Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ КРИМИНАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ПРЕПЯТСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
А.В. ВИЛКОВА
Криминальная запущенность осужденных препятствует формированию общественно-нравственных ценностей.
Удовлетворение потребности в общении вновь прибывшие осужденные с установками отрицательной адаптации находят в малых группах негативной направленности, где вырабатывается особая система ценностей.
В условиях воспитательных колоний малые группы отрицательной направленности позволяют осужденным удовлетворить потребность в идеале образа поведения. Негативный идеал, который группа предлагает в качестве образца, достижим более легко и требует меньших усилий, связанных с приобретением новых социально значимых навыков и усилий, нравственной ответственности личности. Общность идеала улучшает эмоциональное состояние воспитанников колонии, которое объясняется осознанием собственного неодиночества. Это единственный, по их мнению, круг общения, формирующий своеобразный "моральный кодекс", согласно которому наиболее ценными качествами являются риск, смелость, пренебрежение опасностью, непризнание собственной слабости, вины, игнорирование предосторожности и др. Эти качества расшатывают общественно-нравственные ценности правонарушителей настолько, что делают переход от безнравственных поступков к противоправным особенно легким и вероятным.
Подобный "моральный кодекс" стандартизирует поведение правонарушителей в группе, регламентирует его деятельность. Основой такой стандартизации для всех членов является значимость суждений группы, общения в ней внутри. С группой связывается психологическая защищенность и физическая безопасность. Появившаяся в связи с этим зависимость от группы влечет за собой чувство невозможности не оправдать ее доверие. Сохранность личного статуса в малой группе для воспитанников важнее, чем осуждение их безответственной, бездуховной и безнравственной позиции коллективом и сотрудниками колонии.
Общественно-нравственные ценности у несовершеннолетних осужденных формируются в непосредственной зависимости от характера и содержания их взаимоотношений с окружающими. Процесс взаимоотношений в коллективе осужденных целесообразно представить в виде определенной системы "воспитатель - актив - осужденный" с соответствующими структурными компонентами. Различные по своей природе и содержанию, они взаимосвязаны между собой и функционируют в едином процессе. Однако в рамках рассматриваемой системы для удобства анализа выделяются три подсистемы, образующие самостоятельные единицы для педагогической характеристики: "воспитатель - осужденный", "активист - осужденный", "осужденный - осужденный".
В целом структура официальных взаимоотношений в колонии построена таким образом, что ее основа, включающая отношения руководства-подчинения, ограничена рамками взаимосвязи "воспитатель - осужденный".
Подсистема "воспитатель - осужденный" не является замкнутой, и содержание взаимоотношений в ней зависит от таких звеньев, как личность воспитателя, осужденного и их деятельность. На эффективность работы этой подсистемы оказывает влияние социальная среда и микросреда осужденных.
Информация об обстановке в колонии, ее микросреде, сведения о содержании общественно-нравственных ценностей личности осужденного, его деятельности и положении в коллективе поступают на "вход" подсистемы (звено "воспитатель"), систематизируются, осмысливаются и в регулирующем качестве поступают в звено "осужденный". Происходит взаимодействие воспитателя и осужденного, которое следует рассматривать как сложный процесс взаимоотношений, результат которого проявляется на "выходе" подсистемы, а эффективность определяется ответственным отношением воспитателя к своей работе и уровнем ответственности осужденного за свои поступки, действия и поведение.
Воспитатель выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на общественно-нравственные ценности личности осужденного. Он организует деятельность воспитуемого, направленную на становление и развитие у него адекватной самооценки, убежденности в нравственной ответственности за содеянное, общественной направленности; изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.
Обратная информация, поступающая к воспитателю от осужденного, позволяет ему предвидеть возможные конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений воспитанников.
Педагогические исследования (В.М. Литвишков, А.Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что воспитатель только тогда может успешно руководить процессом формирования общественно-нравственных ценностей, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения и результат деятельности воспитанников. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности воспитателя и воспитанника должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие воспитателю (бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и др.). Это приводит, как правило, к нарушению контактов между воспитателем и осужденными, к рассогласованию самой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.
Список литературы
1. Зинин Г.Ю. Судимость как конечная стадия реализации уголовной ответственности / Г.Ю. Зинин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. N 3. 2013.
2. Смирнов А.М. Самосуд в местах лишения свободы: характеристика и меры профилактики. Человек: преступление и наказание / А.М. Смирнов. Рязань // ФСИН России. N 2. 2013.
3. Смирнов А.М. Характеристика осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях России / А.М. Смирнов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. N 6. 2013.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.