Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА И ДОКТРИНАЛЬНОСТЬ В ПРАВЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
А.А. КИРИЛЛОВЫХ
Исследование проблематики источников права всегда занимало умы ученых, являлось объектом пристального научного изучения. За многие годы, десятилетия и даже сотни лет наукой выработано множество подходов к пониманию категорий источников права, опирающихся на известные типы правопонимания и идеологический плюрализм.
Самое обобщенное определение понятия права представлено С.И. Ожеговым, по мнению которого "право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы" <1>.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 567.
В первую очередь следует отметить, что непосредственно иерархия самих источников права в государстве оказывает сильное воздействие на формирование господствующих представлений о том, что следует считать правом в стране <2>. Такое представление выдвигает на первый план роль правового источника в системе регулирования общественных отношений.
--------------------------------
<2> Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 115.
Предварительно попробуем дать общее обзорное представление об источнике права с различных научных позиций и подходов, отражающих весьма "пеструю" картину накопленного опыта изучения рассматриваемых вопросов.
Прежде всего, источники права определяются как система факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения <3>. Источниками права считают "формы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой" <4>. Так или иначе источник права реализуется в общественной практике, общественных отношениях, отражающих определенную модель правосознания и получающих нормативное закрепление <5>. Не случайно в связи с этим М.В. Кузнецова полагает возможным считать источником права правотворческую деятельность, а нормативные правовые акты - формами выражения такой деятельности <6>.
--------------------------------
<3> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 329
<4> Студеникина М.С. Некоторые аспекты проблемы источников права в Российской Федерации // Проблемы законотворчества в Российской Федерации. Труды ИЗиСП. 1993. Вып. 53. С. 32.
<5> Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2007. С. 32.
<6> Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права // История государства и права. 2014. N 12. С. 15 - 18.
Помимо этого, источники права могут рассматриваться в качестве источников познания правовых систем прошлого и современности <7>. Как считает С.С. Алексеев, "...непременным атрибутом развитых правовых систем является воздействие на общественную жизнь не отдельных, изолированно существующих правовых норм и иных средств, хотя бы и возведенных в устойчивые, институционализированные правовые формы, а их системами, комплексами, порой довольно сложными" <8>. Формальным элементам здесь придается значение только в рамках сформированной ими системы, определяющей особенности правовых регуляторов в рамках конкретной правовой семьи.
--------------------------------
<7> Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. 2000. N 6. С. 3.
<8> Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 260.
Источник права между тем имеет тесную связь с идеологическими представлениями о нравственных общественных императивах, что позволяет отдельным ученым разграничить сущностную, содержательную, а также специальную стороны правовых источников.
Так, содержательными (сущностными) источниками или созидательными силами права могут быть, как указывает Ж.-Л. Бержель, разнообразные принципы, служащие идеологической основой права, а также факты социальной действительности, требования ситуации. Формальными же источниками, с точки зрения ученого, являются формы формирования юридических норм, т.е. приемы и акты, посредством которых эти нормы вызываются к жизни, становятся частью позитивного права и обретают статус норм закона <9>. Источник права, по мнению А.А. Васильева, в специально-юридическом смысле отражает закономерности существования и организации права, формы его выражения, т.е. права как такового, реального, сложившегося социального феномена <10>.
--------------------------------
<9> Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Notae bene, 2000. С. 97, 98.
<10> Васильев А.А. Указ. соч. С. 32.
В литературе вполне справедливо подчеркивается значение источника права для общества и отдельных индивидов. Как полагает А.Ф. Черданцев, "источники права гарантируют определенность и четкость правового положения субъектов права, упорядоченность деятельности государства, что исключает произвол и злоупотребление властью" <11>. Обязательность законам придается государственной властью, обычаям - практикой. Все эти причины или условия сводятся, по существу, к одному первичному условию - авторитету общества людей, в котором действуют эти нормы <12>.
--------------------------------
<11> Черданцев А.Ф. Толкование закона и договора. М., 2003. С. 26, 27.
<12> Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1999. С. 98.
В свою очередь, представители социологического направления в юриспруденции источники права сводят к социальным условиям жизни общества или правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов <13>.
--------------------------------
<13> Васильев А.А. Указ. соч. С. 31.
