Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗЕМСТВО В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ ИДЕАЛЕ СЛАВЯНОФИЛОВ
Н.Ю. АНДРЕЕВ
Славянофильское общественно-политическое течение впервые в России в середине XIX в. сформулировало общетеоретическое учение о государстве и праве, основанное на традиционно-консервативных началах православия, русской культуры и государственности, признающее самобытность русской истории, культуры и государственности, приоритет традиционных национально-исторических ценностей <1>. Идеологи славянофильского движения (братья Аксаковы, Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др.) исходили из: органичности общественного и государственного устройства, высокой нравственности и соборности государственной власти (монархического правления), невмешательства государства в сферу народной деятельности, единства Земли и государства, свободы общественного мнения, мысли, слова, совести, печати, общинного и земского обустройства <2>.
--------------------------------
<1> См., например: Кирилловых А.А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 2. С. 40 - 44.
<2> См., например: Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России // Бродский Н.Л. Ранние славянофилы. М., 1910. С. 69 - 80; Степанова Ю.А. Политическая концепция К.С. Аксакова: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. С. 113 - 117, 121; Широкова М.А. Политическая доктрина ранних славянофилов: дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 1999. С. 120 - 131.
Славянофильская концепция строилась на понимании "Земли" как народа, общества, родины. Эти понятия для патриотов-славянофилов и их идейных последователей (неославянофилов, почвенников) были священными. По убеждению известного славянофила А.С. Хомякова, российское общество есть прежде всего земщина, голос которой - это голос земли, голос народа. Земщина является выражением думы, свободы мысли народа, и к ее голосу должна прислушиваться власть. Никакие перегородки не должны разделять царя и народ, власть и земщину <3>.
--------------------------------
<3> См.: Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков (Серия: Классика философской мысли) / вст. ст. Л.Е. Шапошникова. М., 2005. С. 156.
Словом "земля" ("земщина") славянофилы обозначали народ, добровольно передавший свою политическую власть Государю, но продолжающий воздействовать на него посредством свободы слова, мысли, печати, совести и общественного мнения, доводимого до царя Земским собором <4>. Ю.Ф. Самарин отмечал, что Земские соборы представляют собой форму "государственного представительства всей Русской земли" <5>. Как считал И.С. Аксаков, государство и Земля с самого начала своей истории, после добровольного призвания варягов, "стали в союз друг с другом" и в дальнейшем действовали как "отдельные, но дружественные союзные силы" под девизом: "Правительству - силу власти, земле - силу мнения" <6>. Земский собор напрямую связывал Землю и Государство, отстраняя от Государя бюрократию ("средостение"), наносящую значительный вред стране, уничтожающую все национальное, здоровое и инициативное <7>. Само земское движение, местное самоуправление является важным связующим звеном между государем и народом. И.С. Аксаков писал, что "для того чтобы стать истинно земством, земским учреждениям необходимо пустить глубокие корни в местную жизнь и в народное сознание" <8>.
--------------------------------
<4> См., например: Андреев Н.Ю. О сущности государства в славянофильской политико-правовой доктрине // История государства и права. 2013. N 22. С. 24 - 27.
<5> См.: Самарин Ю.Ф. Революционный консерватизм. Письмо Р. Фадееву по поводу его книги "Русское общество в настоящем и будущем (чем нам быть)" // Самарин Ю.Ф. Православие и народность. М.: Институт русской цивилизации, 2008. С. 390.
<6> См.: Аксаков К.С. Государство и народ / сост. и коммент. А.В. Белова, предисловие А.Д. Каплина / отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 301; Аксаков И.С. О настоящем значении наших древних Земских соборов // Аксаков И.С. О державности и вере. Минск: Белорусская православная церковь, 2010. С. 421.
<7> См.: Аксаков И.С. Откуда слабость Русских общественных сил? // Аксаков И.С. Сочинения. Т. 2. Славянофильство и западничество. 1860 - 1886. С. 408 - 415.
<8> Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 5. С. 86.
По убеждению Ивана Сергеевича и его единомышленников, в основе взаимоотношений государя и народа (земства) находятся сакрально-нравственные нормы, божественная воля и правда, единство понимания общегосударственных и народных интересов, соборность: "В том-то вся и сущность союза царя с народом, что божественная нравственная основа жизни у них едина, единый Бог, единый Судия, един Господень закон, единая правда, единая совесть" <9>.
