Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ О РОЛИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В.В. ШИШКИН
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит <*>.
--------------------------------
<*> Крылов И.А. Мартышка и очки. URL: http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt (дата обращения: 22.03.2013).
Формально дискуссии о роли теории государства и права как базовой для юриспруденции науки нет места в юридическом сообществе, но в реальной жизни такой спор периодически возникает. Отрицание значения теории государства и права некоторыми юристами не выражается явно, оно проявляется в недооценке положений, выработанных теорией, в отрицании необходимости их учета в практической деятельности юриста. Такая позиция прежде всего заставляет усомниться в компетентности ее авторов, а если оказывается, что автор к тому же обременен ученой степенью, то возникает вопрос не только о качестве юридического образования, но и о качестве российской юридической науки.
Теория государства и права является базой для юриспруденции. Означенная роль теории государства и права связана не только с тем, что именно эта наука разрабатывает понятийный аппарат, используемый юридическими науками. В большей степени основополагающая роль теории государства и права связана с философской сущностью этой науки. Как философия учит способам познания окружающего мира, так и теория государства и права, ограничивая предмет своих исследований важнейшими социальными явлениями - государством и правом, не только исследует происхождение, развитие и взаимосвязи этих явлений, но дает способы их познания, выявляя глубинные корни их динамики. Выявление у юриста поверхностного знания понятийного аппарата, разработанного теорией, взаимосвязей государства и права, непонимания причин и условий развития как отдельно взятых государства и права, так и взаимосвязей между ними, приводит к сомнительности его деятельности в сфере права и адекватности человека требованиям, необходимым юристу. Юрист, не познавший либо не сумевший постигнуть результаты тысячелетних исследований государства и права, в лучшем случае может быть клерком, бездумно, не осмысленно переписывающим текст, смысл и значение которого остаются за гранью его разумения.
Сказанное выше можно воспринимать как теоретическое обоснование не только необходимости проведения исследований в рамках теории государства и права и необходимости с одной стороны (со стороны юристов - теоретиков государства и права) донесения результатов теоретических изысканий до другой стороны (до юристов, специализирующихся в отраслевых или специальных науках), но и необходимости изучения и обязательного их восприятия другой стороной этого процесса. Этот процесс аналогичен образовательному процессу: как только прекращается восприятие результатов новых теоретических исследований или стирается в памяти познанное ранее - юрист перерождается в бездумного клерка.
Каждый юрист согласится с утверждением, что всякая правовая система не является догмой, она динамична, причем движение возможно не только в сторону совершенствования, но и в сторону деградации. Так ли уж необходимо юристу-практику знать глубинные взаимосвязи, определяющие направление этого движения? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определиться с содержанием термина "юрист-практик".
Так кто же он, юрист-практик? Адвокат, юрист, занимающийся частной юридической практикой, юрист организации, юрист-правоприменитель, юрист, занимающийся научными изысками, юрист, занимающийся подготовкой специалистов? Можно ли отнести профессиональную деятельность губернатора субъекта федерации, депутата законодательного органа любого уровня, члена Совета Федерации, Президента России к юридической практике? А является ли деятельность представителя исполнительных органов практическим применением юриспруденции? Ответ, безусловно, положительный. Каждый представитель государства в силу своих полномочий по реализации определенной толики государственных полномочий осуществляет юридическую деятельность, так как и само государство как особая организация, обладающая властью, так и полномочия государства неразрывно связаны правом. Причем за примерами ходить далеко не надо. Достаточно вспомнить программу борьбы с коррупцией, предложенную предыдущим президентом <1>. Юристы, усвоившие теорию государства и права, уже тогда, когда эта программа была озвучена, заявляли о том, что она не сработает <2>. Звучали и более решительные отзывы, утверждавшие, что в результате реализации предложенной программы коррупция разрастется, расцветет махровым цветом, станет явлением, реально угрожающим национальной безопасности. Подводя через пять лет итоги, можно сказать, что самые критические предположения оказались верными <3>. Юристы, предсказывавшие такой результат, были ясновидцами, умели, преодолев время, заглянуть в будущее? Отнюдь. Они хорошо усвоили один из постулатов теории государства и права и, предполагая дальнейшее развитие общественных отношений, рассматривали этот процесс через призму этого постулата. А это простейший вывод, который излагается в любом учебнике по теории государства и права: любое явление правовой действительности, включая и непосредственные правовые нормы, и их применение, и результат правового регулирования, неразрывно связаны с уровнем правосознания <4>. Но в президентской программе мер по формированию правосознания предусмотрено не было. Лишь позже появился термин "антикоррупционный стандарт поведения". Отсутствие в президентской программе мер по формированию антикоррупционного стандарта поведения, а по сути своей по формированию заданного уровня правосознания, привело к краху программы.
