Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Ю.В. ЕРОХИНА
Постмодернизм как одно из основных течений в глобальной общественной жизни второй половины XX в. можно рассматривать, с одной стороны, как важнейший этап философского и эстетического формирования человеческой мысли, а с другой - как свидетельство упадка интеллектуальной и художественной деятельности человечества. Содержание постмодернизма в России обусловливается специфическими проблемами, с которыми столкнулось общество на этапе перехода к информационной цивилизации, а также тем обстоятельством, что для России, в отличие от европейских стран, постмодернизм стал не только направлением в философии, литературе и искусстве, но и деструктуризацией в правовом, экономическом, политическом, технократическом плане. Постмодернизм в России - это мировоззрение, концепция творчества и образ жизни.
Постмодернизм, по словам французского философа Ж.-Ф. Лиотара, представляет собой "...уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса - "постмодернистская чувствительность" <1>. С ним ассоциируется образ "усталой", "энтропийной" культуры, предвкушение безысходности и гибели, настроения разочарования и пессимизма. Если вначале он относился почти полностью к философско-литературоведческой сфере, то позднее, в течение короткого времени, постмодернизм стал вовлекать в сферу своего влияния различные отрасли гуманитарного знания. Его язык и категориальный аппарат, концепции и методики распространяются на культурологию, историю, право, этику и социологию. Это постмодернистская "деконструкция" и "интертекстуальность", метаязыковые игры и дискурсивность, "нонселекция" и "поэтическое мышление".
--------------------------------
<1> Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 1998.
Исследователи по-разному относятся к российскому постмодернизму, но при этом они понимают, что нельзя отрицать его существования и недооценивать оказанное им влияние на отечественную правовую науку.
Обзор большинства публикаций, посвященных постмодернизму, убеждает, что смысл, вкладываемый в этот термин, размыт и не определен окончательно. В трудах некоторых западных исследователей культура постмодернизма получила название "слабо связанной культуры". Так, немецкий философ и социолог Теодор Адорно характеризовал ее как культуру, снижающую дееспособность человека. Английский философ, историк, переводчик русской литературы и философской мысли Исайя Берлин воспринимал ее как "искривленное древо человечества". А по выражению американского писателя Джона Барта, постмодернизм - это "художественная практика, сосущая соки из культуры прошлого, литература истощения".
Именно отсутствие ясного определения делает постмодернизм трудным для восприятия и создает проблемы его применения к правовой действительности.
В настоящее время термин "постмодернизм" чаще всего используют в двух значениях. Во-первых, постмодернизм рассматривают как период после модернизма, или постмодернистскую эру. Согласно логике этого определения мы все живем в постмодернистский период, и любые события, происходящие в информационном обществе, могут считаться постмодернистскими. Таким образом, нормативные правовые акты, принятые в этих хронологических рамках, могут быть названы постмодернистскими.
Однако такое широкое определение постмодернизма не в состоянии отразить более сложные значения, предложенные учеными за прошедшие тридцать лет. Исследователи определяют и используют термин "постмодернизм" не только чтобы обратиться к периоду, но и применительно к научной парадигме, в рамках которой анализируется правовая реальность. Например, В.А. Кутырев пишет: "Понятие "постмодернизм" фиксирует состояние общества, когда оно, собственно человеческое общество, исчезает". И далее: "Время не останавливается, люди как таковые не исчезают, а исчезает культура..." <2>. Постмодернизм сокрушает традиционные устои и ценности человека как таковые, природные, естественные и неотчуждаемые с позиции права. С точки зрения правовой науки постмодерн становится эпохой, которая должна продемонстрировать совпадение или же, напротив, несовпадение чаяний общества и гражданских претензий человека на высшую ценность в государстве.
--------------------------------
<2> Кутырев В.А. Философия постмодернизма. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской Академии государственной службы, 2006.