Весьма интересным, но уже изжившим себя выглядит классовый подход к определению понятия источника права. Как полагает Ф.М. Левиант, "источник права - это воля господствующего класса, обусловленная экономическим базисом, выраженная посредством нормотворческой деятельности государства в определенной правовой форме, придающей тем или иным правилам значение норм права" <14>.
--------------------------------
<14> Левиант Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Л., 1954.
Отдельной проблемой в установлении понимания сущности источника права является соотношение его формы и содержания. Так, А.В. Малько отождествляет понятие "источник права в юридическом смысле" с понятием "форма права" - "способом выражения вовне государственной воли" <15>. Причем такой подход имеет достаточно длинные корни своего появления, поскольку отдельные исследователи советского периода сущность источника права связывали с формами объективизации юридических норм, которые служат признаками их обязательности <16>.
--------------------------------
<15> Малько А.В. Краткий юридический словарь. М., 2007. С. 75.
<16> Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. N 2. С. 22 - 30; Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С. 7 - 40.
Нельзя не отметить и собственно функциональное назначение источника права для общества, которое заключается в его возможности обеспечивать упорядочение отношений между людьми независимо от формы выражения <17>.
--------------------------------
<17> Васильев А.А. Указ. соч. С. 34.
В любом случае все источники права в рамках той или иной правовой системы выражают нечто единое, целое, формирующее данную правовую систему и наполняющее ее конкретным нормативным содержанием <18>. В результате соединения различных подходов к пониманию источников права удалось синтезировать общее представление об источнике в рамках объединения материального и формального аспектов данного термина, выдвинув на первый план специально-юридический подход <19>. На основе такого методического инструментария право на существование в качестве источника права получили материальные условия жизни общества и одновременно формы выражения права с приданием им свойства обязательности.
--------------------------------
<18> Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2005. С. 52.
<19> Шебанов А.Ф. Форма советского права. М.: Юридическая литература, 1968. С. 39; Зивс Л.С. Источники права. М., 1981. С. 22.
Доктрина и доктринальность:
применение в правовом регулировании
В целом право рассматривается как универсальная категория, а потому в качестве средств регулирования использует как писаные, так и неписаные формы права <20>. В последнем случае в числе неписаных форм права подразумевается и правовая доктрина.
--------------------------------
<20> Сорокин В.В. Концепция эволюционных преобразований правовых систем в переходный период. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2002. С. 396.
Не останавливаясь на формах права, перейдем непосредственно к определению понятия "доктрина в праве и его источниках". Как отмечает А.А. Васильев, "применительно к правоведению правовая доктрина может пониматься как учение о праве (текст, созданный ученым-юристом) и идеи, поддерживаемые и защищаемые корпорацией юристов <21>.
--------------------------------
<21> Васильев А.А. Указ. соч. С. 19.
Отражение правовой действительности через призму правовой доктрины определяет наличие в самой доктрине регулятивных возможностей, отражающих качества самостоятельного источника права. В последнем случае как источник доктрина может оказывать идеологическое, воспитательное воздействие на сознание и волю индивидов в целях побуждения их к определенному типу правомерного поведения.
Как отмечал выдающийся французский правовед-компаративист Р. Давид, "доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права" <22>.
--------------------------------
<22> Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967. С. 162 - 168.
Изначально юридическая наука представляла собой отдельные доктринальные представления в юриспруденции. Неслучайно историческая школа считала науку права одним из источников права наравне с обычаем и законом <23>. Следует согласиться с мнением С.В. Бошно: "...научную доктрину принято воспринимать как формальный источник права, но формальный не с точки зрения его безусловно обязательного характера, а с точки зрения того, что она не повсеместно признана источником права как таковым. Наука - это не объективно выраженный источник права, а идеология конкретного исторического общества, проявление народного духа" <24>.
--------------------------------
<23> Михайловский В.И. Очерки по философии права. Томск, 1914. С. 390, 391.
<24> Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права // Правоведение. 2002. N 5.
Не последнее, а подчас главенствующее место в процессе создания правовых норм занимает правовая идеология, складывающаяся в государстве. Кроме того, действие права невозможно без его восприятия и усвоения сознанием и волей человека, т.е. правосознания. Неслучайно и вполне справедливо С.С. Алексеев подчеркивает значительную степень влияния господствующей правовой идеологии на позитивное право <25>.
--------------------------------
<25> Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции мирового правового развития. М., 2000. С. 56.