--------------------------------
<1> Вступительное слово на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции. URL: http://www.kremlin.ru/appears/ 2008/07/02/1749_ type63376type63378type82634_ 203424.shtml (дата обращения: 08.04.2011).
<2> См.: Похмелкин А.В. Заключение на проект Федерального закона "О борьбе с коррупцией". URL: http://hro.org/docs/expert/ corrupt.php (дата обращения: 28.04.2011).
<3> Крючков М. Взятки и цены. URL: http://www.newizv.ru/news/ 2006-07-31/51134/ (дата обращения: 29.04.2011).
<4> См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2006. С. 359; Шишкин В.В. Борьба с преступностью: роль государства и общества // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2008 г.: материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Южно-Уральского государственного университета, 15-летию специальности "Юриспруденция" в ЮУРГУ, 10-му, юбилейному выпуску сборника конференции, 5-летию юридического факультета (3 - 4 апреля 2008 г.). Челябинск, 2008. Ч. I. С. 188 - 190.
Являются ли юристы, занимающиеся разработкой законопроектов, практиками? Безусловно и безоговорочно. Формулировки, предлагаемые ими, а точнее, ошибки в этих формулировках, приводят к искажению общеправовых принципов правового регулирования. Каждый юрист (то бишь специалист, воспринявший, прежде всего, теорию государства и права, а не клерк) знает, что правовые принципы можно определить как основополагающие идеи или, с определенной степенью условности, как цель правового регулирования общественных отношений. То есть, говоря о принципах, мы отвечаем на вопрос, что желаем получить в конечном итоге. Говоря о методах правового регулирования, мы отвечаем на вопрос, каким способом достигается поставленная цель. При более внимательном прочтении ст. 2 Трудового кодекса РФ <5> обращаем внимание, что в качестве одного из принципов трудового права называется "сочетание централизованного и локального регулирования", но это способ достижения целей правового регулирования трудовых отношений, то есть составной элемент метода трудового права. Для пояснения приведем пример из обыденной жизни. Человек, проживающий на пятом этаже, чтобы достичь своего жилья, должен совершить определенные действия (воспользовавшись юридической терминологией, определяем это как "использование конкретного метода воздействия обуславливает достижение поставленной цели"). Используя избранный способ действия, человек идет по лестнице и в конечном итоге достигает цели. Если в качестве цели определить способ ее достижения, т.е. движение по лестнице, это будет означать обречь человека на бесконечное хождение по лестнице. Пример элементарный, возможно, кому-то он покажется надуманным, но вспомним о философских корнях теории государства и права.
--------------------------------
<5> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в какой бы сфере деятельности ни был занят юрист, его деятельность всегда отражается на практическом развитии общественных отношений. Незнание же законов развития этих отношений, воздействия на их развитие посредством правового регулирования неизбежно отразится на уровне благополучия общества. А такие знания дает теория государства и права.
