Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
Ф.Ф. МАРТЕНС О ВОЙНЕ И МИРЕ
Н.Ю. НИКОЛАЕВ
Интерес к научной и общественно-политической деятельности Федора Федоровича Мартенса в научной литературе присутствует давно <1>. Однако в многочисленных работах рассматривается преимущественно прикладная деятельность известного юриста в сфере кодификации международного права и развития третейского разбирательства. Куда меньше внимания уделяется общетеоретическим взглядам ученого на проблемы войны и мира. Между тем думается, что важные заслуги Мартенса в деле предотвращения и гуманизации военных конфликтов были продиктованы его твердым неприятием военных конфликтов и последовательной миротворческой позицией.
--------------------------------
<1> Ельяшевич Ф., Веберг Г.Ф. Мартенс и Гаагские конференции мира // Журнал Министерства юстиции. 1911. N 2. С. 330 - 332.
Уже в первой своей большой работе, посвященной проблеме определения правового статуса частной собственности во время войны, ученый размышлял о причинах и характере межгосударственных конфликтов. Он определял войну как социальное явление, возникшее в процессе того, как "человек сознает свое право, чувствует свою физическую силу и необходимость в общежитии". Мартенс признавал неизбежность вооруженных столкновений между государствами, однако считал, что их характер и результаты должны меняться по мере развития человеческой культуры и цивилизации. В ходе осознания народами собственного блага и самосовершенствования "должны пропорционально уменьшаться взаимные столкновения, представляющиеся самым действительным тормозом человеческого развития". Важную роль в предотвращении и гуманизации военных конфликтов ученый отводил праву <2>. "...Всякая война, - утверждал он, - только тогда будет правильна и согласна с условием развития международной жизни, когда она удовлетворяет требованиям международного права" <3>.
--------------------------------
<2> Мартенс Ф.Ф. О праве частной собственности во время войны. СПб.: Печ. В. Головина, 1869. С. 54 - 55.
<3> Там же. С. 95.
В 1874 г. ученый принял активное участие в проведении Брюссельской конференции, на которой была разработана Конвенция о законах и обычаях сухопутных войн <4>. Спустя пять лет Мартенс написал пространную монографию, в которой проанализировал использование норм гуманитарного права в период русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. В этом труде были подробно представлены его взгляды на проблемы войны и мира.
--------------------------------
<4> Пустогаров В.В. "... С пальмовой ветвью мира". Ф.Ф. Мартенс - юрист, дипломат, публицист. М.: Международные отношения, 1993. С. 98 - 103.
"История человечества, - утверждал Мартенс, - есть ничто иное, как беспрерывный ряд кровопролитных войн, побед, поражений и мирных трактатов. Война является для народов как средством приобретения условий физического существования, так и щитом их национальной чести и славы <5>". Долгое время в войне видели не только единственное средство разрешения возникавших конфликтов и противоречий, но и почетное, достойное занятие для любого человека. Казалось, XIX столетие с его идеалами гуманизма, разума и прогресса кардинальным образом изменило отношение общества к войне. Цивилизованные народы стали считать ее самым страшным злом и бедствием, уничтожавшим плоды мирного труда и отнимавшим жизни у миллионов людей. Известные политики, мыслители и публицисты призывали отказаться от войны и пропагандировали в качестве более эффективной и человеколюбивой альтернативы третейское разбирательство.
--------------------------------
<5> Мартенс Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция. 1874 - 1878 гг. СПб.: Тип. М-ва путей сообщения (А. Бенке), 1879. С. 1.
Однако на практике существенных изменений в общественном сознании не произошло. По мнению ученого, в современной ему культуре господствовали амбивалентные представления о войне. Бранные подвиги, герои сражений и знаменитые полководцы продолжали оставаться важнейшим элементом конструирования национальной исторической памяти, выступали объектом постоянного прославления и почитания. Более того, Мартенс отмечал, что именно в XIX в. преклонение перед ратными подвигами достигло своего апогея, а война стала выступать мощным фактором нравственного и политического единения народов <6>. "Но как, - вопрошал ученый, - согласить эти "увлечения" военными подвигами с любовью к миру, которою без сомнения проникнуты цивилизованные народы?". Как объяснить, что, возмущаясь жертвами и бедствиями межгосударственных столкновений, человечество не научилось их предотвращать? Почему люди продолжали радоваться победам, повлекшим гибель десятков тысяч людей, опустошению и ограблению государств, бывших давними и выгодными торговыми партнерами <7>?
