Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
А.А. ТИМОФЕЕВА
Важнейшим элементом общественно-государственной системы являлось и является образование, значимость которого признается во многих развитых странах. В последние десятилетия система высшего образования и в России, и в мире существенно эволюционировала: возросла численность вузов, изменился и расширился круг предложенных специальностей, стала более значимой миссия высшей школы.
Закон Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) дал импульс для развития негосударственных вузов, организовавших в первую очередь подготовку юристов. Подобный "всплеск" юридического образования обусловлен, с одной стороны, нехваткой качественных юридических кадров для развивающейся России, с другой - кажущейся простотой обучения, которое ассоциируется в основном с запоминанием законов и иных нормативно-правовых актов. По данным Росстата, в Российской Федерации более чем 1200 вузов, реализующих программу высшего юридического образования и выпускающих ежегодно до 150 тысяч молодых юристов. Ценность профессии из-за большого количества предложений на рынке труда значительно снижена, но главная проблема - низкое качество подготовки юриста. Главный вывод продолжающихся дискуссий относительно содержания реформ в сфере образования - необходимость тщательного осмысления внутреннего содержания процесса профессиональной подготовки <1>.
--------------------------------
<1> Дискуссия "Перспективы юридического образования в России" // К 20-летию Конституции России: Материалы научно-практической конференции. М.: Изд-во Государственной Думы, 2013. С. 65 - 220.
Важно понимать, что идеи, заложенные в базовые образовательные документы, сами по себе не обеспечивают успех, часто испытывая деформации на пути к практической реализации. Весьма красноречиво "обновление" отечественного образования в последние годы.
"Из очень многих отраслей познания, особенно общественных, мы постарались вытравить "душу живу" - понимание, зачем, собственно, придуманы наука и образование. (А ведь они придуманы не ради заполнения граф в образовательных стандартах и служебных отчетах, даже не затем, чтобы заставить кого-либо запомнить сумму информации, а чтобы наращивать совокупный интеллект социума, делать его изощренным, не допускать одичания страны.)" <2>.
--------------------------------
<2> Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012. С. 94.
На развитие среднего образования в 2013 г. из бюджетов всех уровней было выделено 1,17 трлн. руб. (или в четыре раза больше, чем десять лет назад), но показатели ЕГЭ при этом достигли очередного "исторического минимума". Однако в известный юридический вуз страны - Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) для зачисления на бюджетные места требовалось 329 баллов. Такое сопоставление результатов выпускных и вступительных экзаменов означает, что российская система стала, образно говоря, "двухуровневой": действительно, достойные вузы, удерживающие высокие конкурсы, и высшие учебные заведения, готовые принять абитуриентов, явно не заслуживающих высшего образования - ни государственного, ни коммерческого <3>. Очевиден вывод о необходимости изменения сложившейся, к сожалению, тенденции снижения качества образования. Россия сегодня находится в поиске своей модели подготовки юристов, которая должна предусматривать и сохранение имеющегося образовательного потенциала, и превращение его в фактор развития общества.
--------------------------------
<3> Иноземцев В. Долой всеобщее высшее образование! // Комсомольская правда. 2014. 26 августа. С. 10.
Традиционная (классическая) модель профессионального образования развивалась долгое время в русле так называемой парадигмы знаний, ориентированной на усвоение как можно большего объема информации о предмете обучения. Согласно концепции традиционализма, главная цель - формирование базовых знаний, умений и навыков, позволяющих далее перейти к усвоению ценностей и умений более высокого уровня. Общеизвестно, однако, что в современных условиях юридические знания устаревают каждые 3 - 5 лет (в некоторых отраслях права еще чаще!). Очевидны проблемы традиционного подхода в образовании: приобретение главным образом теоретических знаний (при вспомогательной роли умений и навыков); преобладание методов, направленных на работу памяти, над методами, направленными на развитие творческого мышления; ориентация методов контроля главным образом на оценку знаний.
Ускоренные темпы социальных и технологических изменений, интеграция с европейской системой образования определили необходимость инновационного, так называемого контекстного обучения (contextus - тесная связь, сцепление, сплетение), в соответствии с которым должен устанавливаться динамичный переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности. Учебные предметы в контекстном обучении преподносятся не как научные догмы, представленные в виде текстов учебников, а включают (или должны включать) в себя решение профессиональных задач.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) по направлению подготовки "030900" (2010 г.) наметил конкретное направление модернизации профиля юридической специальности, определив главную задачу - обновление содержания образования путем усиления его практической направленности, реализуемой в рамках так называемого компетентностного подхода.