Как следует из современных правовых исследований, правовая доктрина основывается на системе идей о праве, выражающих социальные интересы мнения авторитетных знатоков права и признаваемых со стороны государства. Такое признание находит подтверждение в нормативных правовых актах или юридической практике <26>.
--------------------------------
<26> Васильев А.А. Указ. соч. С. 8.
Стоит обратить внимание на многозначность обозначения общенаучного понятия термина "доктрина". В отдельных справочных изданиях доктрина представляется как научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип <27>. В свою очередь, в толковых словарях доктрина определяется как учение, научная концепция <28> либо научное, философское или политическое утверждение, положение <29>. В справочной литературе можно встретить и более широкое понятие доктрины. Так, Большая советская энциклопедия определяет доктрину как "учение, научная или философская теория, руководящий теоретический или политический принцип (например, военная доктрина) или нормативная формула" <30>.
--------------------------------
<27> Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2000. С. 270.
<28> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 172.
<29> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. Т. 1. С. 751.
<30> Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., 1972. Т. 8. С. 591.
Несмотря на сложившееся различное восприятие правовой доктрины в научных и профессиональных кругах, объективный характер доктрине (независимо от принадлежности национального законодательства к той или иной системе права) придает реализация ее регулятивной функции через государственное санкционирование в нормативных правовых актах или судебной практике.
Исследователи отмечают первичный характер (по юридической силе) доктрины по сравнению с другими источниками права. При этом сформированность (завершенность) данному источнику придает длительный интеллектуально-волевой и целенаправленный характер приобретения качеств общепринятости в научной и профессиональной юридической среде при регулировании общественных отношений <31>.
--------------------------------
<31> Васильев А.А. Указ. соч. С. 8.
По мнению А.А. Зозули, "юридическая доктрина представляет собой общеправовую категорию, интегрирующую совокупность юридико-научных трактовок и суждений о позитивном праве..." <32>. Тем самым придается доктринальность трактовкам и суждениям о позитивном праве, отражающим общее согласованное и доминирующее магистральное направление развития системы взглядов на правовую реальность.
--------------------------------
<32> Зозуля А.А. Доктрина в современном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. С. 9, 10.
В свою очередь, признанность юридической доктрины государством обеспечивает воплощение образующих ее теоретических конструкций в юридическую составляющую государственной политики, в текущее законодательство, в нормативное и казуальное легальное толкование норм права.
Вполне объективное влияние на юридическую доктрину в стране оказывают политико-правовой режим, государственная идеология, социокультурные и правовые традиции социума, его духовная и правовая культура, объективный уровень развития науки, в том числе юридической <33>. Поэтому юридическая доктрина, обладая свойством правового воздействия на общественные отношения, сама является результатом воздействующего влияния целого ряда факторов, условий и обстоятельств.
--------------------------------
<33> Там же. С. 10.
Многогранность понятию "доктрина" придает различное восприятие доктрин в научной среде, обусловленное не только научным генезисом, но и нормотворческой практикой. Наряду с общеправовой и отраслевой юридическими доктринами во многих государствах существуют государственные доктрины и концепции. Как справедливо отмечает А.А. Зозуля, "в отличие от юридических доктрин они являются официальными политическими документами (актами) квазиюридического характера, формирующими доктринально-концептуальные основы государственной политики в различных сферах жизнедеятельности общества" <34>.
--------------------------------
<34> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 11.
В современном виде доктрина нередко облекается в форму важнейших концептуальных положений, которые включаются в основные нормативные правовые акты. В отечественной юридической науке подобные положения нередко определяют как общие правовые предписания <35>. По мнению А.А. Васильева, правовая доктрина "преобладает по юридической силе по отношению к другим источникам права" <36>. В то же время правовая доктрина, рассматриваемая как идеальный источник права, по юридической силе несопоставима с источниками позитивного права, поскольку это два самостоятельных феномена.
--------------------------------
<35> Ходукин Д.В. Формы правовых предписаний: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 40.
<36> Васильев А.А. Указ. соч. С. 8.
Таким образом, термин "доктрина" используется для обозначения многих понятий и явлений. Этот термин употребляют в качестве синонима учению, философско-правовой теории, мнению ученых-юристов по вопросам правотворчества и правоприменения, научным трудам наиболее авторитетных исследователей в области государства и права, государственным документам политико-правового характера.