--------------------------------
<6> Там же. С. 2 - 3.
<7> Там же. С. 3.
Все эти вопросы, по мнению Мартенса, волновали общество с древнейших времен и ни один из них не нашел удовлетворительного ответа. Лучшие умы стремились найти способы предотвращения военных конфликтов, рецепты всеобщего умиротворения. "Но до сих пор, - констатировал ученый, - все эти попытки остались только доказательствами ограниченности человеческого ума, порочности международного порядка и шаткости людских отношений" <8>. В этом отношении этапным стал XIX в., окончательно продемонстрировавший фатальную неизменность дихотомии войны и мира. Постоянные войны, ставшие гораздо более кровопролитными вследствие технического прогресса, невиданные страдания мирного населения - все это с новой силой обострило споры относительно законности и необходимости войн <9>.
--------------------------------
<8> Там же. С. 4.
<9> Там же. С. 5.
Резкую отповедь у Ф.Ф. Мартенса встречали попытки оправдать, а порой и облагородить войну. Он полностью отвергал ее предопределенность и "божественный" характер, о которых с воодушевлением писал французский публицист и религиозный философ Ж. де Местр. В действительности, утверждал правовед, война имеет объективно-историческую природу и является "выражением той степени умственного и культурного развития, на которой находятся воюющие народы". Еще более отрицательно Мартенс оценивал взгляды П.Ж. Прудона, открыто выступавшего в поддержку принципа "силы", которому якобы всегда сопутствовали "право", "справедливость" и "правда". "Неужели, - негодовал Мартенс, - ежедневный опыт и история международных войн не представляют достаточно доказательств тому, что нередко сила надругается самым возмутительным образом над законными правами и вечными принципами правды и справедливости?" <10>. Согласившийся с аргументами Прудона, указывал он далее, должен, следуя логике, признать справедливыми и законными все самые чудовищные и вопиющие преступления, случившиеся в мировой истории. Возмущало Мартенса и стремление французского мыслителя увидеть в войне суть и смысл развития человеческой цивилизации, основу не только политики, права, государственного строя, но даже поэзии и богословия <11>.
--------------------------------
<10> Там же. С. 10.
<11> Там же. С. 11 - 12.
Негативно отзывался ученый и о приверженцах популярного во второй половине XIX в. направления в социологии - биологизма. Его сторонники (например, немецкий историк Г. фон Трейчке) видели в войне лишь "вечную борьбу за существование", оценивая ее как стихийный природный процесс, неуправляемый и неограниченный. Следствием такого подхода становилось фактическое оправдание всех сопутствующих войнам бедствий и ужасов, которые рассматривались как неизбежные жертвы "великого закона жизни". Защитники идей социального дарвинизма, по мысли ученого, низводили человека до уровня лютого зверя, лишая его "всех благородных инстинктов, всех возвышенных стремлений, всякого уважения к праву там, где этого не требует материальная выгода". Не отрицая самого принципа борьбы за существование, Мартенс рассматривал его скорее как процесс нравственного совершенствования, победу духа над материей, права над силой, порядка над безвластием. В международных отношениях реализация этого закона означало постепенное распространение права и справедливости, вместо произвола и насилия <12>.
--------------------------------
<12> Там же. С. 13 - 17.
В то же время Мартенс признавал отдельные положительные стороны межгосударственных конфликтов. Зачастую войны содействовали распространению новых явлений культуры и образования, способствовали народному единению в воюющих странах, укрепляя тем самым политическую стабильность и сплачивая самые разные общественные силы <13>.
--------------------------------
<13> Там же. С. 7.
Размышляя над проблемой установления "вечного мира", российский юрист признавал ее решение "недоступной задачей". Симпатизируя миротворческим идеям в принципе, он вместе с тем не разделял крайностей радикального пацифизма, видя в нем "последние пределы ослепления и публицистического задора". Не случайным, по его мнению, было и то общее неприятие норм гуманитарного права, которое исходило как со стороны крайних милитаристов, так и безусловных противников войны. Первые видели в военных действиях величественное проявление не подсудного людским законам Божьего Промысла. Пацифисты же, определяя всякую войну как преступление, восставали против любых попыток придания ей легитимности <14>.
--------------------------------
<14> Там же. С. 17 - 21.
