Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
М.А. РЫЛЬСКАЯ
В общем случае конфликт - это столкновение разнонаправленных интересов индивидуумов или социумов, в основе которого лежат объективные причины.
Изучению влияния конфликтов на общественное развитие, социальное управление, гармонизацию общественных отношений посвящена самостоятельная отрасль знания - конфликтология. Социальная конфликтология значительно дополняет концепцию гражданского общества как социально-организованной структуры и оказывает существенное влияние на систему государственного управления <1>.
--------------------------------
<1> См.: Сорокина Е.Г., Вдовина М.В. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Изд-во "Дашков и К.", 2013.
Следует сразу отметить, что природа конфликта неоднозначна. С одной стороны, столкновение интересов представляет собой не что иное, как борьбу противоположностей, которая выступает движущей силой поступательного развития общественных отношений, которое изменяет сложившееся в обществе равновесие. Такое изменение, обусловленное объективными причинами, сталкивается со стремлением индивидуумов улучшить свое материальное положение, социальный статус и т.д., или, напротив, не допустить ухудшения существующего положения. Как правило, в результате разрешения конфликта, например на основе разумного компромисса, удается восстановить равновесие с учетом изменения объективных условий существования гражданского общества.
Полное отсутствие социальных конфликтов возможно лишь в условиях тоталитарного общественного строя, когда противоречия загоняются внутрь путем государственного принуждения.
Таким образом, следует признать позитивное значение социального конфликта как некоего индикатора, свидетельствующего о необходимости социальных преобразований в целях сохранения баланса интересов различных социальных групп.
С другой стороны, не следует сбрасывать со счетов и разрушительную природу конфликта. Изменение сложившегося на определенный период равновесия всегда ведет к нарушению устоявшегося порядка: рушатся привычные связи, нравственные устои и ценности, подрывается доверие к государственным и общественным институтам. Нередко сам процесс перестройки общественных отношений, вследствие обозначившегося противостояния, ведет к разрушению государственного устройства, которое всегда сопровождается материальными и людскими потерями.
Специалисты в данной области знаний достаточно давно рассматривают эту проблему с различных сторон <2>. Однако трагические события на Украине заставляют вновь вернуться к теории вопроса возникновения социальных конфликтов, их предотвращения и урегулирования <3>.
--------------------------------
<2> См., например: Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в теорию конфликта. М., 1994; Бахтияров О.Г. SOS-экстремизм (рус.) // "Политик Hall" (март 2006); Шибзухов З.А. Проблемы квалификации публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, совершенных в соучастии // Общество и право. 2011. N 2; и др.
<3> Выдрин Д. "Массовые беспорядки в Украине, или К вопросу о квантовой политологии". Главком, 30.03.2014. URL: http://glavcom.ua/articles/17002.html.
Наши рассуждения по поводу поднятой проблематики сводятся к следующему.
Будучи политической, экономической и социальной организацией общества, государство призвано обеспечивать его нормальное развитие, избегающее потрясений, чреватых значительными материальными и людскими потерями. В связи с этим для государства особенно важно определить свое отношение к социальному конфликту, а также свое место и предполагаемую роль в его разрешении.
С этой точки зрения наиболее типичными являются следующие ситуации: государство не является участником конфликта, а стоит "над ним"; государство вовлечено в конфликт в качестве одной из противоборствующих сторон (или на стороне одной из конфликтующих групп).
Первый вариант является предпочтительным, т.к., выступая в роли незаинтересованной стороны, государство может выступать в роли независимого арбитра, а грамотные и взвешенные действия государственных должностных лиц могут способствовать скорейшему разрешению конфликта, недопущению обострения конфликта до нежелательных эксцессов и в конечном счете ведут к упрочнению авторитета официальной власти. Отметим, что такая позиция государства возможна в обществе, в котором роль власти в урегулировании социальных отношений не является преобладающей, где влияние государственных институтов и принимаемых им политических решений не является всепроникающим. Иными словами, такая позиция возможна в стране с развитым "гражданским обществом".
