Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О МОДЕЛЯХ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В.Е. ЧИРКИН
Слово "власть" употребляется очень широко в обыденной речи, в дискуссиях специалистов, в научной литературе. Мы говорим о родительской и хозяйской власти, социальной и политической, публичной и личной, экономической и духовной (в том числе религиозной), военной и гражданской власти, экспертократии (роли "технических" специалистов в принятии властных решений), законодательной, исполнительной, судебной власти и т.д. В литературе есть метафорические рассуждения о власти чарующей красоты женщины, покоряющей игре талантливого музыканта, власти правил орфографии в отношении лица, пишущего подобные строки, и т.д.
Вопросам власти, ее субъектам, объектам воздействия, содержанию, роли, другим сторонам посвящены многие сотни, если не тысячи книг. Среди них есть исследования социологов, работы о методах воздействия дрессировщика на зверя, подчиняющего его своей воле <1>, рассуждения политологов о власти в колониях пчел и муравьев <2>, вожака в стае животных <3>. Вопросы об отношениях человека и зверя, об организованности насекомых, о внечеловеческой власти (богов, людей-героев в мифологии, духов), как и властные формы воздействия в международном сообществе (включая принуждение в отношении государств-правонарушителей), выходят за рамки данной статьи. В ней исключен также анализ преступных группировок во главе с "авторитетом" или средневековых монашеских орденов (типа иезуитов), присваивавших властные функции. В статье речь идет о современных и законных, соответствующих общечеловеческим ценностям внутригосударственных коллективах и сообществах, имеющих особые качества коллектива (не являются сообществами-коллективами, например, зрители в театре, пассажиры в автобусе или три собутыльника на скамейке), а также о различных моделях социальной власти, имманентно присущей сообществам такого рода.
--------------------------------
<1> Дуров В.Л. Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии. М., 1924.
<2> См.: Duverger M. Institutions politiques et droit constitutionnel. P., 1956. P. 17.
<3> Употребление слова "власть" для таких ситуаций весьма спорно. По-видимому, чаще всего в таких случаях речь идет об использовании привычек животных или насекомых на генетическом уровне, безусловных и условных рефлексов. Отмеченные явления требуют, видимо, какой-то иной научной терминологии.
В юридической науке власть традиционно рассматривается с позиций, сложившихся сотни лет назад. Изучаются в основном три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная), а в последние полвека также муниципальная власть - местное самоуправление. Таков подход и во французских объемных изданиях по конституционному праву и политическим институтам, хотя в отличие от юридической литературы других стран в них используются более широкие трактовки <4>. Однако в наше время существуют самые разные коллективы и сообщества людей, в которых естественно возникает власть, любой коллектив требует определенного единства действий, руководства. Власть (хотя и самая разная по своей природе) имманентно присуща коллективу. В обычных условиях (вне применения внешних и внутренних) насильственных действий она в конечном счете логично вырастает из руководства коллективом, которое присвоено индивидом, группой людей или предоставлено им (в том числе выборным путем) коллективом (в данном случае мы намеренно отвлекаемся от социальных факторов возникновения власти в обществе, о чем скажем ниже).
--------------------------------
<4> См., например: Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25e P., 2011. 806 p.; Owona J. Droit constitutionnel et institutions politiques du vjnde contemporain. comparative. P., 2010. 730 p.
В науке приняты разные подходы к понятию власти, нередко отчетливо заметны расхождения между юридическими провозглашениями власти народа и ее реальным осуществлением тем слоем общества или даже политической элитой, которые доминируют в экономике, социальных отношениях, политике, духовной жизни общества ("власть правящей элиты"), есть многие другие проблемы власти. Они требуют нового осмысления в государствоведении, определенных корректив в юридической науке, в конституционном праве, необходимо изучение не только норм, но и приближение юридической науки к существующим реалиям. Кстати, российская наука в отличие от юридической науки Запада (в данном случае мы не говорим о западных политологах) этим всегда занималась, хотя в советский период, но не только, преподносила обществу искаженные выводы о власти в нем.
В данной статье власть в различных коллективах-сообществах и на различных уровнях организации общества рассматривается с позиций коллективистско-волевого подхода <5>.
--------------------------------
<5> Наряду с коллективистским подходом к понятию власти существуют другие, например, индивидуалистический (Р. Кларк: это способность одного лица влиять или изменять положение другого, А поступает так, как этого хочет Б), личностно-групповой (способность влиять со стороны не только одного лица, но и группы лиц), марксистский (господство определенного класса в обществе), элитарный (основоположником его часто считают Ф. Ницше, хотя развит он был итальянскими авторами В. Парето и Г. Моска), волевой, принуждающий поступать определенным образом даже вопреки сопротивлению (М. Вебер), французский исследователь А. Лемойн считает, что власть служит частным интересам, которые лишь прикрыты общественными формами. Нередко исследователи используют одновременно разные подходы. Так, задолго до М. Вебера о власти как присвоении чужой воли писал К. Маркс.