Говоря о значении теории государства и права, а точнее, о результатах исследований в этой сфере, для обеспечения благополучия общества, достигаемого в большей степени посредством применения именно правовых норм в качестве социального регулятора, нельзя не упомянуть о взаимосвязи морали и права. Следуя теоретическим выкладкам, моральные и правовые нормы находятся в процессе неразрывного взаимодействия. Причем моральные нормы охватывают больший, нежели правовые, круг общественных отношений <6>. Правоотношения являются неотъемлемой частью этих общественных отношений. Следовательно, на правоотношения воздействуют социальные регуляторы как минимум двух видов - нормы морали и нормы права. Что происходит при несовпадении этих регуляторов? Учитывая, что нормы морали - это правила, сформированные самим индивидуумом, а правовая норма - правило, сформированное вне сознания индивидуума, логично будет подчинение человека присущим ему моральным нормам. И лишь страх перед реальностью наказания вынуждает человека подчиниться требованиям правовой нормы, противоречащей его собственным поведенческим установкам. А если реальность наказания сомнительна? Тогда и правовая норма чаще всего соблюдаться не будет! Казалось бы, чисто теоретический вывод, не имеющий никакого практического значения. Но вспомним и о другом постулате теории, касающемся толкования права. Процесс толкования включает в себя две стадии: уяснение (для себя) и разъяснение (для других). В зависимости от глубины знаний субъекта толкования можно выделить два вида: обыденное и профессиональное. Юрист, обладающий профессиональными знаниями, разъясняя смысл и необходимость конкретной правовой нормы, включается в процесс формирования моральных установок. От прочности его позиции, логичности, осмысленности и доступности разъяснения, от его личностного отношения к разъясняемой норме зависит результат воздействия. К примеру, приходилось присутствовать при дискуссии юристов-профессионалов об отношении к объявлениям в средствах массовой информации о предоставлении досуговых услуг. Причем характер услуг не оставляет сомнения с учетом, что в объявлении указывается не только на то, что услуги оказывают девушки, но зачастую называются и их физические параметры: возраст, рост, вес, объем груди. Один из юристов занял формально-юридическую позицию: объявления такого рода текстуально не противоречат законодательству, следовательно, и обсуждение возможности их опубликования беспредметно. Позиция другого еще более поразительна. Смысл ее можно выразить примерно так: меня лично это не касается, мне это неинтересно, я не хочу знать, какие фактически услуги рекламируются, а следовательно, пусть они будут. С большой степенью вероятности такая же позиция будет озвучена этими юристами и в беседе с обычными людьми, если таковая произойдет. В голове этих обычных людей зафиксируется: не может быть моральных препятствий, если нет правового запрета.
При ближайшем рассмотрении характер оценки профессионалами конкретных общественных отношений неразрывно связан либо с недостаточным знаний выводов все той же теории государства и права, либо с недооценкой связи указанных выводов с реальным процессом правового регулирования общественных отношений, результатом которого априори должно быть благополучие общества.
--------------------------------
<6> См.: Шишкин В.В. К вопросу о реализации антикоррупционной программы // Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы Международной научной конференции (23 апреля 2009 г.). Челябинск: Издательство "1-Альянс", 2009. С. 101 - 104.
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Вступительное слово на заседании Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения противодействия коррупции. URL: http://www.kremlin.ru/appears/2008/07/02/ 1749_type63376type63378type82634_203424.shtml (дата обращения: 08.04.2011).
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник / С.А. Комаров. 7-е изд. СПб.: Питер, 2006.
4. Крылов И.А. Мартышка и очки / И.А. Крылов. URL: http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt (дата обращения: 22.03.2013).
5. Крючков М. Взятки и цены / М. Крючков. URL: http://www.newizv.ru/news/2006-07-31/51134/ (дата обращения: 29.04.2011).
6. Похмелкин А.В. Заключение на проект Федерального закона "О борьбе с коррупцией" / А.В. Похмелкин. URL: http://hro.org/docs/expert/corrupt.php (дата обращения: 28.04.2011).
7. Шишкин В.В. Борьба с преступностью: роль государства и общества / В.В. Шишкин // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2008 г.: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Южно-Уральского государственного университета, 15-летию специальности "Юриспруденция" в ЮУРГУ, 10-му, юбилейному выпуску сборника конференции, 5-летию юридического факультета (3 - 4 апреля 2008 г.). Челябинск, 2008. Ч. I.
8. Шишкин В.В. К вопросу о реализации антикоррупционной программы / В.В. Шишкин // Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы Международной научной конференции (23 апреля 2009 г.). Челябинск: Издательство "1-Альянс", 2009.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.