--------------------------------
<9> Аксаков И.С. Речь на коронационных торжествах 1883 года при короновании императора Александра III // Наше знамя - русская народность. М., 2008. С. 261.
К.С. Аксаков и его соратники полагали, что политика отвлекает человека от нравственных дел и веры, ведет его по ложному пути материальных успехов и благополучия. Именно в политике человек подвержен искушениям и различным соблазнам. Власть не прельщает русского мирянина своим блеском и могуществом, так как истинный смысл человеческой жизни заключается в духовном подвижничестве. Древнерусская свобода предполагает свободу от политики, право жить по неписаным законам веры и традиции, реализовывать себя в нравственной сфере, на которую не смеет посягать государство. Будучи законопослушным, русский народ не вмешивается в деятельность правительства, но и правительство не должно вмешиваться в жизнь и быт народа, принуждать его жить по государственным правилам. В случае нарушения негласного соглашения правитель, незаконно вторгнувшийся в пределы народной жизни (духа), может быть объявлен тираном (незаконным Государем) <10>.
--------------------------------
<10> См.: Васильев А.А. Консервативная правовая доктрина России: общетеоретические аспекты. М., 2012. С. 72, 164.
В качестве государственных дел, которыми призван заниматься самодержавный правитель, К.С. Аксаков называл внутреннее и внешнее управление государством, а к земским (народным) делам относил духовную, культурную и материальную жизнь народа, его обычаи и традиции. На государство мыслитель возлагал охранительные функции, т.е. защиту внутренней правды, внутренней свободы, духовной жизни народа <11>.
--------------------------------
<11> См.: Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России. С. 81.
И.С. Аксаков также писал: "Действие самодержавия простирается только на государство: вот его область. Но что лежит вне этой области (в нравственном смысле), лежит вне круга самодержавия. Если самодержавие переступает эти пределы, вторгаясь в сферу церковную и частную, вторгаясь в область личной совести и личной свободы человека, то оно переходит в уродство, становится узурпацией, тиранией" <12>. Иван Сергеевич утверждал, что "идея настоящего, именно русского самодержавия предполагает полную свободу нравственной и умственной жизни, и только этой свободою обусловливается его разумность; в противном случае оно перестало бы быть русским" <13>.
--------------------------------
<12> См.: Аксаков И.С. Самодержавие не есть религиозная истина // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? (Серия: Из истории отечественной философской жизни). М.: РОССПЭН, 2002. С. 898.
<13> Аксаков И.С. Русское самодержавие - не немецкий абсолютизм и не азиатский деспотизм // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? (Серия: Из истории отечественной философской жизни). М.: РОССПЭН, 2002. С. 460.
Поддерживая своих единомышленников, неославянофил Д.А. Хомяков также разъяснял соотечественникам: "Древнерусское понятие о Земле и Государстве было такое живое, что ни народ, ни царь ни минуты не задумывались насчет взаимоотношения этих двух факторов государственного строя. Земля очень хорошо понимала, что есть государево дело... но и Царь очень понимал, что такое великое земское дело, и знал, что цель его великого государева дела состоит в том, чтобы дать Земле жить своей земской жизнью" <14>.
--------------------------------
<14> Хомяков Д.А. Православие, самодержавие и народность. Монреаль: Изд-во Братства преп. Иова Почаевского, 1982. С. 125 - 126.
Русский философ Н.А. Бердяев отмечал, что согласно идеям славянофилов высшее, религиозное призвание русского народа и его духовное желание требуют своего освобождения от политического властвования, бремени государствования. Формализм и юридические гарантии необходимы лишь в отношении завоевателей и завоеванных и не нужны там, где государственная власть - органическая, народная по своему происхождению <15>.
--------------------------------
<15> См.: Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. С. 147.
Передавая политическую власть государю, народ (земство) приобретал взамен свободу общественного мнения, свободу слова, мысли, печати, совести. Идеи славянофилов о правах и свободах являются существенным элементом и принципом славянофильского государственно-правового идеала.