Ситуация в России имеет свои особенности. Не что иное как советское прошлое определило национальную специфику российского постмодернизма. Вследствие идеологической замкнутости и государственного монополизма в общественной мысли советское общество оказалось в значительной степени изолированным от движения европейской и американской научной и художественной мысли. В России постмодернизм зародился одновременно с тотальным проникновением продуктов западной массовой культуры на рынок развлечений. Постмодернистское мироощущение возникло прежде всего как реакция на импорт массовой культуры. Негативный пафос, особенно сильный в русском постмодернизме, - пафос игрового разоблачения мистификации, осуществляемой воздействием средствами массовой информации на общественное сознание. Вместе с тем образование новых наук и научных направлений, синтезирующих и объединяющих ранее несовместимые области знания (квантовая механика, космология, синергетика, экология, глобалистика, моделирование искусственного интеллекта и т.д.), можно отнести к позитивному аспекту.
К российскому постмодернизму относятся по-разному: от полного отрицания до попыток "постмодернизации" всех сфер современного российского общества. В связи с этим необходима оценка данного явления.
Исследованиям специфики отечественного постмодернизма посвящены работы в основном публицистического плана, часто остросоциального, политизированного характера. Специфической особенностью этой исследовательской темы является ее злободневность в кругах художественной критики: литературной, театральной, киноведческой и пр. Под влиянием таких ученых, как Б. Гройс, М. Эпштейн, М. Липовецкий <3> и другие, сложилось понятие "отечественный" или "русский постмодернизм".
--------------------------------
<3> Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993; Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М.: Высшая школа, 2005; Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture (with Alexander Genis and Slobodanka Vladiv-Glover). New York; Oxford: Berghahn Books, 1999; Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (очерки исторической поэтики): Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997.
В России исследования, посвященные правовой составляющей постмодернизма, в большей степени носят фрагментарный характер <4>. Работа в этом направлении ограничивалась лишь комментариями и обзорами статей зарубежных авторов с критикой в адрес последних. В числе наиболее значимых изысканий, касающихся влияния постмодерна на интеллектуальную ситуацию в юриспруденции, необходимо назвать труды И.Л. Честнова и А.В. Полякова <5>.
--------------------------------
<4> Андрианов Н. Адвокатура в эпоху постмодерна // Адвокатские вести. 2005. N 5 (55). С. 10 - 15; Исаев Н.А. Понятие личности преступника и субъекта уголовного права в эпоху постмодерна // Юридическая мысль. 2006. N 7. С. 87 - 91; Кашин А.А. Дискурс постмодернизма в американском праве // URL: http:pravorggu.ru>2009_13/kashin_6.shtml (дата обращения: 15.08.2014) и др.
<5> Честнов И.Л. Диалогическая антропология права как постклассический тип правопонимания: к формированию новой концепции // Российский ежегодник теории права. 2008. N 1. С. 67 - 83; Он же. Диалогическая методология в истории политических и правовых учений // Современная юридическая наука и ее проблематизация // Труды Междунар. науч.-теорет. конф. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 34 - 39; Поляков А.В. Общая теория права. Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций. СПб.: СПбГУ, 2004.
Не вызывает сомнений тот факт, что все более актуальным становится междисциплинарный подход к изучению процессов, характерных для отечественной юриспруденции. Результаты проведенных изысканий вынуждают нас пересмотреть существующие сегодня основные подходы в правопонимании - теорию естественного права, юридический позитивизм и социологию права - с точки зрения постмодернизма.
Для анализа правовой реальности, в частности для выявления механизмов эволюции права, такая методология чрезвычайно перспективна. Вместе с тем эти идеи нуждаются не только в конкретизации с помощью практического юридического материала, но и в формировании теории, обеспечивающей их адаптацию применительно к специфике правовой реальности.
Предназначение постмодернизма состоит в поиске и установлении диссонанса личности, общества, государства, когда не требуется их согласованных действий в решении важнейших вопросов самого разнообразного характера. Теоретическим инструментом постмодернизма является принцип тотального отрицания. В.А. Бачинин отмечал: "...воцаряясь в большинстве сфер практической и духовной жизни, он берет на себя заботу об осуществлении смены мировоззренческих и морально-юридических доминант в общественном сознании. В результате появляется все больше людей, которые готовы видеть в разрушении увертюру к грядущему созиданию, в войне - прелюдию к всеобщему миру, в насилии - путь к воцарению принципов человеколюбия и справедливости, в социальной ненависти - средство достижения общего блага. Коварная идея, касающаяся зла как средства достижения добра, практически овладевает умами множества людей, позволяя им повсеместно соединять благие цели с негодными средствами" <6>. Вопрос о постмодернизме имеет значение прежде всего для исторического осмысления развития различных правовых институтов, выяснения последствий воздействия постмодернистских концептов на широкий круг элементов системы права.