Основными задачами государства в таком случае являются посреднические услуги между конфликтующими сторонами, использование авторитета власти для скорейшего разрешения конфликта, а также снижение влияния конфликта на ту часть общества, чьи интересы лежат вне плоскости столкновения. Кроме того, государство обязано обеспечить выполнение сторонами требований закона, недопущение использования сторонами противоправных средств и приемов ведения борьбы.
В случае развития событий по второму варианту (когда государство вовлечено в конфликт) необходимо четкое уяснение, в какой мере неизбежно участие государственных институтов. Нередко одна из противоборствующих сторон, убедившись в своей неспособности победить самостоятельно, требует от государства выступить на ее стороне, с тем чтобы таким образом упрочить свои силы и обеспечить выигрыш. При этом четко прослеживается стремление выдать действия противника за общественно вредные, антигосударственные и т.д. В ряде таких случаев возможны провокации.
Другой причиной стремления вовлечь государство в конфликт может быть желание одной из сторон-участниц упрочить свое влияние в обществе, рекрутировать как можно большее число сторонников из числа лиц, недовольных существующим режимом. В этом случае конфликтующая сторона направляет свои действия на противодействие государству, в известной степени провоцируя его ответную реакцию, после чего разворачивает агитацию, призывая всех недовольных режимом на свою сторону (на борьбу с "общим врагом").
В таких случаях от государства требуется по возможности дистанцироваться от конфликта, как бы ни было соблазнительно скорее разрешить его, выступив на одной из сторон. Вмешательство государства, особенно силовых структур, неизбежно вызовет критику со стороны оппозиции, которая не упустит возможности заработать "политические очки", выставив себя в роли поборников демократии. Развернутая в подконтрольных ей средствах массовой информации кампания в поддержку противодействующей государству стороны увеличит напряженность в обществе. Кроме того, участие государства вызовет в общественном сознании сочувствие к его противникам ввиду явного неравенства сторон, причем вне зависимости от того, как воспринимало общество требование этой группы до вмешательства властей.
Особенно сложно государственным институтам оказаться вовлеченными в конфликт в странах, которые не имеют опыта демократии, долгое время живших в условиях тоталитарного или авторитарного режима. В таких странах население воспринимает государство как сторону, обязанную вмешиваться во всякий социальный конфликт, не допуская мысли о возможности самостоятельного разрешения вызвавших его противоречий. Невмешательство государства расценивается либо как его слабость, либо как содействие одной из сторон-участниц.
Основной задачей в таких ситуациях является разъяснение роли и места государства, обоснование позиции невмешательства, аргументация ее духом и буквой закона, а также вскрытие замыслов тех сил, которые стремятся втянуть государство в борьбу. Необходимо также разъяснять эгоистическое стремление определенных сил втянуть в противоборство лиц, чьи интересы находятся вне плоскости конфликта. Такие действия позволят изолировать конфликт, не допустить его разрастание и, следовательно, сохранить стабильность в обществе.
Так, наиболее сложной представляется ситуация, когда государство изначально оказывается одной из сторон конфликта. Как правило, это является результатом принятия политических или иных государственных решений, либо отказ в их принятии, или промедление с принятием таких решений. Основная задача государства в такой ситуации - это скорейшее разрешение конфликта с наименьшими потерями с обеих сторон.
Следует учитывать, что собственно конфликту предшествует скрытая стадия - существенное изменение среды обитания налицо, однако видимое недовольство не проявляется. На данной стадии происходит, с одной стороны, уяснение различными группами (слоями), в какой мере такое изменение затрагивает жизненно важные интересы, с другой стороны, начинает действовать механизм стихийного противодействия нарушению равновесия. Система в силу известной консервативности стремится восстановить себя, либо активно воздействуя на изменение, стремясь вернуть предшествовавшие порядки, либо игнорируя изменение.