Анализ научных исследований позволяет определить "компетентность" как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной цели <4>.
--------------------------------
<4> International Conference on European Science and Technology. Munich, 2013. P. 410.
Оптимальный путь формирования компетенций студентов при реализации ФГОС-3 заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных преподавателей и современный зарубежный опыт. Современные образовательные технологии должны базироваться на четко сформулированных результатах обучения в компетентностном формате, практикоориентированном подходе и использовании активных и интерактивных методов обучения.
Для модернизации процесса подготовки юриста необходимо больше внимания уделять самостоятельной образовательной деятельности студента, осуществлять профессионально ориентированное преподавание всех учебных дисциплин.
Качество подготовки - это не абстракция, а система составляющих, куда входят: овладение научными знаниями, навыками и умениями, лежащими в основе общих и профессиональных компетенций; формирование профессионального опыта в учебном процессе; воспитание личности специалиста и средствами изучаемой дисциплины, и творческим потенциалом преподавателя.
Взаимодействие преподавателя и студента начинается уже на лекции. Важно понимать, что активность методики состоит в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс обучения. В этом смысле огромный потенциал имеет такая дисциплина, как "История отечественного государства и права". Описание и анализ государственных институтов, норм, отношений "подается" на фоне исторического материала, создавая органический сплав юриспруденции и истории, важного и второстепенного.
Главное правило преподавательской деятельности - всестороннее изучение предмета исследования, научная и яркая форма изложения - без многозначительности и "новояза". Остается по-прежнему актуальным наставление всегда современного В.О. Ключевского: "Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую". Выполнить эту задачу может преподаватель, стремящийся к самосовершенствованию: "По сути дела, учебный процесс складывается из творчества конкретных преподавателей" <5>.
--------------------------------
<5> Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Саратов: Научная книга, 2008. С. 19.
Назначение лекции - формирование основы для дальнейшей самостоятельной работы над проблемой; это - способ активизации мыслительной деятельности студента, средство развития всех видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной и даже механической.
"Будит" мысль студентов проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-конференция, которые хорошо вписываются в преподавание юридических дисциплин.
Построение сценария проблемной лекции возможно через обозначение одной или комплекса проблем и обращение преподавателя к слушателям по поводу способов их преодоления. Надо иметь в виду, что такая лекция удачно проходит в подготовленной и немногочисленной аудитории.
Лекция - пресс-конференция, как правило, посвящена актуальной и дискуссионной проблеме (например, "Особенности становления и развития российской государственности"). Стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросы.
Привычным элементом сопровождения традиционной лекции стала презентация, но, к сожалению, нередко такое средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора. Проблема поиска актуализации этой технологии очевидна: в лихорадочности и не всегда продуманном использовании электронной техники модернизации немного.
Активное обучение в наиболее выраженном варианте реализуется на семинарских занятиях, что позволяет развивать: навыки самостоятельной работы с литературой (для студентов юридической специальности это работа и с нормативно-правовой базой); навыки анализа; умение реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности; обратную связь преподавателя со студентами; творческое, профессиональное мышление; речь студентов. По роду своей деятельности юристу придется решать вопросы, опираясь на законы, ему необходимо разъяснять и объяснять, доказывать и убеждать. Главное оружие юриста - язык, умение осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации "рыцаря права" А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: "Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами..." <6>.
--------------------------------
<6> Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1967. С. 8.
Творческий потенциал студентов максимально используется на основе их активного включения в процесс самостоятельной работы над проблемами, имеющими важное теоретическое и практическое значение. Комплекс самостоятельных работ, заданий, упражнений по юридическим дисциплинам позволяет моделировать предметное и социальное содержание их будущий профессиональной деятельности.
Практикум по истории отечественного государства и права, в частности, ориентирует на изучение текстов важнейших правовых документов, работ известных авторов, новейших публикаций, создающих основу для сопоставления различных точек зрения и собственных выводов. Для глубокого усвоения учебного материала имеет значение выполнение творческих заданий, составление схем, анализ фрагментов источников, написание эссе и т.д. <7>.