--------------------------------
<6> Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. N 5. С. 18.
"Если в правовых системах, их превращениях или трансформациях брать за основу постмодернистское - то, что вызвано заметным сдвигом в мировоззрении и мировосприятии, самом человеческом сознании, - можно обнаружить отсутствие взаимодействия между субъектом права и миром или окружающей реальностью" <7>. Посредством социальных и правовых институтов, устоев государственности, норм морали и т.д. постмодернизм оказывает влияние на концептуализацию права. Он пытается стать источником права, оказывающим влияние на формирование элементов правовой системы.
--------------------------------
<7> Попов Е. Постмодернизм и право // Право и политика. 2010. N 2. С. 168 - 172.
Как известно, право строится совершенно в иной парадигме мировоззренческих и онтологических фундаментальных свойств, главным из которых можно назвать именно гармонизацию многоплановых отношений человека, общества и государства. И постмодернизм, и право обращены к человеку, измеряют его мировоззрение и поведение, но предлагают для этого все же принципиально различные способы: постмодернизм - развенчание, право - интеграцию.
В качестве объектов своих нападок постмодернизм избирает единство, целостность, объективную реальность, однородность, духовно-нравственные традиции общества, право в собственном смысле слова. Постмодернизм характеризуется с помощью терминов "фрагментарность", "дифференциация", "неоднородность", "индивидуализм", "инновация", "динамизм", "революция" (культурная, сексуальная, экономическая, политическая и др.), "оригинальность", "нигилизм", "утилитаризм", "виртуальность", "деконструкция" и т.п. В то же время постмодернизм - это технология воспроизводимости многоликих дихотомичных стереотипов бытия: правовая культура - правовой нигилизм, ценности - антиценности, добро - зло и т.д.
Жак Деррида, французский философ и теоретик литературы, в своей статье "Человеку - мыслить и скитаться в мире" писал: "Настанет время, когда человек устанет от норм права, от знаков и символов морали, окружающих его повсюду. Он придет к нотариусу, адвокату, судье с единственным вопросом - можно секунду я побуду один, чтобы никто не нарушил моего покоя?" <8>. Нормы права в постмодернизме понимаются как давление, бремя и тяжелая ноша, они нивелирует ощущение свободы, а это в свою очередь вызывает отторжение любого ограничения. Всякое правило ограничивает свободу, изживает саму мечту об абсолютной свободе, приземляя ее, сдавливая со всех сторон.
--------------------------------
<8> Цит. по: Попов Е.А. Влияние постмодернизма на социоюридическую интерпретацию феномена современного гражданского общества // NB: Вопросы права и политики. 2013. N 1.
Современный человек согласен изменить и разрушить религию, мораль и право потому, что эти духовные явления мешают его свободному распаду, разложению, извращению смысла жизни. Возрастание противоречивости внутри сознания человека, отказ от моральных и правовых ограничений с точки зрения постмодернизма приводят к свободе. Использование постмодернистских суждений в реальной общественной жизни ведет мир к мракобесию и неоязычеству. Не случайна связь постмодернизма с субкультурой деструктивных молодежных движений и религиозных сект, сексуальной революцией, эстетикой поп- и оп-арта, дегенеративным искусством.
Среди прочих основным признаком постмодернизма исследователи называют его проникающее воздействие во все сферы человеческой жизнедеятельности и социальной реальности. Не могла избежать этого влияния и сфера правовых отношений.
Выявляется значительное разногласие между постмодернизмом, формирование коего связано с преодолением односторонности, ограниченности философской рефлексии, и правом, тяготеющим, наоборот, к однолинейной связи норм, поскольку это свойство необходимо любым концептуальным правовым построениям. Право, теряющее такие "связи", обнаруживает неадекватность той социальной ситуации, которая складывается в гражданском обществе, а следовательно, и свою несостоятельность. "Излишне теоретизированная юридическая наука о соотношении государства и права, права и закона рассуждает, как правило, отвлеченно, не считает своим долгом жить проблемами и заботами реального государства" <9>. Право и постмодернизм тесно связаны в устройстве коммуникативного пространства, при взаимодействии человека и общества. Право - это самостоятельная система взаимосвязей, организованная таким образом, что поведение человека в обществе подчинено закономерностям общения (ситуативным, рефлексивным, ритуальным, символическим и прочим).