При этом важно понимать, что общество не в равной мере подготовлено к реакции на существенные изменения в жизни социума. В связи с этим и реакция на изменения бывает разной. Та часть членов общества, которая объединена в различные организации (как официально зарегистрированные, так и неформальные), оказывается более подготовленной к реагированию, т.к. ей не требуется времени на консолидацию, выбор органов управления, оформление себя как организованной силы. Как правило, на начальной стадии реагирования многое зависит от руководства организаций. В том случае, если руководство настроено конструктивно, оно определяется со своим отношением к произошедшим событиям, возможно, принимает какой-либо акт (меморандум, заявление, обращение к членам и т.д.) <4>, иными словами, вырабатывает линию поведения и в дальнейшем требует от членов организации неукоснительного следования этой линии, используя как гарантию внутриорганизационную дисциплину.
--------------------------------
<4> Разумеется, такое возможно только в организации с развитой внутренней структурой.
В дальнейшем возможна корректировка курса организации под влиянием мнения большинства членов организации, но на начальном этапе развития событий руководство организации может удержать рядовых членов от экстремистских действий.
Совсем по иному сценарию могут развиваться события в случае, когда руководство организации стремится к нагнетанию напряженности и обострению борьбы. В этом случае неспособность большинства членов организации объективно оценить происходящее может быть использовано для принятия неадекватных решений, которые будут проводиться в жизнь с использованием вышеупомянутой внутриорганизационной дисциплины.
Во всяком случае, при реализации потенциально рискованных решений необходимо принимать в расчет возможную реакцию наиболее влиятельных общественных организаций и движений.
Несколько иначе обстоит дело с возможной реакцией большинства населения, которое не вовлечено в деятельность общественных организаций и представляет собой неорганизованную массу обывателей. При обострении общественно-политической обстановки в случае, когда затронуты жизненно важные интересы, возможны два наиболее типичных варианта поведения: стихийный, неорганизованный протест (включая самые острые его формы - голодные бунты, столкновения с силами правопорядка, погромы и т.д.); присоединение к действующей оппозиционно настроенной силе (общественной организации, общественно-политическому движению и т.д.), выдвигающей требования, созвучные требованиям, неясно осознаваемым большинством обывателей.
Первый вариант, как бы страшно на первый взгляд он ни выглядел, представляет собой меньшую угрозу балансу сил в обществе. Стихийные выступления, как правило, легко подавляются и в дальнейшем легко превентируются.
Второй вариант таит в себе большую угрозу равновесию сил в обществе, т.к., во-первых, примыкая к оппозиционной организации, массы обывателей способствуют возрастанию ее авторитета, которое может быть использовано для изменения соотношения сил на политической арене; во-вторых, действия масс обывателей принимают организованный характер, они управляемы и направляемы. У масс появляется единоличный или коллегиальный лидер в виде руководства общественной организации, а рядовые члены организации, имеющие опыт политической борьбы, становятся руководителями рангом ниже. Внутренняя структура организации играет роль своеобразного скелета, на который наращиваются рекрутированные массы. В результате у оппозиции существенно увеличиваются шансы на улучшение своего положения.
Следовательно, необходимо не допустить пополнения рядов оппозиционно настроенных общественных организаций за счет ранее неорганизованного населения. Данного результата можно добиться разными путями.
Одним из вариантов является дискредитация организации или движения в глазах общественного мнения. Самым эффективным способом является разоблачение неблаговидных поступков руководства, обвинение его в политиканстве, в своекорыстном использовании авторитета организации. Нередко наибольшего результата удается добиться при обвинении руководства организации в соглашательстве с официальными структурами (естественно, что подобного рода информация должна исходить от "независимого", желательно тоже оппозиционного источника).
