Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СИСТЕМА
Т.П. ВИНОГРАДОВ
1. Понятие и значение принципов законотворческого процесса в России. Проблемам законотворческого процесса в России посвящено много исследований. В научной литературе рассматриваются проблемы законодательной техники, лоббизма, оптимизации законодательной деятельности, создания качественных законов и т.д. Настоящая статья является попыткой создать правовую основу для решения этих проблем, базис, от которого следует отталкиваться. Такой основой, на наш взгляд, являются принципы законотворческого процесса.
Для начала необходимо рассмотреть общее понятие принципов права. Н.А. Богданова под принципами в науке конституционного права понимает идеи, имеющие фундаментальное или важное значение для развертывания конституционно-правового знания, в основу которых кладется та или иная мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой, или сформулированное умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли <1>. Ю.Е. Ширяев под принципами права понимает закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости <2>.
--------------------------------
<1> Богданова Н.А. Система науки конституционного права: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 189.
<2> Ширяев Ю.Е. Федеральный законотворческий процесс: конституционно-правовой анализ: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2006. С. 59 - 60.
Особенность принципов заключается в том, что они отражают конституционно-правовую действительность, апробируются практикой и объясняют ее и в то же время часто воспринимаются как некий идеал конституционно-правового решения, к достижению которого следует стремиться, используя правовые средства <3>. Принципы играют важную роль в науке конституционного права, поскольку они являются началом любой теории, отправным пунктом наращивания и углубления знания об изучаемом конституционно-правовом явлении или процессе <4>. Следование принципам помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения <5>. Кроме того, законотворческие принципы позволяют придать правовому регулированию научность и значительно повысить его результативность <6>.
--------------------------------
<3> Богданова Н.А. Указ. соч. С. 188 - 189.
<4> Там же. С. 189.
<5> Ширяев Ю.Е. Указ. соч. С. 56.
<6> Там же. С. 87.
Таким образом, значение принципов законотворческого процесса заключается в том, что они:
1) придают правовому регулированию научный характер;
2) задают вектор развития правового регулирования;
3) помогают законодателю избегать законотворческих ошибок;
4) снижают вероятность создания неэффективных правовых норм;
5) помогают устранить пробелы и противоречия в правовом регулировании;
6) способствуют повышению качества принимаемых законов;
7) способствуют росту правовой культуры.
2. Некоторые принципы законотворческого процесса, предлагаемые в доктрине. В отечественной доктрине предлагается множество принципов законотворческого процесса. Стоит отметить, что принципы законотворчества интересовали еще дореволюционных мыслителей. Так, великий русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев в XVIII в. сформулировал принципы "законописи":
- закон должен быть краток и написан на языке народа, для которого предназначен;
- он должен быть исполнимым;
- нельзя быть ответственным по закону, который правительство не доводит до общества; незнание законов освобождает от ответственности;
- закон должен соответствовать традициям, нравам народа <7>.
--------------------------------
<7> Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. С. 384.
Современными российскими учеными предлагаются принципы несколько разных категорий - правотворчества, законотворчества, законотворческого процесса, законодательного процесса. Мы исходим из того, что понятие "правотворчество" включает в себя понятие "законотворчество", которое синонимично по отношению к понятию "законотворческий процесс", а понятия "законодательный процесс" и "законотворческий процесс" соотносятся между собой как часть и целое, поскольку последнее включает в себя также творческую деятельность по созданию законопроекта. Таким образом, далее будут рассмотрены наиболее значимые принципы законотворческого процесса.
Поскольку законотворческий процесс является видом правотворчества, к нему могут применяться также принципы правотворчества, в числе которых Ю.А. Тихомиров <8> предлагает следующие:
--------------------------------
<8> Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. Т. 2. С. 402.
а) принцип научности, означающий использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;
б) принцип законности, означающий строгий учет иерархии правовых актов и норм, компетенции субъектов прав и соблюдение процедурных правил;
в) принцип демократизма, означающий изучение социальных интересов и возможности их выражения в сфере правотворчества, учет общественной поддержки проектов правовых актов;
г) принцип системности, означающий строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли и т.д.
Некоторые ученые выделяют принципы собственно законотворческого процесса. Например, Д.В. Чухвичев <9> помимо названных принципов выделяет также:
--------------------------------
<9> Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие. М., 2010. С. 89 - 94.
- правовой характер законотворческого процесса, означающий, что только нормы права должны отражаться в законодательстве и только объективные интересы жизни и развития общества должны определять его содержание. На наш взгляд, этот принцип должен способствовать решению проблемы лоббизма, которой на законодательном уровне уделяется слишком мало внимания - нормы, регулирующие деятельность по продвижению интересов частных лиц в органах власти, просто отсутствуют <10>;
--------------------------------
<10> При этом с 1996 года в Государственную Думу было внесено четыре законопроекта, направленных на регулирование лоббистской деятельности, но ни один из них так и не стал законом.
- принцип гласности, означающий, что обо всех стадиях законотворческого процесса общество должно быть своевременно информировано.
