Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОВРЕМЕННОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
И.Н. ЛУКЬЯНОВА
Современное отечественное юридическое клиническое образование появилось в середине 90-х годов прошлого столетия, когда по всей стране стали появляться юридические клиники, в которых студенты обучались базовым навыкам юридической профессии и, как правило, закрепляли их, оказывая юридическую помощь малоимущим или уязвимым слоям населения. Вузы реализовывали разнообразные юридические клинические учебные программы. В некоторых юридических клиниках действовали учебные программы, направленные на обучение студентов навыкам оказания юридической помощи некоммерческим организациям. В отдельных клиниках студенты обучались навыкам законотворческой работы, осуществляя экспертизу законопроектов и проектов нормативных актов. Иногда студенты представляли интересы граждан в судах. Среди клиник можно было найти даже такие, которые обучали студентов составлению обращений в Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека. Как правило, направление деятельности юридической клиники определялось специализацией преподавателей, работавших в клиниках со студентами.
Юридическую клинику следует отличать от общественной приемной, в которой также иногда юридическую помощь оказывают студенты. Критерием, отделяющим юридическую клинику от общественной приемной, является основная цель деятельности юридической клиники: обучение студентов практическим навыкам юридической профессии. Именно поэтому используется название "клиника" вслед за медицинскими клиниками, в которых студенты-медики приобретают практические навыки оказания медицинской помощи.
В 1995 г. открылась первая клиника в Петрозаводском государственном университете, а в начале 2000-х по всей России действовало уже около двухсот юридических клиник, которые создавались, как правило, при юридических вузах и факультетах университетов или при некоммерческих организациях.
Период развития юридических клиник конца 90-х - начала 2000-х в России можно охарактеризовать четким подчинением деятельности большинства юридических клиник основной цели - обучение студентов профессиональным навыкам. Большинство юридических клиник начинало работу со студентами с четко выделенного учебного обучающего блока дисциплин, в рамках которого студенты приобретали как минимум навыки проведения первой встречи с посетителем (интервьюирования), юридического анализа практической ситуации и выработки правовой позиции, консультирования посетителя, использования юридической техники при составлении документов. Обязательной дисциплиной в юридических клиниках стала профессиональная этика.
В обучении студентов в рамках занятий в юридической клинике преобладали такие интерактивные методики, как ролевые игры, мозговой штурм, учебная демонстрация, конструктивная критика, работа в малых группах с последующей презентацией результатов и их обсуждением, Сократов метод. Получив представление о практических навыках, студенты их закрепляли под контролем преподавателей-кураторов во время работы с реальными делами посетителей, обратившихся в юридическую клинику.
Отличительным признаком работы юридических клиник к концу первого периода юридического клинического движения было выстраивание их деятельности соответственно основной цели - привитие студентам базовых профессиональных навыков, позволяющих оказывать квалифицированную юридическую помощь. Такой подход требовал осознанных и продуманных организационных мер, позволяющих студентам научиться оказывать качественную юридическую помощь: студенты работали с правовыми проблемами реальных посетителей под контролем преподавателей-кураторов, которые обладали достаточным практическим профессиональным опытом и умели обучить студентов самостоятельному поиску правильного решения.
В стране сложилось юридическое клиническое движение вокруг нескольких ведущих юридических клиник (юридические клиники Тверского государственного университета, Красноярского государственного университета, Северо-Кавказского технического государственного университета, Института права им. принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге), которые проводили большую работу по подготовке молодых преподавателей на обучающих семинарах, в летних школах, в рамках стажировок. Проводившиеся ими летние и зимние школы "Академия прав человека" были очень популярны среди студентов юридических клиник и молодых преподавателей, стажировавшихся во время их проведения под руководством опытных преподавателей-клиницистов.
В этот период авторскими коллективами квалифицированных преподавателей юридических клиник были подготовлены книги, ставшие сегодня раритетными: Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М.: Дело, 2001. 416 с.; Организация и управление в юридической клинике. М.: Дело, 2003.
В Санкт-Петербургском государственном университете была создана самая большая юридическая клиника, оборудованная на современном уровне. На базе клиники были разработаны программы стажировки и повышения квалификации преподавателей-клиницистов.
Развитие методической базы для юридических клиник и подготовка преподавателей-клиницистов способствовали не просто росту количества клиник, но и повышению качества образования в юридических клиниках, расширению спектра специализированных клинических учебных программ ("права ребенка", "права беженцев", экологические клиники, "права жертв домашнего насилия", "создание и регистрация некоммерческих организаций" и др.).
Деятельность клиник в этот период осуществлялась преимущественно на средства грантов. Прекращение грантовой поддержки и неготовность вузов финансировать деятельность юридических клиник привели к закрытию большого числа юридических клиник первой волны.