Государственно-правовые доктрины как правовые регуляторы
Среди нормативно-правовых доктрин как правовых актов авторы выделяют официальные и политико-правовые доктрины. В первом случае под доктриной понимаются модельные законы, доктринальные и концептуальные акты правотворчества органов государственной власти. Во втором имеются в виду, например, концепция разделения властей, концепция социального государства, военная доктрина, концепция национальной безопасности <37>.
--------------------------------
<37> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 108.
По мнению авторитетных ученых-правоведов, политико-правовая доктрина в качестве одного из составных компонентов включает в себя программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи <38>.
--------------------------------
<38> История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. С. 97.
Содержательное значение термина "доктрина", по мнению А.А. Зозули, позволяет в понятийном аппарате государственно-правовой теории и практики к таковому отнести определенные правила и ориентиры при разрешении каких-либо государственно-правовых и юридических проблем различного уровня обобщения, а также официальные документы, имеющие концептуальное значение для формирования и функционирования системы обеспечения национальной безопасности в целом и ее отдельных видов <39>.
--------------------------------
<39> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 28.
В государственно-правовом аспекте доктрина - это в той или иной форме признанный государством документ концептуального характера. В содержательном плане документ-концепция должен отвечать определенным требованиям. Доктрина, обладающая чертами концепции, должна иметь логическую основу - допустимые правила логического вывода и доказательства <40>, а также аргументационную основу - выведенные утверждения и рассуждения с доказательствами.
--------------------------------
<40> Игнатенко В.В. Концептуальные основы теории качества правового закона // Академический юридический журнал. Иркутск. 2000. N 1.
Для обозначения юридических доктрин, облеченных в документы подобного рода, предлагается использовать термин "доктринальный правовой акт", выражающий (закрепляющий) доктрины государственно-правового характера <41>. Доктринальный правовой акт в равной степени относится как к сфере права, так и к сфере политики, что дает нам право утверждать не более чем о пересечении понятий "юридическая доктрина" и "доктринальный правовой акт". Изложенное позволяет оценивать юридическую доктрину как комплексный, многоэлементный фактор правообразования, и именно в этом качестве ее следует рассматривать как источник права, не относимый к числу форм права, признанных в настоящее время юридическим сообществом.
--------------------------------
<41> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 34.
Отдельные ученые, рассматривая особенности доктрин как источников права, вставляют их в более широкие рамки обыденного понимания. Так, С.В. Бошно, говоря о классификации непризнанных форм права, предлагает объединить их под общим понятием "доктринальные формы права" <42>. В такие формы автор, в частности, включает право односторонних обещаний и программное право, известное в политико-правовой истории как возведение в нормативные факты "простых сообщений известных лиц об их будущих действиях или правилах будущей деятельности..." <43>.
--------------------------------
<42> Бошно С.В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 83.
<43> Там же.
Однако российской правовой системе присуще правовое явление, занимающее, по мнению А.А. Зозули, промежуточное положение между доктриной и нормативным правовым актом, но при этом обладающее непосредственной регулятивной силой. В данном случае речь идет о многочисленных документах доктринального характера, вводимых в действие правовыми актами различной юридической силы - указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ <44>.
--------------------------------
<44> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 137.
Регулятивный потенциал доктрин в отечественном праве в значительной мере зависит не от их распространенности или авторитета ученых, а в первую очередь от степени влияния доктрин на индивидуальное правосознание первых лиц государства. Между тем, как отмечает М.А. Кутырева, качество и эффективность действия законодательства в значительной мере зависит от "ауры" его функционирования, которую составляют сопутствующие ему источники права <45>.
--------------------------------
<45> Кутырева М.А. Идеи законотворчества в истории политико-правовой мысли: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 103.
Другая сторона доктринальной формы реализации правовой политики воплощается преимущественно в проектах нормативных правовых актов, планировании законотворческого процесса, ориентированного на оптимизацию текущего законодательства, восполнение пробелов в праве, сокращение или расширение сфер правовой регуляции общественных отношений <46>.
--------------------------------
<46> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 156.