Ю.Е. Ширяев <11> выделяет принцип гуманизма, согласно которому первоочередной задачей законодателя должна стать разработка и закрепление в законах механизма претворения в жизнь конституционных норм о правах и свободах граждан.
--------------------------------
<11> Ширяев Ю.Е. Указ. соч. С. 73 - 74.
О.Н. Разбаш <12> среди прочих выделяет следующие принципы:
--------------------------------
<12> Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18.
- принцип конституционного партнерства, означающий, что органы конституционного партнерства (Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ и т.д.) в процессе деятельности должны выработать наиболее эффективные модели согласованного функционирования и взаимодействия с учетом конституционных требований о непрерывном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, а также деятельность органов государственной власти;
- принцип гражданского сотрудничества, который определяется необходимостью скоординированности сотрудничества государственной власти и общества на основе взаимного доверия и открытости принятия и реализации политико-правовых решений и соответственно привлечения общественности к обсуждению законопроектов. В ч. 6 ст. 119 Регламента Государственной Думы <13> содержится положение о том, что она может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении, однако практика применения этого института отсутствует <14>. На наш взгляд, проведение обсуждения законопроекта, принятого в первом чтении Государственной Думой по самым значимым вопросам общественной жизни (права человека, избирательная система, экономическая система, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.), должно быть обязательным. Причем в современных условиях такое обсуждение могло бы осуществляться посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
--------------------------------
<13> Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. Ст. 801.
<14> Стоит отметить, что общественное обсуждение прошли проекты Федеральных законов "О полиции" и "Об образовании", но оно осуществлялось в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 года N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 939.
- принцип технического совершенства принимаемых законодательных актов, означающий обязательное соблюдение правил законодательной техники. К сожалению, большинство принимаемых в последнее время законов не соответствуют многим требованиям законодательной техники - соблюдение логики закона, точность формулировок, определенность терминов, ясность законодательного языка и др. В настоящее время существуют Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов <15>, но они в основном устанавливают требования к структуре закона. Требования законодательной техники к содержанию законов исследованы многими учеными <16>, на основе их работ можно дополнить названные Методические рекомендации.
--------------------------------
<15> Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов // Издание Государственной Думы. М., 2003.
<16> См., например: Власенко Н.А. Основы законодательной техники: практическое руководство. Иркутск, 1995; Керимов Д.А. Законодательная техника: научно-практическое пособие. М., 1998; Законодательная техника: научно-практическое пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Городец, 2000; Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учебное пособие. М., 2010.
А.В. Хамуков <17> выделяет принцип экономии правового регулирования, заключающийся в том, что дополнительное правовое регулирование общественных отношений, правовое вмешательство в них должны иметь место только тогда, когда без них обойтись невозможно либо когда они содержат очевидный для всех потенциальный правовой эффект, в противном случае целесообразно ограничиваться корректировкой существующих правовых норм. Причем представляется, что эта корректировка тоже должна быть разумной, т.к. большое количество поправок не экономит правовое регулирование. Кроме того, данный принцип призван устранить практику внесения изменений в законы, которые еще не вступили в силу.
--------------------------------
<17> Хамуков А.В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 9.
Помимо названных можно отметить принцип планирования законодательной деятельности. А.В. Старовойтов <18> под планированием законодательной деятельности понимает осуществление уполномоченными органами парламента (палат парламента) в закрепленном нормативными правовыми актами порядке мероприятий по установлению порядка, последовательности, сроков рассмотрения законопроектов и принятия (одобрения) законов. Как справедливо отмечает А.И. Абрамова <19>, планирование позволяет избежать поспешности в законотворческой работе, создать условия для подготовки качественных законодательных актов, устранить случаи их дублирования, а также повысить результативность нормативно-правового регулирования общественных отношений и активно содействовать правовому развитию государства и общества. К сожалению, на сегодняшний день планирование законопроектных работ осуществляется Государственной Думой на ближайшую сессию, среднесрочное и долгосрочное планирование отсутствует. К тому же в России нет и единой общегосударственной программы законотворчества, которая, по мнению В.Б. Исакова <20>, должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления.
--------------------------------
<18> Старовойтов А.В. Планирование законоподготовительной и законодательной деятельности: диссертация ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 14.
<19> Абрамова А.И. Актуальные проблемы планирования законодательной деятельности // Журнал российского права. 2012. N 3.
<20> Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 4.
А.И. Абрамова <21> выделяет также принцип профессионализма, выражающийся в требовании того, чтобы каждый из участников, задействованных в работе над законопроектом, владел приемами этой работы и выполнял ее на достаточно высоком уровне. На наш взгляд, принцип профессионализма не требует обязательного наличия у всех парламентариев высшего юридического образования и ученой степени по юриспруденции. Для его соблюдения необходимо лишь обеспечить доступ к работе над законопроектом специалистов в области права, а также иных областей научного знания, необходимых для создания каждого конкретного законопроекта.
--------------------------------
<21> Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2.