Виды коллективов в обществе
и коллективистско-волевая концепция власти
В российской науке, а тем более в зарубежной, которая всегда склонялась к индивидуалистическому подходу (в центре внимания был изолированный индивид), нет определений и развернутых классификаций коллективов и сообществ. Правда, во французском конституционном праве, а также в некоторых других странах (в основном это прежние колонии Франции) в связи с изучением органов управления на разных уровнях используется термин "территориальный коллектив" (особенно после поправок к Конституции Франции в 2003 г.), но, насколько известно, французская наука не занималась классификацией коллективов и сообществ, установлением их связей с разновидностями власти в них. В марксистской литературе детально разрабатывались вопросы общественных классов (они являются образованиями иного рода, чем коллективы-сообщества) и классовой власти, иногда назывались другие разновидности власти, связанные с определенными коллективами (например, советский философ А.К. Белых кратко упоминал о партийной, государственной, колхозной и других властях в СССР <6>, в ст. 7 Конституции СССР 1977 г. говорилось о трудовых коллективах на предприятиях и в учреждениях, но этот тезис не получил развития в науке, а затем, с введением в трудовое право понятий "работник" и "работодатель" по понятным причинам совсем исчез).
--------------------------------
<6> См.: Белых А.К. Политическая организация общества и социальное управление. М., 1967. С. 110 - 123.
Слово "коллектив", идущее от латыни (collectivus - собирательный), допускает его широкое использование, но в современных представлениях коллектив - это все-таки не любая группа людей. Вряд ли можно считать сложившимся коллективом лиц, собравшихся у памятника Пушкину, чтобы отметить юбилей поэта. Участником такой группы может стать любой прохожий. Не назовешь коллективом толпу, бегущую в панике, или очередь в магазине. Коллектив - это иное, устойчивое сообщество, как правило, формально равноправных в данном коллективе людей, имеющих какие-то совместные цели и "общие дела", свое руководство, подчиненность (хотя бы в виде морального авторитета).
Последнее (подчиненность) уже означает ту или иную разновидность власти коллектива или ее зародыши. Любое объединение - это какое-то ограничение свободы индивида, его группировок, подчинение общим правилам коллектива. Однако важно учесть, что власть коллектива, подчинение его решениям распространяется по общему правилу только на участников (членов) коллектива. Особые властные отношения - отношения пространственного характера (подчинение всех, находящихся на данной территории власти данного публично-территориального образования по вопросам его компетенции) существуют при создании территориальным публичным коллективом территориального публично-правового образования, о чем говорится ниже.
В любой стране существует великое множество объединений, коллективов, они многообразны, но, на наш взгляд, не всякий коллектив представляет собой коллектив-сообщество. Классификации коллективов могут быть различны, но для целей данной статьи (попытка создания типологии юридически формализованной социальной власти, а среди последней - моделей публичной власти) мы выделили бы следующие разновидности: личностные, частные, общественные и коллективы-сообщества (территориальные публичные коллективы), где возникает и существует особая разновидность социальной власти - публичная власть.
Личностные коллективы основаны на персональных связях (родственных, племенных, иногда - харизматических <7>). Таковы, например, семья, род, малые племена в тропической Африке или на островах Океании. Такие коллективы имеют закрытый характер, их "общие дела" ограничены рамками семьи, племени и т.д. В них - своя иерархия, но они существуют в обществе и потому могут реализовать некоторые элементы общественных функций (например, надлежащее воспитание детей в семье или применение норм обычного права об обработке племенной земли).
--------------------------------
<7> Харизма (др. греч.) - талант, божественный дар, милость от бога, подчиняющая себе людей по воле или независимо от воли носителя такого дара.
Иную природу имеют коллективы частного характера (частные коллективы), основанные на совпадении частных интересов людей, их склонностей, но не на их персональных связях (хотя в таком коллективе бывают и связи подобного рода). Существует множество объединений такого рода, создаваемых в соответствии с личными и частными интересами людей (общества рыболовов, нумизматов, религиозные группы, общества по имени великих художников или писателей, некоторые хозяйственные, акционерные общества, другие коммерческие организации). Они открыты, вступление в них, как правило, имеет форму присоединения и не сопровождается формальными процедурами. Многие из таких объединений (например, в области культуры) близки к общественным объединениям, но в основе деятельности первых находятся все-таки личные склонности, интересы некоторых группировок-любителей, увлечения отдельных лиц, однако не общества и даже не каких-то определенных социальных слоев общества.