В рамках регулятивных отношений доктрины одновременно выполняют ряд функций, основные их которых - ориентирующая и прогностическая. Ориентирующая - способность доктрины порождать те или иные политико-правовые идеи, которые, влияя на правосознание должностных лиц государственной власти и массовое сознание, становятся ориентирами государственно-правовой деятельности. Прогностическая выражается в расчете на то, что доктринальные правоположения, в той или иной степени касающиеся регулирования общественных отношений, окажутся оптимальными в будущем. Официальное утверждение властными органами доктринальных документов, реализация которых рассчитана на неопределенную или достаточно длительную перспективу, в сущности, есть введение в правовую реальность предвидения, прогноза <47>.
--------------------------------
<47> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 172, 173.
Нельзя не отметить и информационную функцию доктрин, которые служат важным средством повышения правовой информированности граждан, что, по мнению исследователей, необходимо для обеспечения прав и свобод граждан <48>.
--------------------------------
<48> Абрамова А.И., Рахмашина Т.Н. Опубликование нормативно-правовых актов: информационно-правовой аспект // Журнал российского права. 1998. N 10/11. С. 89.
Положения правовой доктрины, становясь нормативными, приобретают и статус формального источника права. Поскольку отдельные нормы права в отечественном законодательстве не рассматриваются в качестве самостоятельного источника права, можно говорить о деформированной форме выражения правовой доктрины <49>. С.В. Бошно считает, что юридическая сила норм, содержащих доктринальные положения, определяется актом, в котором они находятся, месторасположением внутри документа (например, общая часть или основные положения) <50>.
--------------------------------
<49> Ордина О.Н. К вопросу о правовой доктрине как источнике административного права // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 42 - 44.
<50> Бошно С.В. Доктрина как форма и источник права. С. 74.
В известной степени при характеристике самой сущности и природы доктрины можно согласиться с утверждением В.М. Капицына, что "в отличие от нормативных актов, она, скорее, формирует среду для их принятия, применения, интерпретации. Доктрина улавливает выдвижение, артикуляцию проблемы, отмечает рост значения ее для общественности, по сравнению с конкурирующими проблемами, а в определенной степени и конструирует проблему" <51>.
--------------------------------
<51> Капицын В.М. Доктрина, интерпретационный процесс и конституционное право // Конституция и доктрины России современным взглядом / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 107.
Рассматривая правовую сущность доктрин, считаем нелишним обратить внимание на их место в рамках существующих основных правовых систем, а также перспективы развития. Как известно, есть системы судебной официальной доктринальной интерпретации, при которой на основе судебной или квазисудебной интерпретации оформляются решения высшей юридической силы (постановления конституционных судов), акты конституционных советов <52>. Например, в Англии общее право основывалось, помимо прецедентов, на доктрине, исходящей из положений известного юриста Кока "разум - жизнь права" <53>.
--------------------------------
<52> Капицын В.М. Указ. соч. С. 103.
<53> Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1999. С. 190.
Российская правовая система развивается по пути рецепции элементов "прецедентного права", в котором активную роль в регулировании общественных отношений выполняют судебные решения <54>. На фоне такого магистрального направления в эволюции российского законодательства правовая доктрина пока не находит должного применения.
--------------------------------
<54> Павликов С.Г. Конституционная доктрина правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 7. С. 9 - 11.
Е.О. Мадаев высоко оценивает роль доктрины в правовой системе Российской Федерации. Автор полагает, что "необходимо всячески пропагандировать роль доктрины в правовой системе, использовать потенциал научной мысли, - на наш взгляд, это один из шансов для страны выбраться из того экономического, политического, социального кризиса, в котором мы сегодня находимся" <55>.
--------------------------------
<55> Мадаев Е.О. Доктрина в правовой системе Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2012. С. 214.
Непоследовательность и в целом недостатки развития законодательства Российской Федерации связаны с тем, что разработка учений, взглядов, научных позиций обусловливает формирование доктрины, а, напротив, "поточное" законодательство вынуждает создавать так называемые доктрины его применения.
Доктрина как инструмент государственного управления
Как уже известно, в обобщенном представлении, под доктриной (лат. - doctrina) понимается учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип. Включая в себя руководящий принцип (или совокупность принципов), доктрина уже может приобретать характер политико-правового источника и основания интерпретации пространства между фактом и ценностью.