Свободу общественного мнения славянофилы относили к числу основных свобод во взаимоотношениях народа и государства (правителя), рассматривали эту свободу как правовое средство информирования власти о нуждах народа, как способ воздействия народа на органы власти.
И.С. Аксаков утверждал, что свободное мнение есть надежная основа свободной власти, так как только в союзе этих двух свобод заключается взаимная прочность земли и государства. Всякое стеснение духовной свободы внешней властью, ограничение свободы нравственного развития подрывает нравственные основы российского государства, нарушает взаимное доверие и равновесие власти и общества. Без свободной критики не может быть свободного общественного сознания, и в случае ее отсутствия терпит крах любое правительственное начинание. Средством выражения общественного мнения Иван Сергеевич и его единомышленники считали Земский собор, собрания сословий и т.д. <16>.
--------------------------------
<16> Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002. С. 289.
К.С. Аксаков писал: "Общественное мнение, вот чем самостоятельно может и должен служить народ своему правительству, и вот та живая, нравственная связь, которая может и должна быть между народом и правительством. ...Для возможно полного благоденствия нужно, чтоб и та и другая сторона пользовалась своим правом: чтоб земля не стесняла действий государя, чтоб государь не стеснял мнения земли" <17>.
--------------------------------
<17> Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России. С. 80, 82.
При этом Константин Сергеевич, может быть, впервые в общественно-политической и правовой литературе применил современный термин "гласность" как одно из условий взаимоотношения (взаимодействия) государства и общества. Ученый утверждал: "В общественном мнении (разумеется, выражающем себя гласно) видит государство, чего желает страна, как понимает она свое назначение. Какие ее нравственные требования и чем, следовательно, должно руководствоваться государство, ибо цель его - способствовать стране исполнить свое назначение" <18>.
--------------------------------
<18> Там же.
По убеждению многих славянофилов, свобода слова и мысли способствует сплочению народа (земства), вселяет в него всеобщее убеждение и веру, способствует нравственному возвышению человека. Под нравственным возвышением К.С. Аксаков понимал признание и уважение в человеке человека, что "иначе быть не может, когда признают за человеком право свободного слова, неразлучного с нравственной, духовной свободой, которая есть неотъемлемая принадлежность высокого духовного существа человеческого" <19>. Именно нравственное очищение общества Константин Сергеевич считал важнейшим средством преобразования и реформирования страны, достижения Россией созданного им и его единомышленниками политического идеала. По его вполне обоснованному убеждению, нравственное возвышение человека способно бороться с такими "язвами" общества, как разврат, взяточничество, грабительство, ложь, происходящие от общего нравственного падения, нравственного унижения, царящего в России. Убежденный в правоте своих слов, страстный славянофил писал государю: "Скажу только, что истинные отношения, в которые станет государство к земле, что общественное мнение, которому дается ход, оживя весь организм России, подействуют целительно и на эти язвы; в особенности же на взяточничество, для которого так страшна гласность общественного мнения" <20>.
--------------------------------
<19> Там же. С. 101.
<20> Там же.
На наш взгляд, славянофилы превзошли многих деятелей российского либерализма в понимании и защите свободы слова и мысли. К.С. Аксаков дал весьма красочную оценку свободы человека и ее роли в предупреждении социальных конфликтов и потрясений: "Лучшее средство уничтожить всякую вредность слова - есть полная свобода слова. ...Какой недостойный страх свободы! Все злое исчерпывается одним словом: рабство. Всякое благо исчерпывается одним словом: свобода. Надо, наконец, понять, что рабство и бунт неразлучны, это два вида одного и того же. Надо понять, что спасение от бунта - свобода" <21>. Русский мыслитель утверждал: "Право духовной свободы, другими словами - свобода мысли и слова, есть неотъемлемое право Земли: только при нем никаких политических прав она не хочет, предоставляя Государству неограниченную власть политическую" <22>. К.С. Аксаков придерживался мнения о том, что без обеспечения правительством гражданских свобод монархия превращается в деспотизм: "При нравственной свободе и нераздельной с нею свободе слова только и возможна неограниченная благодетельная монархия; без нее она губительный, душевредный и недолговечный деспотизм, конец которого или падение государства, или революция. Свобода слова есть верная опора неограниченной монархии" <23>.
--------------------------------
<21> Там же. С. 93.