А.Н. Артамонов <22> предлагает принципы, относящиеся к законотворчеству субъектов Российской Федерации:
--------------------------------
<22> Артамонов А.Н. Создание законов в субъектах Российской Федерации: монография. М.: РЮИ РПА Минюста России, 2011. С. 10 - 13.
- принцип обеспечения законами субъектов РФ единого правового пространства, который требует законодательного закрепления четких процедур обеспечения единства правового пространства Российской Федерации с установлением сроков приведения нормативных правовых актов в соответствие или принятия требуемых актов с целью исключения неурегулированных общественных отношений; ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение положений действующего законодательства;
- принцип усиления законами субъектов РФ полноты и защищенности прав граждан, означающий, что региональными законами должны предоставляться большие гарантии, в большем объеме, иначе произойдет тиражирование уже существующих на федеральном уровне правовых гарантий.
В литературе выделяют также принципы, устанавливающие требования к тексту законопроекта: принцип понятийно-терминологической определенности, принцип достаточной мотивированности норм права, принцип логической сбалансированности норм права, принцип обеспечения действенности норм права <23>.
--------------------------------
<23> Законотворчество в Российской Федерации: научно-практическое и учебное пособие / под ред. А.С. Пиголкина. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Формула права, 2000. С. 60.
Таким образом, учеными предложено достаточно большое количество принципов законотворческого процесса в России. Причем их значимость и качество проработки представляется достаточным для того, чтобы они стали обязательными требованиями. Следовательно, встает вопрос о придании юридической силы указанным выше принципам.
3. Система принципов законотворческого процесса в России
Для эффективного применения названных принципов законотворческого процесса их необходимо систематизировать. Система принципов законотворческого процесса в России, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом:
1. Общеправовые принципы:
1) принцип законности; 2) принцип научности; 3) принцип демократизма; 4) принцип гуманизма; 5) принцип гласности; 6) принцип системности.
2. Принципы, обеспечивающие осуществление законотворческого процесса:
1) принцип правового характера законотворческого процесса; 2) принцип конституционного партнерства; 3) принцип гражданского сотрудничества; 4) принцип экономии правового регулирования; 5) принцип планирования законодательных работ; 6) принцип профессионализма.
3. Принципы, устанавливающие требования к тексту законопроекта:
1) принцип соблюдения правил и приемов законодательной техники (технического совершенства закона); 2) принцип понятийно-терминологической определенности; 3) принцип достаточной мотивированности норм права; 4) принцип логической сбалансированности норм права; 5) принцип обеспечения действенности норм права.
4. Принципы, относящиеся к законотворчеству субъектов Российской Федерации:
1) принцип обеспечения законами субъектов РФ единого правового пространства; 2) принцип усиления законами субъектов РФ полноты и защищенности прав граждан.
Учитывая существенную значимость данной системы принципов для обеспечения эффективного осуществления законотворческого процесса, разумно было бы придать ей нормативный характер. Это можно сделать путем закрепления названной системы принципов в специальном акте, например в Федеральном законе "О нормативных правовых актах", необходимость принятия которого обсуждается уже не первый год <24>. Безусловно, предложенная система принципов не является единственно верной, но она задает направление для дальнейшей оптимизации правового регулирования законотворческого процесса в России.
--------------------------------
<24> В 1996 году в Государственную Думу был внесен проект Закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации", но в 2004 году он был отклонен во втором чтении. 26 декабря 2014 года проект Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" был внесен Минюстом России на Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. URL: http://regulation.gov.ru/project/21982.html?point=view_project&stage=2&stage_id=15453.
В заключение отметим, что принципы законотворческого процесса в России имеют важное значение, поскольку они создают правовую базу для нормативно установленного порядка принятия законов и тем самым способствуют повышению качества принимаемых законов. Для эффективного применения принципов законотворческого процесса их необходимо систематизировать и придать им нормативный характер. Конечно, одного закрепления системы принципов в законодательстве недостаточно для решения проблем законотворческого процесса в России. Однако такая система является необходимой правовой основой для достижения этой цели.
Литература
1. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2.
2. Абрамова А.И. Актуальные проблемы планирования законодательной деятельности // Журнал российского права. 2012. N 3.
3. Артамонов А.Н. Создание законов в субъектах Российской Федерации: монография. М.: РЮИ РПА Минюста России, 2011.
4. Богданова Н.А. Система науки конституционного права: диссертация ... докт. юрид. наук: 12.00.02. М., 2001.
5. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
6. Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 4.
7. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. Т. 2.
8. Законотворчество в Российской Федерации: научно-практическое и учебное пособие / под ред. А.С. Пиголкина. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Формула права, 2000.
9. Разбаш О.Н. Федеральные законотворческий и законодательный процессы в современном российском конституционализме: единство и эволюция принципов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 18.
10. Старовойтов А.В. Планирование законоподготовительной и законодательной деятельности: диссертация ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2004.
11. Хамуков А.В. Разработка концепции законопроекта как ключевая стадия законотворческого процесса // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 9.
12. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учебное пособие. М., 2010.
13. Ширяев Ю.Е. Федеральный законотворческий процесс: конституционно-правовой анализ: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2006.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.