Доктрина - результат интерпретации определенных ценностей и нормативных актов в контексте наличной социальной среды. Социальная среда характеризует общество в плане его насыщенности нормативностью (ценностями и правилами), эффективности влияния последней на стабилизацию и регулируемость отношений в сообществах и сферах жизни <56>.
--------------------------------
<56> Капицын В.М. Указ. соч. С. 103.
Само по себе регулирование общественных отношений, в чем не последнюю роль играет государство, формирует определенное поведение людей и порождает ценностные ориентиры для обеспечения определенной модели общества и его единства. Неслучайно по этой причине все чаще в литературе выделяют в качестве самостоятельного вида доктрину в государственно-правовом смысле. По мнению И.А. Побережной, под таковой "...понимается стратегия развития государства в целом или в отдельных общественно-политических сферах. Такая доктрина содержит комплексную оценку состояния всех сфер общественно-политической жизни (или отдельных ее составляющих) в государстве и стратегического прогноза их развития, научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения развития государства, а также системный анализ имеющихся проблем и механизмов их разрешения, включая зарубежный опыт, международной обстановки и ее влияния на внутригосударственное развитие" <57>.
--------------------------------
<57> Побережная И.А. Послание Президента РФ и его место в системе права России // Конституция и доктрины России современным взглядом / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 276, 278.
В связи с этим любые официальные заявления должностных лиц, облекаемые в форму документа, могут иметь юридическое значение и правовую природу. В частности, к таковым относят Послания Президента РФ, публично оглашаемые им перед депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и народом и имеющие признак обязательности для исполнения всеми субъектами затрагиваемых в них правоотношений. На основании подобной юридической характеристики Послания Президента РФ являются доктринальным правовым актом <58>.
--------------------------------
<58> Побережная И.А. Указ. соч. С. 278.
Когда в литературе ведут речь о доктрине как элементе механизма государственного управления, обычно сводят ее сущность к инструменту достижения определенных целевых ориентиров. Поэтому с позиции управленческого подхода "доктрина - это политическое решение, задающее долгосрочные цели развития общества и государства в конкретной сфере (управления)" <59>. В то же время доктрина в государственном управлении может выполнять чисто технологическую функцию, заключающуюся в обеспечении устойчивости в достижении долгосрочных управленческих целей в той или иной сфере <60>.
--------------------------------
<59> Вилисов М.В. Доктрина как технология государственного управления // Конституция и доктрины России современным взглядом / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 95.
<60> Вилисов М.В. Указ. соч. С. 100.
В России накоплен достаточно большой опыт принятия официальных программных документов, имеющих в своем названии слово "доктрина" и обладающих юридическим значением. Среди таких документов, в частности, Военная доктрина РФ (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. N Пр-2976) <61>, Доктрина продовольственной безопасности РФ (Указ Президент РФ от 30 января 2010 г. N 120) <62>, Климатическая доктрина РФ (распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. N 861-рп) <63>, Доктрина информационной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) <64>, Морская доктрина на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27 июня 2001 г.) <65>, Доктрина развития российской науки (Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 884) <66>, Экологическая доктрина РФ (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) <67>, Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации (решение коллегии Минздрава России от 28 декабря 1999 г., протокол N 20).
--------------------------------
<61> Российская газета. 2014. N 298.
<62> СЗ РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
<63> СЗ РФ. 2009. N 51. Ст. 6305.
<64> Российская газета. 2000. N 187.
<65> Официально не опубликовано.
<66> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3005.
<67> СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
Для целостного восприятия роли доктрин в современном законодательстве, а также определении их юридической сущности и регулятивной природы следует провести небольшой анализ их содержательных особенностей как документов нормативного характера, имеющих юридическое значение.
Анализ конкретных содержательных аспектов соответствующих документов позволяет сделать вывод, что значительная часть из них представляет собой официально принятую в государстве систему взглядов на конкретные направления развития страны в соответствующих сферах (областях) общественной жизни. Так, Военная доктрина - это система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в области обороны и безопасности и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Доктрина продовольственной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также решениями Совета Безопасности РФ.
В свою очередь, Доктрина информационной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Как следует из текста документа, Доктрина служит основой для:
- формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
- разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Однако, например, Морская доктрина не рассматривается как некая система взглядов, а, как следует из текста данного акта, является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику нашей страны. Правовую основу Морской доктрины составляют Конституция РФ, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., международные договоры в области морской деятельности, использования ресурсов и пространств Мирового океана.