<22> Аксаков К.С. Полн. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 296 - 297.
<23> Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России. С. 100.
И.С. Аксаков рассматривал свободу мысли как естественное свойство человеческого общежития, утверждал, что тот, кто стеснен в этой свободе, чувствует себя стесненным во всех действиях, требующих участия мысли и воли, не годится для общественных дел, является плохим гражданином <24>.
--------------------------------
<24> См.: Фурсова Е.Б. Политические принципы консерватизма в творчестве И.С. Аксакова (1823 - 1886): дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. С. 145 - 146.
А.С. Хомяков призывал братьев-славян беречь свободу, особенно свободу мнения <25>.
--------------------------------
<25> См.: Хомяков А.С. К сербам. Послание из Москвы // Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 1. С. 406.
Исследуя творческое наследие славянофилов, русский историк, профессор Бестужев-Рюмин К.Н. восклицал: "Мы глубоко уважаем славянофилов за то, что они признают верховное значение сознания и первым условием поступательного движения ставят свободу совести и свободу слова, вследствие чего и восстают против всякого насилия, откуда бы оно ни шло" <26>.
--------------------------------
<26> Бестужев-Рюмин К.Н. Славянофильское учение и его судьба в русской литературе (фрагмент) // Славянофильство: pro et contra. 2-е изд. / сост. В. А. Фатеев. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2009. С. 344.
Славянофилы требовали не ограничивать свободу слова, общественного мнения излишними цензурными преградами, ибо необоснованное ограничение свободы печати является, по сути, стеснением общественного разума, парализующим всю духовную деятельность человеческого общества, обрекающим его на беспомощность, мертворожденность и незрелость <27>.
--------------------------------
<27> Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? С. 576 - 579.
Основные права и свободы рассматривались славянофилами как права и свободы народа, т.е. единой, соборной личности. Славянофилы считали, что субъектом свободы выступает общность людей (община, церковь, народ), в которой индивидуальная воля не поглощается, а естественным образом "сливается" с нею <28>.
--------------------------------
<28> См.: Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого: Реферативный сборник. Вып. 2. М.: ИНИОН РАН, 1992. С. 181.
Идейные последователи славянофильского консервативного традиционализма - неославянофилы (А.А. Киреев, Д.А. Хомяков, С.Ф. Шарапов, Д.Н. Шипов и др.) развили во второй половине XIX в. славянофильское учение о земстве и местном самоуправлении, изменили свое отношение к невмешательству населения (народа) в государственные дела с учетом новых политических и пореформенных условий в стране.
А.А. Киреев обращал внимание на то, что Земские соборы нашли свое воплощение в российском государстве, но были неизвестны византийской истории. Будучи "голосом земли", не стесняясь воли самодержца, Земские соборы доводили до правителя истинное "общественное мнение", просвещали его ум, помогали ему вести государство к высшим целям. Парламент стесняет волю самодержца, а Земский собор ее освещает <29>.
--------------------------------
<29> См.: Киреев А.А. Учение славянофилов / сост. С.В. Лебедев, Т.В. Линицкая; предисл. С.В. Лебедева; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. С. 48, 389; Он же: Дневник. 1905 - 1910 / сост. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010. С. 29, 130 - 131.
Талантливый неославянофил Д.Н. Шипов считал Земский собор одним из средств привлечения народного представительства к участию в управлении государством. Известный земский деятель утверждал, что в основе самодержавия и Земских соборов кроется не правовая, а морально-политическая идея. Земские соборы в истории России сильны не своими правами, а своим авторитетом, народным сознанием того, что призванием самодержавных царей является творить не свою волю, а выражать соборную совесть народа. Мыслитель с сожалением писал, что с приходом к власти Петра I самодержавие утратило свой прежний идейный характер и превратилось в неограниченное самовластие <30>.
--------------------------------
<30> См.: Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: РОССПЭН, 2007. С. 172.
С.Ф. Шарапов утверждал, что Земский собор как высший орган земской власти наиболее характерен для государства в его нормальном (стабильном) состоянии, является венцом упорядоченной страны (России), а не средством ее успокоения <31>. Следует заметить, что симпатии Шарапова к Земскому собору менялись вместе с изменением политической ситуации в стране: от отрицания целесообразности его существования до идеи создания сословного законосовещательного Земского собора в составе четырех палат <32>.