Власть в коллективах частного характера ориентирована на достижение их основной цели (прибыль, организация рыбной ловли в соответствии с законом, ловля, коллекционирование раритетов искусства и т.д.), это частная корпоративная власть. Она имеет слабый, в своей основе - моральный характер, хотя осуждение поведения со стороны коллег, отказ от общения (формальное исключение из коллектива в таких объединениях почти не применяется) может быть для некоторых участников коллектива большим ударом. У такого коллектива тоже могут быть недостаточно выраженные общественные цели (например, сохранение для общества, потомков выдающихся раритетов искусства), но это не всегда главное в целях и характере власти такого коллектива. Главное в нем - свои интересы.
В любом обществе, кроме стран мусульманского фундаментализма (Омана, Саудовской Аравии и др.), а также государств-карликов с тысячами жителей (Науру, Тувалу и др.) существует множество коллективов-объединений общественного характера (общественные коллективы). К их числу относятся, например, коллективы, создаваемые в форме организации (политические партии, общественные организации, в числе которых профсоюзы, молодежные, женские объединения, организации в сфере культуры и др.). Их не всегда легко отличить от объединений частного характера по склонностям (например, спортсмены добиваются в своей организации личных успехов для себя, но в какой-то мере для своей организации), но все-таки в общей форме такое различие заметно. Спортивные организации заботятся об укреплении здоровья народа, а на международных соревнованиях они и сам спортсмен - о престиже Родины. Это уже не частный, а общественный интерес.
У общественных коллективов есть свои разновидности и особенности, но главным является то, что их "общие дела" имеют не личный или частный характер, ориентированы не на получение личной выгоды (у некоторых членов таких объединений это бывает), не на удовлетворение частных интересов членов организации и коллектива в целом (хотя это тоже может присутствовать), а прежде всего на решение (участие в решении) задач общественного характера, зачастую приоритетных (полагаемых приоритетными) для общества в целом и определенного социального слоя. Власть в них - корпоративная общественная власть с более заметными формами общественного, морального принуждения. Власть такой организации уже имеет социальный характер, но все-таки это еще не публичная социальная власть (о ней - ниже), а общественная социальная власть. Это более сильная власть коллектива. В таких объединениях усилено значение коллективных решений, но вместе с тем существует более высокая степень централизации. Иногда нужно уплачивать организации обязательные взносы, но можно свободно выйти из ее состава, а высшей мерой наказания является исключение из организации, как правило, на собрании ее членов.
Территориальный публичный коллектив
и территориальное публично-правовое образование
Социальная публичная власть существует в особом территориальном публичном коллективе-сообществе (французская терминология "территориальный коллектив" недостаточна), имеющем главной целью реализацию общих целей и осуществление "общих дел на определенной территории в интересах всего народа в границах государства или в интересах территориальной части народа при условии, что интересы такой части соответствуют общим интересам народа. В любом государстве существует единая система публичной власти, а в ее системе составляющие ее элементы всегда подчинены общим закономерностям системы, рассогласованность системы не допускается. В противном случае это может повлечь крах всей системы.
Территориальные публичные коллективы - это сообщества людей на разных ступенях их территориальной организации в административно-территориальных единицах, имеющих выборные населением органы власти. Это публичная власть, особый вид социальной власти (назвать ее русскими словами "общественная власть" было бы неудачно, это ведет к смешению понятий). Органы такой власти выражают, с одной стороны, интересы и волю всего народа (территориальные публичные коллективы - это части народа), а с другой стороны - специфические интересы и волю данного публичного территориального коллектива. Эта воля выражается коллективом не только через создаваемые органы, но и непосредственно, например, на референдумах. В результате создания такого порядка управления административно-территориальные единицы, управлявшиеся ранее (в исторической ретроспективе) исключительно назначенными чиновниками общей компетенции (воеводами, посадниками, губернаторами, префектами, начальниками районов и др.), становятся территориальными самоуправляемыми коллективами, они образуют собственные территориальные публично-правовые образования (субъекты федераций - их более 400 в 29 федерациях мира), автономные образования (более 200 в 11 государствах), муниципальные образования (их многие сотни тысяч, а то и более миллиона почти во всех государствах мира в их совокупности).