--------------------------------
<9> Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право. 2006. N 8. С. 46.
Постмодернистская юриспруденция закрепляет власть, сексуальность, безумие, страсти, желания, телесность в качестве онтологических принципов человеческого существования. Постмодернисты пытаются "изъять" из человека человеческую личность, превращая его в безличностное существо. В конце концов это убивает человека в человеке. Человек, способный критически воспринимать навязываемый образ жизни, мешает этому.
Определяемый как сложность и противоречие вместо ясности и простоты, постмодернизм не может рассматриваться в качестве философии. Ведь философия - это любовь к мудрости, а постмодернизм невероятно удален от мудрости.
Интересен новый взгляд на современное общество: как происходит замена ценностей, как в обществе потребления "ценность" заменяется "понятием о ценности", "знаком", причем наряду с фактами стирания социальных рамок зарождается новое явление - навязывание этими самыми знаками, сопутствующими определенной социальной группе, интересов и ценностей группы.
В последнее время движение России в сторону западных стандартов жизни происходит менее активно, чем в предыдущие два-три десятилетия. Но за столь короткий срок "западнизации" уже сейчас можно отметить рост дерзких и тяжких преступлений, совершаемых новыми для отечественной юриспруденции категориями преступников - маньяками, извращенцами, педофилами, гомосексуалистами и т.п.
В российском обществе сложился довольно печальный "портрет" субъекта юриспруденции постмодернистской эпохи. В первую очередь обращает на себя внимание безнравственность образа жизни. Воспитание эгоизма и жажды наслаждений не проходит бесследно. Возрастает правовой нигилизм, формируется маргинальность правосознания. Отвергаются определенные ценности и традиции, современный человек не может четко идентифицировать свою принадлежность к определенной культуре. Сознание индивида теряет четкие границы дуальности: реальное и нереальное, нормальное и ненормальное становятся трудноразличимыми. Субъект эпохи постмодерна ассоциируется с фрагментарной, расколотой, потерявшей целостность и нравственные идеалы личностью, живущей в псевдореальности, в мире симулякров. Как справедливо отметил выдающийся отечественный инженер и философ П.К. Энгельмейер, мы дожили до критического пункта цивилизации. Наступила эпоха переоценки всех ценностей. Человечество еще раз, как и неоднократно раньше, подошло к одному из перекрестков на пути цивилизации, к критическому периоду (точке бифуркации), после которого создаются новые религии, науки и общественные организации. Такие периоды отмечаются возникновением расколов повсюду <10>.
--------------------------------
<10> Энгельмейер П.К. Теория творчества. М.: ЛКИ, 2007.
Юридическая доктрина постмодернизма универсальна и удобна для современного потребительского общества, формируемого по всему миру. Эта доктрина хорошо совмещается с классическими теориями либерализма и "прав человека" в силу их однородной сути.
Постмодернизм в правовой сфере сориентирован на внешнее поверхностное конструирование правовой реальности, антииерархичность, количественные критерии оценки, отказ от парадигмы отражения реальности и принятие ее симуляции, где означающее с реальностью как таковой не соотносится в принципе. Все перечисленные свойства права эпохи постмодерна носят взаимообусловленный характер. Сфера распространения постмодернистской юриспруденции расширяется за счет глобалистской экспансии и популярности нестандартного, нецентрированного, аморального типа сознания.
По мнению ряда исследователей постмодерна, последний появился как оппозиция эпохи модерна Нового времени. Между тем сущностное родство модерна и постмодерна состоит в идеологическом обслуживании социальных революций, апелляции к либеральной версии теории "естественного права", богоборческом устремлении и противопоставлении права, религии и нравственности друг другу. Постмодернизм является новым вариантом рациональности, где границы между правомерным и противоправным стерты и где различия добра и зла бесконечно продуцируют различные смыслы.