Отсюда можно сделать вывод: данный документ имеет самостоятельное юридическое значение и является непосредственным регулятором общественных отношений в рассматриваемой сфере. По сути, доктрины сами по себе дают возможность осуществления оптимального системного действия правовых средств в процессе правового регулирования.
Анализ имеющихся в отечественном праве подобных документов позволяет говорить о том, что важнейшей их функцией является повышение системности и комплексности воздействия на общественные отношения в определенной сфере. Например, в указанной ранее Доктрине информационной безопасности определено, что этот документ служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Нередко реализация этих документов обеспечивается силой государственной власти. Например, в целях практического исполнения Концепции судебной реформы был издан Указ Президента РФ от 22 ноября 1994 г. N 2100 "О мерах по реализации концепции судебной реформы в Российской Федерации" <68>. Таким образом, на стадии формирования правил поведения и издания норм права в процессе правового регулирования доктрины призваны играть систематизирующую, повышающую качество законодательных актов роль.
--------------------------------
<68> СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3253.
Практически все доктрины, принятые на данном этапе, так или иначе увязываются с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года <69>, что непосредственно отражается в тексте документа, либо соответствующий вывод делается из его контекста.
--------------------------------
<69> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. от 8 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489. Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В частности, Военная доктрина учитывает в своих предписаниях, помимо узко предметных концепций (например, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующих положений Концепции внешней политики Российской Федерации), основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Тем самым подтверждается тесная взаимосвязь принимаемых на государственном уровне документов программно-целевого характера.
В то же время в отечественном законодательстве встречаются и иные документы доктринального характера, именуемые как концепции развития объекта или субъекта общественных отношений в определенной сфере. В качестве примера можно привести Концепцию развития органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД России от 20 марта 1996 г. N 145 <70>, которая представляет собой официальную позицию, совокупность взглядов на основные направления и принципы совершенствования деятельности указанных в ней органов. В свою очередь, Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 1273-р <71>, определяет базовые принципы, цели, задачи и основные направления перспективного развития деятельности в соответствующих сферах.
--------------------------------
<70> Официально не опубликовано.
<71> СЗ РФ. 2014. N 29. Ст. 4177.
Такие же целевые регулятивные ориентиры имеют Концепция развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 1215-р) <72>, Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2014 г. N 857-р) <73>, Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р) <74>, Концепция развития математического образования в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р) <75>, Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N 1762-р) <76> и ряд других. В общей сложности на данный момент принято свыше 40 подобных документов.
--------------------------------
<72> СЗ РФ. 2014. N 28. Ст. 4106.
<73> СЗ РФ. 2014. N 21. Ст. 2755.
<74> СЗ РФ. 2014. N 2 (ч. II). Ст. 155.
<75> СЗ РФ. 2014. N 2 (ч. I). Ст. 148.
<76> СЗ РФ. 2012. N 40. Ст. 5485.
Указанные выше и подобные им доктринальные акты содержат разработанные на основе научного подхода дефиниции, цели, принципы деятельности государства в той или иной области общественных отношений. Утвержденные нормативными правовыми актами, они приобретают характер правоположений, соответствующих господствующей юридической идеологии, и, следовательно, должны быть отнесены к правовым (юридическим) доктринам и источникам права.
Все названные документы, по сути, являются доктринальными текстами, общими признаками для которых являются их официальное утверждение органами государственной власти и охват основных, принципиальных, наиболее общих вопросов в той или иной области, а также ярко выраженная политическая направленность. При этом стоит согласиться с тем, что использование терминов "доктрина" и "концепция" носит синонимический характер и не отражает каких-либо принципиальных различий между ними <77>.
--------------------------------
<77> Зозуля А.А. Указ. соч. С. 23.
Ведя речь о значении подобных доктринальных актов программного знания, М.В. Вилисов справедливо полагает, что "...для открытого и легитимного исполнения своих функций они должны быть встроены в систему нормативно-правового регулирования, что будет обеспечивать реальный приоритет поставленных в них целей над иными целями в данной сфере управления, обеспечивать определенную устойчивость к изменениям, обеспечивать механизмы реализации" <78>.
--------------------------------
<78> Вилисов М.В. Указ. соч. С. 101.