Выборы не исключают назначения на места государственных чиновников общей компетенции, занимающихся на местах вопросами государственного значения (такие назначенные лица есть во многих демократических странах, например, губернаторы штатов в Индии, во Франции во всех 22 регионах и 96 европейских территориальных департаментах есть назначенные префекты), и на территорию таких образований, естественно, распространяется законодательство государства и его власть, но есть и собственные полномочия территориальных публично-правовых образований, избранные гражданами коллектива-сообщества органы со своей собственной компетенцией, установленной и охраняемой конституцией и законами государства.
Публично-правовые образования имеют особую - публичную - власть. Публичная власть - не только государственная власть и основной признак государства, как со времен Ф. Энгельса считается в российской теории государства и права, но суверенной публичной властью является только государственная власть, которая конституцией и законами государства определяет предметы ведения и полномочия других, нижестоящих видов публичной власти, ее органов и различных видов публично-правовых образований.
Публичная власть и государственная власть
Поскольку речь идет о сообществах людей, обладающих сознанием и волей, для социальной власти (в том числе для ее разновидности - публичной власти) особенно важен факт "присвоения чужой воли" <8>. Такое присвоение предполагает физическое или психическое воздействие, в котором в какой-то форме заложено принуждение или угроза общественного, публичного (а не личного) принуждения (Робинзон на необитаемом острове, использовавший угрозу применить шпагу, прибег, по существу, не к принуждению, а к насилию, чтобы обратить туземца в раба). Публичное принуждение в законных социальных сообществах в отличие от насилия является правомерным, законным и выражается в различных неблагоприятных последствиях для объекта властвования.
--------------------------------
<8> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. С. 491.
Длительное время единственным публично-правовым образованием, имеющим свою публичную власть, в отечественной науке, которая использовала марксистский подход, считалось государство как политическая организация всего общества той или иной страны. Со времени работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) публичная и государственная власть отождествлялись. Такое отождествление было заложено еще в Древнем Риме (его юристы хорошо разработали частное право, но публичным правом занимались мало и не различали публичное и государственное (вспомним respublicum - республика, "общее дело" и форма государства)). На соседних страницах своей работы Ф. Энгельс использует как тождественные термины: 1) die Gewalt, die Macht (это переведено на русский язык словами "публичная власть") и 2) die Staatsmacht, die Staatsgewalt (государственная власть). Вторая группа терминов допускает только однозначный перевод (он указан) <9>. Что же касается термина (er, es), то в своей основе - это "публичная/ый/ое" (его основа - offen - в смысле общий, открытый для всех). Ф. Энгельс в качестве главного признака государства, как особого явления, сменившего первобытнообщинную организацию, назвал публичную власть (die Gewalt). Это сохранилось в российской литературе и теперь.
--------------------------------
<9> Engels F. Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staates. Im Anschluss an Levis H. Morgans Forschungen. Berlin, 1925. S. 141 - 142.
Виды публичной власти
В 1884 г., когда Ф. Энгельс издавал свою работу, отмеченное выше отождествление могло быть понятно. Других публично-правовых образований, кроме государства, тогда почти не было (мелкие субъекты федерации, иногда общинного типа, в Европе были только в Швейцарии, они не привлекали внимания специалистов общественных наук того времени, да и позже) <10>. Территориальные автономии конституциями не предусматривались. Муниципальные образования существовали по традиции как результат милости монархов - по их жалованным грамотам. Отождествление публичной и государственной власти не вызывало тогда критики научного сообщества.
--------------------------------
<10> М.Х. Фарукшин, А.М. Фарукшин отмечают, что в зарубежных странах "нет специальных сравнительных исследований места и роли субъектов федерации", это "белое пятно". См.: Фарукшин М.Х., Фарукшин А.М. Субъекты федераций: сравнительное исследование. Казань, 2009. С. 4. Однако природа власти субъекта федерации в книге тоже не обсуждается.
В настоящее время ситуация в мире и внутри многих государств кардинально изменилась. В рамках приблизительно 200 государств мира существует, как говорилось, множество субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований, других территориальных формирований. Публично-правовые образования имеют свои предметы ведения (вопросы местного значения в муниципальных образованиях, автономного значения в территориальных автономиях, свои вопросы на уровне субъекта федерации, государственного значения для государства), полномочия. Они создают (в том числе путем выборов гражданами) свои органы (например, законодательные собрания в субъектах РФ, парламент в Шотландии, Президент Татарстана, Правительство Нижегородской области, советы и мэры в муниципальных образованиях Франции и др.). В России существуют также особые публично-правовые родовые образования многих коренных малочисленных народов. В соответствии с законодательством РФ они имеют свои полномочия. Похожие образования существуют у саамов в Норвегии, Финляндии, Швеции. В каждой из этих стран есть так называемые саамские парламенты, имеющие совещательные полномочия по отношению к решениям высших государственных органов.
