; Соколова С.Н. Философия государственного регулирования безопасности в российском обществе: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2011; Рукинов В.А. Социализация безопасности и политической безопасности в современной России: дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 2010.
В науке не сложился единодушный подход к определению понятия безопасности, ее видов, механизмов. Слово "безопасность" означает положение, при котором кому-чему-нибудь не угрожает опасность <1>, т.е. категорию "безопасность" необходимо трактовать как состояние вне опасности, присущее какому-либо объекту или субъекту. Основная масса дискуссий сводится к выявлению соотношения предметно-видовых форм безопасности (национальная, международная, общественная, конституционная, государственная, безопасность личности и пр.). Хотя иногда виды безопасности отождествляются. Например, исходя из содержания преамбулы Конституции РФ, некоторые авторы уподобляют категории "общественная безопасность" и "национальная безопасность", полагая, что общественная безопасность в широком смысле - это безопасность того многонационального народа Российской Федерации, который в рамках ограниченного пространства и общей цели 12 декабря 1993 г. принял Конституцию Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. С.П. Обнорского. М., 1953. С. 33.
<2> Плетников В.С., Федоров А.Ю., Плетникова М.С. Обеспечение общественной безопасности (теоретико-прикладные аспекты): моногр. Екатеринбург, 2012. С. 4 - 5.
Кроме того, безопасность рассматривается как институт конституционного права в виде совокупности конституционно-правовых норм, закрепляющих основы обеспечения различных видов безопасности <1>.
--------------------------------
<1> Пантелеев В.Ю. Конституционно-правовые основы обеспечения безопасности в сфере потребительского рынка в Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2015. N 3. С. 151.
Заслуживает внимания подход, связанный с триединым пониманием безопасности (как отсутствия опасности, состояния защищенности, устойчивого развития), который способствует всестороннему обеспечению безопасности в единстве и многообразии ее проявлений <1>.
--------------------------------
<1> Пожарский Д.В. Охранительная функция государства (вопросы теории): моногр. Владимир, 2014. С. 151 - 152.
Общественная безопасность расценивается в литературе как основа национальной безопасности, урегулированной правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общества, благоприятных условий для граждан и органов публичной власти, общественных объединений, защиты от угроз социального, природного и техногенного характера <1>.
--------------------------------
<1> Кондрашев Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. С. 10 - 11.
Безусловно, конституционная безопасность составляет основу правопорядка и целостности всей государственно-правовой системы <1>. Нельзя не согласиться и с тем, что она выступает в качестве основы внутренней безопасности Российского государства <2> и представляет собой состояние защищенности конституционного строя от угроз различного характера <3>.
--------------------------------
<1> Пожарский Д.В. Указ. соч. С. 156 - 157.
<2> Гончаров И.В. Конституционно-правовые основы обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации // Органы внутренних дел и безопасность государства: история и современность. М., 2006. С. 40 - 41.
<3> Гончаров И.В. Федеральное вмешательство в дела субъектов Федерации как средство обеспечения конституционной безопасности России. С. 10 - 11.
В современных условиях термин "безопасность" постепенно интегрируется с понятием конституционной безопасности, способным заменить понятие национальной безопасности. Конституционная безопасность включает в себя безопасность личности, общества и государства, стабильность конституционного строя <1>. Сторонники такого подхода исходят из того, что конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, а национальная безопасность - фактической конституции страны <2>.
--------------------------------
<1> Федотова Ю.Г. Конституционный строй Российской Федерации и достижение его стабильности путем обеспечения конституционной безопасности // Современное право. 2015. N 3. С. 27.
<2> Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журн. рос. права. 2007. N 6. С. 26 - 27; Галузин А.Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид безопасности // Право и политика. 2007. N 12. С. 117 - 121.
Согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683, национальная безопасность охватывает безопасность государства, общества и личности, иные виды безопасности. Такая последовательность видов безопасности не вполне отвечает конституционным принципам приоритета и высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2, 18 Конституции РФ). В связи в этим следует поддержать предложение ученых о выдвижении безопасности личности на первое место <2>. Сторонники такого подхода полагают, что государственная и общественная безопасность является прямым продолжением безопасности личности, которая выступает исходным началом и конечной целью общественной и государственной безопасности <3>.
--------------------------------
<1> URL: http://pravo.gov.ru.
<2> Пантелеев В.Ю. Указ. соч. С. 152.
<3> Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ общественной безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4. С. 23 - 25.
Действительно, Конституция РФ не устанавливает четких приоритетов среди указанных видов безопасности, что дает основания отдельным исследователям рассматривать обеспечение безопасности человека и общества исключительно в связи с безопасностью институтов государства <1>. Однако системный анализ положений Конституции РФ, основ конституционного строя (ст. 1, 2) показывает, как отмечалось, что первоочередное внимание должно уделяться личной безопасности.
--------------------------------
<1> Казаков Н.Д. Безопасность и синергетика (опыт философского осмысления). М., 1994. С. 62 - 63; Основы теории национальной безопасности: учеб. пособие / под ред. Е.А. Матвиенко. М., 2014. С. 54 - 55.
Интересен подход, приверженцы которого различают понятия безопасности и обеспечения безопасности. Если в первом случае приоритет принадлежит личности, затем обществу и государству, то во втором - государству, которое координирует свои усилия и усилия общества в деле преодоления угроз безопасности <1>. Некоторые ученые разграничение безопасности личности, государства и общества считают искусственным и неоправданным, полагая, что безопасность государства одновременно гарантирует безопасность и общества, и личности <2>, что государство выступает средством обеспечения различных видов безопасности <3>.
--------------------------------
<1> Идрисов Р.Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 11 - 12.
<2> Кожевников В.В. Безопасность территории Российского государства: понятие и виды // Современное право. 2015. N 7. С. 12.
<3> Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 65 - 66.
Между тем есть мнение, что, создавая условия для государственной безопасности, органы власти гарантируют безопасность личности, и наоборот, обеспечение безопасности и защита прав и свобод личности способствует предупреждению, предотвращению и пресечению угроз государственной безопасности <1>.
--------------------------------
<1> Федотова Ю.Г. Обеспечение безопасности государства через обеспечение безопасности личности // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 54 - 58.
Тем не менее последовательное перечисление видов безопасности с учетом конституционных приоритетов представляется правильным и не ослабит, а, напротив, укрепит их взаимообусловленность.
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что категории правопорядка и безопасности, имея собственное социально-правовое содержание и природу, вместе с тем находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости, обладают единой социальной обусловленностью, практически совпадающими предметными сферами и субъектным составом их обеспечения, во многом схожими конституционно-правовыми основами, предназначением и конституционным измерением. Таким образом, правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, результат правотворческого и правореализационного процессов, а безопасность есть состояние защищенности личности, общества, государства. Качественное обеспечение безопасности и укрепление правопорядка достигаются посредством эффективной консолидированной работы всех органов публичной власти.
Список литературы
References
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.