Отрицание объективного и закономерного характера войны являлось, по мнению Мартенса, отрицанием "непреложного закона" исторического развития человечества. Как неизбежны противоречия между людьми, вследствие различий в их чувствах, стремлениях, желаниях и интересах, так и народы, преследуя разные цели, неминуемо сталкиваются и конфликтуют. Поэтому войны исчезнут лишь тогда, когда "государства отрекутся от своей самостоятельности и от политических интересов". Лишь по мере нравственного совершенствования, научного прогресса и роста взаимного уважения к правам и свободам других народов будут постепенно исчезать поводы для вражды и несогласия. Для ученого было очевидно, что важнейшей причиной, препятствующей процессу всеобщего умиротворения, являлось отсутствие юридической регламентации международной жизни <15>. "Все в земном шаре подчиняется определенным законам, - с горечью писал он, - только отношения между народами их не знают" <16>.
--------------------------------
<15> Там же. С. 31 - 34.
<16> Там же. С. 35.
К вполне достижимым средствам уменьшения числа международных конфликтов Мартенс относил кодификацию гуманитарного права. "Не легко найти, - отмечал он, - пример лучше подтверждающий силу того мирового закона, на основании которого история природы и человеческой культуры проявляется в поступательном торжестве духа над материей, как именно развитие права войны" <17>. Уровень народной нравственности и правосознания, считал ученый, напрямую связан с той степенью гуманности, что проявляется участниками военных конфликтов по отношению друг к другу.
--------------------------------
<17> Там же. С. 41.
Мартенс был глубоко убежден в том, что в будущем наступят времена, "когда война действительно (курсив автора) станет исключением", а государства будут использовать только мирные способы разрешения конфликтов. Однако до столь желанной поры именно кодификация гуманитарного права представлялась ему "единственным средством отнять у войны ее зверский характер и ограничить связанные с ней бедствия". Более того, повсеместный рост правосознания и гуманизация конфликтов способствовали бы не только значительному уменьшению количества военных преступлений, но и существенно расширили международное сотрудничество и, в конечном счете, способствовали укреплению общего мира <18>.
--------------------------------
<18> Там же. С. 44.
В своем популярном, выдержавшем многочисленные переиздания учебнике по международному праву Мартенс выделил основные причины межгосударственных столкновений. К их числу он относил: нарушение основных, неотъемлемых и приобретенных прав государства, несоответствие международного положения страны с внутренней ситуацией, "ненормальное положение общественных сил и экстенсивные их стремления", внешнее нападение и т.п. Все эти причины ученый считал объективно обусловленными и связанными с историческим своеобразием народов, их географическим положением и общественно-политическим развитием <19>.
--------------------------------
<19> Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб.: Тип. Мин-ва путей сообщения, 1883. С. 435.
Одним из самых известных и важных деяний Мартенса на ниве практического миротворчества стало его участие в первой мирной конференции 1899 г. По словам известного юриста-международника М.А. Таубе, во многом благодаря активной позиции Ф.Ф. Мартенса представительное собрание в Гааге "открыло эру... мировых международных съездов, призванных обсуждать и разрешать назревшие проблемы права и справедливости между народами" <20>. Сам Мартенс высоко оценивал достигнутые на конференции результаты прежде всего в сфере третейского разбирательства и кодификации гуманитарного права <21>. Подобное комплиментарное отношение, на наш взгляд, было вызвано не столько фактом собственного участия в работе "первого парламента мира", сколько тем, что само его проведение отвечало миротворческим устремлениям маститого правоведа. Сторонник постепенного движения к миру, организованному на принципах права и справедливости, он в Гаагской конференции увидел начало этого долгого, но, по его глубокому убеждению, неизбежного процесса.
--------------------------------
<20> Таубе М.А. Ф.Ф. Мартенс (1845 - 1909) (Некролог). СПб.: Сенатская тип., 1909. С. 11.
<21> Мартенс Ф.Ф. Гаагская конференция мира. Культурно-исторический очерк // Вестник Европы. 1900. N 3. С. 13 - 25.
Таким образом, представляется, что взгляды Ф.Ф. Мартенса на проблемы войны и мира отличались последовательностью и достаточно умеренным характером. Резкая критика апологетов милитаризма сочеталась в его работах с неприятием позиций радикальных пацифистов. Военные конфликты, по мнению ученого, были в современной ему политической, культурной и правовой реальности неминуемы и неистребимы. Однако нравственный и научный прогресс сулили в будущем постепенный отказ от этого варварского способа разрешения межгосударственных противоречий. Важным подспорьем в этом направлении Мартенс считал кодификацию гуманитарного права, способного не только смягчить нравы воюющих сторон, но и содействовать международному единению и сотрудничеству.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.