--------------------------------
<7> Тимофеева А.А. Практикум по истории государства и права России. М.: Флинта, 2009; История отечественного государства и права. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.
Семинарские занятия разнообразны по характеру: семинар-дискуссия, проблемный семинар, теоретический итоговый семинар, семинар-конференция, коллоквиум.
Выбор формы занятия зависит от специфики темы семинара, состава студенческой группы и ее уровня, но в любом варианте необходимо формировать у студентов критическое мышление, то есть умение определять свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, различать обоснованные и необоснованные выводы и оценки, выделять причинно-следственные связи, "пересматривать" имеющиеся знания в соответствии с новой информацией и т.д. При существующем, например, широком спектре оценок событий октября 1917 г. статья исторического словаря, трактующая "Октябрьскую революцию 1917 г. как политический переворот, включавший свержение Временного правительства и захват власти партией большевиков" <8>, позволяет студентам определить собственную позицию в данном вопросе.
--------------------------------
<8> Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С. Исторический словарь. М.: Проспект, 2013. С. 364.
Творческие задания требуют не воспроизводства информации, а в первую очередь осмысления. Примерами таких заданий может быть написание эссе, создание студентами презентаций по теме семинара, сравнительный анализ содержания памятников права и т.д.
Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возможные правовые ситуации. Главная задача - выработка навыков в применении на практике законодательных положений. Эффективнее всего эта цель достигается путем использования конкретных юридических казусов (юридических задач).
Студенты гораздо активнее вникают в содержание нормативных правовых актов тогда, когда сталкиваются с необходимостью применить их для решения конкретного казуса. В таком случае норма закона усваивается практически навсегда, так как она была не просто заучена, а "пропущена через себя". Решая практический казус, студент сам "творит право", создавая модель правового решения проблемы.
Решение задач может проходить как в аудитории, в ходе практического занятия, так и дома. В обоих случаях решение задачи выступает как форма контроля самостоятельной работы, так как иллюстрирует способность студента к применению теоретических знаний для решения конкретной жизненной ситуации.
Примером может служить разрешение дела по Русской Правде: "Огнищанин Свинельд отправился собирать дань. Во время сбора дани он был убит на территории своего погоста. Какие меры к убийце могут быть приняты?".
Интересна и всегда актуальна ситуация с наследованием имущества. "После смерти бывшего купца П. Сиракузова осталась дочь, два сына, престарелая мать, две тетки. Оценка наследного имущества - 22 тысячи руб. Необходимо определить круг наследников и размер наследственных долей по УК РСФСР 1922 г.".
При оценке решения задачи учитываются: понимание логики конкретного документа; способность в нем ориентироваться; степень владения нормативным материалом и, что важно, способность провести грамотную юридическую квалификацию ситуации.
Для студентов представляет интерес и составление собственных задач по темам курса. В результате объект педагогической деятельности становится ее активным субъектом.
Сущностными характеристиками юридического образования являются не только личностная направленность, но и комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер его. Важно помнить, что новые формы (методы), направленные на формирование профессионально важных качеств студента, должны применяться, во-первых, в системе, во-вторых, в комплексе всех изучаемых дисциплин. "Фрагментарность" и "выборочность" могут нивелировать смысл и значение применяемой модели обучения. Усовершенствование системы профессионально образования на основе контекстного обучения - процесс многогранный, сложный и проявляется в умелом сочетании традиционных и инновационных методических приемов. Критерий эффективности отбора - уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов, способных творчески действовать в современных условиях.
Литература
1. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Орлов А.С. Исторический словарь. М.: Проспект, 2013. С. 364.
2. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012. С. 94.
3. Дискуссия "Перспективы юридического образования в России" // К 20-летию Конституции России: Материалы научно-практической конференции. М.: Изд-во Государственной Думы, 2013. С. 10.
4. Иноземцев В. Долой всеобщее высшее образование! // Комсомольская правда. 2014. 26 августа.
5. International Conference on European Science and Technology. Munich, 2013. P. 40.
6. Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т. 5. М.: Юридическая литература, 1967. С 8.
7. Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Саратов: Научная книга, 2008. С. 19.
8. Тимофеева А.А. Практикум по истории государства и права России. М.: Флинта, 2009; История отечественного государства и права. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.