В пределах своей компетенции органы всех названных выше публично-правовых образований издают нормативные акты, подлежащие исполнению на их территории. В них проводятся референдумы по вопросам, относящимся к предметам ведения таких образований, действуют другие институты непосредственной демократии. От имени публично-правовых образований издаются местные правовые акты. Словом, находящиеся в составе государства, на государственной территории публично-правовые образования осуществляют собственную власть на своей территории, но в пределах предметов ведения и полномочий, установленных конституцией и законами государства. Отрицать этот факт невозможно. Тот, кто подвергался штрафу по законам субъекта Федерации (за безбилетный проезд в городском наземном транспорте штраф в 1000 руб. в 2011 г. в г. Москве установлен ее законом, а не законом РФ), кто испытал наказание за нарушение муниципального постановления о соблюдении тишины в городе в ночное время или иные административные наказания, ощутил это на себе.
О "своей власти" говорится во многих основных законах субъектов РФ. Сошлемся в качестве примера на ст. 7 Устава Воронежской области (в ред. 2010 г.): "... Жители Воронежской области осуществляют свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти Воронежской области" <11>. Формулировка "государственная власть Воронежской области" (аналогичный тезис повторяется во всех основных законах субъектов РФ) порождена неточностями формулировок Конституции РФ, которая во многих статьях (5, 73, 77 и др.) называет собственную власть субъектов РФ государственной властью, а в ст. 5 республики - субъекты РФ - государствами). О юридических последствиях, которые проистекают из таких формулировок (например, следует допустить, что на территории России существуют 22 государства), в литературе уже писали). В данном случае нам важно обратить внимание на словосочетание "своя власть" субъекта РФ.
--------------------------------
<11> Устав Воронежской области. Комментарий. Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2010. С. 36.
Власть публично-правового образования, иного, чем государство, осуществляемая на части территории государства, не обладающая полномочиями государства, не может быть названа государственной властью.
Это тоже ясно. Государственная власть осуществляется на всей территории государства и, разумеется, на территории каждого из публично-правовых образований. На территории всех публично-правовых образований действуют законы государства, акты правительств и другие акты, издаваемые от имени государства, действуют органы, созданные государством, назначенные от имени государства должностные лица (например, губернаторы штатов в Индии и губернатор автономии Аландских островов в Финляндии, федеральные суды в России, главные управления, отделы и отделения министерств и ведомств (например, МВД) в субъектах РФ и крупных муниципальных образованиях (назначенных должностных лиц общей компетенции по общему правилу нет в низовых муниципальных образованиях общинного типа).
Таким образом, термин "публичная власть" в современных условиях - общий для социальной власти во всех территориальных публично-правовых образованиях, включая государство, но они - разные (публичная власть субъекта федерации иная по своим полномочиям, чем власть муниципального образования), а государственная власть не может отождествляться с другими видами публичной власти. Из сказанного следует, что при обобщениях можно выделить пять видов или форм (терминологию надо уточнить) публичной власти народа: 1) суверенную государственную власть, а также четыре вида несуверенной публичной власти - 2) государствоподобную публичную власть субъекта федерации, 3) автономную публичную власть автономного образования в двух ее разновидностях (политической и административной), 4) муниципальную публичную власть муниципального образования и 5) публичную власть родового территориального образования того или иного коренного малочисленного народа <12>.
--------------------------------
<12> В определенной мере это территория перемещения, но закрепленная за малочисленным народом территория.
Элементы публичной власти существуют у конфедерации (в настоящее время близки к конфедерациям Европейский союз, Союзное государство Белоруссии и России, федерация Босния и Герцеговина), у союзных или федеральных территорий, в ассоциированных (неполноправных) штатах США, в общинных сообществах малых коренных народов в России, в некоторых резервациях Австралии и США, имеющих элементы самостоятельности. Но происхождение этих элементов иное, и они требуют самостоятельного исследования.
Такова в самых общих чертах реализация предлагаемой коллективистско-волевой концепции публичной власти.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. 4-е изд. Т. 1. М., 2010.
2. Белых А.К. Политическая организация общества и социальное управление. М., 1967. С. 110 - 123.
3. Иванов Виталий. Теория государства. М., 2010.
4. Минаков П.А. Публичная власть: политический аспект. Уфа, 2008.
5. Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25e ed. P., 2011.
6. Engels F. Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staates. Im Anschluss an Levis H. Morgans Forschungen. Berlin, 1925.
7. Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im Recht. 18. Aufl. Hamburg, 2010.
8. Simon J.R. Philosophy of Democratic Government. L., 1993.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Звонки бесплатны.
Работаем без выходных