Другой вариант предполагает использование финансовых рычагов воздействия на общественные организации. Естественно, что работа по вовлечению сторонников требует повышенных расходов как на чисто агитационно-пропагандистские цели, так и на общие организационные вопросы (больше людей, следовательно, больший аппарат управления необходимо содержать). Наиболее эффективным представляется путь замораживания активов общественных организаций, преследующих экстремистские цели, а также применение финансовых мер (либо уведомление о возможности применения таких мер) к лицам (как физическим, так и юридическим), оказывающим финансовую помощь таким организациям. Наибольшую сложность на этом пути вызовет решение задач по вскрытию источников финансирования, а также обеспечение выполнения решения об обязательном внесении наличных средств общественных организаций (объединений) на счета в банках, т.е. ограничение их возможностей по использованию наличных средств.
Возможным вариантом недопущения привлечения большого числа сторонников извне является активизация деятельности определенной прослойки функционеров самой организации, которая будет противодействовать процессу рекрутирования под предлогом борьбы с размыванием движения, которое неминуемо последует вследствие вовлечения чуждых движению элементов. Работа с этой группой может вестись как на конфиденциальной основе, так и без расшифровки истинных намерений. Во всяком случае в качестве основного стимула должны выступать мотивации "престижного" порядка. Борьба за "чистоту" рядов позволит повысить авторитет участвующих в ней функционеров.
В то же время следует иметь в виду, что наряду с позитивным моментом (ослабленная межфракционной борьбой оппозиция не способна к серьезным действиям) внутриорганизационное противостояние несет в себе и определенный негатив. С одной стороны, выйдя из такой борьбы, организация становится более сплоченной, более подготовленной к борьбе, с другой стороны, в результате внутриорганизационного противостояния может выкристаллизоваться экстремистский компонент, объединяющий наиболее радикальные элементы, которые до обострения фракционной борьбы уравновешивались конструктивной, умеренной частью организации.
Таким образом, на скрытой стадии конфликта необходимо сосредоточить основное внимание на оказании превентивного воздействия на потенциальных участников конфликта с тем, чтобы не допустить нарушения равновесия общественных сил. Отметим, что речь идет не о подавлении недовольства вообще, а тем более не о подавлении оппозиции. Цель превентивного воздействия в том, чтобы не дать деструктивно настроенной части оппозиции воспользоваться моментом и изменить соотношение политических сил на арене, а следовательно, и социальное равновесие, тем более что в основе численного прироста сторонников оппозиции будет лежать во многом неосознанный протест масс обывателей.
Во многом реакция неорганизованной части населения будет зависеть от способности государства убедить ее во временном характере претерпеваемых трудностей, в эффективности работы, направленной на стабилизацию обстановки. Особое значение имеет заблаговременное предупредительно-разъяснительное воздействие на население (главным образом через средства массовой информации) накануне принятия значимых, потенциально конфликтно опасных государственных решений.
Если опасность возникновения конфликта достаточно серьезна, такие решения по возможности следует проводить в жизнь поэтапно, либо во времени, либо с распределением по регионам (начиная с регионов с наиболее стабильной общественно-политической и социально-экономической обстановкой). В случае, когда исходя из характера решения принятие половинчатых решений либо их неповсеместная реализация сведут на нет его эффективность, возможно, стоит отложить проведение его в жизнь до принятия соответствующих подготовительных мер. В основу будущих действий государства (вне зависимости от того, является оно непосредственным участником конфликта или нет) должен быть положен всесторонний анализ сложившейся ситуации. Прежде всего необходимо проанализировать причины конфликта, а также возможности сглаживания его остроты на основе взаимоприемлемого соглашения.
Таким образом необходимость теоретического осмысления проблемы предотвращения и урегулирования социальных конфликтов, как видно из вышеприведенных рассуждений, не вызывает сомнения. Вся история существования человечества подтверждает тот факт, что конфликт - это не патология общественной жизни, а один из способов развития общества. Утопичны идеи и бесплодны усилия, направленные на достижение бесконфликтного существования социума. Проблема как раз состоит в том, чтобы выработать механизмы цивилизованного разрешения кризисных ситуаций, не допускающие их перерастания в жесткую вооруженную конфронтацию и предусматривающие четкую систему мер урегулирования последних.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.