Второй период юридического клинического движения в современной России, который можно охарактеризовать как депрессивный, длился с 2004 по 2008 г. В это время практически не проводились никакие мероприятия для обучения или повышения квалификации преподавателей юридических клиник. Не было финансовой возможности для проведения летних и зимних школ для студентов-клиницистов. Оставшиеся юридические клиники действовали разрозненно. Новые методические материалы почти не разрабатывались.
Третий период отечественного юридического клинического движения начался в 2009 г. с проведения 1-й Всероссийской конференции юридических клиник, собравшей представителей клиник первой волны и клиник, создававшихся в 2005 - 2009 гг., а также преподавателей-клиницистов. В мае 2011 г. в результате инициативы Студенческих консультаций юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Студенческого консультативного бюро РУДН была создана автономная некоммерческая организация "Центр развития юридических клиник", объединившая активистов юридического клинического движения. На сегодня Соглашения о сотрудничестве с АНО "Центр развития юридических клиник" заключили уже 33 юридические клиники из 23 регионов России. Экспертный совет Центра объединяет более 20 экспертов в области юридического клинического образования из разных юридических вузов. В проектах Центра принимают участие около 50 юридических клиник от Калининграда до Хабаровска.
Большинство современных российских юридических клиник выдвигает в качестве основной цели социально значимую деятельность - оказание бесплатной юридической помощи. Для полноценной образовательной работы по привитию студентам умений и навыков юридической профессии у клиник, как правило, недостаточно ни преподавательских, ни методических, ни финансовых ресурсов. Во многих клиниках отсутствует учебный курс, предваряющий работу с реальными посетителями. Не во всех клиниках работу каждого студента над каждым делом курирует квалифицированный преподаватель-клиницист. Специальный курс по профессиональной этике не является в настоящее время в юридических клиниках обязательным атрибутом учебной программы.
Для руководства вузов нередко единственным критерием работы юридической клиники является количество проконсультированных посетителей. Качество образовательной деятельности в юридических клиниках оценке, как правило, не подвергается, так как она не является основной целью их деятельности. Однако ситуация быстрыми темпами меняется.
Представители юридических клиник и преподаватели-клиницисты, встречаясь на ежегодных конференциях юридических клиник, организуемых АНО "Центр развития юридических клиник", обсуждают проблемы деятельности клиник, среди которых как "болевые точки" выделяются обеспечение клиник преподавательским составом, внедрение обучающего компонента в деятельность клиник, разработка методических материалов, обучение и повышение квалификации преподавателей клиник.
Центр совместно с Московской государственной юридической академией и Ассоциацией юридического образования ежегодно в апреле организует рабочий семинар-тренинг для руководителей и преподавателей юридических клиник. В разных форматах возобновляется проведение школ для студентов-клиницистов в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. Юридические клиники всех регионов испытывают острую нехватку преподавательских кадров и учебных клинических программ, которые могли бы восполнять летние и зимние школы для студентов-клиницистов.
Отсутствие финансирования деятельности преподавателей, обеспечивающих учебный процесс в юридической клинике, к сожалению, является обычным явлением во многих вузах, в то время как применение интерактивных методик требует от преподавателя затрат времени, значительно превышающих затраты времени для подготовки и проведения обычных аудиторных занятий. Использование интерактивных методик существенно повышает эффективность обучения, если в группе число обучаемых не превышает 15 человек. Увеличение количества студентов в группе делает неэффективным интерактивное обучение.
Поиск оптимальных решений по встраиванию юридического клинического обучения в учебный план магистратуры согласно ФГОС, а также бакалавриата составляет одну из важнейших задач Центра развития юридических клиник.
С учетом практикоориентированного вектора развития всей системы высшего профессионального образования не менее важной задачей в долгосрочной перспективе для юридического клинического движения является разработка учебно-методических материалов для дисциплин юридического клинического цикла, включая занятия по следующим темам: первая встреча с клиентом и консультирование посетителя юридической клиники, правовой анализ дела, практические проблемы профессиональной этики, юридическая техника и навыки составления юридических документов, навыки работы судебного юриста.
Стратегическое значение имеет подготовка и повышение квалификации преподавателей юридических клиник. Как показывает практика, в клинике обычно работают молодые преподаватели, и это предопределяет постоянное обновление преподавательского состава клиник. Поэтому обучение преподавателей юридических клиник работе интерактивными методами является безусловным фактором стабильного развития юридического клинического образования.
Развитие юридических клиник при юридических вузах требует также целого ряда мероприятий организационного и кадрового характера, таких, как создание внутри вуза функционального структурного подразделения и введение должностей методического и вспомогательного характера.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.