Исходя из определения природы и сущности доктрин, их роли и значения в системе правовых регуляторов и формального закрепления, можно говорить о наличии доктринальных правовых актов <79>. Отдельные ученые как самостоятельный уровень доктринальных документов выделяют федеральные законы. Такой вывод мотивируется тем, что в самостоятельном правовом акте определяется система ценностей, принципов, целей и механизм их реализации, он содержит нормы, обеспечивающие принятие государственных управленческих решений в соответствии с доктриной <80>. В свою очередь, некоторые ученые даже полагают возможным базовые доктрины закреплять федеральным законом <81>. Таким образом, в данном случае доктрина не рассматривается как самостоятельный правовой акт, а лишь отражает правовые концепции в других источника права.
--------------------------------
<79> Доктринальный правовой акт - специальный нормативный правовой акт, направленный на регулирование целей, направлений, приоритетов, содержания и способов реализации государственной политики Российской Федерации, политики субъектов Федерации или муниципальных образований на долгосрочную, среднесрочную или краткосрочную перспективы.
<80> Вилисов М.В. Указ. соч. С. 102.
<81> Капицын В.М. Указ. соч. С. 111.
Исходя из основания, степени и характера интерпретации отдельно выделяются нормативно закрепленные доктрины (например, о правотворческой компетенции судебной практики (Испания и Мексика)). Видимо, необходимо выделять тип управленческих доктрин, которые, несмотря на их производность, серьезно влияют на поддержание консоциальности и обеспечение фундаментальных жизненных сфер.
Преимущество доктринальной формы в том, что в ней можно обосновать необходимость той или иной нормы права. Норма доктрины в отличие от "сухого" нормативного акта может быть изложена доступным населению образным и ярким языком <82>.
--------------------------------
<82> Денисов С.А. Политическая доктрина в нормативном регулировании современной России // Конституция и доктрины России современным взглядом / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 119.
Гражданское общество развитых стран мира не исключает правовую доктрину из системы источников права. Но там она исходит не от бюрократических элит, включая Правителя, а от авторитетных ученых (например, научная доктрина в Великобритании) или от авторитетных публичных политиков <83>. Регулирование отношений в основных жизненных сферах порождает ожидания правопорядка и предпосылки ценностно-ориентационного единства общества. Фундаментальность обусловливает предсказуемость и определенность действий граждан, их консолидированность.
--------------------------------
<83> Денисов С.А. Указ. соч. С. 120.
Следует согласиться с В.М. Капицыным, считающим возможным "...по мере необходимости, используя нынешний, преимущественно политический и дискурсивный характер доктрин, придавать им научный политико-правовой характер и продвигать в правовое пространство" <84>.
--------------------------------
<84> Капицын В.М. Указ. соч. С. 107.
В нашей стране, как уже было сказано, существуют и нормативные правовые документы, прямо называющиеся доктринами (например, уже упомянутые Военная доктрина и Доктрина информационной безопасности). В других странах примерно аналогичные по содержанию нормативные правовые документы могут называться иначе. В частности, в Белоруссии и Казахстане, как и в России, приняты Военные доктрины, в США - несколько более широкий по содержанию документ - Стратегия национальной безопасности, в НАТО - Стратегическая концепция, а в Китае - Оборонная стратегия <85>.
--------------------------------
<85> Римский В.Л. Гражданское и экспертное участие в подготовке, принятии и реализации доктринальных документов // Конституция и доктрины России современным взглядом: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 17 марта 2009 г.). М.: Научный эксперт, 2009. С. 444.
Декларативный характер доктрин в большинстве случаев создает проблемы применения их норм в формировании и совершенствовании государственной политики в соответствующих областях, поскольку остаются неопределенными методы реализации норм доктрин в практической деятельности. Методы контроля исполнения этих норм в большинстве случаев являются оценочными, а оценки существенно зависят от того, какие эксперты их выставляет <86>.
--------------------------------
<86> Римский В.Л. Указ. соч. С. 444.
В России доктрины, как правило, являются нормативными правовыми актами, не содержащими юридических норм, обязательных для непосредственного исполнения государством, гражданами, организациями. Поэтому российские доктрины чаще всего являются декларациями о целях, задачах, принципах и основных направлениях деятельности в соответствующих областях, а также развитии их законодательного обеспечения.
Библиография
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.