--------------------------------
<31> См.: Шарапов С.Ф. Избранное / сост. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2010. С. 42. С. 54 - 55.
<32> См.: Суслов М.Д. Политическая программа С.Ф. Шарапова // Вестник Пермского университета. История. Вып. 4. 2003. С. 104 - 105.
Идеологи неославянофильского движения представляли территориальное устройство России как унитарное государство с земскими областями, автономными областями, особыми областями. По утверждению Д.Н. Шипова, в основе земской жизни должны лежать земские союзы (земства, сельскохозяйственные общества, иные демократические крестьянские образования на уровне уездов и волостей), целью которых является "постепенное ослабление исторически сложившейся социальной несправедливости" <33>.
--------------------------------
<33> Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. С. 60.
Таким образом, славянофилы и их идейные последователи внесли определенный положительный вклад в формирование общественно-политической теории о месте и роли земства и земского движения в России.
Литература
1. Аксаков И.С. О державности и вере. Минск: Белорусская православная церковь, 2010.
2. Аксаков И.С. Откуда слабость Русских общественных сил? // Аксаков И.С. Сочинения. Т. 2. Славянофильство и западничество. 1860 - 1886. Статьи из "Дня", "Москвы", "Москвича" и "Руси".
3. Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002.
4. Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. 5.
5. Аксаков И.С. Речь на коронационных торжествах 1883 года при короновании Императора Александра Третьего // Наше знамя - русская народность. М., 2008.
6. Аксаков И.С. Русское самодержавие - не немецкий абсолютизм и не азиатский деспотизм // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М.: РОССПЭН, 2002.
7. Аксаков И.С. Самодержавие не есть религиозная истина // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? (Серия: Из истории отечественной философской жизни). М.: РОССПЭН, 2002.
8. Аксаков К.С. Государство и народ / сост. и коммент. А.В. Белова, предисловие А.Д. Каплина; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010.
9. Аксаков К.С. Записка о внутреннем состоянии России // Бродский Н.Л. Ранние славянофилы. М., 1910. С. 81.
10. Аксаков К.С. Полн. собр. соч. М., 1861. Т. 1.
11. Андреев Н.Ю. О сущности государства в славянофильской политико-правовой доктрине // История государства и права. 2013. N 22.
12. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков (Серия: Классика философской мысли) / вст. ст. Л.Е. Шапошникова. М., 2005.
13. Бестужев-Рюмин К.Н. Славянофильское учение и его судьба в русской литературе (фрагмент) // Славянофильство: pro et contra. 2-е изд. / сост. В.А. Фатеев. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2009.
14. Васильев А.А. Консервативная правовая доктрина России: общетеоретические аспекты. М., 2012.
15. Киреев А.А. Дневник. 1905 - 1910 / сост. К.А. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2010.
16. Киреев А.А. Учение славянофилов / сост. С.В. Лебедев, Т.В. Линицкая; предисл. С.В. Лебедева; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012.
17. Кирилловых А.А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 2.
18. Самарин Ю.Ф. Православие и народность. М.: Институт русской цивилизации, 2008.
19. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах А. Валицкого: реф. сб. Вып. 2. М.: ИНИОН РАН, 1992.
20. Степанова Ю.А. Политическая концепция К.С. Аксакова: дис. ... канд. полит. наук. М., 2008.
21. Суслов М.Д. Политическая программа С.Ф. Шарапова // Вестник Пермского университета. История. Вып. 4. 2003.
22. Фурсова Е.Б. Политические принципы консерватизма в творчестве И.С. Аксакова (1823 - 1886): дис. ... канд. полит. наук. М., 2006.
23. Хомяков А.С. К сербам. Послание из Москвы // Хомяков А.С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 1.
24. Хомяков Д.А. Православие, самодержавие и народность. Монреаль: Изд-во Братства преп. Иова Почаевского, 1982.
25. Шарапов С.Ф. Избранное / сост. А.В. Репников. М.: РОССПЭН, 2010.
26. Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: РОССПЭН, 2007.
27. Широкова М.А. Политическая доктрина ранних славянофилов: дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 1999.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.