Основу постмодернистской рациональности составляет тип мышления, отличающийся так называемой интерпретативностью. Интерпретации права осуществляются постмодернизмом хотя и в плюралистической форме, но с заведомым негативизмом по отношению к духовно-нравственным основаниям права. В результате от права остается лишь оболочка, которую наполняют антигуманным содержанием.
В древней и средневековой Руси органическая связь права, правды и православия поддерживалась верой, а впоследствии также мощной государственной идеологией. Постмодернизм наносит удар и по вере, и по охранительной идеологии национальных государств. Рассогласование Права, традиционной нравственности и традиционной религии народа приведет все общество к неизбежному крушению - распаду, колонизации, нищете.
Идеи постмодернизма действительно отражают преимущественно кризисные явления человеческой цивилизации последних десятилетий XX в. и начала XXI в. Однако постмодернистская юриспруденция только усугубляет трагичность бытия и страх перед будущим. Постмодерн в правовой сфере отражает собой глубины кризиса и распада правосознания общества. Представители постмодернистской юриспруденции впитали кризис как очевидный элемент своего творчества. Кризис их правосознания - это утрата традиционных, авторитетных и непреходящих идеалов Истины (Любви), Добра и Красоты; утрата, отягощенная одновременной потерей Бога и нравственности. Неправомерность идеологии и практики постмодерна очевидна перед лицом религиозно-духовных, моральных и правовых принципов. Постмодернизм утверждает себя только посредством разрушения права, морали и духовной культуры общества в целом.
Постмодерн есть хаос, дисгармония, инерция, распад, в которых все относительно, неопределенно, лишено целостности, упорядоченности и устойчивости. В терминах постмодернистского деконструктивизма современному обществу полагается быть децентрализованным, мозаичным, утратившим всякую видимость былой монолитности и упорядоченности. Распавшийся социум более не скрепляется ни государством, ни духовной культурой, ни моралью, ни правом. Постмодерн является адекватным отражением глобализации мира на духовно-психологическом уровне. Он провозглашает, что в правовой сфере нет ничего предустановленного, истинного, раз и навсегда данного. Развитие права плюралистично. Постмодернизм признает неустанное развитие права без заранее определяемого направления, взаимопереход институтов одной правовой семьи в другие. На место определенного толкования права, центра правовой системы, иерархии сегментов права приходят различие, дифференциация, бесконечный диалог интерпретаторов права по поверхностным вопросам.
В рамках постмодернистской юриспруденции традиционная отечественная концепция права и все устоявшиеся правовые постулаты подвергаются пересмотру, искажению и извращению смысла. Весь иерархический порядок правовых институтов переворачивается, децентрализуется и подвергается фрагментации посредством последовательно проводимого принципа дифференциации. Элементы права отрываются от общей структуры ради их радикальной свободной игры взаимодействия.
Таким образом, в правовой сфере постмодернизм предстает как технология манипулирования человеческим сознанием и подсознанием в целях формирования нового мирового порядка на началах духовных подмен и нравственного вырождения. Постмодернизм - это одно из элитарных идейных течений глобализаторов мира, рассчитанное на разрушение традиций, правовых оснований общества и уничтожение духовно-нравственной константы в человеке.
Постмодернистская юриспруденция тесно связана с синергетическим восприятием права, которое предполагает поливариантность, непредсказуемость, обратимость процессов развития, полагая хаос источником обновления и генератором регулятивных возможностей. В этом состоит стремление сторонников постмодерна к созданию внутригосударственных беспорядков, а затем мирового хаоса в целях глобализации мира, в частности для перехода к глобальной диктатуре.
При использовании синергетического подхода следует учитывать основные методологические установки юридической науки. Поскольку современная наука характеризуется высокой интегрированностью, а междисциплинарные трансляции результатов и методов исследования являются элементом механизма ее развития, то привлечение исследовательских средств других наук есть необходимое условие развития любой науки, в том числе и юриспруденции. При этом актуализация того или иного исследовательского инструментария других наук определяется в первую очередь философскими идеями, социальными и культурными ценностями, целями и задачами конкретных исследований, актуализированных в рамках юриспруденции. Ограничение в применении тех или иных исследовательских средств других наук задается природой государства и права, логикой предмета юридической науки.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.