Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Теория государства и права. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ДЕТСТВА В УКРАИНЕ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
Л.Ф. КРИВАЧУК
Кривачук Людмила Федоровна, ученый секретарь Львовской государственной финансовой академии, кандидат наук государственного управления, доцент.
Творческий потенциал и социальный ресурс являются одним из важнейших основ модернизации общества. В современных условиях развития государства таким творческим потенциалом и социальным ресурсом выступают дети. Проанализировав состояние формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства в Украине по разным ее направлениям, обнаружили, что существует ряд проблем в сфере охраны детства, формирование и реализация государственной политики в этой сфере осуществляется часто фрагментарно и бессистемно. Это обусловливает необходимость исследования механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства с целью усовершенствования научно-методологических подходов к осуществлению государственной политики в сфере охраны детства и разработки на этой основе нормативно-правовых основ государственного регулирования сферы охраны детства.
Учитывая, что государственное управление осуществляется в трех направлениях: государственное строительство, формирование государственной политики, реализация государственной политики, считаем, что понятие "механизмы государственного управления" шире, чем понятие "механизмы формирования и реализации государственной политики". По нашему мнению, "механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства" являются составляющими "механизмов государственного управления". Поэтому перед тем, как сформулировать понятие "механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства", которое на сегодня не определено ни на законодательном, ни на научном уровне в Украине, выясним сначала сущность понятий "механизмы", "механизмы государственного управления".
Справочная литература дает достаточно исчерпывающее толкование понятия "механизм". В частности, механизм (в переводе с греческого - "орудие, машина") - это "1) устройство (совокупность звеньев и деталей), передающее или превращающее движение; 2) система, определяющая порядок какого-либо процесса деятельности, любых явлений" <1>; "совокупность состояний и процессов, из которых состоит какое-либо физическое, химическое, физиологическое или иное явление" <2>.
--------------------------------
<1> Словник iншомовних слiв. К., 2000. С. 355.
<2> Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 309.
Отметим, что появление понятия "механизм" связано с достижениями классической механики в XVII - XVIII вв. (Галилей, Ньютон и др.). С точки зрения философского мировоззренческого направления механицизма, согласно которому развитие природы и общества объясняется законами механической формы движения материи, которые считаются универсальными и распространяются на все виды материального движения, можно констатировать, что механизм - это замкнутая система, состоящая из неизменных элементов, и ее движение подчиняется законам классической механики <3>. Дальнейший генезис социальных наук позволил детерминировать механизмы, как часть социального управления, в форме системы целенаправленного воздействия на общество, целью которого является упорядочение, сохранение, совершенствование и развитие его качественной специфики <4>. Следовательно, вполне можно применять понятие "механизм" к государственному управлению как виду социального управления, выделяя понятие "механизмы государственного управления".
--------------------------------
<3> Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фролова. М., 1986. С. 279.
<4> Украинский советский энциклопедический словарь. К., 1988. Т. 2. С. 470.
В научной литературе понятие "механизмы государственного управления" является широко употребляемым, однако содержание его понимают по-разному. В частности, Г. Атаманчук считает, что "механизм государственного управления" - это "сложная система государственных органов, организованных в соответствии с определенными принципами для осуществления задач государственного управления" <5>. По мнению В. Бакуменко и В. Князева, "механизмы государственного управления" - это "практические меры, средства, рычаги, стимулы, с помощью которых органы государственной власти влияют на общество, производство, любую социальную систему с целью достижения поставленных целей" <6>. Как утверждает Ю. Тихомиров, "механизм государственного управления" - это "демократическая государственная организация управленческого воздействия на общественные процессы" <7>. Н. Нижник отмечает, что "механизм государственного управления" - это "составная часть системы управления, обеспечивающая воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управленческого объекта" <8>. По определению А. Радченко, "механизмы государственного управления" - это "системная совокупность институтов, структур, последовательных действий, форм, состояний и процессов в государстве как продукт организованной человеческой деятельности, имеет целью реализацию интересов и потребностей людей и решения неотложных общественно-политических проблем за счет государственного влияния и регулирования общественной жизнедеятельности на основе устоявшихся общественных ценностей, норм и правил; является формой реализации функций государства и имеет субъектом органы государственного управления" <9>.
--------------------------------
<5> Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. М., 2004. С. 86.
<6> Державне управлiння: Словник-довiдник / За заг. ред. В.М. Князева, В.Д. Бакуменка. К., 2001. С. 116 - 117.
<7> Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 482 - 483.
<8> Нижник Н.Р., Машков О.А. Системний пiдхiд в органiзацii державного управлiння: Навч. посiб. / За ред. Н.Р. Нижник. К., 1998. С. 49.
<9> Радченко О.В. Категорiя "механiзм" у системi державного управлiння // Держава та регiони. Серiя "Державне управлiння". 2009. N 3. С. 68.
Итак, механизм государственного управления является сложным системным образованием, которое сочетает в себе различные составляющие. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых относительно толкования понятия "механизмы государственного управления" позволил предложить авторское определение понятия "механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства", которое, как мы уже отмечали, является составляющей понятия "механизмы государственного управления".
По нашему мнению, "механизмы формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства" - это "сложная система, направленная на достижение поставленных целей в области охраны детства, которая включает совокупность правовых норм, систему органов государственной власти и местного самоуправления, практические меры, средства, рычаги, инструменты, методы, с помощью которых осуществляется формирование и реализация государственной политики в сфере охраны детства".
К механизмам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства, согласно предложенной нами концепции <10>, относятся: правовой, организационный, информационный, социальный и финансовый механизмы.
--------------------------------
<10> Кривачук Л.Ф. Державна полiтика у сферi охорони дитинства: формування та реалiзацiя: Монографiя. Л., 2012.
Относительно инструментария и механизмов формирования и реализации государственной политики, которые одновременно являются элементом содержания этой политики, то, как отмечает В. Тертичка <11>, именно их нужно анализировать как один из главных факторов создания и осуществления эффективной политики, утверждая, что проблемы и цели в любой сфере общественной деятельности являются относительно постоянными и общепонятными, а орудия и механизмы внедрения преимущественно определены нечетко.
--------------------------------
<11> Тертичка В.В. Державна полiтика: аналiз i впровадження в Украiнi: Дис. ... докт. держ. упр. К., 2004. С. 94.
Таким образом, считаем, что к "механизмам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства" относятся:
- правовой механизм: принятие нормативно-правовых актов, решений органов государственной власти, местного самоуправления, направленных на формирование и реализацию государственной политики в сфере охраны детства; разработка и принятие государственных целевых программ;
- организационный механизм: деятельность в органах государственной власти, местного самоуправления структурных подразделений и коллегиальных органов, занимающихся проблемами детей и действующих в сфере охраны детства;
- информационный механизм: проведение ежегодных слушаний о положении детей и подготовка государственного доклада по этому вопросу; проведение разноплановых исследований по проблемам детей, осуществление мониторинга в сфере охраны детства; информирование общественности по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере охраны детства; влияние медиапространства (СМИ, интернет-ресурсы);
- социальный механизм: деятельность международных и национальных организаций, детских и молодежных общественных организаций, социальных и других институтов в интересах детей;
- финансовый механизм: выделение в государственном и местном бюджетах целевых средств на финансирование государственной политики в сфере охраны детства, деятельность специальных фондов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Теория государства и права, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.